г. Волжск 02 мая 2012 года Волжский городской суд Республики Марий Эл в составе судьи Морозова А.В., при секретаре судебного заседания Лебедеве Н.А., с участием государственного обвинителя – помощника Волжского межрайонного прокурора Скочиловой О.Н., подсудимого Соколова А.И., защитника–адвоката Седойкина С.М., потерпевшего С.Д.И., рассмотрев в открытом судебном заседании уголовное дело в отношении: Соколова А.И., ранее не судимого, обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч. 5 ст. 264 УК РФ, УСТАНОВИЛ: Соколов А.И. являясь лицом, управляющим автомобилем нарушил правила дорожного движения, и эксплуатации транспортного средства, повлекшее по неосторожности смерть двух лиц. Преступление им совершено при следующих обстоятельствах: ДД.ММ.ГГГГ около 07 часов 45 минут, водитель Соколов А.И., имеющий водительское удостоверение на право управления транспортными средствами категории «В», управляя технически исправным автомобилем, достоверно зная, что на нем допущены нарушения, не позволяющие эксплуатацию автомобилей, а именно: остаточная высота рисунка протектора шины левого колеса менее 1,6 мм, на одну ось установлены шины различных моделей, с различными рисунками протектора, двигался в светлое время суток, в условиях ограниченной видимости, с пассажиром К.Л.И. на переднем пассажирском сидении, по автодороге «адрес». В пути следования, двигаясь по участку автодороги, расположенном на 88 км автодороги «адрес» с нанесенной на дорожное полотно горизонтальной разметкой в виде линии п. 1.11 (сплошная и рядом прерывистая) Приложения 2 к Правилам дорожного движения РФ, которая разделяет транспортные потоки противоположных и попутных направлений на участках дорог, где перестроение разрешено только с одной стороны, Соколов А.И. проявил неосторожность в форме преступной небрежности, так как при необходимой внимательности и предусмотрительности, он должен был и мог предвидеть возможность наступления общественно опасных последствий своих действий, нарушил пункты 1.4, 10.1(абз.1) Правил дорожного движения РФ, п. 11 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, п.п. 5.1, 5.5 Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается использование транспортных средств, линии разметки 1.11 Приложения 2 к Правилам дорожного движения РФ утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23.10.1993 г. № 1090, с изменениями и дополнениями в редакции Постановлений Правительства РФ от 08.01.1996 г. №3, 31.10.1998 г. №2272, 21.04.2000 г. №370, 24.01.2001 г. №67, 21.02.2002 г. №127, от 28.06.2002 г. №472, 07.05.2003 г. №265, 25.09.2003 г. №596, 14.12.2005 г. №767, 28.02.2006 г. №109, 16.02.2008 г. №84, 15.04.2008 г. №287, 29.12.20 08 г. №1041, 27.01.2009 г. №28, 24.02.2010 г. №87, 10.05.2010 г. №316, 06.10.201 1 г. №824 согласно которым, п. 1.4 «на дорогах установлено правостороннее движение транспортных средств», п. 10.1 «водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения транспортного средства для выполнения требований Правил. При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства», п.5.1 Перечня неисправностей и условий при которых запрещается эксплуатация транспортных средств «шины легковых автомобилей имеют остаточную высоту рисунка протектора менее 1,6 мм», п.5.5 Перечня неисправностей и условий при которых запрещается эксплуатация транспортных средств «на одну ось установлены шины различных размеров, конструкций, моделей, с различными рисунками протектора, ошипованные и неошипованные, морозостойкие и неморозостойкие, новые и восстановленные», п. 11 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения «запрещается эксплуатация автомобилей..., если их техническое состояние и оборудование не отвечают требованиям Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств», линии разметки 1.11 Приложения 2 к Правилам дорожного движения РФ «сплошная и рядом прерывистая, разделяет транспортные потоки противоположных или попутных направлений на участках дорог, где перестроение разрешено только из одной полосы. Линию 1.11 разрешается пересекать со стороны прерывистой, а также со стороны сплошной, но только при завершении обгона или объезда», где располагая возможностью избежать столкновения при условии полного и своевременного выполнения им требований пунктов 1.4, 10.1 (абз.1) Правил дорожного движения РФ, с учетом линии разметки 1.11 Приложения 2 к Правилам дорожного движения РФ, выехал на полосу встречного движения, где совершил столкновение с автомобилем под управлением водителя Г.