Дело №2-386(1)/2011 Именем Российской Федерации 03 мая 2011г. г. Вольск Вольский районный суд Саратовской области в составе председательствующего судьи Ефимовой И.В. с участием представителя истца Глазунова В.А., представителя ответчика Морцева В.П., представителя третьего лица Дмитриева Я.В. при секретаре Мирсковой Н.А., Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Гущиной Р.Н. к закрытому акционерному обществу «ВолгаЦемент» о нарушении права на своевременное получение пенсии, установил: Гущина Р.Н. обратилась в суд с иском к закрытому акционерному обществу «ВолгаЦемент» о нарушении права на своевременное получение пенсии, в котором указала, что со 02.06.2008 года работала заведующей столовой №1 ЗАО «ВолгаЦемент», приказом от 12.05.2010 года уволена с замещаемой должности по п. 2 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ. После увольнения истица 01.10.2010 года обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ в Вольском районе с заявлением о назначении ей пенсии по старости. От работника Пенсионного фонда Голубева Д.В. истице стало известно, что право на досрочную пенсию по старости в связи с особыми условиями работы возникло у истицы еще 23.12.2009 года, однако, по мнению истицы, она этим правом не смогла воспользоваться по вине работодателя. Гущина Р.Н. полагает, что еще в 2009 году работодатель обязан был обратиться в Пенсионный фонд с индивидуальными данными на истицу по вопросу досрочного назначения трудовой пенсии по старости, но работники кадровой службы этого не сделали, не направили справку, уточняющую особый характер работы, необходимую для досрочного назначения пенсии. Тем самым ответчиком было нарушено гарантированное истице право на досрочное назначение пенсии по старости и причинены убытки в виде неполученной за 09 месяцев пенсии. Сумма недополученной пенсии составила 58782 рубля 51 копейка. В подтверждение своих доводов истица сослалась в иске на Федеральный закон РФ от 31.12.2002 года №198 -ФЗ "О внесении дополнений и изменений в Федеральный закон "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования", в соответствии с которым страхователь представляет один раз в год, но не позднее 01 марта, о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в которых указывает: периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии; периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом профессиональной пенсионной системы. Работодатель обязан заполнять сведения о страховом стаже, дающем право на досрочное назначение пенсии. Работодатель, по утверждению Гущиной Р.Н., зная о ее персональных данных, должен был обратиться на основе законодательства и предоставить в Управление Пенсионного фонда РФ в Вольском районе все необходимые документы для досрочного назначения пенсии, этого сделано не было, в связи с чем истице причинен материальный вред. Сама истица узнала о нарушении своего права на досрочное назначение пенсии по старости после получения трудовой книжки и пенсионного удостоверения. Истица просила суд признать ее право на досрочное назначение и выплату пенсии по старости со дня возникновения права на пенсию - 23.12.2009 года, взыскать с ответчика сумму неполученной пенсии в размере 58782 рубля 51 копейка. В судебное заседание истица, надлежаще извещенная о времени и месте рассмотрения дела, не явилась, от нее имеется заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие. Представитель истицы по ордеру адвокат Глазунов В.А. исковые требования поддержал в полном объеме, сообщив, что учет лиц, имеющих право на досрочное назначение пенсии, должен вести работодатель (путем аттестации рабочих мест, изучения трудовых книжек и т.д.). Для назначения пенсии требуется большое количество документов, истице сложно было разобраться с тем, куда ей следует обращаться, помощь в получении соответствующих справок и документов должна была оказать истице кадровая служба предприятия. Работодатель обязан систематически проводить работу по подготовке документов для выхода работников на пенсию, поскольку у работодателя находятся трудовые книжки работников, и он располагает всеми документами, необходимыми для назначения пенсии. Истица не была включена ответчиком в список лиц, подлежащих выходу на пенсию в 2009 году, несмотря на то, что истица работала в районах, приравненных к районам Крайнего Севера. По мнению представителя истицы, ответчик не предоставил в Пенсионный фонд полные сведения о страховом стаже истицы, за что несет ответственность в соответствии с Федеральным законом РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Кроме того, истица была введена в заблуждение начальником кадровой службы К.Н.