Решение по по жалобе Егунова Л.И. на постановление об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1,2,3 ст. 20.4 КоАП РФ.



Р Е Ш Е Н И Е

26 июня 2012 года г. Самара

Судья Волжского районного суда Самарской области Панарин С.В.,

при секретаре Рыковой Е.С.,

с участием

заявителя Егунова Л.И.,

представителя заинтересованного лица инспектора Отдела НД м.р. Волжский Главного управления МЧС России по Самарской области Агеева Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу должностного лица Егунова Л.И. на постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 20.4 ч.1,3, 4 Кодекса об АП РФ,

У С Т А Н О В И Л

Постановлением начальника Отдела НД м.р. Волжский Главного управления МЧС России по Самарской области Н.С.В. от 10.05.12 № 128 должностное лицо – генеральный директор ООО <данные изъяты> Егунов Л.И. был признан виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных ст. ст. 20.4 ч.1, 20.4 ч.3, ст.20.4 ч.4 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 руб.

Должностное лицо Егунов Л.И. обратился в Волжский районный суд с заявлением об отмене данного постановления, как вынесенного с нарушением норм КоАП РФ, поскольку считает, что не установлена его вина в совершении данных административных правонарушений, так как им были предприняты все меры для их устранения, в связи с чем просит отменить вышеуказанное постановление.

В судебном заседании заявитель доводы жалобы поддержал, просил удовлетворить, постановление отменить и прекратить производство по делу.

Представитель отдела НД м.р. Волжский Главного управления МЧС России по Самарской области Агеев Д.А. просил оставить жалобу без удовлетворения, а постановление о назначении административного наказания без изменения.

Изучив жалобу, исследовав материалы дела, выслушав заявителя, представителя Отдела НД м.р. Волжский Главного управления МЧС России по Самарской области, суд считает, что жалоба подлежит удовлетворению.

Судом установлено, что 09.04.2012 г. отделом НД м.р. Волжский УНД Главного управления МЧС России по Самарской области гласно распоряжения от 11.03.2012 г. № 61 была проведена плановая выездная проверка в отношении общества ограниченной ответственностью <данные изъяты>», расположенного по адресу: <адрес>, предметом которой являлась проверка соблюдения данным юридическим лицом (организацией) обязательных требований пожарной безопасности.

В ходе данной проверки установлено, что на территории, в зданиях (помещениях) общества с ограниченной ответственностью <данные изъяты>, а также в самой организации были установлены следующие нарушения требований пожарной безопасности:

1. В организации отсутствует журнал учета проведения инструктажей по пожарной безопасности установленной формы, в котором должен осуществляться учет проведения вводного, первичного, повторного, непланового, целевого противопожарного инструктажей. Имеется только журнал: учета вводных инструктажей

(ст. 25, ст. З7 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», п. 3 ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации»; прил. п. 10 от 12 12.2007 г. № 645, утверждении Норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций»)

2. Руководители организации (лица, исполняющие их обязанности) не прошли обучение пожарно-техническому минимуму по разработанным и утвержденным в установленном порядке специальным программам, отрывом от производства (генеральный директор ООО «Предприятие «ТРАК» Егунов Л.П.. заместитель генерального директора ООО «Предприятие «ТРАК» Зощук H.A) (ст. 25, ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»; п. 3 ППБ 01-03 Правила пожарной безопасности в Российской Федерации»; п. 36 прил. приказа МЧС РФ от 12.12.2007 г. № 645 •б утверждении Норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций»)

