Дело № 2-1007/10 Р Е Ш Е Н И ЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 ноября 2010 года г. Волжск
Волжский городской суд Республики Марий Эл в составе судьи Костина А.Н., при секретаре судебного заседания Шариповой Л.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Волжского межрайонного прокурора Республики Марий Эл в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц, муниципального образования ГО «Город Волжск» к обществу с ограниченной ответственностью «Феникс» о возложении обязанности прекратить незаконную деятельность по организации и проведению лотереи и освободить земельный участок,
Установил:
Волжский межрайонный прокурор Республики Марий Эл обратился в суд в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц, муниципального образования ГО «Город Волжск» к обществу с ограниченной ответственностью «Феникс» (далее ООО «Феникс») с иском указанным выше.
В обоснование иска указано, что Волжской межрайонной прокуратурой в ходе осуществления надзора за соблюдением законодательства в сфере противодействия легализации доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма, установлены нарушения закона в деятельности ООО «Феникс», выразившееся в незаконной организации и проведении лотереи на территории ГО «Город Волжск», а так же самовольном занятии земельного участка.
Как установлено проверкой ООО «Феникс» в павильоне, расположенном в 1,5 метрах от здания магазина «Рубль Бум» по адресу: <адрес>, организована деятельность по продаже лотерейных билетов.
Вместе с тем, в нарушение требований законодательства в сфере противодействия легализации доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма, свою деятельность по вышеуказанному адресу общество осуществляет, не имея согласованных в установленном законом порядке правил внутреннего контроля и не состоя на учете в Федеральной службе по финансовому мониторингу.
Изложенное подтверждается актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ, письмом Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Приволжскому федеральному округу от ДД.ММ.ГГГГ №.
Таким образом, осуществляемая обществом деятельность по организации и проведению лотереи, является незаконной.
Данные нарушения закона со стороны ООО «Феникс» создают существенную угрозу нарушения прав и законных интересов граждан, общества и государства, так как неисполнение обществом публично-правовых обязанностей, возложенных на него Законом № 115-ФЗ, создает реальную возможность легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
В ходе проверки так же было установлено, что ответчиком в нарушение требований земельного законодательства павильон по продаже лотерейных билетов установлен на земельном участке, самовольно, без оформления правоустанавливающих документов на землю.
По данному факту ДД.ММ.ГГГГ Волжской межрайонной прокуратурой в отношении директора ООО «Феникс» ФИО6 было возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.7.1 КоАП РФ, по результатам рассмотрения которого постановлением госземинспектора территориального отдела № Управления Роснедвижимости по РМЭ от ДД.ММ.ГГГГ директор общества был привлечен к административной ответственности.
ДД.ММ.ГГГГ госземинспектором территориального отдела № Управления Роснедвижимости по РМЭ в адрес директора ООО «Феникс» ФИО6 было внесено предписание об устранении вышеназванных нарушений земельного законодательства в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Вместе с тем в настоящее время ООО «Феникс» продолжает незаконно использовать вышеназванный земельный участок.
Данный земельный участок занят и используются ответчиком без правоустанавливающих документов, тем самым общество нарушает требования ст.268 ГК РФ, ст.29 Земельного кодекса РФ.
В результате самовольного занятия и использования обществом земельного участка нарушаются права и интересы муниципального образования городской округ «Город Волжск» по распоряжению земельным участком.
Прокурор просит признать незаконной деятельность общества с ограниченной ответственностью «Феникс» по организации и проведению лотереи в павильоне в 1, 5 метрах от здания по адресу: РМЭ, <адрес>е; запретить ответчику осуществлять деятельность по организации и проведению лотереи на территории городского округа «Город Волжск» <адрес> Эл до устранения нарушений требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», а именно, до постановки на учет в Межрегиональном управлении Федеральной службы по Финансовому мониторингу по Приволжскому федеральному округу (<адрес>) и согласовании правил внутреннего контроля; обязать ООО «Феникс» в течение семи дней со дня вступления в законную силу решения суда освободить самовольно занятый земельный участок площадью 4 кв.м. в 1,5 метрах от отмостки здания магазина «Рубль Бум» по адресу: РМЭ, <адрес>, путем демонтажа и вывоза с территории данного земельного участка объекта некапитального строительства – павильона по продаже лотерейных билетов.