А., которая сообщила истице, что ей необходимо было выработать 15 лет стажа в районах, приравненных к районам Крайнего Севера, а ею выработано только 13 лет стажа. Представитель ответчика исковые требования не признал, полагая заявленные требования необоснованными. Представитель ответчика пояснил суду, что истица действительно работала в ЗАО «ВолгаЦемент» до июня 2008 года по май 2010 года, была уволена 12.05.2010 года в связи с сокращением замещаемой ею должности по пп.2 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ. После увольнения истица обратилась в ГУ «Центр занятости населения г. Вольска» с заявлением о признании ее безработной, получала пособие по безработице. С 01.10.2010 года истице была досрочно (до достижения пенсионного возраста) назначена пенсия по старости. Ранее в 2009 году работодателем проводилась работа по конвертации пенсионных прав истицы, выдать Гущиной Р.Н. какую-либо справку, уточняющую особый характер работы в период ее деятельности на другом предприятии, ответчик не может, поскольку не располагает подтверждающими это обстоятельство данными. Сведения о периоде работы Гущиной Р.Н. в ЗАО «ВолгаЦемент» представлялись в Пенсионный фонд в установленном законом порядке. При обращении истицы в кадровую службу начальником службы К.Н.А. было разъяснено, где можно получить архивную справку о периодах работы и о размере заработной платы, как следует написать заявление в архив. Назначение трудовой пенсии по старости осуществляется территориальным органом Пенсионного фонда РФ при обращении гражданина и со дня обращения за назначением пенсии. До 01.10.2010 года Гущина Р.Н. в Пенсионный Фонд по вопросу назначения ей пенсии не обращалась, и вина ответчика в этом отсутствует, в связи с чем на него не может быть возложена ответственность за несвоевременное назначение Гущиной Р.Н. пенсии. Ответчик не относится к числу органов (учреждений), уполномоченных решать вопрос о назначении пенсии, уполномоченных производить оценку пенсионных прав граждан, поэтому является ненадлежащим ответчиком по исковым требованиям о признании права на досрочное назначение и выплату пенсии по старости со дня возникновения права на пенсию - 23.12.2009 года. Представитель третьего лица ГУ - Управление Пенсионного Фонда РФ в Вольском районе Саратовской области Дмитриев Я.В. возражал относительно удовлетворения исковых требований, полагая недоказанным вину ответчика в нарушении прав истицы. В ходе рассмотрения дела он пояснял суду, что в силу ст. 19 Федерального закона РФ от 17.12.2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. С данным заявлением Гушина Р.Н. обратилась 01.10.2010 года. Согласно ст. 9 Федерального закона РФ от 01.04.1996 года №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда РФ сведения о работающих у него застрахованных лицах при начальной регистрации застрахованных лиц для индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования; при приеме на работу граждан или заключении с гражданами договоров гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым начисляются страховые взносы, не имевших до этого страхового стажа и страхового свидетельства, при ликвидации, реорганизации юридического лица, прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, снятии с регистрационного учета в качестве страхователя, при утрате застрахованным лицом страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования, при изменении сведений о работающих у страхователя лицах. Сведения о застрахованных лицах сдавались ответчиком ежегодно, сведения о стаже в районах, приравненных к районам Крайнего Севера, не должны были отражаться страхователем, поскольку им предоставляются только сведения за отчетный период. Обязанность по предоставлению документов, необходимых для назначения пенсии, возложена на гражданина, обращающегося за назначением пенсии, территориальные органы Пенсионного фонда РФ вправе производить проверку достоверности сведений, содержащихся в документах, давать оценку этим сведениям, и на основании совокупности представленных документов принимать решения и распоряжения об установлении пенсии либо об отказе в ее установлении. Действующим законодательством предусмотрена оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01.01.2002 года, оценка пенсионных прав истицы проводилась в 2008 году, архивная справка от 31.03.2009 года о периодах работы в районах, приравненных к районам Крайнего Севера, на момент оценки прав истицей представлена не была. Кроме того, по мнению представителя третьего лица, истице предоставлялась социальная поддержка в виде пособия по безработице, право на которое она не имела бы в случае назначения ей пенсии по старости. Представитель третьего лица ГУ Центр занятости населения г. Вольска, надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился, от него имеется отзыв, в котором содержится просьба о рассмотрении дела в его отсутствие. В отзыве сообщается, что Гущина Р.Н. 25.05.2010 года обратилась в Центр занятости по вопросу регистрации в качестве безработной и назначения ей пособия по безработице, приказом от 01.06.2010 года ей назначено пособие по безработице на период с 13.08.2010 года по 12.08.2011 года в размере 4900 рублей в месяц. 15.09.2010 года от Гущиной Р.Н. поступило заявление о выдаче предложения о направлении на пенсию по старости досрочно в соответствии со ст. 32 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации», указанное предложение ей было выдано. 