Дело № 2-91/2012 г. ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Волжский городской суд РМЭ в составе судьи Малышевой Л.Н., при секретаре Давыдовой М.В. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Иванова М.Д. к Государственному учреждению Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в Волжском районе о признании права на пенсию, включении в стаж периодов работы и понуждении назначить пенсию, установил: Иванов М.Д. обратился в суд с вышеназванным иском к Государственному учреждению Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в Волжском районе (далее ГУ УПФ РФ в Волжском районе). Свои требования мотивировал тем, что ответчиком ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано в назначении пенсии в связи с педагогической деятельностью, так как на ДД.ММ.ГГГГ его льготный стаж составил <данные изъяты> Исходя из решения об отказе в установлении истцу пенсии, пенсионный орган не включил ему в специальный стаж период его прохождения службы в Вооруженных Силах СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГгод. С данным отказом в назначении пенсии истец не согласен, считает его незаконным, нарушающим его конституционное право на пенсионное обеспечение. Ответчик при отказе руководствовался п.7 ст.18 ФЗ от 17.12.2001г. за №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», но не принял во внимание наличие права гражданина на осуществление оценки приобретенных им до 1 января 2002 года пенсионных прав в соответствии с условиями и нормами законодательства, действовавшего на момент приобретения права. Согласно ч.3 Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1999 года №1067 «Об утверждении списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и правил исчисления сроков выслуги для назначении пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», в выслугу, дающих право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей. Периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитываются в соответствии со списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст.80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденным постановлением Совмина РФСР от 6 сентября 1991 года №463. Согласно п.3 названного Постановления за педагогическим работниками сохраняются условия и порядок назначения пенсии за выслугу лет, действовавшие до введения Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР». Указал, что в период его службы в составе Вооруженных Сил СССР с ДД.ММ.ГГГГ. действовало постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», которым предусмотрено, что в соответствии со ст.58 Закона о государственных пенсиях пенсии за выслугу лет учителям и другим работникам просвещения по утвержденному данным постановлением Перечню учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет назначаются при стаже работы по специальности не менее 25 лет. Данным постановлением утверждено Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения. Согласно п. «г» пункта 4 Положения в стаж работы засчитывается служба в составе Вооруженных сил СССР при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с вышеуказанным постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию. Данное условие, по мнению истца, имеется, так как его стаж на момент подачи заявления составляет 24 года 2 месяца 2дня. С учетом службы в Вооруженных силах СССР суммарно его трудовой стаж составляет более 25 лет, в связи с чем, он просит суд: Признать за ним право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением им 25 летней педагогической деятельности; обязать ГУ УПФ РФ в Волжском районе включить в его специальный трудовой стаж период прохождения службы в рядах Вооруженных Сил СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>); обязать ГУ УПФ РФ в Волжском районе назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность с момента обращения в ГУ УПФ РФ в Волжском районе с 24.10.2011 года; взыскать с ответчика расходы по уплате госпошлины в размере <данные изъяты>. В судебном заседании истец Иванов М.Д. требования поддержал, суду показал соответствующее вышеизложенному. Уточнил требования в части даты назначения трудовой пенсии, просил суд обязать ГУ УПФ РФ в <адрес> назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность с момента обращения в ГУ УПФ РФ в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ. Ответчик - представитель ГУ УПФ РФ в Волжском районе Бариева Т.И., действующая на основании доверенности предоставила суду письменный отзыв, из которого следует, что ГУ УПФ РФ в Волжском районе с исковыми требованиями не согласно, так как ссылка истца на Положение о порядке исчисления стажа для назначении пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397, согласно которому в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается служба в составе Вооруженных сил СССР, является не состоятельной так как: Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397 установлено в соответствии со ст.58 Закона «О государственных пенсиях в РФ» назначение пенсии за выслугу лет работникам просвещения по перечню учреждений, организаций и должностей- учителям и другим работникам просвещения при стаже работы по специальности не менее 25 лет, которая назначается в размере 40 процентов ставки заработной платы или оклада. Самим перечнем учреждений, организаций и должностей, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, службы в армии не предусмотрена. В соответствии с подпунктом «г» п.1Положения, в стаж работы учителей и других работников просвещения действительно подлежала включению служба в составе Вооруженных Сил ССР. Вместе с тем, эти периоды подлежали зачету лишь при соблюдении определенного пунктом 4 Положения соотношения специального педагогического стажа работы, предусмотренной Перечнем и иного стажа, предусмотренного Положением (наличие на тот момент не менее 2/3 указанного стажа). На основании постановления Совета Министров Российской Федерации от 22 сентября 1993 года №953 на территории Российской Федерации не применяется постановление Совета Министров от 17 декабря 1959 года №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства». Таким образом, на момент применения на территории Российской Федерации постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397 – до 1 октября 1993 года Иванов М.