РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации г. Самара 15 июня 2012 года Волжский районный суд Самарской области в составе: председательствующего Панарина С.В., при секретаре Рыковой Е.С., с участием: помощника прокурора Волжского района Самарской области Колчиной Е.Е., представителя ответчика Администрации м.р. Волжский Самарской области – Хоренковой Е.В., представителя ответчика ГБОУ Самарской области основная общеобразовательная школа им. А.И. Кузнецова с. Курумоч муниципального района Волжский Самарской области – Каширина И.К., представителя ответчика МБУ «Паритет» - Малкиной В.В., представителя ответчика Министерство имущественных отношений Самарской области – Ужаковой О.А. представителя третьего лица Отдела НД м.р. Волжский УНД Главного Управления МЧС России по Самарской области – Абрамова В.С., представителя третьего лица Управления Роспотребнадзора по Самарской области Рытовой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Волжского района Самарской области в защиту неопределенного круга лиц к Государственному бюджетному общеобразовательному учреждению Самарской области основная общеобразовательная школа им. А.И. Кузнецова с. Курумоч муниципального района Волжский Самарской области, администрации муниципального района Волжский Самарской области, Муниципальному общеобразовательному учреждению Курумоченская средняя общеобразовательная школа им. А.И. Кузнецова муниципального района Волжский Самарской области, Поволжскому управлению министерства образования и науки, Министерству имущественных отношений Самарской области, Муниципальному бюджетному учреждению по обеспечению деятельности учреждений образования муниципального района Волжский Самарской области «Паритет» о возложении обязанности устранить нарушения требований санитарно – эпидемиологического законодательства, УСТАНОВИЛ: Прокурор Волжского района Самарской области обратился в суд с исковым заявлением в защиту неопределенного круга лиц к Государственному бюджетному общеобразовательному учреждению Самарской области основная общеобразовательная школа им. А.И. Кузнецова с. Курумоч муниципального района Волжский Самарской области, администрации муниципального района Волжский Самарской области, Муниципальному общеобразовательному учреждению Курумоченская средняя общеобразовательная школа им. А.И. Кузнецова муниципального района Волжский Самарской области, Поволжскому управлению министерства образования и науки, Министерству имущественных отношений Самарской области, Муниципальному бюджетному учреждению по обеспечению деятельности учреждений образования муниципального района Волжский Самарской области «Паритет» о возложении обязанности устранить нарушения требований противопожарной безопасности и санитарно – эпидемиологического законодательства, В иске указал, что в ходе проведения проверки МОУ основная общеобразовательная школа им. А.И. Кузнецова с. Курумоч муниципального района Волжский Самарской области были выявлены нарушения требований противопожарного и санитарно – эпидемиологического законодательства. Прокурор просил обязать Поволжское управление министерства образования и науки, Администрацию муниципального района Волжский Самарской области, Муниципальное общеобразовательное учреждение Курумоченская средняя общеобразовательная школа им. А.И. Кузнецова муниципального района Волжский Самарской области провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия с целью приведения состояния здания образовательного учреждения в соответствие с действующим законодательством, а именно: - произвести на работоспособность по обеспечению требуемого по нормам расхода воды (25 л/с) (не представлен акт проверки) сети противопожарного водопровода наружного противопожарного водоснабжения на пожаротушение (2-х пожарных гидрантов) (прилегающая территория к зданию школы); - обеспечить объект (здание) прямой телефонной связью с ближайшим подразделением пожарной охраны (школьное здание); - установить в здании (помещениях) отсутствует СОУЭ 1-го типа (звуковым способом оповещения) (складское помещение (склад) на территории школы); - изолировать вестибюль и помещение, в котором расположена лестница 2-го типа (внутренняя открытая) от коридоров и смежных помещений противопожарными перегородками 1-го типа (требуемый предел огнестойкости ЕI 45) с заполнением проемов (противопожарными дверьми) 2-го типа (требуемый предел огнестойкости ЕI 30) (центральная лестница); - установить на лестничной клетке двери с приспособлением для самозакрывания и уплотнением в притворах(на 1-м этаже школы: правая лестничная клетка; на 2-м этаже школы: левая лестничная клетка; на 3-м этаже школы: лестничная клетка возле библиотеки; лестничная клетка на 1-м и 2-м этажах «перехода»; лестничная клетка на 2-м этаже возле столовой (пищеблока); начальная школа: центральная лестничная клетка в цокольном этаже, центральная лестничная клетка на 2-м этаже, «запасная» лестничная клетка на 2-м этаже, центральная лестничная клетка на 3-м этаже, «запасная» лестничная клетка на 3-м этаже); - лестничная клетка не имеет световых проемов площадью не менее 1,2 м2 в наружных стенах на 2-м этаже здания школы (световые проемы центральной лестничной клетки заделаны фанерой (ДВП) на уровне 2-го этажа «перехода») - установить на остекленных дверях защитные решетки до высоты не менее 1,2 м. (на 1-м, 2-м этажах центральной лестницы школы; на 3-м этаже начальной школы); - установить дверь эвакуационного выхода открывающиеся по направлению выхода из здания (на 2-м этаже школы: возле центральной лестницы (лестничной клетки), возле правой лестницы (лестничной клетки); на 3-м этаже школы: возле кабинета информатики; «запасной» выход на 1-м этаже «перехода») ; - установить