В удовлетворении исковых требований о принудительном обмене жилого помещения отказано



Дело № 2-1641(1)/2010

Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации

               13 декабря 2010 года                                                       г. Вольск

               Вольский районный суд Саратовской области, в составе:

               председательствующего судьи Козловой С.В.,

               при секретаре Пересыпкиной С.В.,

               с участием истца Белявцевой Н.И., ответчика Белявцева В.М., представителя Управления опеки и попечительства администрации Вольского муниципального района Савина С.Ю.,

               рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Вольске дело по иску Белявцевой Н.И. к Белявцеву В.М. о принудительном обмене жилого помещения,

установил:

Белявцева Н.И. обратилась в суд с иском к Белявцеву В.М. о принудительном обмене жилого помещения, мотивируя заявленные требования тем, 20.09.1995 года ей и членам ее семьи, состоящей из пяти человек, на основании ордера № 3737 и договора найма жилого помещения была предоставлена квартира, расположенная по адресу: <адрес> - 18 <адрес>. Балансодержателем данной квартиры является ФГУ 33 Центральный научно - исследовательский испытательный институт Министерства обороны РФ, а нанимателем - ответчик. В 2002 году, брак между истицей и Белявцевым В.М. был расторгнут по причине постоянных ссор и конфликтов. В настоящее время в спорной квартире зарегистрированы и проживают: она, ответчик Белявцев В.М. и две их дочери - Белявцева И.В. и Белявцева Т.В.. По утверждению истицы, ответчик ведет аморальный образ жизни, устраивает скандалы и дебош, распивает спиртные напитки, чем делает совместное проживание с ним невыносимым. Она неоднократно обращалась к ответчику с требованием произвести размен квартиры на два разных жилья, на что получала отказ. Наймодатель имеет возможность произвести размен занимаемой ими трехкомнатной квартиры на двухкомнатную квартиру, расположенную по адресу: <адрес>-18 <адрес>, общей площадью 43,81 кв.м., в том числе жилой - 26,88 кв.м., и жилую комнату площадью 10,9 кв.м. в четырехкомнатной <адрес> в <адрес> - 18. Двухкомнатную квартиру Белявцева Н.И. просит выделить ей и дочерям, а Белявцеву Н.И. жилую комнату в коммунальной квартире.

В судебном заседании Белявцева Н.И. заявленные исковые требования поддержала и подтвердил вышеизложенные обстоятельства.

Ответчик Белявцев В.М. предъявленные исковые требования не признал и пояснил, что не употребляет спиртные напитки около восьми лет, несмотря на то, что с истицей брак у них был расторгнут, они до последнего времени проживали вместе одной семьей и у них был общий семейный бюджет. По его мнению, истица неоднократно допускала супружескую неверность, в связи с чем, между ними происходили конфликты, однако побои он ей не наносил. Квартплату и коммунальные услуги оплачивает он из своей заработной платы, Белявцева Н.И. участия в данных расходах не принимает. На размен квартиры он не согласен, поскольку желает проживать с семьей, а кроме того, предлагаемая ему комната находится в коммунальной квартире, где проживают люди, ведущие асоциальный образ жизни.

Несовершеннолетняя Белявцева И.В. - ДД.ММ.ГГГГ рождения, привлеченная судом к участию в деле, поддержала требования истца и подтвердила изложенные ею обстоятельства.

Белявцева Т.В., привлеченная к участию в деле в качестве третьего лица, в судебное заседание не явилась, о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом, от нее имеется заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, свое отношение к заявленным Белявцевой Н.И. требованиям не высказала.

Федеральное государственное учреждение «Центральный научно - исследовательский испытательный институт Министерства обороны РФ», также привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, о времени и месте слушания дела извещено надлежащим образом, от него поступили письменные возражения на заявленные истицей требования, из которых следует, что занимаемая сторонами квартира относится к специализированному жилому фонду и была предоставлена Белявцеву В.М. в качестве служебной, а не по договору социального найма, в связи с чем, наниматель данного жилого помещения согласно п. 4 ст. 100 ЖК РФ не вправе осуществлять обмен занимаемого жилого помещения, поэтому иск Белявцевой Н.И. не подлежит удовлетворению.

Представитель Управления опеки и попечительства администрации Вольского муниципального района, привлеченного к участию в деле для дачи заключения по рассматриваемому спору, высказался за удовлетворения требования истца.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 72 Жилищного кодекса РФ наниматель жилого помещения по договору социального найма с согласия в письменной форме наймодателя и проживающих совместно с ним членов его семьи, в том числе временно отсутствующих членов его семьи, вправе осуществить обмен занимаемого ими жилого помещения на жилое помещение, предоставленное по договору социального найма другому нанимателю.

Проживающие совместно с нанимателем члены его семьи вправе требовать от нанимателя обмена занимаемого ими жилого помещения по договору социального найма на жилые помещения, предоставленные по договорам социального найма другим нанимателям и находящиеся в разных домах или квартирах.

Если между нанимателем жилого помещения по договору социального найма и проживающими совместно с ним членами его семьи не достигнуто соглашение об обмене, любой из них вправе требовать осуществления принудительного обмена занимаемого жилого помещения в судебном порядке. При этом учитываются заслуживающие внимания доводы и законные интересы лиц, проживающих в обмениваемом жилом помещении.

Из смысла изложенного следует, что предметом договора обмена жилыми помещениями могут быть только жилые помещения, предоставленные гражданам по договору социального найма, а субъектами обмена - наниматели социального жилья.

Согласно п. 4 ст. 100 Жилищного кодекса РФ, наниматель специализированного жилого помещения не вправе осуществлять обмен занимаемого жилого помещения, а также передавать его в поднаем.

Таким образом, обмен жилых помещений, относящихся к специализированному жилому фонду, а также обмен занимаемого гражданами социального жилья на свободное жилое помещение Жилищным кодексом Российской Федерации не предусмотрен.

Исходя из положений статьи 5 Вводного закона ограничения в отношении предмета и субъектов договора обмена жилыми помещениями применяются и к жилым помещениям, предоставленным гражданам по договору социального найма до 1 марта 2005 года.

Как достоверно установлено в судебном заседании из представленных третьим лицом документов и не оспаривалось сторонами по делу, занимаемая ими спорная квартира является служебной и относится к специализированному жилому фонду, в связи с чем, суд приходит к выводу, что она не подлежит обмену.

Кроме того, из сообщения ФГУ «Центральный научно - исследовательский испытательный институт Министерства обороны РФ» № 5юр/3755/1 от 13.12.2010 года следует, что раннее выданная истице справка о вариантах размена занимаемой сторонами квартиры выдана ошибочно.

При таких обстоятельствах, суд считает исковые требования истца необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований Белявцевой Н.И. к Белявцеву В.М. о принудительном обмене жилого помещения отказать.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 дней через Вольский районный суд со дня изготовления мотивированного решения.

Судья                                                                   С.В.Козлова