Дело №2- 613(1)/2011 19 мая 2011 года г.Вольск Вольский районный суд Саратовской области, в составе: председательствующего судьи Маштаковой М.Н., с участием прокурора Бесараб С.А., представителя ответчика Большаковой М.Г., представителя третьего лица Орлова С.В., при секретаре Макеевой Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Вольске дело по исковому заявлению Вольского межрайонного прокурора в интересах неопределённого круга лиц к администрации Белогорновского муниципального образования Вольского муниципального района о присуждении исполнения обязанности в натуре, установил: Вольский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределённого круга лиц к администрации Белогорновского муниципального образования о присуждении исполнения обязанности в натуре, указав, что ими была проведена проверка исполнения органами местного самоуправления Вольского муниципального района требований о пожарной безопасности. В ходе проверки было установлено, что естественные водоисточники Белогорновского муниципального образования не оборудованы подъездами с площадками с твёрдым покрытием размерами не менее 12х12м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года; села Белогорное, Юловая Маза, Новопокровка Белогорновского муниципального образования не обеспечены мотопомпами. Просит обязать администрацию Белогорновского муниципального образования оборудовать села Белогорное, Юловая Маза, Новопокровка мотопомпами; обязать администрацию Белогорновского муниципального образования оборудовать естественный водоисточник Белогорновского муниципального образования- <адрес> в районе <адрес> подъездами с площадками с твёрдым покрытием размером не менее 12мх12м. для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. В ходе рассмотрения дела прокурор увеличил исковые требования, просил обязать администрацию Белогорновского муниципального образования разработать мероприятия по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые включить в программу развития территории. В ходе судебного заседания прокурор отказался от части исковых требований, а именно: об обязании администрации Белогорновского муниципального образования обеспечить села Юловая Маза и Новопокровка мотопомпами в связи с добровольным исполнением данных требований, а так же требований об обязании администрации Белогорновского муниципального образования оборудовать естественный водоисточник - <адрес> в районе <адрес> подъездом с площадкой с твёрдым покрытием размером не менее 12мх12м. для установки пожарных машин и забора воды в любое время года. В связи с чем производство по делу в этой части было прекращено. Остальные требования прокурор поддержал, дал объяснения, аналогичные обстоятельствам, изложенным в исках. Представитель ответчика Белогорновского муниципального образования Вольского муниципального района исковые требования признала, суду пояснила, что ими были приобретены момтопомпы в села Новопокровка и Юловая Маза, в <адрес> планируется приобретение мотопомпы, программа развития территории у них имеется, некоторые мероприятия по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования разработаны, в установленный срок они будут включены в программу развития территории; расстояние до естественного водоисточника в <адрес> более 200 метров, ими были произведены замеры, наименьшее расстояние до реки составляет 600 метров. Представитель третьего лица полагал требования подлежащими удовлетворению, суду пояснил, что установка твердой площадки у естественного водоисточника у <адрес> не требуется, мотопомпу в <адрес> следует приобрести. Выслушав объяснения лиц, участвующих по делу, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» пожарная безопасность-состояние защищённости личности, имущества, общества и государства от пожаров. Обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства. В соответствии со ст. 3 указанного закона система обеспечения пожарной безопасности- совокупность сил и средств, а так же мер правильного, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами. Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Ст. 10 указанного закона предусмотрено, что финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования, в том числе добровольной пожарной охраны, в соответствии с настоящим Федеральным законом является расходным обязательством муниципального образования. Согласно ст. 19 названного выше закона к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населённых пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а так же для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населённых пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами пожаров и противопожарным инвентарём; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделения Государственной противопожарной службы о пожаре; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности. В апреле 2011г. Вольской межрайонной прокуратурой была проведена проверка соблюдения норм противопожарной безопасности в Белогорновском муниципальном образовании, в ходе которой было установлено: естественные водоисточники Белогорновского муниципального образования не оборудованы подъездами с площадками с твёрдым покрытием размерами не менее 12х12м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года; села Белогорное, Юловая Маза, Новопокровка Белогорновского муниципального образования не обеспечены мотопомпами. В соответствии с п. 94 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации 01-03, утверждённых Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 N 313, при наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации (в населенных пунктах - на органы местного самоуправления). В соответствии с п. 31 Правил сельские населенные пункты с количеством усадеб (участков) не более 300 для целей пожаротушения должны иметь переносную пожарную мотопомпу, с количеством усадеб (участков) от 300 до 1000 - прицепную пожарную мотопомпу, а с количеством усадеб (участков) свыше 1000 - не менее двух прицепных пожарных мотопомп. Таким образом, выявленное в ходе прокурорской проверки состояние муниципального образования в области пожарной безопасности не соответствует требованиям пожарной безопасности. Однако, в ходе рассмотрения дела было установлено, что расстояние от населённого пункта <адрес> до <адрес> составляет более 200 метров ( по измерениям, сделанным ответчиком, 600 метров), потому прокурор отказался от требований в этой части. В то же время прокурор увеличил исковые требования, так как было установлено, что ответчиком мероприятия по обеспечению пожарной безопасности не включены в программу развития территории. В соответствии со ст. 63 Федерального закона от 22 июля 2008г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» первичные меры пожарной безопасности включают в себя: первичные меры пожарной безопасности включают в себя: 1) реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; 2) разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; 3) разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности; 4) разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением; 5) установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия; 6) обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара; 7) обеспечение связи и оповещения населения о пожаре; 8) организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний; 9) социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами. В соответствии с ч.4 ст. 6 названного выше закона пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, если: 1) в полном объеме выполнены обязательные требования пожарной безопасности, установленные федеральными законами о технических регламентах; 2) пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом. Пожарная безопасность объектов защиты, для которых федеральными законами о технических регламентах не установлены требования пожарной безопасности, считается обеспеченной, если пожарный риск не превышает соответствующих допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом. В силу ст. 38 Закона «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в том числе, и руководители органов местного самоуправления. В соответствии со ст. 34 Федерального закона «О пожарной безопасности» граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара. Непринятие ответчиком мер по устранению нарушений требований пожарной безопасности может привести к негативным последствиям, ставит под угрозу жизнь и здоровье граждан, а так же их имущество. Учитывая изложенные обстоятельства, а так же признание иска ответчиком, которое принимается судом, суд полагает требования истца подлежащими удовлетворению. Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил: Исковые требования Вольского межрайонного прокурора к администрации Белогорновского муниципального образования Вольского муниципального района о присуждении исполнения обязанности в натуре удовлетворить. Обязать администрацию Белогорновского муниципального образования Вольского муниципального района в течение 15 дней обеспечить <адрес> одной мотопомпой, разработать мероприятия по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые включить в программу развития территории. Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 дней через Вольский районный суд. Судья М.Н. Маштакова