11.10.2010 года от истицы поступило заявление о снятии ее с учета в Центре занятости с 01.10.2010 года в связи с оформлением на пенсию. За период с 13.08. по 30.09.2010 года Гущиной Р.Н. выплачено пособие по безработице в размере 7903 рубля 23 копейки. Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам. Как видно из исследованных в судебном заседании документов, истица обратилась в ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Вольском районе Саратовской области по вопросу назначения пенсии по старости 01.10.2010 года, дата подачи и приема заявления указана в тексте самого заявления. Пенсия была назначена истице с 01.10.2010 года, при расчете стажа ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Вольском районе Саратовской области было установлено, что стаж, дающий право на пенсию, составляет 29 лет 10 месяцев, льготный стаж (стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера) составляет 12 лет 10 месяцев 13 дней. Представитель третьего лица ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Вольском районе Саратовской области сообщил суду, что обязанности по представлению сведений о Гущиной Р.Н. как о застрахованном лице ответчиком исполнялись в соответствии с действующим законодательством. Период работы истицы в ЗАО «ВолгаЦемент» был включен в страховой стаж, что подтверждается таблицей трудовой деятельности застрахованного лица и результатами расчета стажа, имеющимися в деле. Истица Гущина Р.Н. в судебном заседании 26.04.2011 года пояснила суду, что до работы в ЗАО «ВолгаЦемент» она работала в ООО «Индустрия Плюс», в 2007 году ее трудовая книжка передавалась работодателем в ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Вольском районе Саратовской области в рамках проводимой конвертации пенсионных прав. В марте 2007 года ею был получен акт камеральной проверки трудового стажа, где разъяснена обязанность по представлению справки о работе в Дирекции по облуживанию пассажиров и справки о переименовании организации в период работы с 1992 по 1993 годы. Истица обратилась к начальнику отдела кадров К.Н.А., которая пояснила, что необходимо делать запросы с прежних мест работы для назначения пенсии, начальник отдела кадров пообещала сделать запросы, однако обещание не исполнила, и истица сама направляла запросы в архивные учреждения. После получения ответа истица показала полученные документы К.Н.А., которая пояснила, что представленной архивной справки недостаточно для назначения пенсии (архивная справка содержала сведения о размере заработной платы не за 60, а за 7 месяцев работы). Истица вынуждена была повторно обращаться с запросом в архив, вторую справку истица получила только в 2010 году. Истица полагает, что начальник отдела кадров ввела ее в заблуждение относительно размера стажа в районах, приравненных к районам Крайнего Севера, который необходим для выхода на пенсию, а также не помогла в направлении запросов в архивные учреждения. Допрошенная в качестве свидетеля К.Н.А. показала, что работает начальником отдела кадров ЗАО «ВолгаЦемент», до 2008 года работала начальником отдела кадров в ООО «*». Свидетель подтвердила, что относила трудовую книжку истицы в ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Вольском районе Саратовской области в рамках проводимой конвертации пенсионных прав, по результатам проверки данных, содержащихся в трудовой книжке, истице был выдан акт камеральной проверки. Свидетель разъяснила Гущиной Р.Н., какие запросы и куда ей необходимо направить для последующего оформления пенсии, исходя из содержания акта камеральной проверки. По утверждению свидетеля, она не обязана совершать какие-либо действия по направлению запросов в архивные учреждения, а может лишь оказать консультативную помощь работникам предприятия. Гущина Р.Н. не была включена свидетелем в список граждан, подлежащих выходу на пенсию в 2009 году, поскольку у свидетеля отсутствовали какие-либо сведения о наличии у истицы льготного стажа, сама она не вправе производить оценку пенсионных прав. Свидетель У.Е.Е. показала, что знакома с истицей, поскольку вместе с ней работала в ЗАО «ВолгаЦемент», в ноябре 2008 года истица и свидетель приходили к начальнику отдела кадров К.Н.А., где им выдали дополнительное соглашение к трудовому договору. При свидетеле Гущина Р.Н. спросила К.Н.А. по поводу льготного стажа, К.Н.