Решение по иску прокурора Волжского района Самарской области в защиту неопределенного круга лиц о возложении обязанности устранить нарушения требований противопожарной безопасности и санитарно - эпидемиологического законодательства.



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Самара 15 июня 2012 года

Волжский районный суд Самарской области в составе: председательствующего Панарина С.В.,

при секретаре Рыковой Е.С.,

с участием:

помощника прокурора Волжского района Самарской области Колчиной Е.Е.,

представителя ответчика Администрации м.р. Волжский Самарской области – Хоренковой Е.В.,

представителя ответчика МБУ «Паритет» - Малкиной В.В.,

представителя ответчика Министерство имущественных отношений Самарской области – Ужаковой О.А.

представителя третьего лица Отдела НД м.р. Волжский УНД Главного Управления МЧС России по Самарской области – Абрамова В.С.,

представителя третьего лица Управления Роспотребнадзора по Самарской области Рытовой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Волжского района Самарской области в защиту неопределенного круга лиц к Государственному бюджетному общеобразовательному учреждению Самарской области основная общеобразовательная школа п. Верхняя Подстепновка муниципального района Волжский Самарской области, администрации муниципального района Волжский Самарской области, Муниципальному общеобразовательному учреждению Верхнеподстепновская средняя общеобразовательная школа муниципального района Волжский Самарской области, Поволжскому управлению министерства образования и науки, Министерству имущественных отношений Самарской области, Муниципальному бюджетному учреждению по обеспечению деятельности учреждений образования муниципального района Волжский Самарской области «Паритет» о возложении обязанности устранить нарушения требований санитарно – эпидемиологического законодательства,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Волжского района Самарской области обратился в суд с исковым заявлением в защиту неопределенного круга лиц к Государственному бюджетному общеобразовательному учреждению Самарской области основная общеобразовательная школа п. Верхняя Подстепновка муниципального района Волжский Самарской области, администрации муниципального района Волжский Самарской области, Муниципальному общеобразовательному учреждению Верхнеподстепновская средняя общеобразовательная школа муниципального района Волжский Самарской области, Поволжскому управлению министерства образования и науки, Министерству имущественных отношений Самарской области, Муниципальному бюджетному учреждению по обеспечению деятельности учреждений образования муниципального района Волжский Самарской области «Паритет» о возложении обязанности устранить нарушения требований противопожарной безопасности и санитарно – эпидемиологического законодательства,

В иске указал, что в ходе проведения проверки МОУ основная общеобразовательная школа п. Верхняя Подстепновка муниципального района Волжский Самарской области были выявлены нарушения требований противопожарного и санитарно – эпидемиологического законодательства. Прокурор просил обязать Поволжское управление министерства образования и науки, Администрацию муниципального района Волжский Самарской области, Муниципальное общеобразовательное учреждение Верхнеподстепновская средняя общеобразовательная школа муниципального района Волжский Самарской области провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия с целью приведения состояния здания образовательного учреждения в соответствие с действующим законодательством, а именно:

- обеспечить здание противопожарный водопровод (водопроводная сеть) на котором(ой) необходима установка (расстановка) пожарного гидранта с расходом воды на наружное пожаротушение на один пожар 10 л/с из расчета продолжительности тушения пожара 3 ч (2 ч), с учетом нормативного расстояния (радиуса) его удаления от здания (200 м);

- обеспечить учреждение (организацию) прямой телефонной связью с ближайшим подразделением пожарной охраны;

- предоставить документацию (сертификат пожарной безопасности и т.п.) показателей пожарной безопасности (опасности) материала ( масленой краски (обоев)), свидетельствующей о допустимости применения данного материала (масленой краски (обоев) на путях эвакуации (вестибюль, коридоры на 1-м и 2-м этажах здания, холл на 2-м этаже здания рядом с кабинетом начальных классов);