Ответчиком ООО «Феникс» суду представлен письменный отзыв на исковое заявление, в котором считая иск необоснованным и не подлежащим удовлетворению, указано на то, что ответчик является распространителем лотерейных билетов, занимается их реализацией на основании договора комиссии с организатором лотереи ООО «ЛОТОС-Групп», который имеет соответствующее разрешение на организацию и проведение всероссийской негосударственной бестиражной лотереи.
Таким образом, обязанность по разработке и согласованию Правил внутреннего контроля, а также постановке на учет в Межрегиональное управление Федеральной службы по Финансовому мониторингу по Приволжскому федеральному округу, возлагается на организатора лотереи, а не на распространителя. В настоящее время лотерейный аппарат силами ООО «Феникс» установлен на земельном участке, принадлежащем ООО «Красный восток» с которым ДД.ММ.ГГГГ заключен договор аренды.
В судебном заседании помощник Волжского межрайонного прокурора РМЭ Бузунов Ю.В исковые требования поддержал. Дополнительно изложенному в иске пояснил что, поскольку ответчик продает билеты и производит расчет за выигрыш, без постановки на учет в Межрегиональном управлении Федеральной службы по Финансовому мониторингу по Приволжскому федеральному округу и согласовании правил внутреннего контроля, его деятельность по организации и проведению лотерей следует признать незаконной.
Представитель администрации ГО «Город Волжск» ФИО3, действующая на основании доверенности, исковые требования прокурора поддержала в полном объеме, пояснила аналогичное изложенному в иске.
Представитель ответчика - ООО «Феникс» ФИО4, действующая на основании доверенности, возражала удовлетворению иска прокурора. Пояснила суду аналогичное изложенному в письменном отзыве. Дополнительно пояснила что, каких либо доказательств о том, что на момент рассмотрения дела в суде, лотерейный аппарат перенесен на земельный участок ООО «Красный восток» согласно договору аренды, не имеется. Росфинмониторингом представлена информация о том что, ООО «Феникс» не состоит на учете и не представило правила внутреннего контроля, при этом ИНН ООО «Феникс» являющемуся ответчиком по делу, не соответствует указанному в данном письме. Просила в удовлетворении иска отказать в полном объеме.
Представитель третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РМЭ, ФИО5 исковые требования прокурора поддержала, пояснив суду, что постановлением от ДД.ММ.ГГГГ директор ООО «Феникс» - ФИО6 был привлечен к административной ответственности по ст 7.1 КоАП РФ за самовольное занятие и использование земельного участка, на него наложен административный штраф в размере 1500 руб. Указанный штраф ФИО6 был уплачен добровольно. Кроме того в адрес ООО «Феникс» ДД.ММ.ГГГГ вынесено предписание № об устранении нарушений земельного законодательства, которое по настоящее время не исполнено.
Представитель третьего лица межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по приволжскому федеральному округу в судебное заседание не явился, суду представлено письменное ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие их представителя. Указывают что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ООО «Феникс» не предприняты все организационные меры по соблюдению требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, что выражается в отсутствии постановки на учет в МРУ Росфинмониторинга по ПФО, а также в отсутствии согласованных правил внутреннего контроля. Исковые требования поддерживают.
Выслушав участников процесса, изучив материалы гражданского дела, дела об административном правонарушении в отношении ООО «Феникс», суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 07 августа 2001г. №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее по тексту – Закон №115-ФЗ) к мерам, направленным на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, относятся: обязательные процедуры внутреннего контроля; обязательный контроль; запрет на информирование клиентов и иных лиц о принимаемых мерах противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; иные меры, принимаемые в соответствии с федеральными законами.
Согласно положениям ст. 5 данного закона, к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме.
Из содержания п.п. 6, 7, 8 ст. 2 ФЗ № 138 от 11 ноября 2003 года «О лотереях», организатор лотереи - Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование или созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющее место нахождения в Российской Федерации и получившее в соответствии с настоящим Федеральным законом право на проведение лотереи юридическое лицо. Организатор лотереи проводит лотерею непосредственно или через оператора лотереи посредством заключения с ним договора (контракта) и несет ответственность перед участниками лотереи за исполнение своих обязательств по договору (контракту). Организация лотереи - осуществление мероприятий, связанных с получением права на проведение лотереи. Проведение лотереи - осуществление мероприятий, включающих в себя заключение договоров (контрактов) с оператором лотереи, изготовителем лотерейных билетов, изготовителем лотерейного оборудования, программных продуктов и (или) иных необходимых для проведения лотереи договоров (контрактов), распространение лотерейных билетов и заключение договоров с участниками лотереи, розыгрыш призового фонда лотереи, экспертизу выигрышных лотерейных билетов, выплату, передачу или предоставление выигрышей участникам лотереи.
