Дело № 2-819/10
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Волжск 29 октября 2010 года
Волжский городской суд республики Марий Эл в составе
судьи Малышевой Л.Н..,
при секретаре Давыдовой М.В.
с участием прокурора Бузунова Ю.В.
адвоката Николаева В.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Волжского межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Марий Эл к Родионову А.Н. о взыскании неосновательного обогащения в сумме 1400000 рублей
установил:
Волжский межрайонный прокурор обратился в суд с иском к Родионову А.Н. о взыскании неосновательного обогащения. Свои требования истец мотивировал тем, что в соответствии с ч.4 ст.61 ГПК РФ вступивший в законную силу приговор суда по уголовному делу обязателен для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесен приговор суда, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.
Как следует из приговора Волжского городского суда РМЭ от ДД.ММ.ГГГГ по уголовному делу по обвинению ФИО2 в совершении преступления, предусмотренного ч.4 ст.159 УК РФ, ДД.ММ.ГГГГ в рамках федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы администрацией ГО «Город Волжск» РМЭ Родионову А.Н. вручен сертификат на состав семьи из трех человек на получение социальной выплаты на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета на сумму 1547100 рублей.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 сертификат был реализован – приобретена двухкомнатная квартира по адресу: <адрес> Эл, <адрес>.
Вместе с тем как установлено судом при предоставлении Родионову А.Н. государственного жилищного сертификата был нарушен порядок его выдачи, т.к. Родионов А.Н. не имел права на получение субсидии на приобретение жилья.
В соответствии с абз.2 п.п. «а» п.5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы (далее – Правила) право на участие в подпрограмме имеют военнослужащие (за исключением участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих), сотрудники органов внутренних дел, подлежащие увольнению с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений): военнослужащие, подлежащие увольнению с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.
Родионов А.Н. имел жилое помещение для постоянного проживания в <адрес> - жилой дом, расположенный по адресу: ст. Гиагинская, <адрес>, общей площадью 63, 5 кв.м., купленный в 1993г. в период брака и оформленный на супругу.
Кроме того, в соответствии с п.п. «в» п.10 «Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, не признаются нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, в случае их увольнения с военной службы из вооруженных сил, других воинских формирований государств - участников СНГ после ДД.ММ.ГГГГ (кроме государств, заключивших и ратифицировавших соответствующие двусторонние договоры с Российской Федерацией до ДД.ММ.ГГГГ).
Судом установлено, что Родионов А.Н. был уволен приказом начальника расквартирования войск Минобороны Украины от ДД.ММ.ГГГГ, т.е. после ДД.ММ.ГГГГ, и исключен из списков в/ч А-0944 ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, Родионов А.Н. не мог претендовать на получение социальной выплаты на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы.
Соглашением между государствами-участниками СНГ о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей от ДД.ММ.ГГГГ, вопрос обеспечения жилыми помещениями, лиц, уволенных с военной службы, урегулирован не был. В соответствии со статьей 2 (абзац 4) этого Соглашения за лицами, уволенными с военной службы, и членами их семей было сохранено право проживать в занимаемых ими жилых помещениях.
Межгосударственные соглашения Российской Федерации о предоставлении льгот по обеспечению жилыми помещениями военнослужащих Вооруженных Сил государств - участников СНГ, являющихся гражданами Российской Федерации, были заключены с Республикой Таджикистан ДД.ММ.ГГГГ, срок действия до ДД.ММ.ГГГГ (с выделением Таджикской Стороной не менее 75% от стоимости жилых помещений), Киргизской Республикой ДД.ММ.ГГГГ, срок действия до ДД.ММ.ГГГГ (с выделением полной стоимости жилых помещений), Республикой Казахстан ДД.ММ.ГГГГ, срок действия до ДД.ММ.ГГГГ, Туркменистаном ДД.ММ.ГГГГ, срок действия до ДД.ММ.ГГГГ (с выделением не менее 50% стоимости жилых помещений).