- привести в соответствие с нормативным требованием пожарной безопасности ширину эвакуационных выходов (1-й этаж здания: кабинет географии (посадочных мест (стульев) более 15, но менее 50) - фактическая ширина эвакуационного выхода 0,88 м (требуется не менее 0,9 м); кабинет английского языка (посадочных мест (стульев) менее 15) - фактическая ширина эвакуационного выхода 0,77 м (требуется не менее 0,8 м); кабинет русского языка (посадочных мест (стульев) более 15, но менее 50) - фактическая ширина эвакуационного выхода 0,86 м (требуется не менее 0,9 м); кабинет математики (посадочных мест (стульев) более 15, но менее 50) - фактическая ширина эвакуационного выхода 0,88 м (требуется не менее 0,9 м); кабинет заместителя директора по воспитательной работе - фактическая ширина эвакуационного выхода 0,78 м (требуется не менее 0,8 м); спортивный зал (при определении максимально допустимого количества людей 181, при расчетной площади помещения 136 кв. м, из расчета площади приходящейся на одного человека 0,75 кв. м) - фактическая ширина «основного» эвакуационного выхода 0,76 м (требуется не менее 1,2 м), фактическая ширина «запасного» эвакуационного выхода 0,55 м (требуется не менее 1,2 м); столовая (посадочных мест (стульев, лавок) более 50) - фактическая ширина эвакуационного выхода 0, 54 м, 0, 87 м, 0,87 м (требуется не менее 1,2 м); 2-й этаж здания: кабинет физики (посадочных мест (стульев) более 15, но менее 50) - фактическая ширина эвакуационного выхода 0,88 м (требуется не менее 0,9 м); кабинет истории (посадочных мест (стульев) более 15, но менее 50) - фактическая ширина эвакуационного выхода 0,88 м (требуется не менее 0,9 м); кабинет химии (посадочных мест (стульев) более 15, но менее 50) - фактическая ширина эвакуационного выхода 0,86 м (требуется не менее 0,9 м), фактическая ширина эвакуационного выхода 0,65 м (требуется не менее 0,8 м); кабинет начальных классов (посадочных мест (стульев) более 15, но менее 50) - фактическая ширина эвакуационного выхода 0,86 м (требуется не менее 0,9 м); актовый зал (при определении максимально допустимого количества людей 132, при расчетной площади помещения 99 кв. м, из расчета площади приходящейся на одного человека 0,75 кв. м) - фактическая ширина эвакуационных выходов 1,12 м, 1,11 м (требуется не менее 1,2 м);

- установить двери на путях двери открывающиеся не по направлению выхода из здания (двери эвакуационных выходов из столовой);

- привести в соответствие с нормативным требованием высоту ступеней на путях эвакуации по (на) лестничным(х) маршам(х) лестничной клетки здания (лестничная клетка в левой части здания) «нижний» марш - основная высота ступеней марша составляет 14 см, а высота нижней ступени марша составляет 7 см; «средний» марш - основная высота ступеней марша составляет 14 см, а высота нижней и верхней ступеней марша составляет 7 см и 17 см соответственно; «верхний» марш - основная высота ступеней марша составляет 14 см, а высота нижней и верхней ступеней марша составляет 10 см и 19 см соответственно);

- произвести очистка воздуховодов системы вентиляции (перед началом учебного года) (помещение кухни в столовой на 1-м этаже здания);

- устранить на путях эвакуации, в лестничной клетке размещение оборудования (батареи системы отопления), выступающего(й) из плоскости стены на высоте до 2,2 м от поверхности площадки (проступей) лестницы (лестничная клетка в левой части здания);

- привести в соответствие с нормативным требованием пожарной безопасности расположение эвакуационных выходов из актового зала (минимальное расстояние между ними менее требуемого (расчетного) 9,49 м);

- перенести размещение столярной мастерской на 1-м этаже здания, под актовым залом расположенного на 2-м этаже здания;

- обработать огнезащитным(и) составом(ами) Сценическое оформление (драпировка) актового зала не подвергнуто(а) и представить соответствующий акт данной обработки;

- установить в подвале (подвальном этаже (отсеке подвального этажа) заглубленного более чем на 0,5 м) люки или окна шириной 0,9 м и высотой 1,2 м (требуется не менее двух, при том, что площадь такого отсека должна быть не более 700 м2);

- определить для производственных и складских помещений категорию взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны по правилам устройства электроустановок (далее - ПУЭ), которые надлежит обозначать на дверях данных помещений (1-й этаж здания: столярная мастерская, инструментальная, кладовая сухих продуктов, хозяйственная кладовая, книгохранилище; 2-й этаж здания: лаборатория химии, лаборатория биологии, лаборатория физики, лаборатория русского языка и литературы);

- установить в кладовых для хранения горючих материалов, столярной мастерской для переработки горючих материалов, электрощитовой

противопожарные двери с пределом огнестойкости не менее 0,6 ч. (кладовые на 1-м и 2-м этажах здания, столярная мастерская (инструментальная) на 1-м этаже здания, электрощитовая на 1-м этаже здания);