двери эвакуационных выходов на путях эвакуации свободно открывающиеся изнутри без ключа (на 3-м этаже школы: левое крыло – библиотека, правое крыло – кабинет информатики; - определить для производственных и складских помещений (зданий) не определена категорияю взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны по правилам устройства электроустановок (на территории школы: склад; на 1-м этаже школы: 6 складских помещений (кладовых); на 2-м этаже школы: 6 складских помещений (кладовых); на 3-м этаже школы: книгохранилище библиотеки; в цокольном этаже начальной школы: мастерские); - установить в кладовых (складских помещений) для хранения горючих материалов, электрощитовой, мастерских для переработки горючих материалов, противопожарные двери с пределом огнестойкости не менее 0,6 ч. (на 1-м этаже школы: электрощитовая, 6 складских помещений (кладовых); на 2-м этаже школы: 6 складских помещений (кладовых); на 3-м этаже школы: книгохранилище библиотеки; в цокольном этаже начальной школы: электрощитовая, мастерские); - привести в соответствие с нормативным требованием ширину эвакуационного выхода (на 1-м этаже школы: эвакуационный выход (правая лестничная клетка) факт. 76 см. треб не менее 120 см, эвакуационный выход (левая лестничная клетка) факт. 76 см. треб не менее 120 см, эвакуационный выход (учебный класс - кабинет № 107) факт. 72 см. треб не менее 80 см; на 2-м этаже школы: эвакуационный выход (правая лестничная клетка) факт. 77 см. треб не менее 120 см, эвакуационный выход (левая лестничная клетка) факт. 77 см. треб не менее 120 см; на 3-м этаже школы: эвакуационный выход (через библиотеку) факт. 78 см., 78 см. треб не менее 120 см, эвакуационный выход (через кабинет информатики) факт. 77 см., 75 см. треб не менее 120 см; «переход» 1-й этаж: эвакуационный выход (спортзал) факт. 77 см. треб не менее 120 см., «переход» 2-й этаж: эвакуационный выход (из кухни (пищеблока) факт. 76 см. треб не менее 80 см; начальная школа: цокольный этаж: эвакуационный выход (мастерские) факт. 74 см. треб не менее 80 см; 2-й этаж: эвакуационный выход (центральная лестничная клетка) факт. 76 см. треб не менее 120 см; 3-й этаж: эвакуационный выход (центральная лестничная клетка) факт. 76 см. треб не менее 120 см); - привести в соответствие с нормативными требованиями заполнение проемов (двери) в противопожарных преградах (противопожарных перегородках) разделяющих поэтажные коридоры на участки длиной не более 60 м, а именно, (коридоры 1-го, 2-го этажей школы); - произвести очистку воздуховодов системы вентиляции в предусмотренный срок (помещение кухни в столовой на 2-м этаже «перехода»); - установить на выход из чердак (кровлю) противопожарный люк выхода на чердак 2-го типа размером 0,6 м. на 0.8 м. с пределом огнестойкости не менее EI 30 (чердак лестничная клетка на 3-м этаже школы (правое крыло здания); - выполнить соединение электрических сетей (электропроводки) на скрутках, с помощью опрессовки, сварки, пайки или сжимов (на 1-м этаже школы: в распределительной (ответвительной) коробке общего коридора, в распределительной (ответвительной) коробке в кабинете № 109, в распределительной (ответвительной) коробке в электрощитовой) ; - обработать огнезащитным составом сценическое оформление, драпировка (сцена, шторы (занавески) в актовом зале на 2-м этаже «перехода»); - представить техническую документацию (сертификат пожарной безопасности и т.п.) показателей пожарной безопасности (опасности) материалов, свидетельствующая о допустимости применения данных материалов на путях эвакуации (напольное покрытие (линолеум) в коридоре (холе) 2-го этажа «перехода», напольное покрытие (линолеум) в коридорах начальной школы на 2-м и 3-м этажах); - восстановить целостность ограждения участка; - обеспечить наружное освещение участка школы; - оборудовать душевые для мальчиков и девочек при спортивных залах; в раздевалке для мальчиков при большом спортивном зале оборудовать туалет; - оборудовать санузлы кабинами без запоров, достаточным количеством сантехприборов; - оборудовать комнату личной гигиены для девочек; - оборудовать помещение для хранения и обработки уборочного инвентаря, приготовления дезрастворов, поддонов и подводкой к ним горячей и холодной воды; - оборудовать в мастерской умывальную раковину с подводкой горячей и холодной воды, электрополотенце; - привести в соответствие с нормативными требованиями в 12 кабинетах полы не соответствуют требованиям; - оборудовать светопроемы в 11 кабинетах светорегулируемыми устройствами; - оборудовать здание школы системой горячего водоснабжения; - оборудовать все учебные кабинеты умывальными раковинами; - оборудовать кабинеты химии, физики умывальными раковинами с подводкой горячей и холодной воды; - оборудовать умывальные раковины с подводкой горячей воды в кабинетах начальных классов, умывальных, кабинете ИЗО и др.; - оборудовать достаточное количество раковин с подводкой к ним горячей воды при входе в обеденный зал ; - оборудовать на пищеблоке 2-х секционная ванна для мытья кухонной посуды. Приобрести водные термометры; - оборудовать в цехе сырой продукции умывальную раковину для мытья рук персонала; - оборудовать моечные ванны для мытья сырой продукции - полностью оборудовать классные доски софитами; -полностью оборудовать отопительные приборы съемными деревянными решетками. В ходе судебного разбирательства определением суда от 18.04.2012 г. в качестве соответчиков привлечены Министерство имущественных отношений по Самарской области, МБУ «Паритет». В судебном заседании помощник прокурора Волжского района Самарской области Колчина Е.