В связи с незаключением межгосударственных договоров с другими странами Содружества СНГ, Российская сторона распространила права и льготы, предусмотренные законодательством Российской Федерации для военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, после возвращения их на территорию Российской Федерации на постоянное жительство, только на военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих службу по контракту в Вооруженных Силах <адрес>, и членов их семей.
Статьей 3 Соглашения об обеспечении жилыми помещениями военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в государствах-участниках СНГ от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что государство-участник, в Вооруженных Силах и других воинских формированиях которого проходили службу граждане, уволенные с военной службы, заблаговременно приобретает для них и членов их семей жилые помещения по избранному месту жительства на территории другого государства-участника при условии сдачи занимаемых этими гражданами жилых помещений по прежнему месту службы (жительства) или если жилые помещения по прежнему месту службы (жительства) им не представлялись.
Однако это Соглашение было подписано только Республикой Арменией, Республикой Беларусь, Кыргызской Республикой и Республикой Таджикистан. Российская Федерация данное Соглашение не подписала и не ратифицировала.
По определению Консультативного заключения Экономического суда СНГ от ДД.ММ.ГГГГ № само Соглашение между государствами-участниками стран СНГ от ДД.ММ.ГГГГ не налагает обязательств на государства, подписавшие это Соглашение обеспечивать граждан, уволенных с военной службы, жилыми помещениями, а отдает приоритет нормам и порядку, установленному в законодательстве страны пребывания.
Решением Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №ВКПИ 02-122/03-6 было отказано ФИО3 в удовлетворении заявления о признании незаконным подпункта «в» пункта 10 Правил учета военнослужащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, а самому ФИО3, уволенному ДД.ММ.ГГГГ из Вооруженных Сил Украины, было разъяснено, что он может реализовать свое право на жилище, гарантированное Всеобщей декларацией прав человека и Конституцией Российской Федерации, на общих основаниях.
В п.3 ст.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» определено, что за гражданами, проходившими военную службу в воинских частях Вооруженных Сил СССР, других воинских формированиях СССР и государств - участников Содружества Независимых Государств до принятия указанных воинских формирований под юрисдикцию Российской Федерации и перешедшими на военную службу в войска или иные воинские формирования, организации других государств, ранее входивших в состав СССР, сохраняются льготы, гарантии и компенсации, предусмотренные настоящим Федеральным законом, Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, при условии заключения и ратификации в установленном порядке соответствующих международных договоров Российской Федерации.
Таким образом, социальная выплата за счет средств федерального бюджета на приобретение жилого помещения в размере 1547 100 рублей была получена Родионовым А.Н. без законных оснований.
В соответствии со ст.1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Поскольку по приговору Волжского городского суда РМЭ от ДД.ММ.ГГГГ с Родионова А.Н. взыскано в доход федерального бюджета 147000 (сто сорок семь тысяч) рублей - денежных средств от социальной выплаты, полученной по вышеуказанному государственному жилищному сертификату, то с Родионова А.Н. подлежит взысканию в доход федерального бюджета 1400000 (один миллион четыреста тысяч) рублей неосновательного обогащения.
В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов Российской Федерации.
Волжский межрайонный прокурор просит суд взыскать с Родионова А.Н. в доход федерального бюджета 1400000 (один миллион четыреста тысяч) рублей неосновательного обогащения.
В судебном заседании помощник Волжского межрайонного прокурора Бузунов Ю.В. исковые требования поддержал полностью, суду пояснил соответствующее вышеизложенному, дополнив тем, что просит настоящее исковое заявление считать предъявленным в интересах Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ, которой представляет по доверенности Управление Федерального казначейства по РМЭ.
Привлеченный судом в качестве истца представитель Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по РМЭ в судебное заседание не явился, письмом от ДД.ММ.ГГГГ просил дело рассмотреть без участия представителя и удовлетворить исковые требования в полном объеме.