А. ответила ей, что необходимо 15 лет льготного стажа, а у истицы имеется только 13 лет. В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 17.12.2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (пункты 1-4 статьи) трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 4.1 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости). Днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. В случае, если к заявлению приложены не все необходимые документы, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за трудовой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости) считается день приема заявления о назначении трудовой пенсии (части трудовой пенсии по старости) или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления. Трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается ранее дня обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости), определенного пунктом 2 настоящей статьи, в следующих случаях: 1) трудовая пенсия по старости (часть трудовой пенсии по старости) - со дня, следующего за днем увольнения с работы, если обращение за указанной пенсией (указанной частью трудовой пенсии) последовало не позднее чем через 30 дней со дня увольнения с работы; 2) трудовая пенсия по инвалидности - со дня признания лица инвалидом, если обращение за указанной пенсией последовало не позднее чем через 12 месяцев с этого дня; 3) трудовая пенсия по случаю потери кормильца - со дня смерти кормильца, если обращение за указанной пенсией последовало не позднее чем через 12 месяцев со дня его смерти, а при превышении этого срока - на 12 месяцев раньше того дня, когда последовало обращение за указанной пенсией. Обращение за назначением трудовой пенсии (части трудовой пенсии) может осуществляться в любое время после возникновения права на трудовую пенсию (часть трудовой пенсии) без ограничения каким-либо сроком (пункт 3 статьи 4 указанного закона). В силу ст. 13 Федерального закона от 17.12.2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (пункты 1-2,4 статьи) при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьями 10 и 11 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. При подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьями 10 и 11 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Статья 18 Федерального закона от 17.12.2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» определяет, что назначение, перерасчет размеров и выплата трудовых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", по месту жительства лица, обратившегося за трудовой пенсией. Перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии, правила обращения за указанной пенсией, ее назначения и перерасчета размера указанной пенсии, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, выплаты этой пенсии, ведения пенсионной документации устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе требовать от физических и юридических лиц предоставления документов, необходимых для назначения, перерасчета размера и выплаты трудовой пенсии, а также проверять в соответствующих случаях обоснованность выдачи указанных документов. Выплата трудовой пенсии (части трудовой пенсии по старости), в том числе пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, по месту жительства или месту пребывания пенсионера в установленном размере без каких-либо ограничений. Решения об установлении или отказе в установлении трудовой пенсии, о выплате указанной пенсии, об удержаниях из этой пенсии и о взыскании излишне выплаченных сумм такой пенсии могут быть обжалованы в вышестоящий пенсионный орган (по отношению к органу, вынесшему соответствующее решение) и (или) в суд. Органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", является Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы, которые составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим (ст. 5 Федерального закона РФ от 15.12.2001 года №167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"). Пенсионный фонд РФ, будучи страховщиком в правоотношениях обязательного пенсионного страхования, обязан: осуществлять контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации; назначать (пересчитывать) и своевременно выплачивать трудовые пенсии на основе данных индивидуального (персонифицированного) учета, а также предусмотренные законодательством Российской Федерации другие виды пенсий; бесплатно консультировать застрахованных лиц и страхователей по вопросам обязательного пенсионного страхования и информировать их о нормативных правовых актах об обязательном пенсионном страховании; организовывать через свои территориальные органы бесплатные консультации застрахованным лицам по вопросам обязательного пенсионного страхования (ст. 13 Федерального закона РФ от 15.12.2001 года №167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"). Страхователи (к каковым относятся лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации, индивидуальные предприниматели, физические лица) обязаны: своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный Фонд; представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения (ст. 14 Федерального закона РФ от 15.12.2001 года №167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"). Порядок уплаты страховых взносов и представления сведений страхователями регулируется Федеральным законом РФ от 01.04.1996 года №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования». Согласно ст. 9 приведенного закона страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о работающих у него застрахованных лицах, предусмотренные подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 настоящего Федерального закона, в следующих случаях: при начальной регистрации застрахованных лиц для индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования; при приеме на работу граждан или при заключении с гражданами договоров гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, не имевших до этого страхового стажа и страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования; при ликвидации, реорганизации юридического лица, прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, снятии с регистрационного учета в качестве страхователя - работодателя адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой; при утрате работающим у него застрахованным лицом страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования в соответствии с пунктом 5 статьи 7 настоящего Федерального закона; при изменении сведений, предусмотренных подпунктами 2 - 5 пункта 2 статьи 6 настоящего Федерального закона, о работающих у него застрахованных лицах. В соответствии со ст. 11 Федерального закона РФ от 01.04.1996 года №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее по тексту - Закон) страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь ежеквартально до 1-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; 4) дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; 5) периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; 6) сумму заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования; 7) сумму начисленных страховых взносов обязательного пенсионного страхования; 8) другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии; 9) суммы страховых взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом профессиональной пенсионной системы; 10) периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом профессиональной пенсионной системы. Вместе со сведениями, предусмотренными настоящим пунктом, страхователь представляет сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих у него застрахованных лиц. За непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся соответственно за отчетный период и за истекший календарный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке (ст. 17 Закона). Статья 14 Закона предусматривает, что застрахованное лицо имеет право: получить бесплатно один раз в год в органах Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства (в том числе в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг) или работы сведения, содержащиеся в его индивидуальном лицевом счете; получить бесплатно у страхователя копию сведений о себе, представленных страхователем в Пенсионный фонд Российской Федерации для индивидуального (персонифицированного) учета; в случае несогласия со сведениями, содержащимися в его индивидуальном лицевом счете, обратиться с заявлением об исправлении указанных сведений в органы Пенсионного фонда Российской Федерации, включая его Правление, либо в суд. В соответствии с Правилами обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденными Постановлением Минтруда РФ N 17, ПФ РФ N 19пб от 27.02.2002 года (далее по тексту - Правила), граждане подают заявление о назначении пенсии в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства. Граждане могут обращаться за пенсией в любое время после возникновения права на нее, без ограничения каким-либо сроком, путем подачи соответствующего заявления непосредственно либо через представителя. Заявление о назначении пенсии по старости может быть принято территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и до наступления пенсионного возраста гражданина, однако не ранее чем за месяц до возникновения права на эту пенсию (пункты 6,7 Правил). В силу пунктов 11-13 Правил при приеме заявления об установлении пенсии и необходимых документов территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации: проверяет правильность оформления заявления и соответствие изложенных в нем сведений документу, удостоверяющему личность, и иным представленным документам; сличает подлинники представленных документов с их копиями, фиксирует выявленные расхождения; регистрирует заявления граждан и выдает расписку-уведомление, в которой указывается дата приема заявления, перечень недостающих документов и сроки их представления; истребует от юридических и физических лиц документы, необходимые для назначения пенсии, перерасчета размера пенсии, перевода с одной пенсии на другую и выплаты пенсии; оформляет выписку из индивидуального лицевого счета застрахованного лица на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. При рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации: дает оценку содержащимся в них сведениям, их соответствия данным индивидуального (персонифицированного) учета, а также правильности оформления документов; проверяет в необходимых случаях обоснованность их выдачи и соответствие сведениям, содержащимся в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица; принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения; принимает решения и распоряжения об установлении пенсии либо об отказе в ее установлении на основании совокупности представленных документов; приостанавливает или прекращает выплату пенсии в установленных законом