- привести в соответствие с нормативным требованием пожарной безопасности заполнение проемов (двери) в противопожарных преградах (перегородках) отделяющих вестибюль, в котором устроена лестница 2-го типа, от коридоров и смежных помещений, с соответствующем пределом огнестойкости (EI30) ;

- привести в соответствие с нормативными требованиями декларацию пожарной безопасности от 13.04.2010 г. № 36-214-803-47-31 в части ее формы, а также полноты ее заполнения;

- привести внутреннюю отделку помещений (стен, потолков и т.д.) школы;

- приобрести металлические сетки с ручками и гибкий шланг с душевой насадкой для ополаскивания столовой посуды;

- приобрести деревянный шкаф для хранения хлеба;

- обеспечить санузел для персонала пищеблока;

- оборудовать остановку для транспорта, который подвозит детей из близлежащих сел (навес, огражденный с трех сторон);

- заменить бытовые ванны для мытья столовой посуды на ванны большего размера согласно спецификации оборудования на пищеблоке;

- приобрести противень со специальным покрытием для обжаривания полуфабрикатов;

- обеспечить порядок и объем проведения лабораторных и инструментальных исследований за организацией питания в рамках производственного контроля.

В ходе судебного разбирательства определением суда от 18.04.2012г. в качестве соответчиков привлечены Министерство имущественных отношений по Самарской области, МБУ «Паритет».

В судебном заседании помощник прокурора Волжского района Самарской области Колчина Е.Е. иск уточнила, в связи с тем, что некоторые требования ответчиком выполнены добровольно, уточнила состав ответчиков, просила обязать Поволжское управление министерства образования и науки, Министерство имущественных отношений Самарской области, Администрацию муниципального района Волжский Самарской области, Муниципальное бюджетное учреждение по обеспечению деятельности учреждений образования муниципального района Волжский Самарской области «Паритет», Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа п. Верхняя Подстепновка муниципального района Волжский Самарской области, Муниципальное общеобразовательное учреждение Верхнеподстепновская средняя общеобразовательная школа муниципального района Волжский Самарской области, провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия с целью приведения состояния здания образовательного учреждения расположенного по адресу <адрес>, в соответствие с действующим законодательством, а именно:

- обеспечить здание противопожарный водопровод (водопроводная сеть) на котором(ой) необходима установка (расстановка) пожарного гидранта с расходом воды на наружное пожаротушение на один пожар 10 л/с из расчета продолжительности тушения пожара 3 ч (2 ч), с учетом нормативного расстояния (радиуса) его удаления от здания (200 м);

- обеспечить учреждение (организацию) прямой телефонной связью с ближайшим подразделением пожарной охраны;

- предоставить документацию (сертификат пожарной безопасности и т.п.) показателей пожарной безопасности (опасности) материала ( масленой краски (обоев)), свидетельствующей о допустимости применения данного материала (масленой краски (обоев) на путях эвакуации (вестибюль, коридоры на 1-м и 2-м этажах здания, холл на 2-м этаже здания рядом с кабинетом начальных классов);