Е. иск уточнила, в связи с тем, что некоторые требования ответчиком выполнены добровольно, уточнила состав ответчиков, просила обязать Поволжское управление министерства образования и науки, Министерство имущественных отношений Самарской области, Администрацию муниципального района Волжский Самарской области, Муниципальное бюджетное учреждение по обеспечению деятельности учреждений образования муниципального района Волжский Самарской области «Паритет», Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа им. А.И. Кузнецова с. Курумоч муниципального района Волжский Самарской области, Муниципальное общеобразовательное учреждение Курумоченская средняя общеобразовательная школа им. А.И. Кузнецова муниципального района Волжский Самарской области, провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия с целью приведения состояния здания образовательного учреждения расположенного по адресу <адрес>, в соответствие с действующим законодательством, а именно: - произвести на работоспособность по обеспечению требуемого по нормам расхода воды (25 л/с) (не представлен акт проверки) сети противопожарного водопровода наружного противопожарного водоснабжения на пожаротушение (2-х пожарных гидрантов) (прилегающая территория к зданию школы); - изолировать вестибюль и помещение, в котором расположена лестница 2-го типа (внутренняя открытая) от коридоров и смежных помещений противопожарными перегородками 1-го типа (требуемый предел огнестойкости ЕI 45) с заполнением проемов (противопожарными дверьми) 2-го типа (требуемый предел огнестойкости ЕI 30) (центральная лестница); - установить на лестничной клетке двери с приспособлением для самозакрывания и уплотнением в притворах(на 1-м этаже школы: правая лестничная клетка; на 2-м этаже школы: левая лестничная клетка; на 3-м этаже школы: лестничная клетка возле библиотеки; лестничная клетка на 1-м и 2-м этажах «перехода»; лестничная клетка на 2-м этаже возле столовой (пищеблока); начальная школа: центральная лестничная клетка в цокольном этаже, центральная лестничная клетка на 2-м этаже, «запасная» лестничная клетка на 2-м этаже, центральная лестничная клетка на 3-м этаже, «запасная» лестничная клетка на 3-м этаже); - лестничная клетка не имеет световых проемов площадью не менее 1,2 м2 в наружных стенах на 2-м этаже здания школы (световые проемы центральной лестничной клетки заделаны фанерой (ДВП) на уровне 2-го этажа «перехода») - установить на остекленных дверях защитные решетки до высоты не менее 1,2 м. (на 1-м, 2-м этажах центральной лестницы школы; на 3-м этаже начальной школы); - установить дверь эвакуационного выхода открывающиеся по направлению выхода из здания (на 2-м этаже школы: возле центральной лестницы (лестничной клетки), возле правой лестницы (лестничной клетки); на 3-м этаже школы: возле кабинета информатики; «запасной» выход на 1-м этаже «перехода») ; - установить двери эвакуационных выходов на путях эвакуации свободно открывающиеся изнутри без ключа (на 3-м этаже школы: левое крыло – библиотека, правое крыло – кабинет информатики; - определить для производственных и складских помещений (зданий) не определена категорияю взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны по правилам устройства электроустановок (на территории школы: склад; на 1-м этаже школы: 6 складских помещений (кладовых); на 2-м этаже школы: 6 складских помещений (кладовых); на 3-м этаже школы: книгохранилище библиотеки; в цокольном этаже начальной школы: мастерские); - установить в кладовых (складских помещений) для хранения горючих материалов, электрощитовой, мастерских для переработки горючих материалов, противопожарные двери с пределом огнестойкости не менее 0,6 ч. (на 1-м этаже школы: электрощитовая, 6 складских помещений (кладовых); на 2-м этаже школы: 6 складских помещений (кладовых); на 3-м этаже школы: книгохранилище библиотеки; в цокольном этаже начальной школы: электрощитовая, мастерские); - привести в соответствие с нормативным требованием ширину эвакуационного выхода (на 1-м этаже школы: эвакуационный выход (правая лестничная клетка) факт. 76 см. треб не менее 120 см, эвакуационный выход (левая лестничная клетка) факт. 76 см. треб не менее 120 см, эвакуационный выход (учебный класс - кабинет № 107) факт. 72 см. треб не менее 80 см; на 2-м этаже школы: эвакуационный выход (правая лестничная клетка) факт. 77 см. треб не менее 120 см, эвакуационный выход (левая лестничная клетка) факт. 77 см. треб не менее 120 см; на 3-м этаже школы: эвакуационный выход (через библиотеку) факт. 78 см., 78 см. треб не менее 120 см, эвакуационный выход (через кабинет информатики) факт. 77 см., 75 см. треб не менее 120 см; «переход» 1-й этаж: эвакуационный выход (спортзал) факт. 77 см. треб не менее 120 см., «переход» 2-й этаж: эвакуационный выход (из кухни (пищеблока) факт. 76 см. треб не менее 80 см; начальная школа: цокольный этаж: эвакуационный выход (мастерские) факт. 74 см. треб не менее 80 см; 2-й этаж: эвакуационный выход (центральная лестничная клетка) факт. 76 см. треб не менее 120 см; 3-й этаж: эвакуационный выход (центральная лестничная клетка) факт. 76 см. треб не менее 120 см); - привести в соответствие с нормативными требованиями заполнение проемов (двери) в противопожарных преградах (противопожарных перегородках) разделяющих поэтажные коридоры на участки длиной не более 60 м, а именно, (коридоры 1-го, 2-го этажей школы); - произвести очистку воздуховодов системы вентиляции в предусмотренный срок (помещение кухни в столовой на 2-м этаже «перехода»); - установить на выход из чердак (кровлю) противопожарный люк выхода на чердак 2-го типа размером 0,6 м. на 0.8 м. с пределом огнестойкости не менее EI 30 (чердак лестничная клетка на 3-м этаже школы (правое крыло здания); - выполнить соединение электрических сетей (электропроводки) на скрутках, с помощью опрессовки, сварки, пайки или сжимов (на 1-м этаже школы: в распределительной (ответвительной) коробке общего коридора, в распределительной (ответвительной) коробке в кабинете № 109, в распределительной (ответвительной) коробке в электрощитовой) ; - обработать огнезащитным составом сценическое оформление, драпировка (сцена, шторы (занавески) в актовом зале на 2-м этаже «перехода»); - представить техническую документацию (сертификат пожарной безопасности и т.