Ответчик Родионов А.Н. в судебное заседание не явился, заявлением от 1 октября 2010 год просил дело рассмотреть без его участия. Его интересы в суде будет представлять адвокат Николаев В.Н. Исковые требования прокурора не признает категорически.
В судебном заседании представитель ответчика Родионова А.Н. адвокат Николаев В.Н. иск не признал и суду пояснил, что приговором Волжского городского суда РМЭ от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 признан виновным в совершении преступления предусмотренного ч.1 ст.159 УК РФ и гражданский иск прокурора удовлетворен частично. Взыскано с Родионова А.Н. в доход федерального бюджета 147100 рублей. Поэтому повторное обращение прокурора с данным иском является незаконным. Также Родионову А.Н. выделен жилищный сертификат на приобретение жилья, что им и было сделано. Поэтому требование о возврате денег, которых он фактически не получал также является неверным.
Привлеченный судом в качестве третьего лица представитель администрации городского округа «Город Волжск» ФИО6 исковые требования прокурора поддержала и суду пояснила, что Родионову А.Н. жилищный сертификат выдан незаконно, но вины в этом администрации городского округа «Город Волжск» не имеется, т.к. администрация городского округа «Город Волжск» только вручала Родионову А.Н. данный жилищный сертификат, который был выдан Министерством строительства, архитектуры и ЖКХ РМЭ.
Привлеченный судом в качестве третьего лица представитель Министерства строительства, архитектуры и ЖКХ РМЭ в судебное заседание не явился, письмом от ДД.ММ.ГГГГ просил дело рассмотреть без участия их представителя. Исковые требования прокурора поддерживают в полном объеме.
Выслушав всех участников судебного разбирательства, изучив материалы дела, материалы уголовного дела № суд пришел к выводу, что исковые требования Волжского межрайонного прокурора подлежат удовлетворению полном объеме.
При этом суд исходит из следующих обстоятельств установленных в судебном заседании.
Согласно корешка государственного жилищного сертификата о выделении субсидии на приобретение жилья настоящим сертификатом удостоверяется, что Родионов А.Н. является участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы. В соответствии с условиями подпрограммы ему предоставляется за счет средств федерального бюджета субсидия в размере 1547100 рублей (л.д.62 т.1 уголовного дела №). Сертификат выдан Министерством строительства, архитектуры и ЖКХ РМЭ ДД.ММ.ГГГГ.
Из договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО7 продал, а ФИО2 действующий от своего имени и он имени сыновей ФИО8 и ФИО9 купил в общую долевую собственность по 1/3 доли на каждого двухкомнатную квартиру по адресу: <адрес> за 1547100 руб., оплат которой производится за счет средств федерального бюджета, предоставленных в виде жилищной субсидии н приобретение жилья, право на получение которой, удостоверяется вышеуказанным жилищным сертификатом ( л.д.208-209 т.1 уголовного дела №).
Управлением Федеральной регистрационной службы по РМЭ произведена государственная регистрация вышеуказанного договора купли-продажи ДД.ММ.ГГГГ, о чем имеется отметка в договоре купли-продажи.
Из приговора Волжского городского суда РМЭ от ДД.ММ.ГГГГ, вступившего в законную силу ДД.ММ.ГГГГ следует, что вышеуказанный жилищный сертификат ФИО2 выдан с нарушением порядка выдачи жилищного сертификата о выделении субсидии на приобретение жилья.
Из выписки из приказа Начальника расквартирования войск и капитального строительства - Начальника Главного управления от ДД.ММ.ГГГГ №-ПМ <адрес> старший прапорщик ФИО2 уволен с военной службы в запас.
Согласно приказа командира войсковой части А-0944 Министерства обороны Украины № от ДД.ММ.ГГГГ старший прапорщик ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ исключен из списков личного состава части всех видов обеспечения и направлен для постановки в воинский учет в Волжский ОГВК РМЭ.
