Дело №2-910/10 - Об обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления



Дело № 2-910/10 Р Е Ш Е Н И ЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Волжск 21 октября 2010 г.

Волжский городской суд Республики Марий Эл в составе

судьи Малышевой Л.Н.

при секретаре судебного заседания Давыдовой М.В.,

с участием прокурора Рябчиковой М.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Волжского межрайонного прокурора Республики Марий Эл в интересах неопределенного круга лиц к администрации Петъяльского сельского поселения Волжского района Республики Марий Эл об обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления,

УСТАНОВИЛ:

Волжский межрайонный прокурор Республики Марий Эл обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к администрации Петъяльского сельского поселения Волжского района Республики Марий Эл с иском указанным выше.

В обоснование иска указано, что в ходе осуществления надзора за исполнением законодательства в сфере обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления установлены нарушения закона в деятельности администрации Петъяльского сельского поселения, а именно не организовано размещение в сети Интернет информации о деятельности органов местного самоуправления поселения в соответствии с требованиями ст.13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления», включая общую информацию о деятельности органа местного самоуправления, информацию о его нормотворческой деятельности.

Несмотря на прямое указание закона, администрацией Петъяльского сельского поселения не выполнены возложенные на нее законом обязанности по организации доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления поселения в сети Интернет.

Изложенное подтверждается актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ.

Прокурор считает, что данные нарушения, в свою очередь, так же создают предпосылки для коррупционных проявлений, поскольку не обеспечивается публичность и открытость деятельности органов местного самоуправления,

Ссылаясь на ч.4 ст.29 Конституции РФ, положения Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления», ст.ст.34, 37, 41 Федерального закона ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», прокурор просит, признать незаконным бездействие администрации Петъяльского сельского поселения <адрес> РМЭ, выразившееся в не размещении в сети Интернет информации о деятельности органов местного самоуправления Петъяльского сельского поселения <адрес> РМЭ, включая общую информацию о деятельности органа местного самоуправления, информацию о его нормотворческой деятельности и другой информации в соответствии с требованиями ст.13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления». Обязать ответчика в срок до ДД.ММ.ГГГГ разместить в сети Интернет информацию о деятельности органов местного самоуправления Петъяльского сельского поселения <адрес> РМЭ включая общую информацию о деятельности органа местного самоуправления, информацию о его нормотворческой деятельности и другую информацию в соответствии с требованиями ст.13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления».

Помощник Волжского межрайонного прокурора РМЭ Рябчикова М.В. в судебном заседании исковые требования уточнила в части указания срока размещения в сети Интернет информации о деятельности органов местного самоуправления. Просила в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить выявленные нарушения. Уточненные исковые требования поддержала в полном объеме, суду дала пояснения, аналогичные изложенным в иске. Просила исковые требования удовлетворить.

Представитель ответчика – глава администрации Петъяльского сельского поселения ФИО1 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащее о чем в деле имеется уведомление о вручении повестки ДД.ММ.ГГГГ, телефонограммой просила суд рассмотреть дело в ее отсутствие, с иском согласна.

Выслушав помощника Волжского межрайонного прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно Уставу муниципального образования – Петъяльское сельское поселение является муниципальным образованием, наделенным статусом сельского поселения Законом Республики Марий Эл.

Исполнительно-распорядительным органом МО Петъяльское сельское поселение является администрация Петъяльского сельского поселения Волжского муниципального района Республики Марий Эл.

Согласно ст.37 Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 16.09.2003 местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Вопросы местного значения - это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с Конституцией Российской Федерации и названным Федеральным законом N 131-ФЗ (статья 14). Органам местного самоуправления также могут быть переданы отдельные государственные полномочия федеральными законами или законами субъектов Российской Федерации.

Федеральный закон от 9 февраля 2009 года N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации государственных органов и органов местного самоуправления" установил механизм реализации права граждан свободно искать и получать информацию о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

Согласно статье 26 указанного выше Закона, вступление его в силу установлено с 1 января 2010 года.

Конституция Российской Федерации является Основным Законом Российской Федерации. Среди нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения, она занимает особое, главенствующее положение. В соответствии с пунктом 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право искать и получать информацию любым законным способом. Под доступом к информации в Федеральном законе от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ в пункте 6 статьи 2 понимается возможность получения информации и ее использования, в том числе возможность получения информации через сеть Интернет.

В соответствии со ст.6 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления» одним из способов обеспечения доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления является размещение органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети Интернет.

В силу ст.9 Закона доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления обеспечивается в пределах своих полномочий государственными органами, органами местного самоуправления.

Государственные органы, органы местного самоуправления в целях организации доступа к информации о своей деятельности определяют соответствующие структурные подразделения или уполномоченных должностных лиц. Права и обязанности указанных подразделений и должностных лиц устанавливаются регламентами государственных органов и (или) иными нормативными правовыми актами, регламентами органов местного самоуправления и (или) иными муниципальными правовыми актами, регулирующими деятельность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления.

Организация доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления осуществляется с учетом требований настоящего Федерального закона в порядке, установленном государственными органами, органами местного самоуправления в пределах своих полномочий, а в отношении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации - также с учетом требований Федерального закона "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации".

На основании ст.10 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления» органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть Интернет, в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация.

В случае, если орган местного самоуправления не имеет возможности размещать информацию о своей деятельности в сети Интернет, указанная информация может размещаться на официальном сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого находится соответствующее муниципальное образование. Информация о деятельности органов местного самоуправления поселений, входящих в муниципальный район, может размещаться на официальном сайте этого муниципального района.

Администрация сельского поселения в силу ст.ст.34,37,41 Федерального закона 06.10.2003г. №131 –ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» является органом, ответственным за своевременное размещение в сети Интернет информации о деятельности органов местного самоуправления.

При рассмотрении дела установлено, что администрацией Петъяльского сельского поселения не организовано размещение в сети Интернет информации о деятельности органов местного самоуправления поселения в соответствии с требованиями ст.13 Федерального закона от 09.02.2009г. №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления», включая размещения общей информации о деятельности органа местного самоуправления, информации о его нормотворческой деятельности.

Факт отсутствия размещения информации в сети Интернет о деятельности органов местного самоуправления поселения установлен актом проверки от 15 сентября 2010 года.

Тем самым, ответчиком не в полной мере, как это предусмотрено законом «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления» обеспечивается публичность и открытость деятельности органов местного самоуправления.

Так как администрацией Петъяльского сельского поселения Волжского района РМЭ не выполнены, возложенные на нее Федеральным законом обязанности по организации доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления поселения в сети Интернет, заявленные исковые требования прокурора с учетом уточнения подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Волжского межрайонного прокурора Республики Марий Эл в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Петъяльского сельского поселения Волжского муниципального района Республики Марий Эл, выразившееся в не размещении в сети Интернет информации о деятельности органов местного самоуправления Петъяльского сельского поселения Волжского муниципального района, включая общую информацию о деятельности органа местного самоуправления, информацию о его нормотворческой деятельности и другую информацию в соответствии с требованиями ст.13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления».

Обязать администрацию Петъяльского сельского поселения Волжского муниципального района РМЭ в срок до ДД.ММ.ГГГГ разместить в сети Интернет информацию о деятельности органов местного самоуправления Петъяльского сельского поселения Волжского муниципального района РМЭ, включая общую информацию о деятельности органа местного самоуправления, информацию о его нормотворческой деятельности и другую информацию в соответствии с требованиями ст.13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления».

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Марий Эл через Волжский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Л.Н. Малышева