п.) показателей пожарной безопасности (опасности) материалов, свидетельствующая о допустимости применения данных материалов на путях эвакуации (напольное покрытие (линолеум) в коридоре (холе) 2-го этажа «перехода», напольное покрытие (линолеум) в коридорах начальной школы на 2-м и 3-м этажах); - восстановить целостность ограждения участка; - обеспечить наружное освещение участка школы; - оборудовать душевые для мальчиков и девочек при спортивных залах; в раздевалке для мальчиков при большом спортивном зале оборудовать туалет; - оборудовать санузлы кабинами без запоров, достаточным количеством сантехприборов; - оборудовать комнату личной гигиены для девочек; - оборудовать помещение для хранения и обработки уборочного инвентаря, приготовления дезрастворов, поддонов и подводкой к ним горячей и холодной воды; - оборудовать в мастерской умывальную раковину с подводкой горячей и холодной воды, электрополотенце; - привести в соответствие с нормативными требованиями в 12 кабинетах полы не соответствуют требованиям; - оборудовать светопроемы в 11 кабинетах светорегулируемыми устройствами; - оборудовать здание школы системой горячего водоснабжения; - оборудовать все учебные кабинеты умывальными раковинами; - оборудовать кабинеты химии, физики умывальными раковинами с подводкой горячей и холодной воды; - оборудовать умывальные раковины с подводкой горячей воды в кабинетах начальных классов, умывальных, кабинете ИЗО и др.; - оборудовать достаточное количество раковин с подводкой к ним горячей воды при входе в обеденный зал ; - оборудовать на пищеблоке 2-х секционная ванна для мытья кухонной посуды. Приобрести водные термометры; - оборудовать в цехе сырой продукции умывальную раковину для мытья рук персонала; - оборудовать моечные ванны для мытья сырой продукции - полностью оборудовать классные доски софитами; -полностью оборудовать отопительные приборы съемными деревянными решетками. На удовлетворении уточненных исковых требований настаивала. Представитель ответчика Министерства имущественных отношений Самарской области Ужакова О.А. исковые требования не признала, пояснила, что в исковом заявлении не указано, какие нормы права, интересы неопределенного круга лиц нарушены органами исполнительной власти, а также иск не содержит ссылку на нормативный акт, предусматривающий способы защиты этих интересов. Кроме того, истцом в одном исковом заявлении объединены требования искового производства и требования, вытекающие из публичных правоотношений, что является нарушением ст.151 пп. 1,2 ГПК РФ. В соответствии со ст. 254 ГПК РФ для обязания в судебном порядке органа государственной власти совершить определенное действие должны быть одновременно представлены доказательства того, что его действие или бездействие не соответствует требованиям законодательства, нарушает права и свободы заявителя, создает препятствия к их осуществлению. Таких доказательств истцом не представлено. Истец не разграничил требования, предъявляемые к ответчикам, действия (бездействия) министерства имущественных отношений Самарской области им не обжалуются, требования прокурора в части обязания министерства провести организационно-хозяйственные мероприятия по устранению нарушений пожарной безопасности в здании учреждения являются незаконными и необоснованными. В иске сформулированы одни и те же требования к органам исполнительной власти и учреждению, что недопустимо, поскольку на ответчиков возложены совершенно разные функции и полномочия. Финансирование учреждения относится к полномочиям министерства образования и науки Самарской области. К компетенции министерства имущественных отношений, при осуществлении полномочий собственника имущества Самарской области относится, в частности, закрепление имущества за учреждением на праве оперативного управления, контроль за его использованием, а также изъятие данного имущества. Министерство имущественных отношений Самарской области не является органом, уполномоченным на устранение нарушений в части пожарной и санитарно - гигиенической безопасности. Акты проверки и предписания, составленные в отношении МОУ Курумоченская средняя общеобразовательная школа им. А.И. Кузнецова муниципального района Волжский Самарской области в адрес министерства не направлялись. Учреждение занимает здание, которое является муниципальной собственностью муниципального района Волжский Самарской области. В соответствии со статьей 210 ГК РФ собственник несет бремя принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Учреждение пользуется имуществом по договору безвозмездного пользования, заключенным с муниципалитетом. Поскольку указанное имущество из муниципальной собственности в собственность Самарской области не передавалось, у министерства отсутствуют полномочия по его распоряжению, в частности по заключению договора о передаче имущества учреждению в оперативное управление. Кроме того, необходимо выяснить, могли ли нарушения, выявленные в ходе проверки, возникнуть до заключения договора безвозмездного пользования. В случае возникновения указанных нарушений до передачи объекта недвижимого имущества, суду, при вынесении решения необходимо руководствоваться положениями статьи 693 ГК РФ, согласно которой ссудодатель (Администрация м.