3.He осуществляется проверка работоспособности сетей противопожарного водопровода (наружного противопожарного водоснабжения (пожарного гидранта установленного на территории организации) в предусмотренном порядке в соответствии с нормативными требованиями пожарной безопасности на предмет исправности пожарного гидранта и обеспечения им требуемого по нормам расхода воды на нужды наружного пожаротушения (на один пожар 10 л/с), которая должна проводиться не реже 2-х раз в год (весной и осенью) специально обученным обслуживающим персоналом или специализированной организацией (индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами) имеющих соответствующую лицензию на осуществление данной деятельности по производству работ связанных с обслуживанием (ремонтом) средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений по выполнению мероприятий связанных с обслуживанием противопожарного водоснабжения (Не представлен соответствующий акт проверки пожарного гидранта)

in 3. п. 89 ППБ 01-03 «Правша пожарной безопасности в Российской Федерации»; п. 8.1, п. 8. 13 СНиП 21-01-97* • Пожарная безопасность зданий и сооружений»; п. 2.11. п. 2.13. табл. 6. п. 2.14, табл. 7. п. 8.5, п. 8.16. п. 9.30 СНиП 2.04.02-84* «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения»; ст. 68 - «противопожарное водоснабжение поселений и городских округов» Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»)

Производственное здание.

4.Для производственных и складских помещений не определена категория взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны по правилам устройства электроустановок, которые надлежит обозначать на дверях данных помещений

(п. 33 ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации»)

Генеральный директор общества с ограниченной ответственностью <данные изъяты> Егунов Л.И. совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 3 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нарушил (допустил нарушения) требований пожарной безопасности.

09.04.2012 г. отделом НД м.р. Волжский УНД Главного управления МЧС России по Самарской области согласно распоряжения от 11.03.2012 г. № 61 была проведена плановая выездная проверка в отношении общества с ограниченной ответственностью <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, предметом которой являлась проверка соблюдения данным юридическим лицом (организацией) обязательных требований пожарной безопасности.

В ходе данной проверки установлено, что в зданиях( помещениях) общества с ограниченной ответственностью <данные изъяты>, а также в самой организации должностным лицом - генеральным директором общества с ограниченной ответственностью <данные изъяты> Егуновым Л.И. были нарушены (допущены нарушения) требования(й) пожарной безопасности установленные: ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации», (утверждены Приказом МЧС РФ №313 от 18.06.2003 г.. который зарегистрирован в Минюсте РФ 27.06.2003 г., рег. М 4838); СНиП 21-01-97* Строительные нормы и правила «Пожарная безопасность зданий и сооружений» (приняты и введены в действие Постановлением Минстроя России от 13.02.1997 г. № 18-7, дата введения в действие с 01.01.1998 г.); СНиП 2.04.01-85* Строительные нормы и правша «Внутренний водопровод и канализация зданий» (утверждены постановлением Государственного комитета СССР по делам строительства от 04.10.1985 г. № 189. срок-введения в действие 01.07.1986 г.), а именно,

1В организации отсутствует специальный журнал учета проверки наличия и состояния первичных средств пожаротушения

In. 108. прил. 3: п. 15 ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации»)

Административное здание (проходная диспетчерская).

2.Здание (помещения) не обеспечено(ы) необходимым количеством ручных огнетушителей (фактически один ручной огнетушитель, требуется не менее двух ручных огнетушителей)

(п. 108, прил. 3: п. 8 ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации»)

З.Дверь на путях эвакуации открывается не по направлению выхода из здания (дверь эвакуационного выхода ведущего из раздевалки)

in. 3, п. 51, п. 52 ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации»; п. 6.17 СНиП 21-01-97* *Пожарная безопасность зданий и сооружений»)

4. Ширина эвакуационных выходов не соответствует нормативным требованиям пожарной безопасности (помещение цеха топливной аппаратуры - фактическая ширина эвакуационного выхода 0,76 м, (требуется не менее 0,8 м); кабинет кладовщиков на 2-м этаже здания - фактическая ширина эвакуационного выхода 0,72 м, (требуется не менее 0,8 м); основной выход со 2-го этажа здания - фактическая ширина эвакуационного выхода 0, 71 м. (требуется не менее 0,8 м))

т 3. п. 51 ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации»; п. 6.16 СНиП 2I-01-97* • Пожарная безопасность зданий и сооружений»).

