Дело №1-190/11 - Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью опасного для жизни человека, повлекшего по неосторожности смерть потерпевшего



Дело № 1-190/11П Р И Г О В О РИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Волжск 26 августа 2011 года

Волжский городской суд Республики Марий Эл в составе судьи Беляева А.Ю. при секретаре Камышевой Е.В., с участием государственного обвинителя помощника Волжского межрайонного прокурора Марякиной Н.М., потерпевшей ФИО3, защитника адвоката Кузьмичевой Г.В., рассмотрев в открытом судебном заседании уголовное дело в отношении:

Мареева А.В., не судимого

обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ст. 111 ч. 4 УК РФ.

У С Т А Н О В И Л:

Мареев А.В. причинил тяжкий вред здоровью, опасный для жизни человека, повлекший по неосторожности смерть потерпевшего ФИО6, то есть, совершил преступление, предусмотренное ст. 111 ч. 4 УК РФ при следующих обстоятельствах:

ДД.ММ.ГГГГ около 01 часа 00 минут, на балконе <адрес>, в ходе распития спиртных напитков между находившимися в состоянии алкогольного опьянения ФИО6 и Мареевым А.В., произошел словесный конфликт, переросший в ссору из за того, что ФИО6 стал ревновть свою сожительницу к Марееву А.В. ФИО6 стал высказывать Марееву А.В. претензии по этому поводу. В результате ссоры из-за возникших личных неприязненных отношений, с целью причинения тяжкого вреда здоровью опасного для жизни ФИО6, Мареев А.В. осознавая общественную опасность своих действий и что от его действий может быть причинен тяжкий вред здоровью ФИО6, не предвидя наступления смерти, хотя при должной внимательности и предусмотрительности он мог и должен был предвидеть такие последствия, в виде смерти ФИО6, умышленно с силой нанес ФИО6 не менее 12 ударов руками по жизненно-важным частям тела – голове, верхним и нижним конечностям, отчего ФИО6 упал на спину на пол балкона. В продолжение своего преступного умысла, направленного на причинение тяжкого вреда здоровью опасного для жизни, Мареев А.В. взяв лежащего ФИО6 за одежду и приподняв его, умышленно, с силой не менее трех раз ударил ФИО6 затылочной частью головы о поверхность пола балкона.

Своими преступными действиями Мареев А.В. причинил ФИО6 следующие телесные повреждения:

- закрытую черепно – мозговую травму: кровоизлияния в мягкие покровы головы с внутренней поверхности в затылочной области справа, в теменно-затылочной области слева, субарахноидальные кровоизлияния полушарий мозжечка, кровоизлияния в вещество полушарий мозжечка, внутримозговую гематому справа и слева в объеме по 2 мл, кровоподтек на коже нижнего века правого глаза, кровоподтек на коже век левого глаза, кровоподтек на коже левой заушной области, кровоподтек со ссадиной на коже передней поверхности правой ушной раковины, кровоподтек со ссадиной на коже подбородка справа от срединной линии, кровоподтеки на коже подбородка слева и справа, которые образовались от не менее, чем 10-кратного травматического воздействия тупых твердых предметов, давностью образования 5-9 суток до момента наступления смерти, в совокупности повлекли за собой тяжкий вред здоровью, по признаку опасности для жизни, стоят в прямой причинной связи с наступлением смерти.

Смерть ФИО6 наступила от сдавления вещества головного мозга субдуральной гематомой с тяжелым ушибом вещества мозга, вследствие закрытой черепно-мозговой травмы, которая состоит в прямой причинно-следственной связи с виновными и противоправными действиями Мареева А.В. При этом Мареев А.В., умышленно причиняя тяжкий вред здоровью ФИО6, проявил неосторожность к смерти последнего в виде преступной небрежности.

Суд, заслушав в судебном заседании стороны, свидетелей, исследовав имеющиеся в деле доказательства, пришел к выводу о виновности подсудимого в совершении преступления описанного выше. Суд при этом основывает свои выводы на следующей совокупности доказательств:

Мареев А.В. в судебном заседании отказался от дачи показаний, вину признал полностью. В судебном заседании в порядке ст. 276 УПК РФ были оглашены его показания, которые он давал на следствии ( л.д. 26-29) согласно которым ДД.ММ.ГГГГ около 01 часа он с ФИО6 находился на балконе квартиры. После употребления спиртного оба находились в состоянии алкогольного опьянения. ФИО6 стал высказывать ему претензии из ревности, как будто ФИО6 видел как Мареев А.В. целовался с его сожительницей на кухне квартиры. Разозлившись на ФИО6 из-за сказанных им слов, Мареев А.В. три раза ударил его кулаком по голове в район челюсти. От нанесенных им ударов ФИО6 упал на деревянный пол балкона, застеленный ковриком. После чего конфликт прекратился, они помирились.