В.Д. с находящейся на заднем пассажирском сидении пассажиром С.Н.Н. В результате дорожно-транспортного происшествия из-за неосторожных действий водителя Соколова А.И. наступила смерть пассажира автомобиля «» С.Н.Н. от полученных телесных повреждений: тупая сочетанная травма тела: тупая травма головы: полный поперечный отрыв головного мозга на уровне затылочного отверстия, полный поперечный отрыв головного мозга на уровне Варолиева моста, субдуральное кровоизлияние справа и слева объемом - 20 мл, субарахноидальное кровоизлияние в затылочной области слева и в теменно-височной области справа, внутрижелудочковое кровоизлияние - 5 мл, кровоизлияние в мягкие ткани головы в теменных областях справа и слева; тупая травма шеи: полный поперечный разрыв атлантоакципитального сочленения; закрытая травма груди: переломы ребер справа: 1-9 по передне-подмышечной линии, переломы ребер слева 1 по средне- ключичной линии, 2-9 по передне-подмышечной линии с повреждением пристеночной плевры, 9-го ребра по средне-подмышечной и заднеподмышечной линиям без повреждения пристеночной плевры, 10-го ребра по лопаточной линии, полный поперечный перелом средней трети тела грудины, полный отрыв рукоятки грудины от тела, полный разрыв грудино-ключичного сочленения справа, ушиб правого легкого, гемоторакс справа и слева по 50 мл, ушиб сердца, тупая травма живота - разрыв брыжейки тонкой кишки; ссадина в подбородочной области слева; кровоподтеки на грудной клетке и конечностях. Эти телесные повреждения повлекли за собой вред здоровью, опасный для жизни человека и поэтому критерию относятся к повреждениям, причинившим тяжкий вред здоровью. Таким образом, между тупой сочетанной травмой тела и смертью пострадавшей имеется прямая причинно-следственная связь. Все имеющиеся у С.Н.Н. телесные повреждения, судя по характеру и морфологическим свойствам, образовались прижизненно, в короткий промежуток времени незадолго до наступления смерти, в результате действий твердых тупых предметов при дорожно-транспортном происшествии, когда потерпевшая находилась внутри салона автомобиля. В результате дорожно-транспортного происшествия из-за неосторожных действий водителя Соколова А.И. наступила смерть пассажира автомобиля К.Л.И.. Смерть наступила от травматического шока, возникшего вследствие тупой сочетанной травмы головы, грудной клетки, живота, конечностей, о чем свидетельствуют: субарахноидальные кровоизлияния полушарий мозжечка, правосторонние переломы ребер с разрывами пристеночной плевры, разрывы правого купола диафрагмы, кровоизлияния в прикорневую зону обоих легких, кровоподтек на коже нижнего внутреннего квадранта левой молочной железы, кровоизлияние в подкожно-жировую клетчатку левой молочной железы, разрывы печени, жировой клетчатки малого сальника, разрыв правой почки, селезенки, кровоподтек на коже правого бедра, кровоподтеки на коже правой и левой голени, признаки быстро наступившей смерти, данные судебно-гистологического исследования. При экспертизе трупа установлены следующие повреждения: субарахноидальные кровоизлияния полушарий мозжечка, правосторонние переломы ребер с разрывами пристеночной плевры, разрывы правого купола диафрагмы, кровоизлияния в прикорневую зону обоих легких, кровоподтек на коже нижнего внутреннего квадранта левой молочной железы, кровоизлияние в подкожно-жировую клетчатку левой молочной железы, разрывы печени, жировой клетчатки малого сальника, разрыв правой почки, селезенки, кровоподтек на коже правого бедра, кровоподтеки на коже правой и левой голени - возникли от действия тупых твердых предметов, либо при ударах о таковые в момент автотравмы. Повреждения возникли прижизненно, в короткий промежуток времени, незадолго до наступления, в совокупности, повлекли бы за собой тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни, и стоят в прямой причинной связи с наступлением смерти. Подсудимый Соколов А.