р. Волжский Самарской области) отвечает за недостатки вещи, которые он умышленно или по грубой неосторожности не оговорил при заключении договора безвозмездного пользования. Считает, что бремя ответственности по устранению нарушений должно быть возложено на Администрацию м.р. Волжский Самарской области, поскольку нарушения возникли еще в период существования муниципального учреждения. Также пояснила, что требования истца, связанные с устранением нарушений капитального характера, в частности, увеличение ширины эвакуационных выходов, не подлежат удовлетворению, поскольку не представлено доказательств наличия угрозы жизни и здоровью людей дальнейшей эксплуатацией объекта недвижимости. Истцом не представлено технического заключения, подтверждающего, что устранение приведенных нарушений технически возможно и не приведет к перепланировке здания, в результате которой будут затронуты несущие конструкции (элементы) – конструкции, воспринимающие постоянную и временную нагрузку, что в последующем может привести к конструктивному нарушению целостности здания и его разрушению. Здание школы построено и введено в эксплуатацию в соответствии с действующими на тот период времени нормативными актами. В соответствии со ст. 4 ФЗ от 22.07.2008г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» на существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения настоящего Федерального закона не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара, доказательств существования такой угрозы не представлено. Представитель ответчика ГБОУ Самарской области основная общеобразовательная школа им. А.И. Кузнецова с. Курумоч муниципального района Волжский Самарской области Каширин И.К. в судебном заседании от 05.05.12г. иск не признал, пояснил, что по требованиям пожарной безопасности уже было решение суда по тем же пунктам. Водопровод был всегда, пожарный гидрант установлен, но он принадлежит сельскому поселению, отвечает за него глава, акта проверки гидранта нет. Расширение эвакуационных выходов, которые требует противопожарная безопасность, предполагает изменение конструктивных элементов здания, требуется реконструкция. Здание построено 30 лет назад, согласно проверки на момент постройки здания все соответствовало СНИПам, сейчас нужны большие капитальные вложения. Оборудовать производственные и кладовые для хранения горючих материалов в школьном здании специальными дверьми с пределом огнестойкости не менее 0,6 ч, а также класс зоны по правилам устройства электроустановок (мастерская, складские помещения (кладовые) на 1-м этаже здания школы), произвести очистку воздуховодов системы вентиляции не представляется возможным, поскольку отсутствуют денежные средства. Обеспечить объект (здание) прямой телефонной связью с ближайшим подразделением пожарной охраны технически невозможно выполнить. Устранение многих нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства в настоящее время невозможно в связи с отсутствием финансирования. Классные комнаты как правило, ремонтируются на деньги родителей детей, которые обучаются в данном классе. Проводить ежегодные скрининг тесты для всех учащихся; провести оценку адаптации к обучению в школе после первого года обучения; давать рекомендации на каникулы; проводить оценку адаптации при переходе к предметному обучению не выполнимо, так как школа не имеет в штате медицинского работника. Классные руководители дают рекомендации на каникулы детям, а также проводят оценку адаптации при переходе к предметному обучению ежегодно. Производится оборудование на пищеблоке достаточного количества моечных раковин для сырой продукции (для мытья мяса, рыбы, овощей, фруктов, уже приобретена двухсекционная раковина, будет установлена. Оборудовать компьютерный класс функциональной мебелью (стульями, конструкция которых обладает подъемно-поворотными функциями, регулируется по высоте и углам наклона сиденья и спинки) возможно при наличии средств. На приобретение мебели будет подана заявка. Представитель ответчика Администрации м.р. Волжский Самарской области – Хоренкова Е.В. исковые требования не признала, пояснила, что нарушения были выявлены в МОУ до создания МБУ «Паритет». В настоящее время составлено заключение по пожарным рискам, дано заключение органов пожарного надзора о том, что требования пожарной безопасности не нарушаются при эксплуатации зданий школ. Установка противопожарных гидрантов это вопрос местного значения, относится к компетенции сельских поселений. Поселение не включено в состав ответчиков. Считает, что ответчиками являются учредители ГБОУ, а правовых оснований для удовлетворения заявленных требований в отношении Администрации м.р. Волжский Самарской области, МБУ «Паритет» не имеется. Для проведения организационно – хозяйственных мероприятий нет оснований, так как отсутствуют акты на выявленные нарушения на момент создания МБУ «Паритет» в отношении ГБОУ никаких актов проверки не составлялось, в то время как бюджетные ассигнования выделяются только в случае необходимости устранения нарушений. Представитель ответчика МБУ «Паритет» - Малкина В.В. исковые требования не признала, поддержала объяснения, данные представителем ответчика Администрации м.р. Волжский Самарской области – Хоренковой Е.В., пояснила, что МБУ «Паритет» работает с 13.01.2012г., финансирование началось с 25.02.2012г. Представитель ответчика Поволжского управления министерства образования и науки Самарской области в судебное заседание не явился, о времени и рассмотрения дела извещен надлежащими образом, дело рассмотрено в его отсутствие. В судебном заседании от 06.06.2012г. представитель ответчика Клычкова М.