Согласно показаний Мареева А.В. при допросе его в качестве обвиняемого (л.д. 172-174) согласно которым вину в предъявленном обвинении по ч. 4 ст. 111 УК РФ он признает частично. Не признает себя виновным в части того, что не хотел причинять тяжкий вред здоровью ФИО6, не желал наступления его смерти. Нанес ФИО6 не менее 5-ти и не более 7-ми ударов в область лица: глаз, нижней челюсти, ушей. По затылку ФИО6 не бил, ударов не наносил. Затылочной частью головы ФИО6 о пол не бил. Кровь у ФИО6 текла после ударов из нижней губы, попала на пол балкона, его одежду.

Вина Мареева А.В. кроме его показаний, так же подтверждается показаниями свидетеля ФИО7, которая пояснила в судебном заседании, что ДД.ММ.ГГГГ около полуночи приехала со своим сожителем ФИО6 в квартиру Мареева А.В. по его приглашению. В квартире Мареев А.В. и ФИО6 распивали водку, она пила чай. В ходе этого ФИО6 стал высказывать Марееву А.В. претензии по подводу того, что он пристает к ней (ФИО7), хотя такого не было. Далее она услышала звуки драки и выбежав на балкон увидела, что Мареев А.В. один раз ударил ФИО6, от чего тот упал на пол балкона. Так же она видела как Мареев А.В. хватал за одежду и бил несколько раз головой об пол. После этого ссора прекратилась. Около 14 часов ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 продолжал лежать в квартире на кровати, состояние его было плохое, они хотели привести его в чувство и понесли его в ванную, но ФИО6 не приходил в себя, после чего была вызвана машина скорой помощи, на которой ФИО6 доставлен в Волжскую ЦРБ, где впоследствии умер. Мареева А.В. может охарактеризовать с положительной стороны. ФИО6 ранее так же ревновал ее, когда находился в состоянии опьянения, хотя повода для этого никогда не было.

Свидетель ФИО8 пояснила в судебном заседании, что она проживает на третьем этаже <адрес>. Около 01 часа ДД.ММ.ГГГГ она не спала, находилась в своей квартире, через открытое окно услышала доносившийся с одного из нижних этажей голос женщины, которая сказала: «Перестаньте пожалуйста драться, перестаньте пожалуйста». Далее ДД.ММ.ГГГГ она была приглашена в качестве понятой при осмотре <адрес>, на балконе которой она увидела вещи со следами крови

Согласно заключению эксперта от ДД.ММ.ГГГГ на трупе ФИО6 установлены следующие телесные повреждения:

- закрытая черепно – мозговая травма: кровоизлияния в мягкие покровы головы с внутренней поверхности в затылочной области справа, в теменно – затылочной области слева, субарахноидальные кровоизлияния полушарий мозжечка, кровоизлияния в вещество полушарий мозжечка, внутримозговую гематому справа и слева в объеме по 2 мл, кровоподтек на коже нижнего века правого глаза, кровоподтек на коже век левого глаза, кровоподтек на коже левой заушной области, кровоподтек со ссадиной на коже передней поверхности правой ушной раковины, кровоподтек со ссадиной на коже подбородка справа от срединной линии, кровоподтеки на коже подбородка слева и справа, которая образовалась от не менее, чем 10-кратного травматического воздействия тупых твердых предметов, давностью образования 5-9 суток до момента наступления смерти, в совокупности повлекла за собой тяжкий вред здоровью, по признаку опасности для жизни, стоит в прямой причинной связи с наступлением смерти.

Смерть ФИО6 наступила от сдавления вещества головного мозга субдуральной гематомой с тяжелым ушибом вещества мозга, вследствие закрытой черепно – мозговой травмы (л.д. 54-59).

Остальные телесные повреждения, указанные в заключении не повлекли бы за собой кратковременного расстройства здоровья или незначительной стойкой утраты общей трудоспособности и по этому критерию относятся к повреждениям, не причинившим вред здоровью, не состоят в причинной связи с наступлением смерти.

Как следует из заключения судебно-медицинской экспертизы телесные повреждения закрытая черепно-мезговая травма и другие телесные повреждения, указанные выше в совокупности причинившие тяжкий вред здоровью, образовалась от не менее, чем 10-кратного травматического воздействия тупых твердых предметов, в связи с чем суд приходит к выводу о том, что Мареев А.В. с силой ударял ФИО6 затылочной частью головы о поверхность пола балкона.

