Р Е Ш Е Н И Е 30 августа 2012 года. Федеральный суд Волжского района Самарской области в составе: председательствующего судьи Бурцева М.П. при секретаре Рыковой Е.В., с участием представителя заявителя Савинова А.В., представителя заинтересованного лица- УМИЗО администрации м.р. Волжский Самарской области Волгушевой А.В., рассмотрев гражданское дело № по заявлению Шевченко Н.И. о признании действий должностных лиц администрации муниципального района Волжский Самарской области незаконными, У С Т А Н О В И Л: Шевченко Н.И. обратился в суд с вышеуказанным заявлением, указав, что ДД.ММ.ГГГГ им в администрацию Волжского района Самарской области было подано заявление о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м по адресу: <адрес> К заявлению приложил схему расположения участка с координатами и справки об отсутствии у него в собственности земельных участков. В конце апреля 2012 года заявитель получил письмо за подписью и.о. руководителя УМИЗО администрации м.р. Волжский Самарской области, которым его заявление оставлено без удовлетворения, поскольку Решением собрания представителей Волжского района Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ № установлен максимальный размер земельного участка, предоставляемого для садоводства, а именно <данные изъяты> кв.м (в ответе ошибочно указано, что данный размер является минимальным). Вышеуказанный ответ заявитель считает незаконным, поскольку противоречит требованиям ЗК РФ и Закона Самарской области «О земле». В судебном заседании представитель заявителя Савинов А.В. заявление поддержал, просил удовлетворить, пояснив, что в соответствии с ЗК РФ и Законом Самарской области «О земле» органы местного самоуправления устанавливают максимальные размеры земельных участков, предоставляемых под садоводство только из земель, находящихся в муниципальной собственности. В связи с тем, что испрашиваемый земельный участок не находится в муниципальной собственности, то в данной ситуации не применяется Решение собрание представителей, на которые ссылается УМИЗО в своем ответе. Представитель заинтересованного лица- УМИЗО администрации м.р. Волжский Волгушева А.В. в удовлетворении заявления Шевченко Н.И. просила отказать, поскольку земельный участок может быть предоставлен только в случае его нахождения в границах дачного массива и площадью не свыше 1000 кв.м. Испрашиваемый земельный участок находится на территории м.р. Волжский Самарской области, государственная собственность на который не разграничена. Суд, заслушав стороны, исследовав материалы дела, считает, что заявление Шевченко Н.И. не подлежит удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со ст.254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы. В соответствии со ст.249 ГПК РФ обязанность по доказыванию обстоятельств, послуживших обращению в суд, возложена на органы и лиц, совершившие оспариваемые действия (бездействия). ДД.ММ.ГГГГ Шевченко Н.И. обратился с заявлением в администрацию м.р. Волжский Самарской области с просьбой предоставить ему в собственность бесплатно земельный участок для садоводства по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м, предоставив схему расположения земельного участка. ДД.ММ.ГГГГ УМИЗО администрации м.р. Волжский Самарской области в своем ответе за подписью и.о. руководителя А.С.О. отказало Шевченко Н.И. в предоставлении вышеуказанного земельного участка по тем основаниям, что данный участок не входит в границы <данные изъяты> и площадь земельного участка превышает максимальный размер в <данные изъяты> кв.м., установленный Решением Собрания представителей № от ДД.ММ.ГГГГ. Суд считает, что вышеуказанный ответ УМИЗО является законным и обоснованным по следующим основаниям. Согласно п.10 ст.3 ФЗ № 137-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов. Согласно п.3 ст.6 Закона Самарской области «О земле» № 94 ГД от 11.03.05 к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относится: управление и распоряжение земельными участками на территории муниципального образования в Самарской области до разграничения государственной собственности на землю, если законодательством не предусмотрено иное, а также земельными участками, находящимися в муниципальной собственности. В связи с этим управление и распоряжение земельными участками, находящимися на территории Волжского района Самарской области до разграничения государственной собственности на землю, относится к полномочиям муниципального района Волжский Самарской области. Согласно п.2 ст.81 ЗК РФ порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается настоящим Кодексом, федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан, которым является ФЗ от 15.04.1998 «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (далее- ФЗ). В соответствии со ст.13 ФЗ обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками является обязанностью органов местного самоуправления по месту жительства граждан. Регистрация и учет заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков, ведутся органами местного самоуправления отдельно. Очередность предоставления садовых, огородных или дачных земельных участков определяется на основании регистрации соответствующих заявлений. Граждане, имеющие в соответствии с законодательством Российской Федерации или законодательством субъектов Российской Федерации преимущественное право на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, включаются в отдельный список. Списки граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, и изменения в указанных списках утверждаются органом местного самоуправления и доводятся до сведения заинтересованных граждан. Орган местного самоуправления на основании утвержденного списка граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, определяет потребности в