Решение по иску Сукиасяна Г.Ц. к командиру войсковой части 11386 об установлении факта нахождения на иждивении.



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Самара 18 июля 2012 года

Волжский районный суд Самарской области в составе:

председательствующего Смирновой Е.И.,

при секретаре Моргачевой Т.С.,

с участием:

истца Сукиасяна Г.Ц., его представителя Копыловой И.В.,

представителя третьих лиц Сукиасян Д.Г., Сукиасяна Д.А., Сукиасян М.А., Бабаяна А.Г., Бабаян А.М. - Копыловой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Сукиасяна Г.Ц. к командиру войсковой части 11386 об установлении факта нахождения на иждивении

У С Т А Н О В И Л:

Сукиасян Г.Ц. обратился в суд с иском к Центральному военному округу Управления ПУрВО войсковой части 11386 о признании членами семьи.

В иске указал, что ДД.ММ.ГГГГ ему на его семью из четырех человек была предоставлена квартира площадью <данные изъяты> кв.м. на основании ордера , выданного Чернореченской КЭЧ Приволжского Военного округа Министерства обороны СССР. С указанного времени он проживает в квартире, расположенной по адресу: <адрес> Ведет общее хозяйство с супругой и детьми. С 1999 года с ними постоянно проживают и ведут совместное хозяйство родители супруги – Бабаян А.Г. и Бабаян А.М. Последняя находится на инвалидности и нуждается в постороннем уходе). Также с ними с момента рождения проживают его внук Сукиасян Д.А. и внучка Сукиасян М.А., которые находятся на его иждивении. Ему необходимо признать Бабаян А.М., Бабаян А.Г., Сукиасян Д.А., Сукиасян М.А. членами семьи для включения их в его личное дело для получения жилого помещения в соответствии с ФЗ РФ от 27.05.1998 года №76-ФЗ «О статусе военнослужащих», а также для получения льгот, предоставленных законодательством РФ, в том числе получения Бабаян А.М. медицинской помощи в медицинских учреждениях МО РФ.

Определением Волжского районного суда Самарской области от 20.02.2012 г. к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство обороны Российской Федерации.

Определением Волжского районного суда от 21.03.12 дело передано для рассмотрения по подсудности в военный суд Самарского гарнизона, поскольку заявитель Сукиасян Г.Ц. является действующим военнослужащим, фактически обжалует действия органов военного управления.

В ходе рассмотрения дела истец уточнил исковые требования, просил установить факт нахождения на его иждивении Сукиасяна Д.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Сукиасян М.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Бабаяна А.Г. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Бабаян А.М. ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

В соответствии с ч. 4 ст. 33 ГПК РФ дело, направленное из одного суда в другой, должно быть принято к рассмотрению судом, в который оно направлено. Споры о подсудности между судами в Российской Федерации не допускаются.

Однако, определением Самарского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ, гражданское дело было вновь направлено для рассмотрения в Волжский районный суд <адрес>.

Поскольку как указано выше, споры о подсудности между судами РФ не допускаются дело рассмотрено Волжским районным судом, хотя исходя из состава сторон и существа заявленных требований данный спор в соответствии со ст. т7 Федерального Конституционного Закона «О военных судах» подсуден военному суду Самарского гарнизона.

В судебном заседании истец Сукиасян Г.Ц., его представитель Копылова И.В. уточненные требования поддержал и просил их удовлетворить. Пояснил, что установление юридического факта нахождения перечисленных лиц на его иждивении необходимо ему для получения жилого помещения, поскольку он намерен выйти в отставку. Командир войсковой части 11386 отказал ему во внесении в личное дело указанных лиц как членов семьи. В департамент жилищного обеспечения с заявлением о предоставлении жилья он пока не обращался, намерен это сделать после получения решения суда, чтобы получить квартиру для отселения из военного городка п. Рощинский на весь состав семьи.

