Решение по иску прокурора Волжского района Самарской области в защиту неопределенного круга лиц к ГБОУ Самарской области основная общеобразовательная школа п.г.т. Петра-Дубрава о возложении обязанности.



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Самара 07 июня 2012 года

Волжский районный суд Самарской области в составе: председательствующего Петрыкиной Е.В.,

при секретаре Титовой Е.В.,

с участием:

помощника прокурора Волжского района Самарской области Колчиной Е.Е.,

представителя ответчика Администрации м.р. Волжский Самарской области – Девятайкиной И.В.,

представителя ответчика ГБОУ Самарской области основная общеобразовательная школа п.г. Петра-Дубрава муниципального района Волжский Самарской области – Игнатьева Г.С.,

представителя ответчика МБУ «Паритет» - Будаевой В.И.,

представителя третьего лица Отдела НД м.р. Волжский УНД Главного Управления МЧС России по Самарской области – Агеева Д.В.,

представителя третьего лица Управления Роспотребнадзора по Самарской области Рытовой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Волжского района Самарской области в защиту неопределенного круга лиц к Государственному бюджетному общеобразовательному учреждению Самарской области основная общеобразовательная школа п.г.т. Петра-Дубрава муниципального района Волжский Самарской области, администрации муниципального района Волжский Самарской области, Муниципальному общеобразовательному учреждению Петра-Дубравская средняя общеобразовательная школа муниципального района Волжский Самарской области, Поволжскому управлению министерства образования и науки, Министерству имущественных отношений Самарской области, Муниципальному бюджетному учреждению по обеспечению деятельности учреждений образования муниципального района Волжский Самарской области «Паритет» о возложении обязанности устранить нарушения требований противопожарной безопасности и санитарно – эпидемиологического законодательства,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Волжского района Самарской области обратился в суд с вышеназванным исковым заявлением, в котором указал, что в ходе проведения проверки МОУ Петра-Дубравская средняя общеобразовательная школа муниципального района Волжский Самарской области были выявлены нарушения требований противопожарного и санитарно – эпидемиологического законодательства. Прокурор просил обязать Поволжское управление министерства образования и науки, Администрацию муниципального района Волжский Самарской области, Муниципальное общеобразовательное учреждение Петра-Дубравская средняя общеобразовательная школа муниципального района Волжский Самарской области провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия с целью приведения состояния здания образовательного учреждения в соответствие с действующим законодательством, а именно:

- установить на территории объекта на наружном противопожарном водопроводе 2-й пожарный гидрант на расстоянии не более 200 метров до объекта (здания) с расходом 15 л/с на пожаротушение (школьное здание, территория объекта (прилегающая территория к зданию школы);

- провести проверку на работоспособность по обеспечению требуемого по нормам расхода воды (15 л/с) (не представлен акт проверки) сети противопожарного водопровода наружного противопожарного водоснабжения (пожарного гидранта) (территория объекта (прилегающая территория к зданию школы);

- обеспечить объект (школьное здание) прямой телефонной связью с ближайшим подразделением пожарной охраны;

- привести в соответствие с нормативным требованием противопожарное расстояние между зданием школы и гаражом не соответствует нормативным требованиям (факт. – 4,1 м., треб. – не менее 6 м. (от 6 м. до 15 м. в зависимости от степени огнестойкости зданий) (территория объекта (прилегающая территория к зданию школы);

- установить в подвале (отсеках подвального этажа) отсутствуют люки или окна шириной 0,9 м и высотой 1,2 м (подвал (подвальный этаж) школы);

- изолировать выход из подвала (подвального этажа) с общей лестничной клеткой (выход из подвала на 1-м этаже лестничной клетки здания школы);

- установить в кладовых (складских помещений) для хранения горючих материалов, электрощитовой, мастерских для переработки горючих материалов противопожарные двери с пределом огнестойкости не менее 0,6 ч. (мастерские на 1-м этаже школы, электрощитовая на 1-м этаже школы, складские помещения на 1-м этаже школы);

- определить для производственных и складских помещений (зданий) категорию взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны по правилам устройства электроустановок (гараж на территории школы, складские помещения (кладовые) на 1-м этаже школы, лабораторные помещения (лаборатория биологии) на 1-м этаже школы, лабораторные помещения (лаборатории химии, физики) на 1-м этаже школы мастерские на 1-м этаже школы, мастерские на 1-м этаже школы);

- установить двери на лестничных клетках имеющие приспособления для самозакрывания и уплотнения в притворах (лестничная клетка на 1-м и 2-м этажах школы (серная и западная часть здания);

- привести в соответствие с нормативным требованием пожарной безопасности ширину эвакуационного выхода (на 1-м этаже школе: эвакуационный выход (центральная лестничная клетка) факт. 83 см. треб не менее 120 см, эвакуационный выход в южной части здания факт. 83 см. треб. не менее 120 см., эвакуационный выход (северная лестничная клетка) факт. 83 см. треб не менее 120 см, эвакуационный выход (западная лестничная клетка) факт. 87 см. треб не менее 120 см);