Согласно пункта 9 статьи 7 Закона № 115-ФЗ контроль за исполнением физическими и юридическими лицами указанного Закона в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также за организацией внутреннего контроля осуществляется соответствующими надзорными органами в соответствии с их компетенцией и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также уполномоченным органом в случае отсутствия надзорных органов в сфере деятельности отдельных организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 января 2003 года № 28 утверждено Положение о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы (далее – Положение о постановке на учет).
В соответствии с пунктом 2 Положения о постановке на учет, организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а так же организующие и проводящие лотереи подлежат обязательной постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу.
Судом установлено что на основании договора комиссии от 01 января 2010 года, заключенного между ООО «ЛОТОС- Групп» (Комитент) - являющегося организатором лотереи и ООО «Феникс»(комиссионер), ответчик ООО «Феникс» принял на себя обязательства совершать за счет комитента сделки по продаже лотерейных билетов Всероссийской негосударственной бестиражной лотереи «Лотос».
Из материалов дела следует, что ООО «ЛОТОС Групп», стоит на учете в МПУ Росфинмониторинга, что подтверждается уведомлением о постановке на учет от ДД.ММ.ГГГГ, и имеет согласованные правила внутреннего контроля от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно п.9 и п. 10 ФЗ № 138 от 11 ноября 2003 года «О лотереях», оператором лотереи является юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющее место нахождения в Российской Федерации, заключившее договор (контракт) с организатором лотереи на проведение лотереи от его имени и по его поручению и имеющее соответствующие технические средства. Распространитель лотерейных билетов - лицо, осуществляющее распространение лотерейных билетов среди участников лотереи, прием лотерейных ставок, выплату, передачу или предоставление выигрышей на основании заключенного с организатором лотереи или оператором лотереи договора.
Таким образом, доводы, представителя ответчика, о том, что ООО «Феникс» не организует и не проводит лотереи, нашли свое подтверждение в судебном заседании.
Доводы прокурора о том, что в отзыве Росфинмониторинга на иск, указано на нарушение со стороны ООО «Феникс» Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», суд не считает обоснованными, поскольку в письме Росфинмониторинга от ДД.ММ.ГГГГ, № ИНН ООО «Феникс» указан <данные изъяты>- 0 (л.д.31), тогда как ответчик ООО «Феникс», согласно свидетельству о постановке на учет в налоговом органе, имеет ИНН -<данные изъяты>- 4.
Указанные обстоятельства дают основание полагать, что прокурором не доказан факт того что, именно ответчик ООО «Феникс» является организацией организующей или проводящей лотереи, что необходимо в силу ст. 56 ГПК РФ.
Поскольку судом установлено что, ответчик ООО «Феникс» не является организацией организующей и проводящей лотереи, то в силу ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №115-ФЗ, его нельзя отнести к организации осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом.
Суд приходит к выводу что ООО «Феникс» не подпадает под действие ст. 7 Федерального закона от 07 августа 2001 года №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», предписывающей организациям осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, возложена обязанность по осуществлению внутреннего контроля.
В связи с изложенными обстоятельствами, оснований для признания незаконной деятельности ООО «Феникс» по организации и проведению лотереи, не имеется.
В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001г. №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В статье 209 Гражданского кодекса РФ указаны способы распоряжения имуществом, - отчуждение имущества, передача права владения, пользования и распоряжения имуществом, передача имущество в залог и обременение его другими способами, распоряжение имуществом иными способами, не противоречащими закону и иным правовым актам, и не нарушающими права и охраняемые законом интересы других лиц.
Статья 268 ГК РФ предусматривает, что основанием возникновения права пользования земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, для граждан и юридических лиц является решение уполномоченного государственного или муниципального органа.
Согласно ст.29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков.
Из материалов дела и дела об административном правонарушении следует, что ответчик осуществляет деятельность по продаже лотерейных билетов в павильоне, расположенном на земельном участке в 1,5 метрах от здания магазина «Рубль Бум» по адресу: <адрес>.
