Дело №(1)/2010 РЕШЕНИЕ ДД.ММ.ГГГГ <адрес> Вольский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Черняевой Л.В. при секретаре Майоровой М.В. с участием представителя заявителя Черкасовой Е.В., представителя заинтересованного лица Лабутина В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Паращукова А.П. о признании незаконным решения Администрации Вольского муниципального района от 15.10.2010 года об отказе в рассмотрении заявления о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: Саратовская область, Вольский район, остров Карачаровский (в пойме Изумора), для организации личного подсобного хозяйства, понуждении к принятию решения о дальнейшем рассмотрении заявления о предоставлении земельного участка, установил: Паращуков А.П. обратился в суд с вышеназванным заявлением, указав следующее. 17.09.2010 года он обратился в Администрацию Вольского муниципального района с заявлением о возможности предоставления ему земельного участка, расположенного в Вольском районе, остров Карачаровский (в пойме Изумора), для организации личного подсобного хозяйства. Администрация Вольского муниципального района в письме от 15.10.2010 года № 01-10-8963 отказала в рассмотрении его заявления, мотивировав это тем, что испрашиваемый им земельный участок относится к перспективной территории для организации ООПТ (особо охраняемой природной территории). Он считает отказ необоснованным и незаконным по следующим основаниям. Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется на основании решения органа местного самоуправления (ст.ст. 11, 29 Земельного кодекса РФ). Граждане, заинтересованные в предоставлении земельных участков в собственность или в аренду, подают соответствующее заявление в орган местного самоуправления (п. 2 ст. 34 ЗК РФ), в месячный срок со дня его поступления орган местного самоуправления утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. После чего в отношении земельного участка производится выполнение кадастровых работ (за счет заявителя), постановка его на кадастровый учет и принимается решение о предоставлении земельного участка. При этом в силу ст. 28 Земельного кодекса РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных и муниципальных нужд. Администрация Вольского муниципального района, отказывая в рассмотрении вопроса о предоставлении земельного участка, сослалась на Решение Вольского муниципального Собрания, в соответствии с которым на испрашиваемом им участке предусмотрена перспективная территория для организации особо охраняемой природной территории. Он полагает, что подобная мотивировка Администрации незаконна и необоснованна. Особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны (ФЗ от 14.03.1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»). В соответствии с п. 7 ст. 2 данного федерального закона охраняемые природные территории местного значения определяются в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами субъекта РФ. В частности в Саратовской области данный вопрос регулирует Закон от 29 марта 2006 года № 35-ЗСО, который устанавливает порядок отнесения земель к землям особо охраняемой природной территории. Однако испрашиваемый им земельный участок под критерии названного закона не подпадает. Решения органами власти субъекта и местного самоуправления об организации особо охраняемой природной территории в Вольском районе по о. Карачаровский не принималось. Что касается решения Вольского муниципального Собрания от 20.03.2010 года № 3/45-601, то им утвержден лишь проект схемы территориального планирования Вольского муниципального района, в том числе которым установлены границы перспективной территории для организации особо охраняемой природной территории в Вольском районе. Учитывая, что спорный участок не относится к землям особо охраняемых природных территорий в понимании ст. 95 Земельного кодекса РФ, у Администрации Вольского муниципального района не было оснований для отказа в рассмотрении его заявления. В связи с изложенным он просит признать незаконным решение Администрации Вольского муниципального района от 15.10.2010 года об отказе в рассмотрении заявления о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: Саратовская область, Вольский район, остров Карачаровский (в пойме Изумора), для организации личного подсобного хозяйства, обязать Администрацию Вольского муниципального района принять решение о дальнейшем рассмотрении его заявления о предоставлении земельного участка, расположенного по указанному адресу. В судебном заседании представитель заявителя требования заявления поддержала в полном объеме и просила их удовлетворить, полагая, что по существу Администрация Вольского муниципального района отказала в предоставлении спорного земельного участка без достаточных на то оснований. Представитель заинтересованного лица Администрации Вольского муниципального района Саратовской области в судебном заседании полагал требования заявителя необоснованными и не подлежащими удовлетворению. Он пояснил, что 20 марта 2009 года Вольское муниципальное Собрание приняло Решение № 3/45-601, которым утвердило проект «Схема территориального планирования Вольского муниципального района». Данная схема имеет силу муниципального правового акта и подлежит реализации в срок до 2025 года. Заявителю было правомерно отказано в предоставлении спорного земельного участка на острове Карачаровский, поскольку данный земельный участок в соответствии с утвержденной схемой относится к перспективной территории для организации особо охраняемой природной территории. Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля начальник отдела землеустройства и градостроительной деятельности Администрации Вольского муниципального района В показала, что действующий Градостроительный кодекс РФ устанавливает назначении территориального планирования и предусматривает документы территориального планирования, в соответствии с которыми осуществляется вся градостроительная деятельность на территории в том числе муниципального района, и которые являются обязательными для органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений. Документами территориального планирования в соответствии с Градостроительным кодексом РФ являются схемы территориального планирования района и генеральный план отдельного поселения. В утвержденной Вольским муниципальным Собранием в 2009 году схеме территориального планирования (а именно в Положении о территориальном планировании) указаны цели и задачи территориального планирования, среди которых определение назначения территорий, исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов. Данным документом определен период его реализации - до 2025 года. В схеме (в частности в характеристике района) указано, что на территории Вольского муниципального района целесообразна организация комплексных заказников в том числе в группе островов, куда входит остров Карачаровский. Этот остров должен войти в особо охраняемую природную территорию, для создания которой необходимо проведение определенных мероприятий, в том числе: инвентаризации наиболее перспективных для организации особо охраняемых природных территорий участков, организации комплексного мониторинга ключевых территорий природно-экологического каркаса, создания государственного отдела по регулированию и управлению особо охраняемыми природными территориями, развития местной сети особо охраняемых природных территорий муниципального района. Указанная схема территориального планирования Вольского муниципального района утверждена и является на сегодняшний день единственным документом из числа предусмотренных Градостроительным кодексом РФ документов, в соответствии с которыми осуществляется вся градостроительная деятельность на территории муниципального района. Данная схема прошла необходимые согласования с соответствующими министерствами региона. В результате проведенных согласований Правительством Саратовской области было дано положительное заключение на проект схемы территориального планирования Вольского муниципального района Саратовской области. Учитывая, что схема территориального планирования Вольского муниципального района обязательна для исполнения органами местного самоуправления, нарушение её не допускается. На особо охраняемых природных территориях запрещается строительство, прокладка дорог, действия, ведущие к эрозии почв и другая деятельность, способная причинить вред указанной территории. Часть 7 статьи 20 Градостроительного кодекса РФ гласит, что если в результате утверждения схемы территориального планирования нарушаются или могут быть нарушены права и законные интересы собственников, правообладателей земельных участков, объектов недвижимости, данная схема может быть оспорена указанными лицами в судебном порядке. Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля З показал, что он в составе комиссии по выявлению стационарных жилых сооружений на островах Вольского района (в том числе на острове Карачаровский) проводил соответствующую проверку, в ходе которой было установлено, что на указанном острове неизвестным лицом ведется строительство капитального одноэтажного деревянного сруба с мансардным этажом (правоустанавливающие документы отсутствуют). Также на территории острова расположено строение, принадлежащее Вольскому речпорту, строение, принадлежащее детской юношеской школе МО г. Вольска, дачный домик, принадлежащий гражданину. Испрашиваемый заявителем земельный участок расположен в непосредственной близости от строящегося деревянного сруба, принадлежность которого не установлена. Согласно представленной Федеральным государственным учреждением «Земельная кадастровая палата» по Саратовской области справке остров Карачаровский относится к землям города Вольска, категория земель «земли населенных пунктов». Земельный участок внесен в государственный кадастр недвижимости как ранее учтенный объект недвижимости относится к землям Вольского лесхоза. Однако, по сведениям Государственного учреждения «Лесничество Саратовской области» Министерства лесного хозяйства Саратовской области испрашиваемый земельный участок не входит в состав земель лесного фонда Вольского лесничества, но граничит с кварталом 113 Городского участкового лесничества. Данные обстоятельства были установлены в связи с письмом ОАО «Нижнеечернавский элеватор» по испрашиваемому участку. Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя заявителя, представителя заинтересованного лица, свидетелей, суд приходит к следующему. В силу ст. 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса. Земельным Кодексом РФ в ст. 7 предусмотрено, что к одной из категорий земель в Российской Федерации по целевому назначению относятся земли особо охраняемых территорий и объектов. Исходя из положений п. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ, земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. Часть 2 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусматривает, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области градостроительной деятельности относится подготовка и утверждение документов территориального планирования муниципальных районов. В соответствии с ч. 4 ст. 19 Градостроительного кодекса Российской Федерации" на картах (схемах), содержащихся в схеме территориального планирования муниципального района, отображаются границы зон с особыми условиями использования территорий. Согласно ч. 1 ст. 20 Градостроительного кодекса Российской Федерации схема территориального планирования муниципального района, в том числе внесение изменений в такую схему, утверждается представительным органом местного самоуправления муниципального района. Часть 7 данной статьи предусматривает, что правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, если их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения схемы территориального планирования муниципального района, вправе оспорить схему территориального планирования муниципального района в судебном порядке. В судебном заседании достоверно установлено, что 17.09.2010 года заявитель обратился в Администрацию Вольского муниципального района с заявлением о предоставлении ему в аренду земельного участка площадью 0,2 га по адресу: Саратовская область, Вольский район, остров Карачаровский (в пойме Изумора) для организации личного подсобного хозяйства. 