- отделить лестничную клетку от примыкающих коридоров перегородками с дверями (центральная лестница (лестничная клетка) 1-й этаж);

- отделить вестибюль от коридоров (смежных помещений) противопожарными перегородками 1-го типа (частично отделены), а в имеющихся противопожарных перегородках 1-го типа отделяющих смежные помещения от вестибюля заполнение проемов (двери) не соответствуют нормативным требованиям, не являются противопожарными с требуемым пределом огнестойкости не ниже EI30 (вестибюль 1-го этажа возле центральной лестницы (лестничной клетки);

- произвести очистку воздуховодов системы вентиляции в предусмотренный срок (перед началом учебного года). Приказом определить сроки данной очистки (помещение кухни в столовой на 1-м этаже школы);

- привести в соответствие с нормативным требованием пожарной безопасности заполнение проемов (двери) в противопожарных преградах (противопожарных перегородках) разделяющих поэтажные коридоры на участки длиной не более 60 м., а именно, должны являться противопожарными с пределом огнестойкости не менее EI 15 (коридоры 1-го, 2-го этажей школы);

- привести в соответствие с нормативным требованиям выход на чердак (кровлю), а именно, установить противопожарный люк выхода на чердак 2-го типа размером 0,6 м. на 0.8 м. с пределом огнестойкости не менее EI 30 (чердак лестничная клетка на 2-м этаже школы);

- восстановить целостность ограждения участка;

- обеспечить мусоросборники крышками;

- набор в 1 и 10 классы осуществлять из расчета не более 25 человек в классе;

- оборудовать гардеробы для начальной школы;

- оборудовать санузлы на 1,2 этажах кабинами с дверями;

- оборудовать санузлы количеством сантехприборов в соответствии с количеством учащихся;

- оборудовать комнату для девочек;

- оборудовать помещения для хранения уборочного инвентаря и приготовления дезрастворов с поддонами с подводкой холодной и горячей воды;

- отремонтировать неработающие: в санузлах сантехприборы и раковины в классах;

- оборудовать во всех учебных помещениях и комнате технического персонала умывальники;

- оборудовать кабинет химии ученическими лабораторными столами, вытяжным шкафом;

- установить в столярной мастерской электрополотенце;

- восстановить целостность внутренней отделки помещений, заменить бумажные обои на покрытие, поддающиеся влажной уборке и дезинфекции;

- оградить радиаторы съемными деревянными решетками;

- спилить деревья растущие на расстоянии мене 15 м. от здания;

- оборудовать классные доски во всех кабинетах софитами в соответствии с санитарными требованиями;

- выделить отдельное помещение для хранения отработанных люминисцентных ламп;

- обеспечить холодным и горячим водоснабжением учебные кабинеты начальных классов; обеспечить горячим водоснабжением умывальные, кабинеты химии, физики, медблок, мастерскую;

- провести доврачебное скрининг-тестирование учащихся в полном объеме;

- пройти обязательный профилактический осмотр работникам школы в соответствии с Приказом № 83 и представить заключительный акт;

- приобрети лупу и гребни для проведения осмотра детей на педикулез;

- соблюдать площади на одно рабочее место с ВДТ не менее 6 кв.м;

- переориентировать видеодисплейные терминалы боковой стороной к световым проемам;

- предусмотреть последовательность технологических процессов на пищеблоке;

- установить при обеденном зале на 120 посадочных мест дополнительно 3 умывальника;

- приобрести шкаф для хранения хлеба;

- представить акт технического контроля соответствия оборудования паспортными характеристиками;

- заменить разделочные доски из фанеры на деревянные;

- приобрести водные термометры для определения температуры воды для мытья посуды;

- приобрести стеллаж для хранения чистой посуды не менее 0,5 м. от пола;

- выделить помещение или место для хранения уборочного инвентаря;

- разработать и согласовать 10-ти дневное примерное меню на 2 возраста;

- соблюдать фактический рацион питания в соответствии с учрежденным примерным меню;

- оборудовать отдельный стол для обработки сырой птиц;

- оборудовать ванну для обработки фруктов и овощей, не подвергающихся тепловой обработке;

- оборудовать раковину для промывания упаковки консервированных продуктов;

- оборудовать раковины для мытья рук;

- проводить искусственную витаминизацию третьих блюд;

- организовать лабораторный производственный контроль;

- в питании детей использовать только разрешенные продукты.

В ходе судебного разбирательства определением суда от 16.04.12г. в качестве соответчиков привлечены Министерство имущественных отношений по Самарской области, МБУ «Паритет».