И. вину в совершении вышеизложенного преступления признал полностью и заявил ходатайство о постановлении приговора без проведения судебного разбирательства. Подсудимый пояснил, что обвинение ему понятно, и он полностью признает себя виновным. Последствия постановления приговора без проведения судебного разбирательства ему также понятны. Данное заявление, им сделано добровольно, после предварительной консультации с защитником. Остальные участники процесса согласились с ходатайством подсудимого. Таким образом, условия постановления приговора без проведения судебного разбирательства соблюдены. Обвинение поддержано государственным обвинителем в полном объеме. Соколов А.И. обвиняется в совершении преступления, предусмотренного ч.5 ст.264 УК РФ, то есть нарушение лицом, управляющим автомобилем, правил дорожного движения, и эксплуатации транспортного средства, повлекшее по неосторожности смерть двух лиц. Суд, исходя из вышеизложенного, приходит к выводу, что вина подсудимого доказана полностью, и подтверждается доказательствами собранными по уголовному делу, в связи с чем квалифицирует действия Соколова А.И. по ч. 5 ст. 264 УК РФ, как нарушение лицом, управляющим автомобилем, правил дорожного движения и эксплуатации транспортного средства, повлекшее по неосторожности смерть двух лиц. Обстоятельств, отягчающих наказание подсудимого, суд не находит. Обстоятельствами, смягчающими наказание подсудимого, суд признает: признание вины, беременность супруги, первую судимость, мнение потерпевшего, просившего подсудимого строго не наказывать, опеку над малолетним ребенком, состояние здоровья. При назначении наказания подсудимому Соколову А.И., наряду с обстоятельствами смягчающими наказание, суд учитывает характер и степень общественной опасности совершенного им преступления, данные о его личности, согласно которым, подсудимый имеет постоянное место жительства и место работы, где характеризуется положительно. Исходя из вышеизложенного, а также с учетом всех обстоятельств преступления, суд приходит к выводу, что в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений, подсудимому Соколову А.И. необходимо назначить наказание только в виде реального лишения свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении, и с лишением права управления транспортными средствами. Оснований для назначения подсудимому более мягкого вида наказания, либо применения требований ст.ст. 15 ч.6, 64, 73 УК РФ, суд не находит. С учетом того, что на момент совершения преступления, наказание в виде принудительных работ законом в действие введено не было, суд не находит оснований для их назначения. Разрешая вопрос о порядке следования Соколова А.И. к месту отбывания наказания, суд приходит к выводу, что оснований для избрания осужденному меры пресечения в виде заключения под стражу и о его направлении в колонию - поселение под конвоем, не имеется, в связи с чем осужденный Соколов А.И., в соответствии со ст.75.1 УИК РФ, подлежит самостоятельному следованию к месту отбывания наказания. На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 307 - 309, 316, 317 УПК РФ, суд П Р И Г О В О Р И Л: Признать Соколова А.И. виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.5 ст.264 УК РФ и назначить ему наказание с учетом ч.5 ст.62 УК РФ, в виде одного года и шести месяцев лишения свободы, с отбыванием наказания в колонии-поселении, с лишением права управления транспортным средством сроком на два года. Меру пресечения, избранную в отношении Соколова А.И. в виде подписки о невыезде, до вступления приговора в законную силу, оставить без изменения, после чего отменить. К месту отбывания наказания, осужденного Соколова А.И. направить в порядке самостоятельного следования. Срок отбытия Соколовым А.И. наказания, исчислять со дня его прибытия в колонию-поселение, засчитав в срок отбытия наказания, время следования к месту отбывания наказания, из расчета один день пути за один день лишения свободы. Приговор может быть обжалован в кассационном порядке в течение 10 суток со дня его провозглашения, с соблюдением требований ст. 317 УПК РФ. В случае подачи кассационной жалобы, осужденный вправе ходатайствовать о своём участии в рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции. Судья А.В. Морозов