Решение отпечатано в совещательной комнате. РЕШЕНИЕ г. Самара 13 февраля 2012 года Судья Волжского районного суда Самарской области Панарин С.В., с участием представителя Главы м.р. Волжский Самарской области Адамова А.П. –Девятайкиной И.В., представителя ОНД м.р. Волжский УНД ГУ МЧС по Самарской области – Аверьянова С.А., рассмотрев жалобу Главы м.р. Волжский Самарской области Адамова А.П. на постановление о назначении административного наказания № от 21.11.2011 г. У С Т А Н О В И Л: 21.11.2011 года начальником отдела НД м.р. Волжский УНД ГУ МЧС по Самарской области Н.С.В. в отношении Главы администрации м.р. волжский Самарской области Адамова А.П. было вынесено постановление № о назначении административного наказания, на основании которого Адамов А.П. был подвергнут административному наказанию виде штрафа, в размере 15000 рублей. Согласно постановления № о назначении административного наказания Адамов А.П. был признан виновным в том, что 07.11.2011 г. В 17.00 на территории п. Зелененький м.р. Волжский Самарской области допустил нарушения требований норм и правил пожарной безопасности - ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в РФ» (утверждены Приказом МЧС №313 от 18.06.03г.); СНиП 21-01-97 «Строительные нормы и правила «Пожарная безопасность зданий и сооружений»; СНиП 2.04.02-84 «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения», а именно: населенный пункт п. Зелененький м.р. Волжский Самарской области надлежащим образом в установленном порядке не обеспечен наружным противопожарным водоснабжением в соответствии с нормативными требованиями пожарной безопасности требуется на расстоянии не более 200 м. от зданий (строений сооружений) данного населенного пункта установка пожарных гидрантов на противопожарном водопроводе. Наружное противопожарное водоснабжение в населенном пункте (на территории населенного пункта) пгт. Стройкерамика м.р. Волжский Самарской области отсутствует (не предусмотрено). Должностное лицо – Глава м.р. Волжский Самарской области Адамов А.П. подал жалобу на данное постановление, считая его незаконным. Представитель Главы м.р. Волжский Самарской области Адамова А.П. –Девятайкина И.В.в судебном заседании доводы жалобы поддержала, суду пояснила, что вмененное заявителю в вину нарушение относится к первичным мерам пожарной безопасности, которые относятся к полномочиям органов местного самоуправления п.г.т. Стройкерамика м.р. Волжский Самарской области, а не к полномочиям Администрации м.р. Волжский Самарской области. Представитель заинтересованного лица – ГУ МЧС России по Самарской области Аверьянов С.А. в судебном заседании требования. Заявленные в жалобе не признал, пояснил, что Администрация. р. Волжский Самарской области является надлежащим субъектом, ответственным за выявленное нарушение требований пожарной безопасности, поскольку ей по соглашению с Администрацией пгт. Стройкерамика были переданы полномочия по вопросу местного значения, связанного с организацией в границах поселения водоснабжения поселения, заявитель привлечен к ответственности не за невыполнение первичных мер пожарной безопасности, а за нарушение требований пожарной безопасности, поэтому оспариваемое постановление является законным и обоснованным. Выслушав пояснения сторон, проверив материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии с ч.1 ст.20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц - от шести тысяч рублей до пятнадцати тысяч рублей до рублей. Объект административного правонарушения в сфере обеспечения пожарной безопасности выступает как совокупность общественных отношений, охраняемых противопожарными правилами, нормами и стандартами и направленных на обеспечение государственных мер борьбы с огнем. Объективная сторона правонарушения заключается в нарушении или невыполнении правил, норм и стандартов пожарной безопасности. Противоправное деяние не связывается правовой нормой с обязательным наступлением вредных последствий. Для привлечения к административной ответственности достаточно самого факта нарушения (невыполнения) требований пожарной безопасности. Согласно статье 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон о пожарной безопасности) требованиями пожарной безопасности являются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом. Статьей 2 Закона о пожарной безопасности установлено, что законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты. В соответствии со статьей 20 Закона о пожарной безопасности к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности. Статьей 62 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ) установлено, что здания, сооружения и строения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров (часть 1); в качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные) (часть 2); необходимость устройства искусственных водоемов, использования естественных водоемов и устройства противопожарного водопровода, а также их параметры определяются настоящим Федеральным законом (часть 3). Согласно статье 68 Закона N 123-ФЗ на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного или внутреннего противопожарного водоснабжения (часть 1). К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся: 1) наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; 2) водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 2). Поселения и городские округа должны быть оборудованы противопожарным водопроводом. При этом противопожарный водопровод допускается объединять с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом (часть 3). Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами и индивидуальными предпринимателями без образования юридического лица, установлены в Правилах пожарной безопасности Российской Федерации ППБ 01-03, утвержденных Приказом МЧС России от 18.06.2003 N 313 (далее -Правила пожарной безопасности). В соответствии с п. 3 ППБ 01-03 Правила пожарной безопасности наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке. В соответствии с п. 2.11 СНиП 2.04.02-84* Строительные нормы и правила «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения» (утверждены постановлением Государственного комитета СССР по делам строительства от 27.07.1984 г. №, введены в действие 01.01.1985 г.) в населенных пунктах должен предусматриваться противопожарный водопровод, при этом в населенных пунктах с числом жителей до 5 тыс. чел. допускается принимать в установленном порядке наружное противопожарное водоснабжение из емкостей (резервуаров, водоемов). Согласно п. 2.12 данных норм, расход воды на наружное пожаротушение (на один пожар) в п. Калинка при застройке зданиями высотой до двух этажей включительно должно быть не менее 5 л/с, а при застройке зданиями высотой три этажа и выше должно быть не менее 10 л/с. Указанный выше населенные пункты Подгори и Новинки находятся на территории (в границах) сельского поселения Подъем-Михайловка муниципального района Волжский Самарской области. В данном населенном пункте должен предусматриваться либо противопожарный водопровод либо допускается принимать в установленном порядке наружное противопожарное водоснабжение из емкостей (резервуаров, водоемов). В ходе проверки было установлено и не оспаривается ни заявителем, ни третьим лицом, что в п. Подгоры и п. Новинки имеется водопровод, однако пожарные гидранты неисправны, также в данном населенном пункте отсутствует и наружное противопожарное водоснабжение из емкостей (резервуаров, водоемов), поэтому отсутствует противопожарное водоснабжение. Таким образом, факт наличия нарушений требований противопожарный норм и правил на территории сельского поселения, перечисленных в протоколе и постановлении заявителем не оспаривается и подтверждается материалами дела, в том числе протоколом об административном правонарушении, анализом состояния противопожарного водоснабжения Волжского района, объяснениями лиц, участвующих в деле, данными в ходе судебного разбирательства. Вместе с тем, суд полагает, что вывод административного органа о том, что Глава Администрации муниципального района является надлежащим субъектом выявленного административного правонарушения, является не обоснованным по следующим основаниям. В соответствии с частью 4 статьи 6 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 123-ФЗ) пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 этого Закона. В статье 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 69-ФЗ) закреплен перечень пожарной терминологии: пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров, требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом, первичные меры пожарной безопасности - реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров, нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности, нормативные документы по пожарной безопасности - национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности. Обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения (то есть реализация норм и правил) отнесено пунктом 9 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131 -ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" к вопросам местного значения поселения. Согласно статье 63 Федерального закона N 123-ФЗ первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в частности, реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности; разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности; разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением; установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия; обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара; обеспечение связи и оповещения населения о пожаре; организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний; социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами. Статьей 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" установлены полномочия органов местного самоуправления в области пожарной безопасности. Согласно указанной правовой норме к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях. Указанное полномочие отнесено к компетенции органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов. В соответствии с ч. 3 ст. 19 Закона N 69-ФЗ вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления. При этом формирование, утверждение, исполнение бюджета и контроль за исполнением данного бюджета, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения отнесены к вопросам местного значения поселения (пункты 1, 9 части 1 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ). В целях обеспечения подачи воды для целей пожаротушения на сетях наружного водопровода должны устанавливаться пожарные гидранты (статья 127 Закона N 123-ФЗ). Согласно ст. 126 данного закона пожарные гидранты являются пожарным оборудованием, требования к их установке, обслуживанию и эксплуатации регламентируются данным федеральным законом. В силу пункта 9 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» (далее - Закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения, а п. 6 ст. 50 соответственно, предусматривает, что имущество, предназначенное для обеспечения первичных мер пожарной безопасности находится в собственности поселений. Согласно ст. 14.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ органы местного самоуправления поселения вправе решать вопросы, указанные в части 1 указанной статьи за счет доходов местных бюджетов, за исключением межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений. Согласно статье 10 Закона N 69-ФЗ финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования, в том числе добровольной пожарной охраны, в соответствии с настоящим Федеральным законом является расходным обязательством муниципального образования. Законодательство Российской Федерации не наделяет органы местного самоуправления муниципальных районов самостоятельными полномочиями по обеспечению мер пожарной безопасности. Анализ вышеуказанных правовых норм, позволяет сделать однозначный вывод о том, что реализации мер пожарной безопасности на территориях поселений осуществляется органами местного самоуправления поселений посредством реализации мер первичной пожарной безопасности. Таким образом, суд приходит к выводу, о