В судебном заседании помощник прокурора Волжского района Самарской области Колчина Е.Е. иск уточнила, в связи с тем, что некоторые требования ответчиком выполнены добровольно, уточнила состав ответчиков, просила обязать Поволжское управление министерства образования и науки, Министерство имущественных отношений Самарской области, Администрацию муниципального района Волжский Самарской области, Муниципальное бюджетное учреждение по обеспечению деятельности учреждений образования муниципального района Волжский Самарской области «Паритет», Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа п.г. Петра-Дубрава муниципального района Волжский Самарской области, Муниципальное общеобразовательное учреждение Петра-Дубравская средняя общеобразовательная школа муниципального района Волжский Самарской области, провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия с целью приведения состояния здания образовательного учреждения расположенного по адресу <адрес> в соответствие с действующим законодательством, а именно:

- установить на территории объекта на наружном противопожарном водопроводе 2-й пожарный гидрант на расстоянии не более 200 метров до объекта (здания) с расходом 15 л/с на пожаротушение (школьное здание, территория объекта (прилегающая территория к зданию школы);

- провести проверку на работоспособность по обеспечению требуемого по нормам расхода воды (15 л/с) (не представлен акт проверки) сети противопожарного водопровода наружного противопожарного водоснабжения (пожарного гидранта) (территория объекта (прилегающая территория к зданию школы);

- привести в соответствие с нормативным требованием противопожарное расстояние между зданием школы и гаражом не соответствует нормативным требованиям (факт. - 4,1 м., треб. - не менее 6 м. (от 6 м. до 15 м. в зависимости от степени огнестойкости зданий) (территория объекта (прилегающая территория к зданию школы);

установить в подвале (отсеках подвального этажа) отсутствуют люки или окна шириной 0,9 м и высотой 1,2 м (подвал (подвальный этаж) школы);

-       изолировать выход из подвала (подвального этажа) с общей лестничной клеткой (выход из подвала на 1 -м этаже лестничной клетки здания школы);

-       установить в кладовых (складских помещений) для хранения горючих материалов, электрощитовой, мастерских для переработки горючих материалов противопожарные двери с пределом огнестойкости не менее 0,6 ч. (мастерские на 1 -м этаже школы, электрощитовая на 1 -м этаже школы, складские помещения на 1 -м этаже школы);

определить для производственных и складских помещений (зданий) категорию взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны по правилам устройства электроустановок (гараж на территории школы, складские помещения (кладовые) на 1-м этаже школы, лабораторные помещения (лаборатория биологии) на 1-м этаже школы, лабораторные помещения (лаборатории химии, физики) на 1-м этаже школы мастерские на 1-м этаже школы, мастерские на 1-м этаже школы);

установить двери на лестничных клетках имеющие приспособления для самозакрывания и уплотнения в притворах (лестничная клетка на 1-ми 2-м этажах школы (серная и западная часть здания);

привести в соответствие с нормативным требованием пожарной безопасности ширину эвакуационного выхода (на 1-м этаже школе: эвакуационный выход (центральная лестничная клетка) факт. 83 см. треб не менее 120 см, эвакуационный выход в южной части здания факт. 83 см. треб, не менее 120 см., эвакуационный выход (северная лестничная клетка) факт. 83 см. треб не менее 120 см, эвакуационный выход (западная лестничная клетка) факт. 87 см. треб не менее 120 см);

- отделить лестничную клетку от примыкающих коридоров перегородками с дверями (центральная лестница (лестничная клетка) 1-й этаж);

-     отделить вестибюль от коридоров (смежных помещений) противопожарными перегородками 1-го типа (частично отделены), а в имеющихся противопожарных перегородках 1 -го типа отделяющих смежные помещения от вестибюля заполнение проемов (двери) не соответствуют нормативным требованиям, не являются противопожарными с требуемым пределом огнестойкости не ниже EI30 (вестибюль 1-го этажа возле центральной лестницы (лестничной клетки);

-     произвести очистку воздуховодов системы вентиляции в предусмотренный срок (перед началом учебного года). Приказом определить сроки данной очистки (помещение кухни в столовой на 1-м этаже школы);

привести в соответствие с нормативным требованием пожарной безопасности заполнение проемов (двери) в противопожарных преградах (противопожарных перегородках) разделяющих поэтажные коридоры на участки длиной не более 60 м., а именно, должны являться противопожарными с пределом огнестойкости не менее EI 15 (коридоры 1-го, 2-го этажей школы);

- привести в соответствие с нормативным требованиям выход на чердак (кровлю), а именно, установить противопожарный люк выхода на чердак 2-го типа размером 0,6 м. на 0.8 м. с пределом огнестойкости не менее EI 30 (чердак лестничная клетка на 2-м этаже школы);

оборудовать кабинет химии ученическими лабораторными столами, вытяжным

шкафом;

-     установить при обеденном зале на 120 посадочных мест дополнительно 3 умывальника;

-     приобрести стеллаж для хранения чистой посуды не менее 0,5 м. от пола;

На удовлетворении уточненных исковых требований настаивала.