- привести в соответствие с нормативным требованием пожарной безопасности ширину эвакуационных выходов (1-й этаж здания: кабинет географии (посадочных мест (стульев) более 15, но менее 50) - фактическая ширина эвакуационного выхода 0,88 м (требуется не менее 0,9 м); кабинет английского языка (посадочных мест (стульев) менее 15) - фактическая ширина эвакуационного выхода 0,77 м (требуется не менее 0,8 м); кабинет русского языка (посадочных мест (стульев) более 15, но менее 50) - фактическая ширина эвакуационного выхода 0,86 м (требуется не менее 0,9 м); кабинет математики (посадочных мест (стульев) более 15, но менее 50) - фактическая ширина эвакуационного выхода 0,88 м (требуется не менее 0,9 м); кабинет заместителя директора по воспитательной работе - фактическая ширина эвакуационного выхода 0,78 м (требуется не менее 0,8 м); спортивный зал (при определении максимально допустимого количества людей 181, при расчетной площади помещения 136 кв. м, из расчета площади приходящейся на одного человека 0,75 кв. м) - фактическая ширина «основного» эвакуационного выхода 0,76 м (требуется не менее 1,2 м), фактическая ширина «запасного» эвакуационного выхода 0,55 м (требуется не менее 1,2 м); столовая (посадочных мест (стульев, лавок) более 50) - фактическая ширина эвакуационного выхода 0, 54 м, 0, 87 м, 0,87 м (требуется не менее 1,2 м); 2-й этаж здания: кабинет физики (посадочных мест (стульев) более 15, но менее 50) - фактическая ширина эвакуационного выхода 0,88 м (требуется не менее 0,9 м); кабинет истории (посадочных мест (стульев) более 15, но менее 50) - фактическая ширина эвакуационного выхода 0,88 м (требуется не менее 0,9 м); кабинет химии (посадочных мест (стульев) более 15, но менее 50) - фактическая ширина эвакуационного выхода 0,86 м (требуется не менее 0,9 м), фактическая ширина эвакуационного выхода 0,65 м (требуется не менее 0,8 м); кабинет начальных классов (посадочных мест (стульев) более 15, но менее 50) - фактическая ширина эвакуационного выхода 0,86 м (требуется не менее 0,9 м); актовый зал (при определении максимально допустимого количества людей 132, при расчетной площади помещения 99 кв. м, из расчета площади приходящейся на одного человека 0,75 кв. м) - фактическая ширина эвакуационных выходов 1,12 м, 1,11 м (требуется не менее 1,2 м);

- установить двери на путях двери открывающиеся не по направлению выхода из здания (двери эвакуационных выходов из столовой);

- привести в соответствие с нормативным требованием высоту ступеней на путях эвакуации по (на) лестничным(х) маршам(х) лестничной клетки здания (лестничная клетка в левой части здания) «нижний» марш - основная высота ступеней марша составляет 14 см, а высота нижней ступени марша составляет 7 см; «средний» марш - основная высота ступеней марша составляет 14 см, а высота нижней и верхней ступеней марша составляет 7 см и 17 см соответственно; «верхний» марш - основная высота ступеней марша составляет 14 см, а высота нижней и верхней ступеней марша составляет 10 см и 19 см соответственно);

- произвести очистка воздуховодов системы вентиляции (перед началом учебного года) (помещение кухни в столовой на 1-м этаже здания);

- устранить на путях эвакуации, в лестничной клетке размещение оборудования (батареи системы отопления), выступающего(й) из плоскости стены на высоте до 2,2 м от поверхности площадки (проступей) лестницы (лестничная клетка в левой части здания);

- привести в соответствие с нормативным требованием пожарной безопасности расположение эвакуационных выходов из актового зала (минимальное расстояние между ними менее требуемого (расчетного) 9,49 м);

- перенести размещение столярной мастерской на 1-м этаже здания, под актовым залом расположенного на 2-м этаже здания;

- обработать огнезащитным(и) составом(ами) Сценическое оформление (драпировка) актового зала не подвергнуто(а) и представить соответствующий акт данной обработки;

- установить в подвале (подвальном этаже (отсеке подвального этажа) заглубленного более чем на 0,5 м) люки или окна шириной 0,9 м и высотой 1,2 м (требуется не менее двух, при том, что площадь такого отсека должна быть не более 700 м2);

- определить для производственных и складских помещений категорию взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны по правилам устройства электроустановок (далее - ПУЭ), которые надлежит обозначать на дверях данных помещений (1-й этаж здания: столярная мастерская, инструментальная, кладовая сухих продуктов, хозяйственная кладовая, книгохранилище; 2-й этаж здания: лаборатория химии, лаборатория биологии, лаборатория физики, лаборатория русского языка и литературы);

- установить в кладовых для хранения горючих материалов, столярной мастерской для переработки горючих материалов, электрощитовой

противопожарные двери с пределом огнестойкости не менее 0,6 ч. (кладовые на 1-м и 2-м этажах здания, столярная мастерская (инструментальная) на 1-м этаже здания, электрощитовая на 1-м этаже здания);

- привести в соответствие с нормативным требованием пожарной безопасности заполнение проемов (двери) в противопожарных преградах (перегородках) отделяющих вестибюль, в котором устроена лестница 2-го типа, от коридоров и смежных помещений, с соответствующем пределом огнестойкости (EI30) ;

- привести в соответствие с нормативными требованиями декларацию пожарной безопасности от 13.04.2010 г. № 36-214-803-47-31 в части ее формы, а также полноты ее заполнения;

- приобрести противень со специальным покрытием для обжаривания полуфабрикатов.

На удовлетворении уточненных исковых требований настаивала.