случаях. Решения и распоряжения об установлении пенсии или об отказе в установлении пенсии принимаются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех представленных документов. Пенсия назначается со дня обращения за ней, кроме случаев, указанных в статье 19 Закона от 17.12.2001 и статье 23 Закона от 15.12.2001, но не ранее дня приобретения права на пенсию. Днем обращения за назначением пенсии считается день приема территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации заявления со всеми необходимыми документами. В том случае, когда к заявлению о назначении пенсии приложены не все необходимые документы, гражданин вправе представить на основании разъяснения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации недостающие документы. Список недостающих для назначения пенсии документов определяется территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и отмечается в расписке-уведомлении, указанной в пункте 16 настоящих Правил (пункты 15, 17 Правил). При этом гражданин, обращающийся за пенсией, имеет право заблаговременно знакомиться со сведениями, содержащимися в его индивидуальном лицевом счете в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (пункт 19 Правил). Анализ приведенных норм действующего законодательства позволяет суду прийти к выводу о том, что обращение в территориальные органы Пенсионного фонда РФ по вопросу назначения пенсии должно осуществляться лично гражданином. Закон связывает возможность назначения пенсии с двумя условиями - наличие у застрахованного лица права на получение пенсии и обращение с заявлением о назначении пенсии в Пенсионный фонд РФ. Право на пенсионное обеспечение реализуется гражданином самостоятельно и независимо от того, осуществляет гражданин какую-либо трудовую деятельность либо не осуществляет. Все вопросы, связанные с назначением пенсии, с достаточностью документов, которыми располагает гражданин, для назначения пенсии, с подсчетом страхового стажа, оценкой пенсионных прав гражданина, разрешаются Пенсионным фондом РФ (его территориальными органами). Обязанность представления документов, подтверждающих право на пенсию, возложена на гражданина, обращающегося за пенсией. На работодателя возложена лишь обязанность своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета на работающих у него физических лиц. При этом указанные сведения предоставляются лишь за отчетный период, а не за весь период трудовой деятельности гражданина, поскольку правоотношения в области обязательного пенсионного страхования возникают между страховщиком, страхователем и застрахованным лицом лишь после заключения трудового договора до момента увольнения работника. Вопросы назначения трудовой пенсии, подсчета страхового стажа, оценки пенсионных прав не относятся к компетенции работодателя, в связи с чем работодатель не обязан совершать какие-либо действия в области реализации пенсионных прав работника. В силу ст. 15 Гражданского кодекса РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Исходя из изложенного, суд полагает, что требования истицы не основаны на законе и не подлежат удовлетворению, поскольку реализация права на пенсию осуществляется носителем пенсионных прав и не зависит от волеизъявления третьих лиц, обязанность сбора необходимых для назначения пенсии документов и сведений также возложена законом на гражданина. У работодателя отсутствует обязанность по сбору сведений о страховом стаже работника, поскольку он предоставляет в Пенсионный фонд РФ только сведения о периодах работы застрахованного лица в данной организации. Кроме того, Гущина Р.Н. сама была вправе в любое время обратиться в ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Вольском районе Саратовской области по вопросу назначения пенсии, подсчета страхового, льготного стажа, поскольку указанные вопросы относятся к исключительной компетенции Пенсионного фонда РФ и его территориальных органов. По мнению суда, несвоевременное обращение истицы в ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Вольском районе Саратовской области с заявлением о назначении пенсии и неполучение ею пенсии за период с декабря 2009 года по октябрь 2010 года не находится в причинно-следственной связи с действиями (бездействиями) ответчика. Требования истицы о признании права на досрочное назначение пенсии по старости предъявлены к ненадлежащему ответчику, поскольку данные требования могут быть предъявлены только к Пенсионному фонду РФ (его территориальным органам). Судом разъяснялось стороне истца право на замену ответчика по данным требованиям, однако истица указанным правом не воспользовалась. Руководствуясь ст. ст.194-198 ГПК РФ, суд решил: Гущиной Р.Н. в удовлетворении исковых требований к закрытому акционерному обществу «ВолгаЦемент» о нарушении права на своевременное получение пенсии по старости и взыскании суммы недополученной пенсии в размере 58782 рублей 51 копейки отказать. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Саратовского областного суда в течение 10 дней через Вольский районный суд. Судья И.В. Ефимова