Представитель ответчика Министерства имущественных отношений Самарской области Ужакова О.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом. В судебном заседании от 17.05.12г. исковые требования не признала, пояснила, что в исковом заявлении не указано, какие нормы права, интересы неопределенного круга лиц нарушены органами исполнительной власти, а также иск не содержит ссылку на нормативный акт, предусматривающий способы защиты этих интересов. Кроме того, истцом в одном исковом заявлении объединены требования искового производства и требования, вытекающие из публичных правоотношений, что является нарушением ст.151 пп. 1,2 ГПК РФ. В соответствии со ст. 254 ГПК РФ для обязания в судебном порядке органа государственной власти совершить определенное действие должны быть одновременно представлены доказательства того, что его действие или бездействие не соответствует требованиям законодательства, нарушает права и свободы заявителя, создает препятствия к их осуществлению. Таких доказательств истцом не представлено. Истец не разграничил требования, предъявляемые к ответчикам, действия (бездействия) министерства имущественных отношений Самарской области им не обжалуются, требования прокурора в части обязания министерства провести организационно-хозяйственные мероприятия по устранению нарушений пожарной безопасности в здании учреждения являются незаконными и необоснованными. В иске сформулированы одни и те же требования к органам исполнительной власти и учреждению, что недопустимо, поскольку на ответчиков возложены совершенно разные функции и полномочия.

Финансирование учреждения относится к полномочиям министерства образования и науки Самарской области. К компетенции министерства имущественных отношений, при осуществлении полномочий собственника имущества Самарской области относится, в частности, закрепление имущества за учреждением на праве оперативного управления, контроль за его использованием, а также изъятие данного имущества. Министерство имущественных отношений Самарской области не является органом, уполномоченным на устранение нарушений в части пожарной и санитарно - гигиенической безопасности.

Акты проверки и предписания, составленные в отношении МОУ Петра-Дубравская средняя общеобразовательная школа муниципального района Волжский Самарской области в адрес министерства не направлялись.

Учреждение занимает здание, которое является муниципальной собственностью муниципального района Волжский Самарской области. В соответствии со статьей 210 ГК РФ собственник несет бремя принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Учреждение пользуется имуществом по договору безвозмездного пользования, заключенным с муниципалитетом. Поскольку указанное имущество из муниципальной собственности в собственность Самарской области не передавалось, у министерства отсутствуют полномочия по его распоряжению, в частности по заключению договора о передаче имущества учреждению в оперативное управление.

Кроме того, необходимо выяснить, могли ли нарушения, выявленные в ходе проверки, возникнуть до заключения договора безвозмездного пользования. В случае возникновения указанных нарушений до передачи объекта недвижимого имущества, суду, при вынесении решения необходимо руководствоваться положениями статьи 693 ГК РФ, согласно которой ссудодатель (Администрация м.р. Волжский Самарской области) отвечает за недостатки вещи, которые он умышленно или по грубой неосторожности не оговорил при заключении договора безвозмездного пользования. Считает, что бремя ответственности по устранению нарушений должно быть возложено на Администрацию м.р. Волжский Самарской области, поскольку нарушения возникли еще в период существования муниципального учреждения.

Также пояснила, что требования истца, связанные с устранением нарушений капитального характера, в частности, увеличение ширины дверных проемов, дверей эвакуационных выходов, оборудования выхода из подвала не подлежат удовлетворению, поскольку не представлено доказательств наличия угрозы жизни и здоровью людей дальнейшей эксплуатацией объекта недвижимости. Истцом не представлено технического заключения, подтверждающего, что устранение приведенных нарушений технически возможно и не приведет к перепланировке здания, в результате которой будут затронуты несущие конструкции (элементы) – конструкции, воспринимающие постоянную и временную нагрузку, что в последующем может привести к конструктивному нарушению целостности здания и его разрушению. Здание школы построено и введено в эксплуатацию в соответствии с действующими на тот период времени нормативными актами. В соответствии со ст. 4 ФЗ от 22.07.2008г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» на существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения настоящего Федерального закона не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара, доказательств существования такой угрозы не представлено.