Представитель ответчика войсковой части 11386 в судебное заседание не явился, предоставил отзыв, в котором в удовлетворении иска в части признания факта нахождения на иждивении Сукиасяна Г.Ц. несовершеннолетних Сукиасян М.А., Сукиасяна Д.А. просил отказать, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель ответчика - Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил, своих возражений не представил, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом.

Представитель третьих лиц Сукиасян Д.Г., Сукиасян А.Г., Бабаяна А.Г., Бабаян А.М., Сукиасян А.А. - Копылова И.В. исковые требования просила удовлетворить.

Третьи лица Сукиасян Д.Г. и Сукиасян А.А. в судебном заседании от 03.07.12 также просили иск удовлетворить.

Заслушав пояснения участников процесса, изучив материалы дела, суд считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Сукиасяну Г.Ц. на семью, состоящую из четырех человек (супруга Сукиасян А.А., дочь Сукиасян Д.Г., сын Сукиасяна А.Г.), была предоставлена служебная квартира площадью <данные изъяты> кв.м., расположенная по адресу: <адрес> на основании ордера , выданного Чернореченской КЭЧ Приволжского Военного округа Министерства обороны СССР. Истец с момента предоставления жилой площади по настоящее время проживает в данной квартире, ведет общее хозяйство с супругой и детьми.

С ДД.ММ.ГГГГ года с ними постоянно проживают и ведут совместное хозяйство родители супруги – Бабаян А.Г. и Бабаян А.М. Бабаян А.М. является инвалидом 2 группы, нетрудоспособна. Также с ними с момента рождения проживает его внук Сукиасян Д.А. 2007 года рождения и внучка Сукиасян М.А. 2010 года рождения. Указанные лица зарегистрированы в квартире вместе с истцом, что подтверждается справкой, выданной филиалом «Самарский»

Истец утверждает, что указанные лица находятся на его иждивении. Он обращался к командиру войсковой части 11386 с рапортом о включении указанных лиц в его личное дело в качестве иждивенцев, однако ответ не получил. Устно ему было разъяснено, что указанные лица могут быть включены в личное дело только на основании решения суда. Указанные обстоятельства заявитель пояснил в судебном заседании.

Истец просил установить факт нахождения на его иждивении Бабаян А.М., Бабаян А.Г., Сукиасян Д.А., Сукиасян М.А., в результате чего они будут включены в его личное дело в качестве членов семьи. Это необходимо ему для получения жилого помещения в соответствии с ФЗ РФ от 27.05.1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» на весь состав семьи, а также льгот, предоставленных законодательством РФ, в том числе получения Бабаян А.М. медицинской помощи в медицинских учреждениях МО РФ.

Истец самостоятельно выбирает способ защиты права. Из существа заявленных Сукиасяном Г.Ц. требований следует, что он обратился с заявлением об установлении юридического факта (особое производство), назвав его исковым заявлением.

В соответствии со ст. 264 ГПК РФ суд устанавливает юридические факты, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение либо прекращение личных или имущественных правоотношений, а их перечень, установленный частью второй, не является исчерпывающим.

Установление факта нахождения Сукиасян А.Г., Бабаян А.Г., Бабаян А.М., Сукиасян Д.А на иждивении истца имеет для него юридическое значение, поскольку повлияет на размер жилого помещения, которое будет предоставлено ему в случае увольнения его со службы.

Однако, требования истца на законе не основаны.

Истец обращается в суд с целью реализовать свои права и права членов своей семьи, предусмотренные Федерального закона"О статусе военнослужащих".

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ (ред. от 25.06.2012) "О статусе военнослужащих" к членам семей военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, на которых распространяются указанные социальные гарантии, компенсации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, относятся: супруга (супруг); несовершеннолетние дети; дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет; дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения; лица, находящиеся на иждивении военнослужащих.

Социальные гарантии и компенсации, предусмотренные настоящим Федеральным законом и федеральными законами для военнослужащих и членов их семей, могут быть распространены на других лиц и членов их семей указами Президента Российской Федерации.