Однако согласно Письма Министерства труда и социального развития РФ от 28.01.2003 N 574-ГК "Об обеспечении жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы из стран СНГ после 31 декабря 1994 года" следует, что в связи с участившимися обращениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления о применении положений Правил учета, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 г. N 1054, относительно граждан, уволенных с военной службы после 31 декабря 1994 года из стран Содружества Независимых Государств, Минтруд России в соответствии с пунктом 1 названного Постановления информирует.
Согласно статье 62 Закона Российской Федерации от 11 февраля 1993 года "О воинской обязанности и военной службе" гражданин Российской Федерации, проходящий военную службу в воинских формированиях других государств (бывших республик СССР), сохраняет правовое положение военнослужащего, предусмотренное законом Российской Федерации, только до окончания переходного периода.
Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 11 февраля 1993 г. N 4457-1 "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О воинской обязанности и военной службе" срок переходного периода установлен до 31 декабря 1994 года.
В соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих" за гражданами, проходившими военную службу в воинских частях Вооруженных Сил Союза ССР, других воинских формированиях Союза ССР до принятия указанных воинских формирований под юрисдикцию Российской Федерации и перешедшими на военную службу в войска и иные воинские формирования, сохраняются льготы, гарантии и компенсации, предусмотренные данным Законом, при условии заключения и ратификации в установленном порядке соответствующих договоров Российской Федерации.
Соответствующие двусторонние соглашения были заключены между Российской Федерацией и Киргизской Республикой, а также Республиками Таджикистан, Туркменистан и Казахстан с установленным сроком действия до 31 декабря 1999 года. По информации, полученной из Минобороны России, названные соглашения не пролонгировались и в настоящее время прекратили свое действие. Однако граждане, уволенные с военной службы из названных государств, поставленные в очередь на получение жилья до истечения указанного срока, обеспечиваются жилыми помещениями по избранному постоянному месту жительства согласно нормативным правовым актам Российской Федерации.
Вместе с тем 28 марта 1997 года главы государств Республик Армения, Беларусь, Казахстан, Таджикистан, Киргизской Республики и Российской Федерации подписали Соглашение "Об обеспечении жилыми помещениями военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в государствах - участниках СНГ", которым предполагалось, что государство - участник Содружества Независимых Государств, в Вооруженных Силах и других воинских формированиях которого проходили службу граждане, уволенные с военной службы и избравшие постоянным местом жительства территорию другого государства - участника СНГ, заблаговременно приобретает для них жилые помещения по избранному этими гражданами постоянному месту жительства при условии сдачи занимаемого ими жилья по прежнему месту службы.
Однако срок действия указанного Соглашения не установлен и нормативная правовая база, определяющая порядок его реализации, до настоящего времени отсутствует. Более того, Республика Казахстан и Российская Федерация, по данным Министерства иностранных дел Российской Федерации, не выполнили внутригосударственные процедуры для вступления его в законную силу.
Учитывая изложенное, полагает, что в настоящее время все граждане, уволенные из вооруженных формирований государств - участников СНГ, и члены их семей при переезде на постоянное место жительства в Российскую Федерацию обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством на общих основаниях.
Одновременно сообщает, что Украиной и Республикой Узбекистан двусторонние и многостороннее соглашения об обеспечении жилыми помещениями военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в государствах - участниках Содружества Независимых Государств не были подписаны. Следовательно, никаких обязательств перед гражданами, уволенными из Вооруженных Сил Украины и Республики Узбекистан, и членами их семей по обеспечению жилыми помещениями на территориях других государств - участников СНГ названные государства не несут.