Представитель ответчика ГБОУ Самарской области средняя общеобразовательная школа п.г.т. Петра Дубрава муниципального района Волжский Самарской области – Игнатьева Г.С. в судебном заседании иск не признала, пояснила, что фактически все указанные нарушения устранены.Установить пожарные гидранты, не представляется возможным, т.к. нет средств, кроме того это входит в компетенцию местной администрации, есть муниципальная программа, согласно которой гидранты будут установлены в течение 5 лет. По поводу проверки на работоспособность по обеспечению требуемого расхода воды сети противопожарного водопровода наружного противопожарного водоснабжения они обращались в водоканал, есть письма, из-за отсутствия денежных средств им в этом было отказано. Обеспечить школьное здание прямой телефонной связью не представляется возможным, т.к. нет денежных средств и это технически невозможно, имеется обычный телефон, по которому в случае необходимости можно вызвать пожарников. Привести в соответствие с нормативным требованием противопожарное расстояние между зданием школы и гаражом не представляется возможным, т.к. школа построена в 1964г. и для устранения данного нарушения необходимо снести или школу или гараж. Люки или окна, эвакуационный выход из подвала школы, на чердак сделать нельзя из-за конструкции здания, так как высота подвала 40 см., конструкция здания такая. Установить в кладовых противопожарные двери не представляется возможным в настоящее время, т.к. нет денежных средств. В школе горючих материалов нет, дверь электрощитовая старая, какая была предусмотрена при постройке здания и приемке его в эксплуатацию. Определена категория взрывопожарной и пожарной опасности для производственных и складских помещений (зданий), а также класс зоны по правилам устройства электроустановок (гараж на территории школы, складские помещения (кладовые) на 1-м этаже школы, лабораторные помещения (лаборатория биологии) на 1-м этаже школы, лабораторные помещения (лаборатории химии, физики) на 1-м этаже школы мастерские на 1-м этаже школы, мастерские на 1-м этаже школы, установлены таблички. На дверях на лестничных клетках установлены приспособления для самозакрывания ( прибиты пружины) и уплотнения в притворах (лестничная клетка на 1-ми 2-м этажах школы (серная и западная часть здания). Приведение в соответствие с нормативными требованиями ширины эвакуационного выхода невозможно, поскольку для этого необходима реконструкция здания при расширении проема между косяками дверей будут образоваться трещины в здании, а здание старой постройки. Отделить лестничную клетку от примыкающих коридоров перегородками с дверями (центральная лестница (лестничная клетка) 1-й этаж) технически невозможно.Отделить вестибюль от коридоров (смежных помещений) противопожарными перегородками 1-го типа (частично отделены) в настоящее время не представляется возможным, т.к. нет денежных средств на покупку данных дверей. Провели очистку воздуховодов системы вентиляции кабинет химии оборудовать ученическими лабораторными столами, вытяжным шкафом по не представилось возможным, из-за отсутствия денежных средств. Не установили при обеденном зале на 120 посадочных мест дополнительный умывальник, т.к. нет места для его установки. Приобрели стеллажи для хранения чистой посуды.

Представитель ответчика Администрации м.р. Волжский Самарской области – Девятайкина И.В. исковые требования не признала, пояснила, что нарушения были выявлены в МОУ до создания МБУ «Паритет». В настоящее время составлено заключение по пожарным рискам, дано заключение органов пожарного надзора о том, что требования пожарной безопасности не нарушаются при эксплуатации зданий школ. Считает, что ответчиками являются учредители ГБОУ, а правовых оснований для удовлетворения заявленных требований в отношении Администрации м.<адрес>, МБУ «Паритет» не имеется. Для проведения организационно – хозяйственных мероприятий нет оснований, так как отсутствуют акты на выявленные нарушения на момент создания МБУ «Паритет» в отношении ГБОУ никаких актов проверки не составлялось, в то время как бюджетные ассигнования выделяются только в случае необходимости устранения нарушений.

Представитель ответчика МБУ «Паритет» - Будаева В.И. исковые требования не признала, поддержала объяснения, данные представителем ответчика Администрации м.р. Волжский Самарской области – Девятайкиной И.В., пояснила, что МБУ «Паритет» работает с ДД.ММ.ГГГГ, финансирование началось с ДД.ММ.ГГГГ

Представитель ответчика Поволжского управления министерства образования и науки Самарской области в судебное заседание не явился, о времени и рассмотрения дела извещен надлежащими образом, дело рассмотрено в его отсутствие.

Представитель третьего лица Отдела НД муниципального района Волжский УНД ГУ МЧС России Агеев Д.В. удовлетворение исковых требований оставил на усмотрение суда, пояснил, что ранее были выявлены отдельные нарушения правил пожарной безопасности, однако специализированная организация дала заключение по оценке пожарных рисков, считает, что на данный момент нарушений нет, объект соответствует пожарной безопасности. Оценка пожарных рисков уже получена на ГБОУ. Также пояснил, что согласование планов эвакуации людей в случае пожара с отделом ГПН м.р.Волжский) сейчас не производится, согласно новым правилам, обеспечение объекта (здание) прямой телефонной связью с ближайшим подразделением пожарной охраны не требуется, этот пункт отменен постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ

Представитель третьего лица Управления Роспотребнадзора по <адрес> ФИО8 удовлетворение исковых требований оставила на усмотрение суда, пояснила, что в 2011г. школа была проверена, составлены протоколы и акты, а так же новые предписания, время на устранение нарушений установлено до конца 2012г. – начала 2013г. Последнее предписание не действует, поскольку выдавалось на МОУ, которое не существует, так как форма учреждения поменялась на ГБОУ. Каким образом устранить выявленные нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, суду не пояснила.