Д. не выработал специальный стаж. На основании изложенного представитель ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Волжском районе РМЭ просил в исковых требованиях Иванову М.Д. отказать в полном объеме. Выслушав истца Иванова М.Д., представителя ГУ УПФ РФ в Волжском районе Бариеву Т.И., изучив материалы дела, суд приходит к следующему. Судом установлено, что истец обратился в ГУ УПФ РФ в Волжском районе с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью ДД.ММ.ГГГГ Решением ГУ УПФ РФ в Волжском районе за № Иванову М.Д. было отказано в назначении трудовой пенсии по старости досрочно, так как на момент обращения ДД.ММ.ГГГГ его стаж в связи с педагогической деятельностью составил 24 года 2месяца 2 дня. В соответствии со ст.28 п.1 п.п.10 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста установленного ст.7 данного закона лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста. Согласно записям в трудовой книжке педагогический стаж истца по состоянию на дату обращения в пенсионный орган - ДД.ММ.ГГГГ составляет 24 года 2месяца 2дня, что подтверждено решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в установлении Иванову М.Д. пенсии. Истец с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>) проходил службу в рядах Советской Армии, на что указывают сведения трудовой книжки и военного билета. Доводы ответчика, представленные в письменном отзыве суд принять не может, так как они не основаны на законе. Согласно п.11 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 г. № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной пенсии по старости по нормам Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», периоды работы до 1 января 2002 г. могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов. Данная позиция основана на ч.2 ст.6, ч.4 ст.15, ч.1 ст.17, ст.ст.18,19, ч.1 ст.55 Конституции Российской Федерации, положения которых по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Списками, утвержденными постановлениями от 29 октября 2002 года №781, от 6 сентября 1991 года №463, от 22 сентября 1999 года №1067, период службы в рядах Советской Армии по призыву не поименован, однако в соответствии с Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденным Постановлением № 1397, действовавшим до 1 октября 1993 года, такие периоды службы включались в стаж для назначения требуемой пенсии при условии, если лицо имело стаж педагогической деятельности в размере не менее 2/3 от требуемого для назначении пенсии. Поскольку истец служил в Вооруженных Силах Советской Армии до 1 октября 1993 года, на момент обращения в пенсионный орган за назначением пенсии его стаж педагогической деятельности составлял более 2/3 (24 года 2месяца 2 дня), поэтому спорный период подлежит включению для назначения требуемой истцом пенсии. Этот вывод подтверждается определением Конституционного Суда РФ от 6 марта 2003 года №107-О, в соответствии с которым приобретенные пенсионные прав не могут быть отменены последующим пенсионным и иным законодательством. В указываемый истцом период времени применялось постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения в сельской местности» (признано недействующим постановлением Совета Министров – Правительства РФ от 22 сентября 1993 г. № 953), которым был утвержден Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, а также Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения. Согласно подпункта «г» пункта 1, пункта 4 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397г., учителям и другим работникам просвещения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с вышеуказанным Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию. При включении периода прохождения периода службы истца в рядах Советской Армии, истцу достаточно стажа для назначения пенсии по выслуге лет в связи с педагогической деятельностью. В соответствии со ст.19 ФЗ «О трудовых пенсиях РФ» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), за исключением случаев, предусмотренных п.4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии). Согласно материалам дела истец обратился в ГУ УПФ РФ в Волжском районе ДД.ММ.ГГГГ На основании выше изложенного, суд считает, что исковые требования Иванова М.Д. подлежат удовлетворению в полном объеме. Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд решил: Признать за Ивановым М.Д. право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением им педагогической деятельности. Обязать ГУ УПФ РФ в Волжском районе включить Иванову М.Д. период службы в рядах Советской Армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности. Обязать ГУ УПФ РФ в Волжском районе назначить Иванову М.Д. с ДД.ММ.ГГГГ трудовую пенсию по старости досрочно в связи с осуществлением педагогической деятельности. Взыскать с ГУ УПФ РФ в Волжском районе в пользу Иванова М.Д. расходы по оплате госпошлины в размере 200 рублей. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Марий Эл в течение месяца со дня вынесения решения через Волжский городской суд Республики Марий Эл. Судья Малышева Л.Н.