Данный вывод так же подтверждается и показаниями эксперта ФИО9

Согласно оглашенным в порядке ст. 281 УПК РФ показаний эксперта ФИО9 смерть ФИО6 наступила от сдавления вещества головного мозга, субдуральной гематомы с тяжелым ушибом вещества головного мозга вследствие закрытой черепно-мозговой травмы. Данные повреждения могли возникнуть от не менее чем 3-х кратного воздействия в затылочную и теменно-затылочную область головы от действия тупых твердых предметов (ударного воздействия) в месте приложения силы. Все повреждения, как на лице, так и на волосистой части головы образовались в короткий промежуток времени, в совокупности оцениваются и влекут за собой тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни и стоят в прямой причинной связи с наступлением смерти. Данная травма у ФИО6 не могла возникнуть при травме ускорения, то есть повреждения не могли возникнуть при падении ФИО6 с высоты собственного роста (л.д.140-142).

Показания судебно-медицинского эксперта, а так же заключение судебно-медицинской экспертизы подтверждают достоверность показаний свидетеля ФИО7 об обстоятельствах причинения телесных повреждений ФИО6

В связи с данными имеющимися в заключении судебно-медицинской экспертизы суд исключает из обвинения причинение телесных повреждений, которые не состоят в причинной связи со смертью потерпевшего: кровоподтек на коже передненаружной поверхности в верхней трети левого плеча, кровоподтек на коже задневнутренней поверхности в нижней трети левого предплечья, кровоподтек на коже наружной поверхности в средней трети правого плеча, кровоподтек на коже передней поверхности в средней трети левой голени, кровоподтек на коже тыльной поверхности правой стопы которые возникли от не менее чем 5-ти кратного травматического воздействия тупых твердых предметов, давностью 5-9 суток до момента наступления смерти, прижизненно не повлекли бы за собой кратковременного расстройства здоровья или незначительной стойкой утраты общей трудоспособности и по этому критерию относятся к повреждениям, не причинившим вред здоровью, не состоят в причинной связи с наступлением смерти.

Согласно заключению судебно-психиатрической экспертизы № 425 от 16.06.2011 года Мареев А.В. психическим расстройством не страдает и не страдал им в период, относящийся к инкриминируемому ему деянию. По своему психическому состоянию он мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий или руководить ими в период инкриминируемого ему деяния. В настоящее время он также может осознавать фактический характер своих действий или руководить ими, а также правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела и давать о них показания. В принудительных мерах медицинского характера не нуждается (л.д.123), то есть Мареева А.В. следует признать вменяемым подлежащим уголовной ответственности.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что вина Мареева А.В. доказана полностью и квалифицирует его действия как умышленное причинение тяжкого вреда здоровью опасного для жизни человека, повлекшего по неосторожности смерть потерпевшего, то есть, как преступление, предусмотренное ст. 111 ч. 4 УК РФ.

При назначении наказания суд не находит обстоятельств отягчающих наказание. К смягчающим наказание обстоятельствам суд относит наличие на иждивении несовершеннолетнего ребенка, положительные характеристики, оказание материальной помощи потерпевшей, мнение потерпевшей по поводу вопроса о мере наказания, поведение потерпевшего, которое способствовало совершению в отношении него преступления, явку с повинной, в связи с чем наказание должно быть назначено в соответствии со ст. 62 ч. 1 УК РФ.

Учитывая, что виновным совершено особо тяжкое преступление, суд приходит к выводу о том, что наказание должно быть назначено в виде реального лишения свободы, но с учетом совокупности смягчающих наказание обстоятельств.

Дополнительное наказание суд находит возможным не применять.

Руководствуясь ст. ст. 303-305, 307-309 суд,

П Р И Г О В О Р И Л:

Мареева А.В. признать виновным в совершении преступления, предусмотренного ст. 111 ч. 4 УК РФ и назначить ему наказание по ст. 111 ч. 4 УК РФ в виде трех лет восьми месяцев лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.

Меру пресечения Марееву А.В. до вступления приговора в силу оставить подписку о невыезде и надлежащем поведении. По вступлении приговора в силу избрать меру пресечения в виде заключения под стражу и срок наказания исчислять со дня взятия под стражу.

<данные изъяты>

Приговор может быть обжалован в Верховный суд Марий Эл в течение 10 суток со дня его провозглашения.

Судья Волжского суда Беляев А.Ю.