С. против удовлетворения иска возражала, поскольку Министерство образования отвечает только за организацию образовательного процесса. Представитель ответчика МОУ средняя общеобразовательная школа с. Курумоч муниципального района Волжский Самарской области в судебное заседание не явился, так как учреждение находится в стадии ликвидации, деятельность прекращена на основании постановления Главы муниципального района Волжский Самарской области от 19.01.2012г. № 47. Представитель третьего лица Отдела НД муниципального района Волжский УНД ГУ МЧС России Абрамов В.С. удовлетворение исковых требований оставил на усмотрение суда, пояснил, что ранее были выявлены отдельные нарушения правил пожарной безопасности, однако специализированная организация дала заключение по оценке пожарных рисков, считает, что на данный момент нарушений нет, объект соответствует пожарной безопасности. Оценка пожарных рисков уже получена на ГБОУ. Также пояснил, что обеспечение объекта (здание) прямой телефонной связью с ближайшим подразделением пожарной охраны сейчас не требуется, этот пункт отменен постановлением Правительства РФ № 390 от 25.04.2012г. Представитель третьего лица Управления Роспотребнадзора по Самарской области Рытова Е.А. удовлетворение исковых требований оставила на усмотрение суда, пояснила, что в 2011г. школа была проверена, составлены протоколы и акты, а так же новые предписания, время на устранение нарушений установлено до конца 2012г. – начала 2013г. Последнее предписание не действует, поскольку выдавалось на МОУ, которое не существует, так как форма учреждения поменялась на ГБОУ. Каким образом устранить выявленные нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, суду не пояснила. Заслушав доводы сторон, изучив материалы дела, суд считает, что иск не подлежит удовлетворению. Определением суда от 15.06.2012г. прекращено производство по делу в части исковых требований прокурора о возложении обязанности устранить нарушения требований противопожарной безопасности в связи с тем, что ранее уже принято решение суда по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям. Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. На основании ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Согласно ст. 16 ФЗ от 26.12.2008г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт проверки, который должен быть оформлен установленным законом образом и предписание об устранении выявленных нарушений, в котором указывается срок, в течение которого указанные нарушения должны быть устранены. Согласно ст. 20 указанного закона отсутствие акта проверки и предписания ведут к недействительности результатов проверки и не могут являться доказательствами нарушения юридическими лицами норм закона. Судом установлено, что Прокуратурой Волжского района Самарской области совместно с инспекторами Управления Роспотребнадзора по Самарской области, Отдела НД муниципального района Волжский УНД ГУ МЧС России проведена проверка соблюдения противопожарного и санитарно – эпидемиологического законодательства МОУ средняя общеобразовательная школа с. Курумоч муниципального района Волжский Самарской области, в ходе которой в здании школы, расположенном по адресу: <адрес>, были выявлены нарушения требований законодательства РФ, а именно, нарушения требований Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных приказом МЧС РФ от 18.06.2003 №313, а также ФЗ №52-ФЗ от 30.03.1999г. «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения», санитарных норм и правил. МОУ средняя общеобразовательная школа п. Просвет муниципального района Волжский Самарской области является ненадлежащим ответчиком, так как его деятельность фактически прекращена на основании постановления Главы муниципального района Волжский Самарской области от 19.01.2012г. № 47, которым принято решение о ликвидации учреждения, о чем 30.01.2012г. в ЕГРЮЛ внесена соответствующая запись. Учредителями МОУ являлись Министерство образования и науки Самарской области в лице Поволжского управления министерства образования и науки Самарской области и Администрация муниципального района Волжский Самарской области. В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 12.10.2011г. № 576 «О создании государственных бюджетных общеобразовательных учреждений Самарской области и установлении отдельных расходных обязательств Самарской области создано государственное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа им. А.И. Кузнецова с. Курумоч муниципального района Волжский Самарской области. Учредителем ГБОУ СОШ с. Курумоч является Правительство Самарской области в лице Министерства образования и науки Самарской области и Министерства имущественных отношений Самарской области. На основании постановления Администрации муниципального района Волжский Самарской области № 3209 от 22.12.2011г. из оперативного управления МОУ Курумоченская СОШ им. А.И. Кузнецова м.р. Волжский Самарской области изъято имущество, в том числе здание школы, расположенное по адресу: Самарская область, Волжский район, с. Курумоч, пр. Ленина, 1, и закреплено на праве оперативного управления за муниципальным бюджетным учреждением по обеспечению деятельности учреждений образования муниципального района Волжский Самарской области «Паритет». Между Администрацией муниципального района Волжский Самарской области (собственник), МБУ «Паритет» (ссудодатель) и ГБОУ основная общеобразовательная школа им. А.