Кроме того согласно акта проверки в РМЭ реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством « Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы от 2008 года следует, что гражданин Родионов А.Н., уволен из Вооруженных Сил Украины после ДД.ММ.ГГГГ Также установлено, что при его постановке в очередь на улучшение жилищных условий им была представлена выписка из приказа об увольнении с военной службы от ДД.ММ.ГГГГ, заверенная гербовой печатью (СССР) войсковой части 73688, но не заверенная военным комиссариатом. Реально, после запроса выписок из приказов об увольнении из военного комиссариата, было установлено, что ФИО2 был действительно уволен приказом начальника расквартирования войск Минобороны Украины от ДД.ММ.ГГГГ и исключен из списков войсковой части А-0944 ДД.ММ.ГГГГ Кроме того, ФИО2 не представлена справка КЭЧ о сдаче жилья, а представленная справка о необеспеченности жильем не действительна, т.к. в ней имеются исправления даты. Вместе с тем, ФИО2 имел жилье для постоянного проживания в <адрес>. Согласно акта обследования жилищных условий от ДД.ММ.ГГГГ в 1993 г ФИО2 вместе с женой был куплен дом общей площадью 63, 5 кв.м. в ст. Гиагинская <адрес> и оформлен не жену. В настоящее время в доме осталась проживать жена (л.д.69-80 т.1 уголовного дела №).
Также из письма ФГУ «Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ» от ДД.ММ.ГГГГ адресованному прокурору РМЭ Михопаркину Г.А. следует, что ФГУ «Объединенная дирекция» разъясняет, что ДД.ММ.ГГГГ странами СНГ было подписано межгосударственное Соглашение, в статье 3 которого говорится, что Государства Содружества обеспечивают жилыми помещениями военнослужащих и членов их семей, не имеющих жилья или нуждающихся в улучшении жилищных условий, в соответствии с законодательством государства пребывания.
Российской стороной, в рамках ратификации указанного Соглашения, в статье 62 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О воинской обязанности и военной службе» было определено, что «гражданин Российской Федерации, проходящий военную службу в воинских формированиях других государств (бывших республик СССР), сохраняет правовое положение военнослужащего, предусмотренное законом Российской Федерации, только до окончания переходного периода». Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № был установлен переходный период до ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно подпункту «в» пункта 10 «Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, не признаются нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, в случае их увольнения с военной службы из Вооруженных сил, других воинских формирований государств - участников СНГ после ДД.ММ.ГГГГ, (кроме государств, заключивших и ратифицировавших соответствующие двусторонние договоры с Российской Федерацией до ДД.ММ.ГГГГ,).
Соглашением между государствами-участниками СНГ о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей от ДД.ММ.ГГГГ, вопрос обеспечения жилыми помещениями, лиц, уволенных с военной службы, урегулирован не был. В соответствии со статьей 2 (абзац 4) этого Соглашения за лицами, уволенными с военной службы, и членами их семей было сохранено право проживать в занимаемых ими жилых помещениях.
Межгосударственные соглашения Российской Федерации о предоставлении льгот по обеспечению жилыми помещениями военнослужащих Вооруженных Сил государств - участников СНГ, являющихся гражданами Российской Федерации, были заключены с Республикой Таджикистан ДД.ММ.ГГГГ, срок действия до ДД.ММ.ГГГГ (с выделением Таджикской Стороной не менее 75% от стоимости жилых помещений), Киргизской Республикой ДД.ММ.ГГГГ, срок действия до ДД.ММ.ГГГГ (с выделением полной стоимости жилых помещений), Республикой Казахстан ДД.ММ.ГГГГ, срок действия до ДД.ММ.ГГГГ, Туркменистаном ДД.ММ.ГГГГ, срок действия до ДД.ММ.ГГГГ (с выделением не менее 50% стоимости жилых помещений).
В связи с незаключением межгосударственных договоров с другими странами Содружества СНГ, Российская сторона распространила права и льготы, предусмотренные законодательством Российской Федерации для военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, после возвращения их на территорию Российской Федерации на постоянное жительство, только на военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих службу по контракту в Вооруженных Силах Республики Казахстан, и членов их семей.