Представитель ответчика Министерства имущественных отношений Самарской области Ужакова О.А. исковые требования не признала, пояснила, что в исковом заявлении не указано, какие нормы права, интересы неопределенного круга лиц нарушены органами исполнительной власти, а также иск не содержит ссылку на нормативный акт, предусматривающий способы защиты этих интересов. Кроме того, истцом в одном исковом заявлении объединены требования искового производства и требования, вытекающие из публичных правоотношений, что является нарушением ст.151 пп. 1,2 ГПК РФ. В соответствии со ст. 254 ГПК РФ для обязания в судебном порядке органа государственной власти совершить определенное действие должны быть одновременно представлены доказательства того, что его действие или бездействие не соответствует требованиям законодательства, нарушает права и свободы заявителя, создает препятствия к их осуществлению. Таких доказательств истцом не представлено. Истец не разграничил требования, предъявляемые к ответчикам, действия (бездействия) министерства имущественных отношений Самарской области им не обжалуются, требования прокурора в части обязания министерства провести организационно-хозяйственные мероприятия по устранению нарушений пожарной безопасности в здании учреждения являются незаконными и необоснованными. В иске сформулированы одни и те же требования к органам исполнительной власти и учреждению, что недопустимо, поскольку на ответчиков возложены совершенно разные функции и полномочия.

Финансирование учреждения относится к полномочиям министерства образования и науки Самарской области. К компетенции министерства имущественных отношений, при осуществлении полномочий собственника имущества Самарской области относится, в частности, закрепление имущества за учреждением на праве оперативного управления, контроль за его использованием, а также изъятие данного имущества. Министерство имущественных отношений Самарской области не является органом, уполномоченным на устранение нарушений в части пожарной и санитарно - гигиенической безопасности.

Акты проверки и предписания, составленные в отношении МОУ Верхнеподстепновская средняя общеобразовательная школа муниципального района Волжский Самарской области в адрес министерства не направлялись.

Учреждение занимает здание, которое является муниципальной собственностью муниципального района Волжский Самарской области. В соответствии со статьей 210 ГК РФ собственник несет бремя принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Учреждение пользуется имуществом по договору безвозмездного пользования, заключенным с муниципалитетом. Поскольку указанное имущество из муниципальной собственности в собственность Самарской области не передавалось, у министерства отсутствуют полномочия по его распоряжению, в частности по заключению договора о передаче имущества учреждению в оперативное управление.

Кроме того, необходимо выяснить, могли ли нарушения, выявленные в ходе проверки, возникнуть до заключения договора безвозмездного пользования. В случае возникновения указанных нарушений до передачи объекта недвижимого имущества, суду, при вынесении решения необходимо руководствоваться положениями статьи 693 ГК РФ, согласно которой ссудодатель (Администрация м.р. Волжский Самарской области) отвечает за недостатки вещи, которые он умышленно или по грубой неосторожности не оговорил при заключении договора безвозмездного пользования. Считает, что бремя ответственности по устранению нарушений должно быть возложено на Администрацию м.р. Волжский Самарской области, поскольку нарушения возникли еще в период существования муниципального учреждения.

Представитель ответчика ГБОУ Самарской области основная общеобразовательная школа п. Верхняя Подстепновка муниципального района Волжский Самарской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, дело рассмотрено в его отсутствие.

Представитель ответчика Администрации м.р. Волжский Самарской области – Хоренкова Е.В. исковые требования не признала, пояснила, что нарушения были выявлены в МОУ до создания МБУ «Паритет». Считает, что ответчиками являются учредители ГБОУ, а правовых оснований для удовлетворения заявленных требований в отношении Администрации м.р. Волжский Самарской области, МБУ «Паритет» не имеется. Для проведения организационно – хозяйственных мероприятий нет оснований, так как отсутствуют акты на выявленные нарушения на момент создания МБУ «Паритет» в отношении ГБОУ никаких актов проверки не составлялось, в то время как бюджетные ассигнования выделяются только в случае необходимости устранения нарушений.

Представитель ответчика МБУ «Паритет» - Малкина В.В. исковые требования не признала, поддержала объяснения, данные представителем ответчика Администрации м.р. Волжский Самарской области – Хоренковой Е.В., пояснила, что МБУ «Паритет» работает с 13.01.2012г., финансирование началось с 25.02.2012г.