20 марта 2009 года Вольское муниципальное Собрание приняло Решение № 3/45-601, которым утвердило проект «Схема территориального планирования Вольского муниципального района». Правительство Саратовской области согласовало проект «Схема территориального планирования Вольского муниципального района Саратовской области», что подтверждается письмом заместителя Председателя Правительства Саратовской области А.М. Стрелюхина от 28.12.2008 года, № 5-11-13/2038. В Положении о территориальном планировании, являющимся составной частью указанной схемы, говорится, что главной целью территориального планирования является пространственная организация территории Вольского муниципального района в соответствии с поставленными стратегическими целями, обусловливающими его устойчивое развитие на период до 2025 года (стр. 16 Положения). Согласно данной схеме (Параграф 6.3 «Формирование системы особо охраняемых природных территорий и поддержание природно-экологического каркаса») большое значение придается сохранению естественных экологических систем, сбережению природных ландшафтов. В Вольском районе в качестве крупных территорий перспективных для организации особо охраняемых природных территорий являются: долины р.р. Волга и Терешка, участки нагорных лесов со склоновыми остепненными опушками. Целесообразна организация комплексных срочных заказников в группе островов Пустынный, Середыш, Карачаровский, Приверх, Рыбинский. Согласно ч. 2, 4, 5, 6 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ, правила землепользования и застройки включают в себя, в том числе, карту градостроительного зонирования и градостроительные регламенты. На карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается. Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку. На карте градостроительного зонирования в обязательном порядке отображаются границы зон с особыми условиями использования территорий, границы территорий объектов культурного наследия. Границы указанных зон могут отображаться на отдельных картах. Согласно ч. 12 ст. 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации в состав территориальных зон могут включаться зоны особо охраняемых территорий. В зоны особо охраняемых территорий могут включаться земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение. В соответствии с п. 1 ч. 5 ст. 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанные в пункте 4 настоящей статьи. В соответствии с ч. 1 ст. 70.1. ЗК РФ резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов. Согласно ч. 10 ст. 85 ЗК РФ в пределах границ населенных пунктов могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение. Земельные участки, включенные в состав зон особо охраняемых территорий, используются в соответствии с требованиями, установленными статьями 94 - 100 настоящего Кодекса. Статья 94 ЗК РФ устанавливает, что к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим. Земли особо охраняемых природных территорий, земли, занятые объектами культурного наследия Российской Федерации, используются для соответствующих целей. Использование этих земель для иных целей ограничивается или запрещается в случаях, установленных настоящим Кодексом, федеральными законами (часть 6 данной статьи). На землях государственных природных заповедников, в том числе биосферных, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, включающих в себя особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавалась особо охраняемая природная территория, запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В пределах земель особо охраняемых природных территорий изменение целевого назначения земельных участков или прекращение прав на землю для нужд, противоречащих их целевому назначению, не допускается (часть 3 ст. 95 ЗК РФ). Статья 1 Закона Саратовской области от 29.03.2006 N 35-ЗСО "О порядке организации особо охраняемых природных территорий местного значения в Саратовской области" устанавливает, что особо охраняемые природные территории местного значения (далее - особо охраняемые территории) организуются по предложениям органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, граждан и общественных объединений. Согласно ч. 4,5 данной статьи в случае положительного заключения об организации особо охраняемой территории местная администрация муниципального района или городского округа организует подготовку следующих материалов: 1) графические материалы предполагаемой особо охраняемой территории (а при необходимости и ее охранной зоны) с указанием границ; 2) описание территории с указанием категорий земель, форм собственности, землевладельцев, землепользователей, арендаторов земельных участков; 3) финансово-экономическое заключение об организации особо охраняемой территории с указанием необходимых затрат, в том числе размера компенсации убытков, возникающих в связи с изъятием земель и (или) ограничением хозяйственной деятельности в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством области; 4) проект паспорта особо охраняемой территории; 5) иные материалы, определенные федеральным законом. Паспорт особо охраняемой территории включает в себя сведения в том числе о способах и интенсивности хозяйственного и иного использования особо охраняемой территории и ее охранной зоны. Согласно ст. 22 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса. Объявление территории государственным природным заказником допускается как с изъятием, так и без изъятия у пользователей, владельцев и собственников земельных участков (часть 2 данной статьи). Согласно ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" на территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам. В соответствии с Постановлением Правительства Саратовской области от 28.12.2007 N 477-П "Об утверждении схемы территориального планирования Саратовской области" была утверждена указанная схема. Функциональное зонирование (согласно данное схеме) разработано на основе комплексной оценки, проектной планировочной организации территории области и произведено в соответствии с общей территориальной структурой производства и расселения, природно-экологического каркаса области, характером размещения и режимом особо охраняемых природных территорий и т.