Дело №2-769/12 - О признании права на пенсию, включение в стаж периодов работы и понуждении назначить пенсию



Дело №2-769/12

Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Волжск 17 июля 2012 года

Волжский городской суд Республики Марий Эл в составе судьи Костина А.Н., при секретаре судебных заседаний Шариповой Л.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кулалаевой О.В. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда РФ в Волжском районе Республики Марий Эл о признании права на пенсию, включение в стаж периодов работы и понуждении назначить пенсию,

Установил:

Кулалаева О.В. обратилась в суд с вышеназванным иском к ответчику, указав, что "дата" обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ в Волжском районе Республики Марий Эл (далее УПФ в Волжском районе) с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, в связи с тем стаж педагогической деятельности составил – 25 лет. Однако решением УПФ РФ в Волжском районе от "дата" ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости.

УПФ РФ в Волжском районе мотивировал отказ недостаточностью требуемого стажа, исключил из специального стажа истца период с "дата" по "дата" (1г. 20дней) - отпуск по уходу за сыном П. "дата" года рождения, т.к. отпуск по уходу за ребенком имел место после "дата", времени вступления в силу Закона РФ от 25.09.1992 г. №3543-1 «О внесении изменений и дополнении в кодекс законов о труде РСФСР».

Считает данное решение незаконным по следующим обстоятельствам.

Согласно сведениям архивной справки ОАО «Марийский машиностроительный завод от "дата" № К-8 в спорный период истец находилась в отпуске по уходу за сыном П. "дата" года рождения.

Действующий в момент предоставления истице отпуска по уходу за ребенком закон предоставлял ей право на отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 года. В силу действующего в тот период законодательства, указанный период подлежал включению, как в общий, так и специальный стаж работы истицы.

Поскольку у истца возникло право на отпуск по уходу за ребенком на условиях, действующего до "дата" законодательства, то возникшее у нее право не может быть ухудшено в результате последующего изменения законодательства.

УПФ РФ в <адрес> признало специальный стаж истцу на дату обращения ("дата") 24 года 5 месяцев 28 дней, который вместе со спорным периодом "дата" по "дата" (1 го<адрес> дней) составляет более 25 лет, что и требуется для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ».

Кулалаева О.В. просит суд признать за ней право на досрочную пенсию по старости, в связи с осуществлением педагогической деятельности, обязать УПФ РФ в <адрес> включить в льготный стаж "дата" по "дата" (1 го<адрес> дней) период нахождения в отпуске по уходу за ребенком и назначить ей трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности с момента обращения в УПФ РФ в <адрес>, с "дата".

В судебном заседании Кулалаева О.В. и ее представитель М.Г.И., допущенная к участию в деле по устному ходатайству истца, исковые требования поддержала, суду пояснила соответствующее изложенному в иске. Дополнительно изложенному в иске истец пояснила, что отпуск по уходу за ребенком ей предоставлен с "дата", часть данного отпуска с "дата" по "дата" ответчик включил в специальный стаж, а спорный период исключил, поскольку изменилось законодательство.

Ответчиком суду представлен письменный отзыв на исковое заявление, из содержания которого следует, что требования истца о включении оспариваемого периода в специальный стаж безосновательно, поскольку согласно Федеральному закону «О внесении изменений и дополнений в кодекс законов о труде РСФСР» от "дата" , который вступил в силу "дата", ст. 167 КЗоТ РСФСР не предусматривала включение периодов нахождения в отпуске по уходу за ребенком в период после "дата". Просили исковое заявление оставить без удовлетворения.

Представитель ответчика - УПФ РФ в Волжском районе Б.Т.И., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, суду пояснила аналогичное изложенному в письменном отзыве на исковое заявление.

Выслушав лиц участвующих в деле, изучив материалы дела, материалы выплатного дела , суд приходит к следующему.

В соответствии с п.1 ст.5 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» одним из видов пенсии предусмотрена трудовая пенсия по старости.

Условия назначения трудовой пенсии по старости предусмотрены ст.7 вышеназванного закона женщинам при достижении возраста 55 лет при наличии не менее пяти лет страхового стажа.

В то же время ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» сохраняет право на досрочное назначение пенсии отдельным категориям граждан, в частности лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей при стаже не менее 25 лет.

Постановлением Правительства РФ № 781 от 29 октября 2002 года утвержден список должностей, работа в которых засчитывается в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей.

Согласно решению об отказе в установлении пенсии от "дата" у Кулалаевой О.В. педагогический стаж для досрочного назначения трудовой пенсии составляет 24 года 08 мес. 1 день, без учета стажа работы в оспариваемый период, в связи с нахождением истца в отпуске по уходу за ребенком (л.д.8).

Согласно свидетельству о рождении от "дата" Кулалаева О.В. имеет сына К.П.А., "дата" года рождения (л.д. 10).