том, что обязанность по созданию в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения отнесены статьей 19 Федерального закона N 69-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов, то есть в рассматриваемом случае - к обязанностям Администрации сельского поселенияПодъем Михайловка, поскольку указанный выше населенные пункты п. Подгоры и п. Новинки находятся на территории (в границах) сельского поселения Подъем-Михайловка муниципального района Волжский Самарской области. Административным органом сделан вывод о том, что обязанность Администрации муниципального района Волжский Самарской области по обеспечению населенных пунктов противопожарным водоснабжением возникла на основании Соглашения о передаче осуществления части полномочий по вопросам местного значения поселений, том числе по организации в границах поселения водоснабжения населения. Данную позицию суд считает ошибочной по следующим основаниям. Действительно, согласно ч. 4 ст. 15 данного Федерального закона, органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий. В 2010 году между Администрацией сельского поселения Подъем-Михайловка муниципального района Волжский Самарской области и Администрацией муниципального района Волжский Самарской области заключено соглашение о передаче осуществления части полномочий по вопросам местного значения поселений, в том числе и по вопросу организации в границах поселения водоснабжения населения (соглашение от ДД.ММ.ГГГГ). Данное соглашение вступило в силу с ДД.ММ.ГГГГ и действовало на момент выявления нарушения и по ДД.ММ.ГГГГ. Отношения по поводу предоставления коммунальных услуг входят в состав жилищных отношений, регулируемых жилищным законодательством (ч1. ст.4 ЖК РФ). Состав перечня коммунальных услуг вытекает из ч.4 ст. 154 ЖК РФ и включает в себя: холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления). В соответствии с Жилищным кодексом РФ, Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, коммунальные услуги - деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях; исполнителем коммунальных услуг могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищностроительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы. Коммунальные услуги предоставляются потребителю на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.4 Правил). Таким образом, вопрос обеспечения водоснабжения населения связан с предоставлением населению коммунальных услуг. При этом организация водоснабжения населения не означает, что органы местного самоуправления сами осуществляют водоснабжение населения, т.к. данная деятельность является предпринимательской и осуществляется коммерческими организациями. Положения статьи 68 Закона N 123-ФЗ допускает объединять противопожарный водопровод с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом (часть 3), однако это не означает, что Администрация муниципального района обязана была решить вместе с переданным ему вопросом об организации водоснабжения населения и вопрос местного значения, входящий в компетенцию Администрации сельского поселения по обеспечению реализации первичных мер пожарной безопасности. В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация в границах поселения водоснабжения населения относится к самостоятельному вопросу местного значения поселения, данный вопрос выделен отдельно от вопросов, связанных с обеспечением первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. В порядке, предусмотренном частью 4 статьи 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия по вопросам обеспечения первичных мер пожарной безопасности на территории муниципального района Волжский Самарской области Администрации муниципального района Волжский Самарской области не переданы. Вышеизложенное позволяет сделать вывод о несостоятельности доводов административного органа о том, что установка пожарных гидрантов должна осуществляться заявителем в рамках реализации полномочий по организации водоснабжения населения, тем более, что согласно представленной справке о состоянии расчетов по соглашению между Администрацией м.р. Волжский Самарской области и Администрацией с.п. Подъем-Михайловка м.р. Волжский Самарской области о передаче осуществления части полномочий по вопросам местного значения от 29.12.2010, Администрацией сельского поселения не перечислено на организацию в границах поселения никаких трансфертов, в то время как согласно статье 10 Закона N 69-ФЗ финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом является расходным обязательством муниципального образования. Таким образом, в бездействии Главы Администрации муниципального района Волжский Самарской области Адамова А.П. отсутствует состав вмененного административного правонарушения, заявитель является ненадлежащим субъектом административного правонарушения и в нарушение статьи 1.5 КоАП РФ административным органом не доказана его вина в совершении данного правонарушения. Отсутствие события административного правонарушения, согласно пункту 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии события административного правонарушения. При таких обстоятельствах оспариваемое постановление № от 21.11.2011 г. о назначении административного наказания Главе Администрации муниципального района Волжский Адамова А.П. Самарской области по ч. 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 15000 рублей следует признать незаконным и отменить полностью. На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.1-30.7 Кодекса РФ об АП, судья П О С Т А Н О В И Л: Жалобу Главы м.р. Волжский Самарской области Адамова А.П. на постановление № о наложении административного наказания от 21.11.2011 года по ст.20.4 ч.1 Кодекса РФ об АП и на основании которого Адамов А.П. был подвергнут административному наказанию виде штрафа, в размере 15000 рублей, удовлетворить, а постановление № о наложении административного наказания от 21.11.2011 года признать незаконным и отменить. Постановление может быть обжаловано в Самарский областной суд через Волжский районный суд в течение 10 дней со дня вынесения. Судья С.В. Панарин