Заслушав доводы сторон, изучив материалы дела, суд считает, что иск не подлежит удовлетворению.

Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

На основании ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Правовое регулирование в области обеспечения пожарной безопасности осуществляется Федеральным законом РФ от 21.12.1994г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», согласно которому обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства. Статьей 1 указанного Федерального закона определено, что пожарная безопасность – состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.

Согласно ст. 16 ФЗ от 26.12.2008г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт проверки, который должен быть оформлен установленным законом образом и предписание об устранении выявленных нарушений, в котором указывается срок, в течение которого указанные нарушения должны быть устранены. Согласно ст. 20 указанного закона отсутствие акта проверки и предписания ведут к недействительности результатов проверки и не могут являться доказательствами нарушения юридическими лицами норм закона.

Судом установлено, что Прокуратурой Волжского района Самарской области совместно с инспекторами Управления Роспотребнадзора по Самарской области, Отдела НД муниципального района Волжский УНД ГУ МЧС России проведена проверка соблюдения противопожарного и санитарно – эпидемиологического законодательства МОУ средняя общеобразовательная школа п. Петра-Дубрава муниципального района Волжский Самарской области, в ходе которой в здании школы, расположенном по адресу: <адрес>ыли выявлены нарушения требований законодательства РФ, а именно, нарушения требований Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных приказом МЧС РФ от 18.06.2003 №313, а также ФЗ №52-ФЗ от 30.03.1999г. «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения», санитарных норм и правил.

МОУ Петра-Дубравская средняя общеобразовательная школа муниципального района Волжский Самарской области является ненадлежащим ответчиком, так как его деятельность фактически прекращена на основании постановления Главы муниципального района Волжский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ , которым принято решение о ликвидации учреждения, о чем ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРЮЛ внесена соответствующая запись.

Учредителями МОУ являлись Министерство образования и науки Самарской области в лице Поволжского управления министерства образования и науки Самарской области и Администрация муниципального района Волжский Самарской области.

В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 12.10.2011г. № 576 «О создании государственных бюджетных общеобразовательных учреждений Самарской области и установлении отдельных расходных обязательств Самарской области создано государственное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа <адрес> муниципального района Волжский Самарской области.

Учредителем ГБОУ СОШ п.<адрес> является Правительство Самарской области в лице Министерства образования и науки Самарской области и Министерства имущественных отношений Самарской области.

На основании постановления Администрации муниципального района Волжский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ из оперативного управления МОУ <адрес> изъято имущество, в том числе здание школы, расположенного по адресу: <адрес> закреплено на праве оперативного управления за муниципальным бюджетным учреждением по обеспечению деятельности учреждений образования муниципального района Волжский Самарской области «Паритет»

Между Администрацией муниципального района Волжский Самарской области (собственник), МБУ «Паритет» (ссудодатель) и ГБОУ средняя общеобразовательная школа п.г.т. Петра-Дубрава м.р.Волжский Самарской области (ссудополучатель) ДД.ММ.ГГГГ заключен договор безвозмездного пользования муниципальным имуществом, в том числе зданием школы, расположенным по адресу: <адрес>.

Согласно условиям договора от ДД.ММ.ГГГГ ссудодатель обязан организовать в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на указанные цели, выполнение текущего и аварийного ремонтов недвижимого имущества, проведение работ, связанных с нарушением требований пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологического законодательства. Ссудополучатель обязан соблюдать технические, санитарные, противопожарные и иные требования, предъявляемые к имуществу при его использовании.

До рассмотрения дела по существу ответчиком ГБОУ Самарской области средняя общеобразовательная школа п.г.т. Петра-Дубрава муниципального района Волжский Самарской области устранено большинство допущенных нарушений правил пожарной безопасности и санитарно – эпидемиологического законодательства, что стало возможным при наличии финансировании из бюджета. Данные обстоятельства свидетельствуют об активных действиях ответчиков, направленных на устранение выявленных нарушений.

Требования о приведении в соответствие с нормативным требованием ширины эвакуационного выхода, устройства выхода из подвала связаны с устранением нарушений капитального характера, и не могут быть удовлетворены судом без проведения соответствующей экспертизы и получения надлежащей разрешительной документации, поскольку приведут к реконструкции.

Однако в силу ст. 56 ГПК РФ прокурором не предоставлено технического заключения, подтверждающего, что устранение выявленных нарушений технически возможно, и не приведет к перепланировке здания, в результате которой будут затронуты несущие конструкции (элементы), что в последующем может привести к конструктивному нарушению целостности здания и его разрушению. Технический паспорт здания суду также не представлен.