Представитель ответчика Поволжского управления министерства образования и науки Самарской области в судебное заседание не явился, о времени и рассмотрения дела извещен надлежащими образом, дело рассмотрено в его отсутствие. В судебном заседании от 14.05.2012г. представитель ответчика Клычкова М.С. против удовлетворения иска возражала, поскольку Министерство образования отвечает только за организацию образовательного процесса.

Представитель ответчика МОУ средняя общеобразовательная школа п. Верхняя Подстепновка муниципального района Волжский Самарской области в судебное заседание не явился, так как учреждение находится в стадии ликвидации, деятельность прекращена на основании постановления Главы муниципального района Волжский Самарской области от 19.01.2012г. № 47.

Представитель третьего лица Отдела НД муниципального района Волжский УНД ГУ МЧС России Абрамов В.С. удовлетворение исковых требований оставил на усмотрение суда, пояснил, что ранее были выявлены отдельные нарушения правил пожарной безопасности, однако специализированная организация дала заключение по оценке пожарных рисков, считает, что на данный момент нарушений нет, объект соответствует пожарной безопасности. Оценка пожарных рисков уже получена на ГБОУ. Также пояснил, что обеспечение объекта (здание) прямой телефонной связью с ближайшим подразделением пожарной охраны сейчас не требуется, этот пункт отменен постановлением Правительства РФ № 390 от 25.04.2012г.

Представитель третьего лица Управления Роспотребнадзора по Самарской области Рытова Е.А. удовлетворение исковых требований оставила на усмотрение суда, пояснила, что в 2011г. школа была проверена, составлены протоколы и акты, а так же новые предписания, время на устранение нарушений установлено до конца 2012г. – начала 2013г. Последнее предписание не действует, поскольку выдавалось на МОУ, которое не существует, так как форма учреждения поменялась на ГБОУ. Каким образом устранить выявленные нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, суду не пояснила.

Заслушав доводы сторон, изучив материалы дела, суд считает, что иск не подлежит удовлетворению.

Определением суда от 15.06.2012г. прекращено производство по делу в части исковых требований прокурора о возложении обязанности устранить нарушения требований противопожарной безопасности в связи с тем, что ранее уже принято решение суда по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям.

Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

На основании ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно ст. 16 ФЗ от 26.12.2008г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт проверки, который должен быть оформлен установленным законом образом и предписание об устранении выявленных нарушений, в котором указывается срок, в течение которого указанные нарушения должны быть устранены. Согласно ст. 20 указанного закона отсутствие акта проверки и предписания ведут к недействительности результатов проверки и не могут являться доказательствами нарушения юридическими лицами норм закона.

Судом установлено, что Прокуратурой Волжского района Самарской области совместно с инспекторами Управления Роспотребнадзора по Самарской области, Отдела НД муниципального района Волжский УНД ГУ МЧС России проведена проверка соблюдения противопожарного и санитарно – эпидемиологического законодательства МОУ основная общеобразовательная школа п. Верхняя Подстепновка муниципального района Волжский Самарской области, в ходе которой в здании школы, расположенном по адресу: <адрес>, были выявлены нарушения требований законодательства РФ, а именно, нарушения требований Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных приказом МЧС РФ от 18.06.2003 №313, а также ФЗ №52-ФЗ от 30.03.1999г. «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения», санитарных норм и правил.

МОУ Верхнеподстепновская средняя общеобразовательная школа муниципального района Волжский Самарской области является ненадлежащим ответчиком, так как его деятельность фактически прекращена на основании постановления Главы муниципального района Волжский Самарской области от 19.01.2012г. № 47, которым принято решение о ликвидации учреждения, о чем 30.01.2012г. в ЕГРЮЛ внесена соответствующая запись.

Учредителями МОУ являлись Министерство образования и науки Самарской области в лице Поволжского управления министерства образования и науки Самарской области и Администрация муниципального района Волжский Самарской области.

В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 12.10.2011г. № 576 «О создании государственных бюджетных общеобразовательных учреждений Самарской области и установлении отдельных расходных обязательств Самарской области создано государственное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа п. Верхняя Подстепновка муниципального района Волжский Самарской области.

Учредителем ГБОУ СОШ п. Просвет является Правительство Самарской области в лице Министерства образования и науки Самарской области и Министерства имущественных отношений Самарской области.

