Дело № 2- 806/2011 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 29 сентября 2011 года г. Волжск Волжский городской суд Республики Марий Эл в составе судьи Костина А.Н., при секретаре судебного заседания Шариповой Л.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кильгановой М.В. действующей в интересах Летучиной З.А. к администрации Волжского муниципального района Республики Марий Эл об отмене решения жилищно-бытовой комиссии администрации Волжского муниципального района, восстановлении в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий, Установил: Кильганова М.В., действующая на основании доверенности, обратилась в суд с иском в интересах Летучиной З.А. к администрации Волжского муниципального района Республики Марий Эл Республики Марий Эл, в котором просит отменить решении жилищно-бытовой комиссии администрации Волжского муниципального района от 29 июля 2011 года об исключении Летучиной З.А. из списка нуждающихся в жилье, восстановить Летучину З.А. в списках нуждающихся в улучшении жилищных условий с даты первоначальной постановки на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. В обоснование иска указано, что Летучина З.А. является инвалидом первой группы и вдовой участника Великой Отечественной войны. Проживает в доме, принадлежащем ей на праве собственности расположенным по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ решением жилищно-бытовой комиссии была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и принята на учет, а решением от ДД.ММ.ГГГГ была исключена из списков, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Истец считает решение о снятии ее с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий незаконным, поскольку согласно техническому паспорту общая площадь ее жилого дома составляет 86, 7 кв. м. В доме зарегистрировано пять человек. Согласно п. 5 ст. 15 ЖК РФ из общей площади дома необходимо вычесть площадь бытовки (веранды) -16,4 кв.м. и разделить на пять человек = 14, 06 кв.м. на одного члена семьи, т.е. ниже учетной нормы. Ответчиком представлен письменный отзыв на исковое заявление, в котором указано, что истец намеренно ухудшила свои условия проживания для приобретения права стоять на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Истцом без разрешения на переоборудование, произведен демонтаж отопления вследствие чего пристройка Лит. А2 стала холодной пристройкой. По техническому паспорту МУП БТИ, с учетом уменьшения отапливаемой площади, общая площадь помещения составила 61,9 кв. м., износ Лит А-18%, Лит А1-13%. Ссылаясь на ст. 53 ЖК РФ, просят отказать в удовлетворении исковых требований. В судебном заседании истец Летучина З.А. и ее представитель -Кильганова М.В., действующая на основании доверенности, заявленные требования поддержали, просили суд их удовлетворить. Дополнительно изложенному в иске представитель истца пояснила, что Летучина З.А. нуждается в улучшении жилищных условий, как вдова ветерана Великой Отечественной войны, мерами социальной поддержки по закону «О ветеранах» она не пользовалась. Считает необоснованным отказ в признании Летучиной З.А. нуждающейся в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, в связи с тем, что при решении вопроса о снятии с регистрационного учета не учтено, что за вычетом площади помещения литер А2 - бытовки (веранды) -16,4 кв.м. площадь на пять зарегистрированных человек составит 14, 06 кв.м., что на одного члена семьи, ниже учетной нормы. Представитель ответчика администрации Волжского муниципального района Республики Марий Эл Никитина М.М., действующая на основании доверенности, с исковыми требованиями не согласилась, пояснила аналогичное изложенному в письменном отзыве. Считает решение о снятии Летучиной З.А. в качестве нуждающейся в жилом помещении законным и обоснованным, поскольку она, являясь собственником жилого помещения, намеренно ухудшила свои жилищные условия, а именно, без разрешения на переоборудование, произведен демонтаж отопления вследствие чего, уменьшена отапливаемая площадь жома до <данные изъяты> кв. м. При этом бытовое помещение под Лит. А2 не стало верандой. Таким образом, истец вновь может обратиться с подобным заявление о признании нуждающейся в жилом помещении не раньше чем через 5 лет, со дня переоборудования жилого помещения, что соответствует ст. 53 ЖК РФ. С учетом пятерых, зарегистрированных жилом помещении лиц, истец не может быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, поскольку на каждого члена семьи приходиться площади более учетной нормы. Свидетели ФИО5 и ФИО6 дали суду аналогичные показания, что помещение под Литерой А2, с 1994 года момента газификации жилого дома принадлежащего истцу никогда не отапливалось. Данное помещение является пристроем к жилому дому, имеет капитальные кирпичные стены и расположено на фундаменте. Выслушав объяснения участников процесса, показания свидетелей, изучив материалы гражданского дела, материалы учетного дела № в отношении Летучиной З.А., суд приходит к следующему. В силу ст.52 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным в указанном Кодексе. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется органами местного самоуправления, на основании заявлений граждан, поданных по месту их жительства. Как установлено судом и следует из материалов дела Летучина З.А. является вдовой участника Великой Отечественной войны, в связи с чем, имеет право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных ст.21 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах». Данное обстоятельство сторонами не оспаривалось. Как следует из материалов дела, Летучина З.А. в администрацию Волжского муниципального района Республики Марий Эл с заявлениями о признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий обращалась ДД.ММ.ГГГГ. Согласно протоколу № заседания жилищно – бытовой комиссии Волжского муниципального района от 09 марта 2011 года Летучина З.А. –вдова умершего участника Великой Отечественной войны, признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставлена в очередь для улучшения жилья (л.д. 33-35). Постановлением главы администрации Волжского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № Летучина З.А. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий (л.