5.Помещения не обеспечены эвакуационными выходами в соответствии с нормативными требованиями пожарной безопасности, установленных п. 6.9 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений». Имеющиеся выходы не отвечают установленным требованиям пожарной безопасности (см. план 1 этажа лит. Б материалов инвентаризации на производственное здание - помещения №№ 1, 2, 5, 7, 8, 9; см. тан 1 этажа на отметке - 3.300 лит. Б материалов инвентаризации на производственное здание - помещения Мг№ 10, 15) т. 3, п. 42, п. 51 ППБ 01-03 «Правша пожарной безопасности в Российской Федерации»; п. 6.9* СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений»)

6.Лестница 3-го типа ведущая со 2-го этажа здания не соответствует требованиям пожарной безопасности (выполнена из горючего материала, ступени лестницы выполнены из древесины) (п. 3, п. 42, п. 51 ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации»; п. 6.30* СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений»)

7.Лестница 2-го типа ведущая из кладовой не соответствует требованиям пожарной безопасности (ступени лестницы выполнены из древесины)

(п. 3, п. 51. 53 ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации»; п. 6.30* СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений»)

8.Пути эвакуации не соответствуют нормативным требованиям пожарной безопасности. На путях эвакуации имеется лестница с высотой ступеней выше предельно допустимой (лестница 2-го типа ведущая из кладовой: фактическая высота ступеней марша лестницы составляет верхней - 26 см. основных - 29 см. Предельно допустимая высота ступени должна быть не более 22 см)

(п. 3, п. 51 ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации»; п. 6.30* СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений»)

9.Пути эвакуации не соответствуют нормативным требованиям пожарной безопасности. На путях эвакуации на(по) лестничном(у) марше(у) лестничной клетки имеются ступени разной высоты (лестница 2-го типа ведущая из кладовой: основная высота ступеней марша составляет 29 см, а высота верхней ступени марша составляет 26 см)

(п. 3. п. 51 ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации»; п. 6.28* СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений»)

По факту выявленных нарушений правил пожарной безопасности уполномоченным должностным лицом административного органа в отношении заявителя были составлены протоколы об административном правонарушении №127,128,129 от 03.05.12 г. по ч.1,3,4 ст. 20.4 КоАП РФ.

Постановлением начальника Отдела НД м.р. Волжский Главного управления МЧС России по Самарской области Н.С.В. от ДД.ММ.ГГГГ должностное лицо- генеральный директор ООО <данные изъяты> Егунов Л.И. был признан виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных ст. ст. 20.4 ч.1, 20.4ч.3, ст.20.4 ч.4 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 15000 руб.

В ходе судебного разбирательства заявитель Егунов Л.И. пояснил, что часть допущенных нарушений правил пожарной безопасности после составления протокола об административном правонарушении были устранены, остальные недостатки не создают угрозу для жизни и для здоровья населения. Также ООО <данные изъяты> получило заключения № 010-2012 и № 011-2012 «О независимой оценке пожарного риска» от 17.05.2012 г., согласно выводам которых в здании проходной диспетчерской и производственном здании ООО <данные изъяты> выполнены условия соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности. Таким образом заявитель предпринял все меры для устранения нарушений требований пожарной безопасности, в связи с чем просил постановление начальника Главного управления МЧС России по Самарской области Н.С.В. от 10.05.12 № 128 отменить и прекратить производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

С учетом вышеизложенного, суд считает, что должностному лицу - генеральному директору ООО <данные изъяты> Егунову Л.И. правомерно вменяются указанные выше нарушения требований пожарной безопасности.

В силу ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон) руководители организаций обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.

В соответствии со ст. 1 названного Закона нарушение требований пожарной безопасности - это невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.

Нарушение требований пожарной безопасности заключается в невыполнении или ненадлежащем выполнении лицом, ответственным за их соблюдение, установленных норм, стандартов и правил в области пожарной безопасности.

Требования пожарной безопасности установлены в Правилах, обязательных для применения и исполнения организациями независимо от их организационно-правовых форм собственности, их должностными лицами и индивидуальными предпринимателями без образования юридического лица.