И. Кузнецова с. Курумоч муниципального района Волжский Самарской области (ссудополучатель) 26.12.2011г. заключен договор безвозмездного пользования муниципальным имуществом, в том числе зданием школы, расположенном по адресу: <адрес>. Согласно условиям договора от 26.12.2011г. ссудодатель обязан организовать в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на указанные цели, выполнение текущего и аварийного ремонтов недвижимого имущества, проведение работ, связанных с нарушением требований пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологического законодательства. Ссудополучатель обязан соблюдать технические, санитарные, противопожарные и иные требования, предъявляемые к имуществу при его использовании. До рассмотрения дела по существу ответчиком ГБОУ Самарской области основная общеобразовательная школа им. А.И. Кузнецова с. Курумоч муниципального района Волжский Самарской области устранено большинство допущенных нарушений правил пожарной безопасности и санитарно – эпидемиологического законодательства, что стало возможным при наличии финансировании из бюджета. Данные обстоятельства свидетельствуют об активных действиях ответчиков, направленных на устранение выявленных нарушений. На основании ст. 3 «Конвенции о правах ребенка», принятой 20.11.1989г., во всех действиях в отношении детей, независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, первоочередное внимание должно уделяться наилучшему обеспечению интересов ребенка. В соответствии с требованиями ст. 11, 24, 28, 51 ФЗ от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг. При эксплуатации помещений, зданий должны осуществляться санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ. 15.09.2011г. управлением Роспотребнадзора по Самарской области проведена проверка МОУ Курумоченская СОШ м.р. Волжский Самарской области, выдано предписание об устранении нарушения санитарно-гигиенических требований, сроком исполнения до 01.09.2013г. В ходе проверки выявлены нарушения санитарно-гигиенических требований, однако в рамках рассмотрения дела установлено, что большая часть нарушений в настоящее время устранены. Не устраненными остаются следующие нарушения: - восстановить целостность ограждения участка; обеспечить наружное освещение участка школы; оборудовать душевые для мальчиков и девочек при спортивных залах; в раздевалке для мальчиков при большом спортивном зале оборудовать туалет; оборудовать санузлы кабинами без запоров, достаточным количеством сантехприборов; оборудовать комнату личной гигиены для девочек; оборудовать помещение для хранения и обработки уборочного инвентаря, приготовления дезрастворов, поддонов и подводкой к ним горячей и холодной воды; оборудовать в мастерской умывальную раковину с подводкой горячей и холодной воды, электрополотенце; привести в соответствие с нормативными требованиями в 12 кабинетах полы не соответствуют требованиям; оборудовать светопроемы в 11 кабинетах светорегулируемыми устройствами; оборудовать здание школы системой горячего водоснабжения; оборудовать все учебные кабинеты умывальными раковинами; оборудовать кабинеты химии, физики умывальными раковинами с подводкой горячей и холодной воды; оборудовать умывальные раковины с подводкой горячей воды в кабинетах начальных классов, умывальных, кабинете ИЗО и др.; оборудовать достаточное количество раковин с подводкой к ним горячей воды при входе в обеденный зал; оборудовать на пищеблоке 2-х секционная ванна для мытья кухонной посуды. Приобрести водные термометры; оборудовать в цехе сырой продукции умывальную раковину для мытья рук персонала; оборудовать моечные ванны для мытья сырой продукции; полностью оборудовать классные доски софитами; полностью оборудовать отопительные приборы съемными деревянными решетками. Само предписание Управления Роспотребнадзора по Самарской области ответчикам, кроме МОУ Курумоченская СОШ м.р. Волжский Самарской области, не направлялось. При таких обстоятельствах следует признать, что прокурором преждевременно заявлены исковые требования об устранении нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства, так как срок выполнения предписания не истек. По МОУ (нарушения СанПиН) срок устранения нарушений установлен до конца 2012-2013 года, что пояснила в судебном заседании представитель Управления Роспотребнадзора по Самарской области. Муниципальное общеобразовательное учреждение Курумоченская СОШ м.р. Волжский Самарской области в настоящее время ликвидировано, на его базе создано Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа им. А.И. Кузнецова с. Курумоч муниципального района Волжский Самарской области, о чем 08.12.2011г. в ЕГРЮЛ внесена запись о создании юридического лица. Соблюдение санитарно-эпидемиологического законодательства в ГБОУ основная общеобразовательная школа п. Просвет муниципального района Волжский Самарской области не проверялось, предписания на ГБОУ не составлялись и не направлялись. Рассматривая требования прокурора об обязании Министерства имущественных отношений Самарской области и Поволжского управления Министерства образования и науки устранить выявленные нарушения санитарно – эпидемиологического законодательства, суд исходит из следующего. Согласно Устава ГБОУ основная общеобразовательная школа им. А.