Здание ГБОУ Самарской области средняя общеобразовательная школа п.г.т. Петра-Дубрава муниципального района Волжский Самарской области построено и введено в эксплуатацию в соответствии с действующим на тот период законодательством, до принятия нормативно-правовых актов, на нарушение которых ссылается истец, в том числе Правил пожарной безопасности и СаНПиН.

Требования законодательства в сфере пожарной безопасности не могут применяться к объектам недвижимости, введенным в эксплуатацию до принятия соответствующих нормативно-правовых актов, так как закон не имеет обратной силы.

В соответствии со ст. 4 ФЗ от 22.07.2008г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» на существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения настоящего Федерального закона не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара. В таких случаях собственник объекта или лицо, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями, сооружениями и строениями, должны принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствие с требованиями ФЗ.

Как следует из заключения о независимой оценке пожарного риска от ДД.ММ.ГГГГ, составленного ООО «<данные изъяты>», в здании школы, расположенном по адресу: <адрес>, выполнены условия соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности. Аналогичная оценка пожарных рисков выполнена в 2012г. на ГБОУ для получении лицензии.

Таким образом, доказательств существования какой-либо угрозы нарушения прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц в ГБОУ Самарской области основная общеобразовательная школа п.г.т. Петра-Дубрава муниципального района Волжский Самарской области» судом не установлено.

Кроме того, требования об устранении нарушений правил пожарной безопасности в части обеспечения здания наружным противопожарным водоснабжением, пожарными гидрантами, строительства пожарного депо неисполнимы в связи с отсутствием необходимого финансирования.

На основании ст. 3 «Конвенции о правах ребенка», принятой 20.11.1989г., во всех действиях в отношении детей, независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, первоочередное внимание должно уделяться наилучшему обеспечению интересов ребенка.

В соответствии с требованиями ст. 11, 24, 28, 51 ФЗ от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг. При эксплуатации помещений, зданий должны осуществляться санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ.

ДД.ММ.ГГГГ управлением Роспотребнадзора по Самарской области проведена проверка МОУ Петра-Дубравская СОШ м.р. Волжский Самарской области, выдано предписание об устранении нарушения санитарно-гигиенических требований, сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ

В ходе проверки выявлены нарушения санитарно-гигиенических требований, однако в рамках рассмотрения дела установлено, что большая часть нарушений в настоящее время устранены.

Не устраненными остаются следующие нарушения: обеспечить работу пищеблока на полуфабрикатах высокой степени готовности; оборудовать туалеты кабинами с дверями без запоров; обеспечить полы в учебных классах ровным покрытием, без щелей; оборудовать классные доски софитами; оборудовать кабинет информатики стульями с подъемно - поворотными функциями, регулируемых по высоте и углам наклона сиденья и спинки.

Само предписание Управления Роспотребнадзора по Самарской области ответчикам, кроме МОУ Петра-Дубравская СОШ м.р. Волжский Самарской области, не направлялось.

При таких обстоятельствах следует признать, что прокурором преждевременно заявлены исковые требования об устранении нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства, так как срок выполнения предписания не истек. По МОУ (нарушения СанПиН) срок устранения нарушений установлен до конца 2012-2013 года, что пояснила в судебном заседании представитель Управления Роспотребнадзора по Самарской области.

Муниципальное общеобразовательное учреждение Петра-Дубравская СОШ м.р. Волжский Самарской области в настоящее время ликвидировано, на его базе создано Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа п.г.т. Петра-Дубрава муниципального района Волжский Самарской области, о чем 08.12.2011г. в ЕГРЮЛ внесена запись о создании юридического лица.

Соблюдение санитарно-эпидемиологического законодательства в ГБОУ основная общеобразовательная школа п.г.т. Петра-Дубрава муниципального района Волжский Самарской области не проверялось, предписания на ГБОУ не составлялись и не направлялись.

Рассматривая требования прокурора об обязании Министерства имущественных отношений Самарской области и Поволжского управления Министерства образования и науки устранить выявленные нарушения требований пожарной безопасности, санитарно – эпидемиологического законодательства суд исходит из следующего.

Согласно ст. 37 Федерального закона "О пожарной безопасности" № 69-ФЗ от 21.12.1994г. осуществление непосредственного руководства системой пожарной безопасности возложено на руководителей организаций, которые несут ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

В соответствии со ст. 38 ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций.

Согласно Устава ГБОУ основная общеобразовательная школа п.г.т. Петра-Дубрава муниципального района Волжский Самарской области его учредителем является Самарская область. Функции и полномочия учредителя в отношении деятельности учреждения осуществляются Министерством образования и науки Самарской области (в лице Поволжского управления министерства образования и науки).

Учреждение является юридическим лицом, может от своего имени приобретать имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Учредитель не несет ответственности по обязательствам учреждения.

В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении перечня главных распорядителей средств областного бюджета» главным распорядителем средств областного бюджета в отношении учреждения является министерство образования и науки Самарской области.