На основании постановления Администрации муниципального района Волжский Самарской области № 3209 от 22.12.2011г. из оперативного управления МОУ Верхнеподстепновская СОШ м.р. Волжский Самарской области изъято имущество, в том числе здания школы, расположенные по адресу: <адрес>, и закреплено на праве оперативного управления за муниципальным бюджетным учреждением по обеспечению деятельности учреждений образования муниципального района Волжский Самарской области «Паритет».

Между Администрацией муниципального района Волжский Самарской области (собственник), МБУ «Паритет» (ссудодатель) и ГБОУ средняя общеобразовательная школа п. Верхняя Подстепновка муниципального района Волжский Самарской области (ссудополучатель) 26.12.2011г. заключен договор безвозмездного пользования муниципальным имуществом, в том числе зданием школы, расположенным по адресу: <адрес>.

Согласно условиям договора от 26.12.2011г. ссудодатель обязан организовать в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на указанные цели, выполнение текущего и аварийного ремонтов недвижимого имущества, проведение работ, связанных с нарушением требований пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологического законодательства. Ссудополучатель обязан соблюдать технические, санитарные, противопожарные и иные требования, предъявляемые к имуществу при его использовании.

До рассмотрения дела по существу ответчиком ГБОУ Самарской области основная общеобразовательная школа п. Верхняя Подстепновка муниципального района Волжский Самарской области устранено большинство допущенных нарушений правил пожарной безопасности и санитарно – эпидемиологического законодательства, что стало возможным при наличии финансировании из бюджета. Данные обстоятельства свидетельствуют об активных действиях ответчиков, направленных на устранение выявленных нарушений.

На основании ст. 3 «Конвенции о правах ребенка», принятой 20.11.1989г., во всех действиях в отношении детей, независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, первоочередное внимание должно уделяться наилучшему обеспечению интересов ребенка.

В соответствии с требованиями ст. 11, 24, 28, 51 ФЗ от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг. При эксплуатации помещений, зданий должны осуществляться санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ.

15.09.2011г. управлением Роспотребнадзора по Самарской области проведена проверка МОУ Верхнеподстепновская СОШ м.р. Волжский Самарской области, выдано предписание об устранении нарушения санитарно-гигиенических требований, сроком исполнения до 01.09.2013г.

В ходе проверки выявлены нарушения санитарно-гигиенических требований, однако в рамках рассмотрения дела установлено, что большая часть нарушений в настоящее время устранены.

Не устраненным остается нарушение: приобрести противень со специальным покрытием для обжаривания полуфабрикатов.

Само предписание Управления Роспотребнадзора по Самарской области ответчикам, кроме МОУ Верхнеподстепновская СОШ м.р. Волжский Самарской области, не направлялось.

При таких обстоятельствах следует признать, что прокурором преждевременно заявлены исковые требования об устранении нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства, так как срок выполнения предписания не истек. По МОУ (нарушения СанПиН) срок устранения нарушений установлен до конца 2012-2013 года, что пояснила в судебном заседании представитель Управления Роспотребнадзора по Самарской области.

Муниципальное общеобразовательное учреждение Верхнеподстепновская СОШ м.р. Волжский Самарской области в настоящее время ликвидировано, на его базе создано Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа п. Верхняя Подстепновка муниципального района Волжский Самарской области, о чем 08.12.2011г. в ЕГРЮЛ внесена запись о создании юридического лица.

Соблюдение санитарно-эпидемиологического законодательства в ГБОУ основная общеобразовательная школа п. Верхняя Подстепновка муниципального района Волжский Самарской области не проверялось, предписания на ГБОУ не составлялись и не направлялись.

Рассматривая требования прокурора об обязании Министерства имущественных отношений Самарской области и Поволжского управления Министерства образования и науки устранить выявленные нарушения санитарно – эпидемиологического законодательства, суд исходит из следующего.

Согласно Устава ГБОУ основная общеобразовательная школа п. Просвет муниципального района Волжский Самарской области его учредителем является Самарская область. Функции и полномочия учредителя в отношении деятельности учреждения осуществляются Министерством образования и науки Самарской области (в лице Поволжского управления министерства образования и науки).

Учреждение является юридическим лицом, может от своего имени приобретать имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Учредитель не несет ответственности по обязательствам учреждения.

В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 28.11.2005 № 140 «Об утверждении перечня главных распорядителей средств областного бюджета» главным распорядителем средств областного бюджета в отношении учреждения является министерство образования и науки Самарской области.