И. Кузнецова с. Курумоч муниципального района Волжский Самарской области его учредителем является Самарская область. Функции и полномочия учредителя в отношении деятельности учреждения осуществляются Министерством образования и науки Самарской области (в лице Поволжского управления министерства образования и науки). Учреждение является юридическим лицом, может от своего имени приобретать имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Учредитель не несет ответственности по обязательствам учреждения. В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 28.11.2005 № 140 «Об утверждении перечня главных распорядителей средств областного бюджета» главным распорядителем средств областного бюджета в отношении учреждения является министерство образования и науки Самарской области. Финансовое обеспечение деятельности учреждения в 2011 году осуществляется Министерством образования и науки Самарской области на основании бюджетной сметы. С 01.01.2012г. финансовое обеспечение государственного задания учреждением осуществляется Министерством образования и науки Самарской области в форме субсидии из бюджета Самарской области. В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 20.06.2007г. № 79 Министерство имущественных отношений Самарской области является органом исполнительной власти Самарской области, образованным в целях обеспечения управления и распоряжения собственностью Самарской области. Согласно Постановлению Правительства Самарской области от 20.06.2008 N 238 (ред. от 10.10.2011) "Об утверждении Положения о министерстве образования и науки Самарской области" Министерство образования и науки Самарской области является органом исполнительной власти Самарской области, осуществляющим на территории Самарской области государственную политику в сфере образования и науки и обеспечивающим реализацию конституционного права граждан на образование. Поволжское управление министерства образования и науки - обособленное структурное подразделение Министерства образования и науки Самарской области, реализующее его полномочия на территории городского округа Новокуйбышевск и муниципального района Волжский. Статья 6 Закона Самарской области от 03.04.2002 № 15-ГД «О порядке управления и распоряжения собственностью Самарской области» и Положением о министерстве предусмотрен исчерпывающий перечень полномочий исполнительного органа государственной власти, исполняющего функции уполномоченного органа по управлению имуществом Самарской области. В данный перечень не входят полномочия по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства, осуществлению хозяйственной деятельности и финансированию учреждения. Из смысла указанных правовых норм следует, что Министерство имущественных отношений Самарской области и Поволжское управление министерства образования и науки Самарской области не обязаны проводить организационно-хозяйственные мероприятия по устранению нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства. Предъявляя требования к ответчикам, прокурор не разграничил их функции и обязанности по устранению вышеуказанных нарушений в отношении каждого ответчика. Действия, бездействие органа местного самоуправления, органов исполнительной власти (ответчиков) прокурором не обжалуются. Поволжское управление министерства образования и науки Самарской области в соответствии с его полномочиями выполняет возложенные на него обязанности по финансированию образовательного учреждения, которое осуществляется из средств областного бюджета на основании региональных нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности, установленных законом Самарской области. Таким образом, со стороны ответчиков - министерств отсутствовало бездействие по выполнению требований санитарно-эпидемиологического законодательства в ГБОУ основная общеобразовательная школа им. А.И. Кузнецова с. Курумоч муниципального района Волжский Самарской области. Все мероприятия по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства возможно осуществить лишь при наличии достаточного бюджетного финансирования. Прокурор участвует в формировании местного бюджета. Финансирование на указанные в иске мероприятия в бюджете не заложено, бюджет не опротестован. Кроме того, в иске не указано, кто из ответчиков и какие именно действия должен произвести для устранения нарушений, за счет средств какого бюджета, что делает решение суда неисполнимым. Поскольку в судебном заседании установлено, что предписания об устранении выявленных в ходе проверки нарушений требований противопожарного и санитарно-эпидемиологического законодательства с установлением сроков их устранения ответчикам, кроме МОУ Курумоченская СОШ им. А.И. Кузнецова м.р. Волжский Самарской области, не направлялись, срок, установленный предписанием Роспотребнадзора для устранения нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства на момент вынесения судом настоящего решения не истек и у учреждения имеется достаточно времени для устранения данных нарушений, а также, принимая во внимание, что со стороны ответчиков отсутствовало бездействие по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства, суд приходит к выводу, что в удовлетворении настоящего иска следует отказать. На основании вышеизложенного, иск прокурора Волжского района Самарской области не подлежит удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, РЕШИЛ: В удовлетворении иска прокурора Волжского района Самарской области в защиту неопределенного круга лиц в защиту неопределенного круга лиц к Государственному бюджетному общеобразовательному учреждению Самарской области основная общеобразовательная школа им. А.И. Кузнецова с. Курумоч муниципального района Волжский Самарской области, администрации муниципального района Волжский Самарской области, Муниципальному общеобразовательному учреждению Курумоченская средняя общеобразовательная школа им. А.И. Кузнецова муниципального района Волжский Самарской области, Поволжскому управлению министерства образования и науки, Министерству имущественных отношений Самарской области, Муниципальному бюджетному учреждению по обеспечению деятельности учреждений образования муниципального района Волжский Самарской области «Паритет» о возложении обязанности устранить нарушения санитарно – эпидемиологического законодательства отказать. Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Волжский районный суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения. Мотивированное решение изготовлено 22.06.2012г. Судья Волжского районного суда Самарской области С.В. Панарин