Указанный земельный участок площадью 4 кв. м. находится в ведении МО ГО «Город Волжск», что подтверждается материалами дела и не оспаривалось представителем ответчика в судебном заседании.
По факту самовольного занятия земельного участка ДД.ММ.ГГГГ Волжской межрайонной прокуратурой в отношении директора ООО «Феникс» ФИО6 было возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.7.1 КоАП РФ, по результатам рассмотрения которого постановлением госземинспектора территориального отдела № Управления Роснедвижимости по РМЭ от ДД.ММ.ГГГГ, директор общества был привлечен к административной ответственности.
ДД.ММ.ГГГГ госземинспектором территориального отдела № Управления Роснедвижимости по РМЭ в адрес директора ООО «Феникс» - ФИО6 было внесено предписание об устранении вышеназванных нарушений земельного законодательства в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Представителем ответчика суду не представлено доказательств о том что, требования предписания об устранении нарушений земельного законодательства ответчиком выполнены.
Из материалов дела, и пояснений сторон следует, что решений администрацией ГО «Город Волжск» о выделении ответчику земельного участка, не принимала.
Таким образом, судом установлено, что ответчиком в нарушение требований земельного законодательства павильон по продаже лотерейных билетов установлен на земельном участке, самовольно, без оформления правоустанавливающих документов на землю.
Суду не представлено доказательств, о том что, в настоящее время ООО «Феникс» освободило незаконно используемый земельный участок.
Доводы представителя о том что, ответчик использует спорный земельный участок на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с ООО Красный восток», не является обоснованным, поскольку каких либо доказательств о принадлежности земельного участка занятого павильоном по продаже лотерейных билетов, арендодателю -ООО «Красный Восток», суду не представлено.
В связи с тем, что вышеназванный земельный участок занят и используется ответчиком без надлежаще оформленных правоустанавливающих документов, тем самым общество нарушает требования ст.268 ГК РФ, ст.29 Земельного кодекса РФ.
В результате самовольного занятия и использования обществом земельного участка нарушаются права и интересы муниципального образования городской округ «Город Волжск» по распоряжению земельным участком.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.60 ЗК РФ в случае самовольного занятия земельного участка нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению.
Согласно п.4 ч.2 ст.60 ЗК РФ действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
На основании изложенного, суд считает, что требования прокурора в части обязания ООО «Феникс» освободить самовольно занятый им земельный участок от объекта некапитального строительства – павильона по продаже лотерейных билетов подлежат удовлетворению.
Согласно ст.88 ГПК РФ состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
В соответствии со ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Учитывая что, с иском в суд обратился Волжский межрайонный прокурор, который в соответствии с п.9 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ освобождается от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, с ответчика ООО «Феникс» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 4000 руб. в доход государства.
Суд в соответствии со ст. 196 ГПК РФ разрешил спор в пределах заявленных требований.
Иных требований, иных доказательств, кроме изложенного выше, суду не представлено.
Руководствуясь ст.ст.194-199, ГПК РФ, суд
Решил:
Исковые требования Волжского межрайонного прокурора Республики Марий Эл в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц, муниципального образования ГО «Город Волжск» к обществу с ограниченной ответственностью «Феникс», удовлетворить частично.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Феникс» в течение семи дней со дня вступления в законную силу решения суда освободить самовольно занятый земельный участок площадью 4 кв.м. в 1,5 метрах от отмостки здания магазина «Рубль Бум» по адресу: РМЭ, <адрес>, путем демонтажа и вывоза с территории данного земельного участка объекта некапитального строительства – павильона по продаже лотерейных билетов.
В удовлетворении исковых требований в части, признания незаконной деятельности ООО «Феникс» по организации и проведению лотереи в павильоне в 1, 5 метрах от здания по адресу: <адрес>е; запрещении ООО «Феникс» осуществлять деятельность по организации и проведению лотереи на территории городского округа «Город Волжск» Республики Марий Эл до устранения нарушений требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», а именно, до постановки на учет в Межрегиональном управлении Федеральной службы по Финансовому мониторингу по Приволжскому федеральному округу (г.Нижний Новгород) и согласовании правил внутреннего контроля, отказать.
Взыскать с ООО «Феникс» государственную пошлину в доход государства в размере 4000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Марий Эл через Волжский городской суд в течение 10 дней с момента принятия решения в окончательной форме.
Судья А.Н. Костин