Судом установлено, что Кулалаевой О.В., в период работы в должности воспитателя в я/с Марийского машиностроительного завода, предоставлялись отпуска по уходу за ребенком "дата" по "дата", и с "дата" по "дата" (л.д. 9).

Данные обстоятельства подтверждаются, представленными суду копией трудовой книжки (л.д.6), архивной справкой ОАО «Марийский машиностроительный завод от "дата" № К-8(л.д. 9), а также пояснениями сторон.

Пунктом 5 Правил исчисления трудовой пенсии в соответствии со ст.27, 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от "дата" , установлено, что в стаж включаются период получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодно оплачиваемых отпусков, включая дополнительные.

Отпуск по уходу за ребенком к указанным категориям не относится.

В Постановлении Конституционного суда от 29 января 2004 года № 2-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы, а также Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республика Саха (Якутия), Думы Чукотского автономного округа и жалобами ряда граждан», установлено, что нормы ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не могут служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, в том числе в части, касающейся исчисления трудового стажа и размера пенсии по нормам действующего законодательства.

Пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей», предусматривалось, что с 01 декабря 1989 года повсеместно продолжительность, дополнительного отпуска по уходу за ребенком без сохранения заработной платы увеличивается до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск действительно подлежал зачету в общий и непрерывной стаж, а также в стаж работы по специальности.

Постановлением Верховного Совета РФ от 17 июля 1992 года № 3328-1 «О введении в действие Закона Российской Федерации «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» Закон Российской Федерации от 25 сентября 1992 года № 3541-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР», установивший, что отпуска по уходу за ребенком засчитываются в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности (кроме случаев назначения пенсии на льготных условиях), введен в действие с момента его опубликования, то есть с 06 октября 1992 года.

Анализ указанных норм позволяет сделать вывод о том, что согласно трудовому законодательству, действовавшему до "дата", в стаж работы по специальности подлежал включению дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а в период времени с "дата" до "дата" – подлежал включению дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком с 1,5 до 3 лет.

При этом в пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 25 от 20 декабря 2005 года имеется разъяснение, что если оспариваемый истицей период имел место до 06 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона РФ от 25 сентября 1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РФ», с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщин за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

В связи с изложенными обстоятельствами, учитывая, что Кулалаева О.В. воспользовалась правом на отпуск по уходу за ребенком с "дата", а ответчик включил в специальный стаж истца период данного отпуска с "дата" по "дата", период нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком в возрасте с "дата" по "дата" также подлежит включению в специальный стаж истца.

Поскольку Кулалаевой О.В. предоставлялись отпуска по уходу за ребенком в периоды с "дата" по "дата", и с "дата" по "дата", суд приходит к выводу, что период отпуска по уходу за ребенком с "дата" по "дата" (2 месяца 8 дней) необоснованно исключен из стажа, дающего право на назначение пенсии в связи с педагогической деятельностью истца.

В соответствие со ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии).

Днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. Если указанное заявление пересылается по почте, и при этом к нему прилагаются все необходимые документы, то днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии) считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления.

Общий педагогический стаж Кулалаевой О.В. на момент обращения в УПФ РФ в Волжском районе, то есть на "дата", с учетом периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до 1,5 лет с "дата" по "дата" (2 месяца 8 дней), составил 24 года 8 месяцев 06 дней, что дает истице право на досрочное назначение трудовой пенсии по выслуге лет в связи с осуществлением педагогической деятельности с "дата", поскольку к указанной дате ее специальный стаж составит 25 лет.

Исковые требования о включении в льготный стаж периода нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком с "дата" по "дата" (1 год 20 дней), удовлетворению в полном объеме не подлежат, поскольку второй период отпуска с "дата" по "дата" предоставлен истцу после "дата".

Согласно ч. 1 ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

На основании указанных норм закона с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины.

Иных требований, иных доказательств, кроме изложенного выше, суду не представлено.

Суд в соответствии со ст.196 ГПК РФ разрешил спор в пределах заявленных требований.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Решил:

Исковые требования Кулалаевой О.В. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда РФ в Волжском районе Республики Марий Эл о признании права на пенсию, включение в стаж периодов работы и понуждении назначить пенсию, удовлетворить частично.

Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ в Волжском районе Республики Марий Эл включить в педагогический стаж Кулалаевой О.В. дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет с "дата" по "дата" (два месяца восемь дней).

Признать право Кулалаевой О.В. на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.

Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ в Волжском районе Республики Марий Эл назначить Кулалаевой О.В. пенсию по выслуге лет в связи с педагогической деятельностью, со дня возникновения права на указанную пенсию, а именно с "дата".

Взыскать с Государственного учреждения Управления пенсионного Фонда РФ в Волжском районе Республики Марий Эл в пользу Кулалаевой О.В. госпошлину в размере 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд РМЭ в месячный срок со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья А.Н. Костин

Решение принято в окончательной форме:

"дата".