Статьей 3 Соглашения об обеспечении жилыми помещениями военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в государствах-участниках СНГ от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что государство-участник, в Вооруженных Силах и других воинских формированиях которого проходили службу граждане, уволенные с военной службы, заблаговременно приобретает для них и членов их семей жилые помещения по избранному месту жительства на территории другого государства-участника при условии сдачи занимаемых этими гражданами жилых помещений по прежнему месту службы (жительства) или если жилые помещения по прежнему месту службы (жительства) им не представлялись.
Однако это Соглашение было подписано только Республикой Арменией, Республикой Беларусь, Кыргызской Республикой и Республикой Таджикистан. Российская Федерация данное Соглашение не подписала и не ратифицировала.
По определению Консультативного заключения Экономического суда СНГ от ДД.ММ.ГГГГ № само Соглашение между государствами -участниками стран СНГ от ДД.ММ.ГГГГ не налагает обязательств на государства, подписавшие это Соглашение обеспечивать граждан, уволенных с военной службы, жилыми помещениями, а отдает приоритет нормам и порядку, установленному в законодательстве страны пребывания.
Решением Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №ВКПИ 02-122/03-6 было отказано ФИО3 в удовлетворении заявления о признании незаконным подпункта «в» пункта 10 Правил учета военнослужащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, а самому ФИО3, уволенному ДД.ММ.ГГГГ из Вооруженных Сил Украины, было разъяснено, что он может реализовать свое право на жилище, гарантированное Всеобщей декларацией прав человека и Конституцией Российской Федерации, на общих основаниях.
В пункте 3 статьи 2 Федерального закона от 28.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих определено», что за гражданами, проходившими военную службу в воинских частях Вооруженных Сил Союза ССР, других воинских формированиях Союза ССР и государств - участников Содружества Независимых Государств до принятия указанных воинских формирований под юрисдикцию Российской Федерации и перешедшими на военную службу в войска или иные воинские формирования, организации других государств, ранее входивших в состав Союза ССР, сохраняются льготы, гарантии и компенсации, предусмотренные настоящим Федеральным законом, Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, при условии заключения и ратификации в установленном порядке соответствующих международных договоров Российской Федерации.
Таким образом, гражданин ФИО2-Н. мог реализовать свое право на жилище, гарантированное Всеобщей декларацией прав человека и Конституцией Российской Федерации на общих основаниях путем обращения в органы местного самоуправления с заявлениями о признании их нуждающимися в жилых помещениях, которые должны были быть им представлены по договору социального найма в соответствии с Жилищным Кодексом Российской Федерации.
На основании вышеизложенного судом установлено, что ФИО2 государственный жилищный сертификат о выделении субсидии на приобретение жилья Министерством строительства, архитектуры и ЖКХ РМЭ ДД.ММ.ГГГГ выдан необоснованно.
В соответствии со ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 ГК РФ
Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Приговором Волжского городского суда РМЭ от ДД.ММ.ГГГГ с Родионова А.Н. взыскано в доход федерального бюджета 147100 рублей.
Суд не может принять во внимание доводы представителя ответчика о том, что приговором Волжского городского суда заявленный иск прокурора в сумме 1547100 руб. удовлетворен частично в связи с тем, что из содержания вышеуказанного приговора следует, что Родионов А.Н. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.4 ст.159 УК РФ, мошенничество в особо крупном размере в сумме 1547100 рублей как было предъявлено обвинение.
Таким образом, требования прокурора о взыскании с Родионова А.Н. 1400000 руб. предоставленной ему по государственному жилищному сертификату в качестве безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения, являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198, 199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Взыскать с Родионова А.Н. в доход федерального бюджета 1400000 рублей неосновательное обогащение за необоснованно полученный государственный жилищный сертификат по подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы и 15200 руб. госпошлину в доход бюджета городского округа «Город Волжск».
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Марий Эл через Волжский городской суд в течение 10 дней с момента принятия решения в окончательной форме.
Судья Л.Н. Малышева