садовых, огородных или дачных земельных участках. Расчет производится исходя из установленных норм предоставления земельных участков с учетом необходимости размещения имущества общего пользования. В соответствии со ст.14 ФЗ орган местного самоуправления по месту жительства заявителей в соответствии с потребностью в земельных участках и с учетом пожеланий граждан ходатайствует перед органом местного самоуправления, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, о выборе (предварительном согласовании) соответствующих земельных участков. Орган, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, с учетом схем зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений предлагает варианты предоставления земельных участков или дает заключение о невозможности предоставить земельные участки. На основании выбранного варианта размещения земельных участков и их размеров орган местного самоуправления с учетом пожеланий граждан и с их согласия формирует персональный состав членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения. После государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения такому объединению земельный участок бесплатно предоставляется в соответствии с земельным законодательством. После утверждения проекта организации и застройки территории такого объединения и вынесения данного проекта в натуру членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения предоставляются земельные участки в собственность. При передаче за плату земельный участок первоначально предоставляется в совместную собственность членов такого объединения с последующим предоставлением земельных участков в собственность каждого члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения. В соответствии со ст.15 ФЗ на территории муниципального образования в соответствии с законодательством могут быть выделены зоны, в которых не предоставляются садовые, огородные и дачные земельные участки или ограничиваются права на их использование (особо охраняемые природные территории, территории с зарегистрированными залежами полезных ископаемых, особо ценные сельскохозяйственные угодья, резервные территории развития городских и других поселений, территории с развитыми карстовыми, оползневыми, селевыми и другими природными процессами, представляющими угрозу жизни или здоровью граждан, угрозу сохранности их имущества). Таким образом, анализ вышеуказанных норм позволяет сделать вывод о том, что бесплатное предоставление земельного участка для садоводства вне территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого товарищества не предусмотрено. В соответствии с п.4 ст.28 ФЗ в случае, если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу настоящего Федерального закона было создано (организовано) данное некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом. Испрашиваемый заявителем земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м, расположенный по адресу: <адрес> не входит в границы <данные изъяты> В связи с этим суд считает, что ответ УМИЗО администрации м.р. Волжский от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении Шевченко Н.И. земельного участка в той части, что данный участок не входит в границы <данные изъяты>», является законным и обоснованным. В соответствии со ст.9 Закона Самарской области «О земле» земельные участки, в том числе с расположенными на них зданиями, строениями, сооружениями, принадлежащими гражданам на праве собственности, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность граждан бесплатно при наличии свободных от прав третьих лиц земельных участков, предусмотренных зонированием территории, проводимым в соответствии с градостроительным законодательством для садоводства. Предоставление в собственность граждан бесплатно земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в пределах норм, установленных законом Самарской области и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Нормативным правовым актом, регулирующим земельные отношения на территории м.р. Волжский Самарской области, является Решение собрания представителей Волжского района Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которому максимальный размер земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из земель, находящихся в муниципальной собственности, для садоводства составляет <данные изъяты> кв.м. В связи с этим суд считает, что ответ УМИЗО администрации м.р. Волжский от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении Шевченко Н.И. земельного участка в той части, что размер испрашиваемого участка превышает максимальный размер, установленный Решением собрания представителей, также является законным и обоснованным. Доводы заявителя о том, что в своем ответе от ДД.ММ.ГГГГ УМИЗО администрации м.р. Волжский не вправе было ссылаться на Решение собрания представителей №, поскольку испрашиваемый земельный участок не находится в муниципальной собственности, являются несостоятельными, поскольку в соответствии с Законом Самарской области «О земле» администрация м.р. Волжский распоряжается земельными участками, находящимися на территории района, государственная собственность на которые не разграничена, и при принятии решения о предоставлении земельного участка в собственность руководствуется как Законом Самарской области «О земле», так и нормативными правовыми актами муниципального образования, в частности Решением собрания представителей Волжского района Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ №. Руководствуясь ст.ст.194, 197-199, 258 ГПК РФ, Р Е Ш И Л : Заявление Шевченко Н.И. о признании действий должностных лиц администрации муниципального района Волжский Самарской области незаконными, оставить без удовлетворения. Мотивированное решение составлено 31 августа 2012 года. Судья - М.П. Бурцев