Требования пожарной безопасности в Российской Федерации установлены Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденными приказом Министерства по чрезвычайным ситуациям Российской Федерации от 18.06.2003г. № 313.

Пунктом 3 Правил предусмотрено, что наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке

Неисполнение указанных обязанностей в установленном порядке влечет применение к нарушителю санкций, предусмотренных ст. 20.4 КоАП РФ.

Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности (ч. 1 ст. 38 Федерального закона).

Согласно части 1 статьи 1.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Исходя из характера вменяемого Егунову Л.И. нарушения, обстоятельства свидетельствуют о том, что оно имело место. Суд приходит к выводу, что в действиях заявителя в целом присутствует и доказан состав административного правонарушения, и заявитель обоснованно привлечен к административной ответственности за совершение указанного правонарушения.

Однако, в соответствии с ч.3 ст.4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания учитываются характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.     

Применительно к заявителю, который не имеет собственных средств и каких-либо активов, не ведет коммерческой деятельности, не имеет каких-либо доходов, под стечением тяжёлых обстоятельств, при которых стало возможным совершение правонарушения, очевидно можно понимать отсутствие достаточного финансирования, для быстрого устранения всех выявленных нарушений.

Как разъяснил Высший арбитражный суд Российской Федерации в п. 18 Постановления Пленума от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.        

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Под характером правонарушения следует понимать характер и степень его общественной опасности. Характер общественной опасности определяется объектом посягательства (административные правонарушения посягают на порядок государственного управления) и может быть установлен исходя из структуры закона (при оценке места соответствующей главы в Особенной части КоАП РФ по принципу от более опасного к менее опасному). Степень общественной опасности правонарушения определяется с учетом конкретной санкции и формы вины (умысел, неосторожность).

Роль правонарушителя применительно к Постановлению Пленума ВС РФ N 5, должна трактоваться широко: не как роль при соучастии (организатор, пособник, исполнитель), а как совокупность объективных и субъективных признаков поведения правонарушителя. То есть, каков вариант поведения, какова роль правонарушителя в объективной реальности, в реальной жизни - злостный, активно и преднамеренно (умышленно) действующий правонарушитель, или субъект, впервые совершивший противоправное деяние, неопытный, не имеющий достаточных профессиональных знаний, вследствие ошибки непреднамеренно оступившийся и т.п.

Кроме того, большая часть нарушений носит капитальный характер, то есть допущенные при вводе в эксплуатацию обследуемого объекта, для устранения которых необходимы финансовые вложения. Указанные нарушения были выявлены впервые и частично устранены после их выявления. Таким образом, судом установлен факт невозможности своевременного исполнения предписания и отсутствие наличие вины в форме умысла. Административное наказание, прежде всего, должно иметь предупредительное значение, т.е. направленность на недопущение совершения правонарушений в будущем. Применительно к должностному лицу, наказания в виде предупреждения очевидно достаточно, чтобы обратить внимание ответственных лиц, на имеющиеся нарушения и принятия мер к их недопущению.

Руководствуясь ст. 30.7ч.1 п.4 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л :

Постановление начальника Отдела НД м.р. Волжский Главного управления МЧС России по Самарской области Н.С.В. от 10.05.12 № 128 о назначении административного наказания по ст. ст. 20.4 ч.1, 20.4 ч.3, ст.20.4 ч.4 КоАП РФ должностному лицу - генеральному директору ООО <данные изъяты> Егунову Л.И. признать незаконным и отменить в виду малозначительности совершенного правонарушения.

Производство по делу прекратить в виду малозначительности деяния, и ограничиться предупреждением.

В соответствии со ст.30.9,31.1. п. 3 Кодекса РФ об АП настоящее решение вступает в законную силу немедленно и в дальнейшем возможен пересмотр указанного решения в порядке, предусмотренном ст.30.12 Кодекса РФ об АП.

Судья С.В. Панарин