д. Зоны особо охраняемых территорий, включают: национальный парк; заказник; памятники природы. На этой территории преобладают естественные ландшафты и экосистемы (лесные, луговые территории). Здесь находятся относительно сохранившиеся природно-территориальные комплексы - заказник, национальный парк и редкие ландшафты. На территории этой зоны хозяйственная деятельность в разной степени регламентируется. Особо охраняемые территории, в состав которых включены: национальный парк, заказник, памятники природы могут быть незначительно использованы в рекреационных целях. В пределах этих территорий запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и противоречащая их целевому назначению, на этих территориях в соответствии с законодательством устанавливается режим особой охраны, предусматривается обязательность установления во всех возможных случаях на участках земли и водного пространства, прилегающих к паркам, заповедникам, заказникам, памятникам природы охранных зон с регулируемым режимом хозяйственной деятельности, а для лечебно-оздоровительных местностей и курортов - установление округов санитарной охраны, запрещается любое строительство, прокладка дорог, загрязнение почвенно-растительного покрова, действий, способных привести к эрозии. Из содержания схемы следует, что в указанных зонах устанавливаются ограничения и требования средопользования. Допустимыми видами использования территории ООПТ является использование для эколого-просветительных и частично рекреационных целей. В соответствии с установленным режимом охраны на территории государственных заказников могут быть установлены ограничения следующих видов хозяйственной деятельности: а) распашки земель, отдельных видов лесопользования, сенокошения, выпаса скота, сбора ягод, плодов и цветов; б) предоставления участков под застройку; в) мелиоративных работ, осушения болот; г) использования ядохимикатов; д) туризма и других форм организованного отдыха населения; е) движения механизированного транспорта вне дорог и водных путей общего пользования; ж) охоты и рыболовства; з) использования вод для орошения и обводнения; и) изыскательских работ и разработки полезных ископаемых (Постановление Госплана СССР N 77, ГКНТ СССР N 106 от 27.04.1981 "Об утверждении Типовых положений о государственных заповедниках, памятниках природы, ботанических садах и дендрологических парках, зоологических парках, заказниках и природных национальных парках"). Таким образом, Земельный кодекс РФ (подп. 6 п. 1 ст. 1) в качестве одного из основных принципов земельного законодательства установил приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, согласно которому изменение целевого назначения земель особо охраняемых природных территорий и объектов, земель, занятых объектами культурного наследия, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами. В настоящее время функциональное зонирование в границах территорий перспективных для организации особо охраняемых природных территорий в соответствии со Схемой территориального планирования Вольского муниципального района Саратовской области (в том числе и территории острова Карачаровский) не произведено, режим охраны данной территории не установлен, не определен вид использования земельных участков в составе указанной территории. Вместе с тем в процессе реализации схемы территориального планирования в целях сохранения природно-ресурсного потенциала возможно установление зон с различным режимом использования земель, с введением существенных ограничений хозяйственной деятельности либо с полным изъятием земель особо охраняемых природных территорий из хозяйственной деятельности. Статья 2 Федерального закона от 07.07.2003 N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" предусматривает, что личное подсобное хозяйство - форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции. Статья 4 данного закона устанавливает, что для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок). Приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов (часть 2 данной статьи). Полевой земельный участок используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений (часть 3 данной статьи). Учитывая все вышеизложенное, суд приходит к выводу, что испрашиваемый заявителем земельный участок включен в состав перспективной территории для создания особо охраняемой природной территории в Вольском муниципальном районе. Организация данной территории отвечает публичным интересам. Однако определенный режим охраны данной территории, ограничения и требования средопользования в настоящее время не установлены. В связи с чем суд полагает правомерными действия Администрации Вольского муниципального района по установлению ограничения права заявителя на предоставление испрашиваемого земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства в целях предотвращения причинения вреда организуемой особо охраняемой природной территории. В связи с чем оспариваемое заявителем решение Администрации Вольского муниципального района суд находит законным и обоснованным. Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд решил: В удовлетворении заявления Паращукова А.П. о признании незаконным решения Администрации Вольского муниципального района от 15.10.2010 года об отказе в рассмотрении заявления о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: Саратовская область, Вольский район, остров Карачаровский (в пойме Изумора) для организации личного подсобного хозяйства, понуждении к принятию решения о дальнейшем рассмотрении заявления Паращукова А.П. о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: Саратовская область, Вольский район, остров Карачаровский (в пойме Изумора) для организации личного подсобного хозяйства отказать. Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 дней через Вольский районный суд. Судья Черняева Л.В.