Финансовое обеспечение деятельности учреждения в 2011 году осуществляется Министерством образования и науки Самарской области на основании бюджетной сметы. С 01.01.2012г. финансовое обеспечение государственного задания учреждением осуществляется Министерством образования и науки Самарской области в форме субсидии из бюджета Самарской области.

В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 20.06.2007г. № 79 Министерство имущественных отношений Самарской области является органом исполнительной власти Самарской области, образованным в целях обеспечения управления и распоряжения собственностью Самарской области.

Согласно Постановлению Правительства Самарской области от 20.06.2008 N 238 (ред. от 10.10.2011) "Об утверждении Положения о министерстве образования и науки Самарской области" Министерство образования и науки Самарской области является органом исполнительной власти Самарской области, осуществляющим на территории Самарской области государственную политику в сфере образования и науки и обеспечивающим реализацию конституционного права граждан на образование.

Поволжское управление министерства образования и науки - обособленное структурное подразделение Министерства образования и науки Самарской области, реализующее его полномочия на территории городского округа Новокуйбышевск и муниципального района Волжский.

Статья 6 Закона Самарской области от 03.04.2002 № 15-ГД «О порядке управления и распоряжения собственностью Самарской области» и Положением о министерстве предусмотрен исчерпывающий перечень полномочий исполнительного органа государственной власти, исполняющего функции уполномоченного органа по управлению имуществом Самарской области. В данный перечень не входят полномочия по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства, осуществлению хозяйственной деятельности и финансированию учреждения.

Из смысла указанных правовых норм следует, что Министерство имущественных отношений Самарской области и Поволжское управление министерства образования и науки Самарской области не обязаны проводить организационно-хозяйственные мероприятия по устранению нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства.

Предъявляя требования к ответчикам, прокурор не разграничил их функции и обязанности по устранению вышеуказанных нарушений в отношении каждого ответчика. Действия, бездействие органа местного самоуправления, органов исполнительной власти (ответчиков) прокурором не обжалуются.

Поволжское управление министерства образования и науки Самарской области в соответствии с его полномочиями выполняет возложенные на него обязанности по финансированию образовательного учреждения, которое осуществляется из средств областного бюджета на основании региональных нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности, установленных законом Самарской области.

Таким образом, со стороны ответчиков - министерств отсутствовало бездействие по выполнению требований санитарно-эпидемиологического законодательства в ГБОУ средняя общеобразовательная школа п. Просвет муниципального района Волжский Самарской области.

Все мероприятия по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства возможно осуществить лишь при наличии достаточного бюджетного финансирования. Прокурор участвует в формировании местного бюджета. Финансирование на указанные в иске мероприятия в бюджете не заложено, бюджет не опротестован.

Кроме того, в иске не указано, кто из ответчиков и какие именно действия должен произвести для устранения нарушений, за счет средств какого бюджета, что делает решение суда неисполнимым.

Поскольку в судебном заседании установлено, что предписания об устранении выявленных в ходе проверки нарушений требований противопожарного и санитарно-эпидемиологического законодательства с установлением сроков их устранения ответчикам, кроме МОУ Верхнеподстепновская СОШ м.р. Волжский Самарской области, не направлялись, срок, установленный предписанием Роспотребнадзора для устранения нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства на момент вынесения судом настоящего решения не истек и у учреждения имеется достаточно времени для устранения данных нарушений, а также, принимая во внимание, что со стороны ответчиков отсутствовало бездействие по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства, суд приходит к выводу, что в удовлетворении настоящего иска следует отказать.

На основании вышеизложенного, иск прокурора Волжского района Самарской области не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска прокурора Волжского района Самарской области в защиту неопределенного круга лиц в защиту неопределенного круга лиц к Государственному бюджетному общеобразовательному учреждению Самарской области средняя общеобразовательная школа п. Верхняя Подстепновка муниципального района Волжский Самарской области, администрации муниципального района Волжский Самарской области, Муниципальному общеобразовательному учреждению Верхнеподстепновская средняя общеобразовательная школа муниципального района Волжский Самарской области, Поволжскому управлению министерства образования и науки, Министерству имущественных отношений Самарской области, Муниципальному бюджетному учреждению по обеспечению деятельности учреждений образования муниципального района Волжский Самарской области «Паритет» о возложении обязанности устранить нарушения санитарно – эпидемиологического законодательства отказать.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Волжский районный суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 22.06.2012г.

Судья Волжского районного суда

Самарской области С.В. Панарин