Как разъяснено в п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14.02.2000 г. № 9 (ред. от 06.02.2007) "О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих", при решении вопроса о том, кого следует относить к членам семьи военнослужащего, имеющим право на обеспечение жильем, следует руководствоваться нормами Жилищного Кодекса РФ.

Согласно ч.1 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

В соответствии с ч. 1 ст. 69 ЖК РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.

Указанные нормы применимы к правоотношениям сторон по аналогии.

В соответствии с разъяснением п. 11 Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.09 № 14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного Кодекса РФ» при определении круга лиц, относящихся к нетрудоспособным иждивенцам, надлежит руководствоваться пунктами 2, 3 статьи 9 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в которых дается перечень нетрудоспособных лиц, а также устанавливаются признаки нахождения лица на иждивении (находится на полном содержании или получает от другого лица помощь, которая является для него постоянным и основным источником средств к существованию).

Также необходимо иметь в виду, что регистрация лица по месту жительства по заявлению собственника жилого помещения или ее отсутствие не является определяющим обстоятельством для решения вопроса о признании его членом семьи собственника жилого помещения, так как согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Наличие или отсутствие у лица регистрации в жилом помещении является лишь одним из доказательств по делу, которое подлежит оценке судом наряду с другими доказательствами.

Согласно пп.2, 3 статьи 9 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца признаются:

1) дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а также дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, обучающиеся по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы, в том числе в иностранных образовательных учреждениях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, если направление на обучение произведено в соответствии с международными договорами Российской Федерации, за исключением образовательных учреждений дополнительного образования, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет или дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца старше этого возраста, если они до достижения возраста 18 лет стали инвалидами. При этом братья, сестры и внуки умершего кормильца признаются нетрудоспособными членами семьи при условии, что они не имеют трудоспособных родителей;

(в ред. Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ)

2) один из родителей или супруг либо дедушка, бабушка умершего кормильца независимо от возраста и трудоспособности, а также брат, сестра либо ребенок умершего кормильца, достигшие возраста 18 лет, если они заняты уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14 лет и имеющими право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца в соответствии с подпунктом 1 настоящего пункта, и не работают;

3) родители и супруг умершего кормильца, если они достигли возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) либо являются инвалидами;

4) дедушка и бабушка умершего кормильца, если они достигли возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) либо являются инвалидами, при отсутствии лиц, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации обязаны их содержать.

(п.3) Члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию.

Таким образом, закон вообще не рассматривает в качестве иждивенцев родителей супруга.

Истец просит установить факт нахождения на иждивении родителей своей супруги Бабаяна А.Г. и Бабаян А.М., а также своих внуков Сукиасяна Д.А. и Сукиасян М.А.

В соответствии со ст. 80 СК РФ родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей.

Согласно ст. 87 СК РФ трудоспособные совершеннолетние дети обязаны содержать своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей и заботиться о них.

Материалами дела установлено, что несовершеннолетние Сукиасян Д.А. и Сукиасян М.А. имеют обоих родителей, которые и должны их содержать.

Бабаян А.Г. и Бабаян А.М. приходятся родителями супруге истца - Сукиасян А.А., последняя является индивидуальным предпринимателем, имеет доход, таким образом, обязана содержать своих нетрудоспособных родителей, кроме того супруги Бабаян имеют еще троих трудоспособных детей.

Доводы истца и третьих лиц, что другие дети супругов Бабаян проживают отдельно, родители малолетних внуков получают маленькую зарплату либо не могут трудоустроиться, являются гражданами Республики Армения, не имеют правового значения для разрешения настоящего спора.

При таких обстоятельствах, требования истца на законе не основаны и удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении искового заявления Сукиасяна Г.Ц. к командиру войсковой части 11386 об установлении факта нахождения на иждивении Сукиасяна Д.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Сукиасян М.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Бабаяна А.Г. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Бабаян А.М. ДД.ММ.ГГГГ года рождения отказать.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Волжский районный суд в течение одного месяца с момента изготовления судом мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 23.07.12.

Судья Волжского

районного суда Е.И. Смирнова