д.1 Учетного дела) Потоколом № заседания жилищно – бытовой комиссии Волжского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ Летучина З.А. исключена из списка нуждающихся в улучшении жилья, в связи с тем, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ состав ее семьи составил пять человек, а норма учетной площади соответствует установленной в районе -15 кв.м. Постановлением главы администрации Волжского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № Летучина З.А. снята с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилья (л.д. 27 Учетного дела). В соответствии с Решением собрания депутатов Волжского муниципального района РМЭ № от ДД.ММ.ГГГГ, учетная норма площади жилого помещения в Волжском районе РМЭ установлена 15 кв.м. Согласно справки администрации «Обшиярское сельское поселение» от ДД.ММ.ГГГГ №, ФИО7, зарегистрированная в доме принадлежащем истцу, умерла ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 25 Учетного дела). Из пояснений представителя ответчика и представленных суду материалов, следует, что основанием снятия Летучиной З.А. с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилья, явилось то, что после проведения проверки учетного дела №, в связи со смертью ФИО7 зарегистрированной в доме истца, учетная норма жилья на одного человека составила более учетной нормы площади установленной в районе, т.е. белее 15 кв.м. Согласно СНиП 2.08.01-89 и СНиП 2.08.01-89*, а также "Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации", утвержденной Приказом Минземстроя России от 04.08.98 N 37, понятие "веранда" - это застекленное не отапливаемое помещение, пристроенное к зданию или встроенное в него. Согласно письму Госстроя РФ от 20.03.2000 N НМ-1096/30 "О лоджиях и верандах", веранда - это пристройка, то есть часть здания, которая расположена вне контура его капитальных наружных стен, является вспомогательной по отношению к зданию и имеет с ним одну (или более) общую капитальную стену. Веранда, как правило, имеет внутреннее сообщение с основным зданием. Оспаривая решение жилищно – бытовой комиссии Волжского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ, истец указывает, что из общей площади жилого помещения 86,7 кв.м. необходимо исключить площадь бытовки(веранды) -16,4 кв.м., в связи с чем учетная норма на одного члена семьи из расчета на пять зарегистрированных лиц, составит 14,06 кв.м. Указанные доводы иска суд находит несостоятельными, поскольку каких либо доказательств, того, что бытовое помещение литер А2 является верандой суду не представлено. При этом сторона истца в обоснование исковых требований ссылается на технический паспорт от ДД.ММ.ГГГГ, согласно п.7 которого, помещение литер А2, площадью 16, 4 кв.м. поименовано – бытовым. Из поэтажного плана, а также Акта обследования помещения от ДД.ММ.ГГГГ следует, что общая площадь жилого дома составляет 86,7 кв.м., в общую площадь включены не отапливаемые помещения котельной – 4.8 кв.м., бытовой -16.4 кв.м., коридора -3,6 кв.м., всего 25,8 кв.м. (л.д. 21 Учетного дела). Кроме того, из поэтажного плана технического паспорта от ДД.ММ.ГГГГ, представленного истцом следует что помещение литер А2 жилого дома принадлежащего истцу, расположено в контуре капитальных наружных стен дома. Указанные обстоятельства, согласуются с показаниями свидетелей, ФИО5 и ФИО6, которые пояснили, что данное помещение является пристроем к жилому дому, имеет капитальные кирпичные стены и расположено на фундаменте. Совокупность указанных обстоятельств, свидетельствует о том, что пристрой к жилому дому площадью 16, 4 кв.м. литер А2, по адресу: РМЭ<адрес>, верандой не является, а является бытовым помещением, следовательно, подлежит включению в общую площадь жилого помещения. Судом установлено, что жилое помещение по адресу: <адрес>, в котором зарегистрированы пять человек в том числе: Летучина З.А., ее сын - ФИО8, сноха - ФИО9, внучка - ФИО10, внук - ФИО11, имеет общую жилую площадь 86,7 кв.м. Обеспеченность общей площадью в данном жилом помещении на одного проживающего в нем человека, составляет 17,34 кв.м., что более учетной нормы площади жилого помещения в Волжском районе РМЭ - 15 кв.м. В силу п. 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи, менее учетной нормы. Таким образом, основным критерием для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении является его нуждаемость в жилом помещении в соответствии с нормами Жилищного кодекса РФ. В соответствии со ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. В судебном заседании не установлено факта переоборудования бытового помещения литер А2 в веранду, в связи с чем, ссылка представителя ответчика на справку МУБ БТИ № от ДД.ММ.ГГГГ, не свидетельствует о намеренном ухудшении жилищных условий истца, поскольку указанная справка о проведении демонтажа системы отопления, не свидетельствует о том, что пристройка Лит. А2 переоборудована в веранду. С учетом изложенного, действия ответчика в признании истца не нуждающейся в улучшении жилищных условий является обоснованным и соответствует закону. Иных доводов и оснований для удовлетворения иска стороной истца в судебном заседании не заявлено. Таким образом, на основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что Летучина З.А. обеспеченна общей площадью жилых помещений выше установленной в муниципальном образовании учетной нормы и не может быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий. При таких обстоятельствах, решение жилищно-бытовой комиссии администрации Волжского муниципального района, о снятии Летучиной З.А. с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий является правомерным. Оснований для признания истца нуждающейся в улучшении жилищных условий установлено не было. Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд Решил: В удовлетворении искового заявления Кильгановой М.В. в интересах Летучиной З.А., к администрации Волжского муниципального района Республики Марий Эл об отмене решения жилищно-бытовой комиссии администрации Волжского муниципального района, восстановлении Летучиной З.А. в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий, отказать. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Марий Эл в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме. Судья А.Н. Костин