Финансовое обеспечение деятельности учреждения в 2011 году осуществляется Министерством образования и науки Самарской области на основании бюджетной сметы. С ДД.ММ.ГГГГ финансовое обеспечение государственного задания учреждением осуществляется Министерством образования и науки Самарской области в форме субсидии из бюджета Самарской области.

В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ Министерство имущественных отношений Самарской области является органом исполнительной власти Самарской области, образованным в целях обеспечения управления и распоряжения собственностью Самарской области.

Согласно Постановлению Правительства Самарской области от 20.06.2008 N 238 (ред. от 10.10.2011) "Об утверждении Положения о министерстве образования и науки Самарской области" Министерство образования и науки Самарской области является органом исполнительной власти Самарской области, осуществляющим на территории Самарской области государственную политику в сфере образования и науки и обеспечивающим реализацию конституционного права граждан на образование.

Поволжское управление министерства образования и науки - обособленное структурное подразделение Министерства образования и науки Самарской области, реализующее его полномочия на территории городского округа Новокуйбышевск и муниципального района Волжский.

Статья 6 Закона Самарской области от 03.04.2002 № 15-ГД «О порядке управления и распоряжения собственностью Самарской области» и Положением о министерстве предусмотрен исчерпывающий перечень полномочий исполнительного органа государственной власти, исполняющего функции уполномоченного органа по управлению имуществом Самарской области. В данный перечень не входят полномочия по устранению нарушений правил пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологического законодательства, осуществлению хозяйственной деятельности и финансированию учреждения.

Из смысла указанных правовых норм следует, что Министерство имущественных отношений Самарской области и Поволжское управление министерства образования и науки Самарской области не обязаны проводить организационно-хозяйственные мероприятия по устранению нарушений требований противопожарного и санитарно-эпидемиологического законодательства.

Предъявляя требования к ответчикам, прокурор не разграничил их функции и обязанности по устранению вышеуказанных нарушений в отношении каждого ответчика. Действия, бездействие органа местного самоуправления, органов исполнительной власти (ответчиков) прокурором не обжалуются.

Поволжское управление министерства образования и науки Самарской области в соответствии с его полномочиями выполняет возложенные на него обязанности по финансированию образовательного учреждения, которое осуществляется из средств областного бюджета на основании региональных нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности, установленных законом Самарской области.

Таким образом, со стороны ответчиков - министерств отсутствовало бездействие по выполнению требований противопожарного и санитарно-эпидемиологического законодательства в ГБОУ основная общеобразовательная школа п.г.т. Петра-Дубрава муниципального района Волжский Самарской области.

Все мероприятия по устранению нарушений противопожарного и санитарно-эпидемиологического законодательства возможно осуществить лишь при наличии достаточного бюджетного финансирования. Прокурор участвует в формировании местного бюджета. Финансирование на указанные в иске мероприятия в бюджете не заложено, бюджет не опротестован.

Кроме того, в иске не указано, кто из ответчиков и какие именно действия должен произвести для устранения нарушений, за счет средств какого бюджета, что делает решение суда неисполнимым.

Поскольку в судебном заседании установлено, что предписания об устранении выявленных в ходе проверки нарушений требований противопожарного и санитарно-эпидемиологического законодательства с установлением сроков их устранения ответчикам, кроме МОУ Петра-Дубравская СОШ м.р. Волжский Самарской области, не направлялись, срок, установленный предписанием Роспотребнадзора для устранения нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства на момент вынесения судом настоящего решения не истек и у учреждения имеется достаточно времени для устранения данных нарушений, согласно заключению по оценке пожарных рисков, объект соответствует требованиям пожарной безопасности, а также, принимая во внимание, что со стороны ответчиков отсутствовало бездействие по устранению нарушений требований противопожарного и санитарно-эпидемиологического законодательства, суд приходит к выводу, что в удовлетворении настоящего иска следует отказать.

На основании вышеизложенного, иск прокурора Волжского района Самарской области не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска прокурора Волжского района Самарской области в защиту неопределенного круга лиц в защиту неопределенного круга лиц к Государственному бюджетному общеобразовательному учреждению Самарской области основная общеобразовательная школа п.г.т. Петра-Дубрава муниципального района Волжский Самарской области, администрации муниципального района Волжский Самарской области, Муниципальному общеобразовательному учреждению Петра-Дубравская средняя общеобразовательная школа муниципального района Волжский Самарской области, Поволжскому управлению министерства образования и науки, Министерству имущественных отношений Самарской области, Муниципальному бюджетному учреждению по обеспечению деятельности учреждений образования муниципального района Волжский Самарской области «Паритет» о возложении обязанности устранить нарушения требований противопожарной безопасности и санитарно – эпидемиологического законодательства отказать.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Волжский районный суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 12.06.2012г.

Судья Волжского районного суда

Самарской области Е.В. Петрыкина