Требования прокурора об устранении нарушений пожарной безопасности были удовлетворены судом.



Дело №2- 558(1)/2011

Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации

16 мая 2011 года                                             г.Вольск

              Вольский районный суд Саратовской области, в составе:

председательствующего судьи Маштаковой М.Н.,

с участием прокурора       Бесараб С.А., представителей ответчиков Самойленко Л.А., Моренова А.Е., представителей третьего лица Дуничева Л.С., Орлова С.В.,

при секретаре     Макеевой Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Вольске дело по исковому заявлению Вольского межрайонного прокурора в интересах неопределённого круга лиц к администрации Черкасского муниципального образования Вольского муниципального района, администрации Куриловского муниципального образования Вольского муниципального района о присуждении исполнения обязанности в натуре,

                                                              установил:

               Вольский межрайонный прокурор обратился в суд с исками в интересах неопределённого круга лиц к администрации Черкасского муниципального образования, администрации Куриловского муниципального образования о присуждении исполнения обязанности в натуре, указав, что ими была проведена проверка исполнения органами местного самоуправления Вольского муниципального района требований о пожарной безопасности. В ходе проверки было установлено, что села Камышовка, Александровка, Спасское, Кизатовка, Лопуховка, Огарёвка Черкасского муниципального образования не обеспечены мотопомпами, в них отсутствуют средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара; у гидрантов и водоёмов Черкасского муниципального образования, а так же по направлению к ним не установлены соответствующие указатели. В Куриловском муниципальном образовании не оборудованы естественные водоисточники Куриловского муниципального образования: <адрес>, ручей Белый Ключ- подъездами с площадками с твёрдым покрытием для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года; в селах: Куриловке, Шировке, Елховке, ст. Куриловке, <адрес>, пос. Белый Ключ отсутствуют мотопомпы. Просит обязать администрацию Черкасского муниципального образования оборудовать территории населённых пунктов р.п. Черкасское, <адрес>ёвка Черкасского муниципального образования средствами звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара, установить у гидрантов и водоёмов Черкасского муниципального образования соответствующие указатели, с указанием на них чёткими цифрами расстояния до водоисточников; обязать администрацию Черкасского муниципального образования обеспечить <адрес>ёвка пожарными мотопомпами; обязать администрацию Куриловского муниципального образования оборудовать естественные водоисточники Куриловского муниципального образования: <адрес> и ручей Белый Ключ подъездами с площадками с твёрдым покрытием для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года; обязать администрацию Куриловского муниципального образования обеспечить населённые пункты: <адрес>, ст. Куриловка, <адрес>, пос. Белый К.К. мунципального образования пожарными мотопомпами..

        Дела по указанным искам прокурора были объединены в одно производство.

        В ходе рассмотрения дела прокурор увеличил исковые требования, просил обязать администрации Черкасского муниципального образования и Куриловского муниципального образования разработать мероприятия по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые включить в программу развития территории.

        В судебном заседании прокурор отказался от части исковых требований, а именно: об обязании администрации Черкасского муниципального образования оборудовать территории населённых пунктов средствами звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара, об обязании администрации Черкасского муниципального образования обеспечить села Камышовка, Спасское, Кизатовка, Огарёвка мотопомпами; об обязании администрации Куриловского муниципального образования обеспечить <адрес> мотопомпой, в связи с добровольным исполнением данных требований. В связи с чем производство по делу в части указанных требований было прекращено. Остальные требования прокурор поддержал, дал объяснения, аналогичные обстоятельствам, изложенным в исках.

Представитель ответчика Черкасского муниципального образования Вольского муниципального района исковые требования признал, суду пояснил, что ими начаты мероприятия по устранению нарушений требований пожарной безопасности и в установленный срок они обязуются их исполнить.

Представитель ответчика Куриловского муниципального образования исковые требования признала, суду пояснила, что в ближайшее время они приобретут мотопомпы и в установленный срок произведут необходимые работы.

Представители третьего лица полагали требования подлежащими удовлетворению.

Представитель третьего лица Орлов С.В. суду пояснил, что в Черкасском муниципальном образовании частично установлены указатели у гидрантов и водоёмов Черкасского муниципального образования, с указанием на них чёткими цифрами расстояния до водоисточников, в Куриловском муниципальном образовании у водоисточников необходимо оборудовать твердое покрытие, которое бы не размывало водой.

Выслушав объяснения лиц, участвующих по делу, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» пожарная безопасность-состояние защищённости личности, имущества, общества и государства от пожаров. Обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.

В соответствии со ст. 3 указанного закона система обеспечения пожарной безопасности- совокупность сил и средств, а так же мер правильного, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами.

Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Ст. 10 указанного закона предусмотрено, что финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования, в том числе добровольной пожарной охраны, в соответствии с настоящим Федеральным законом является расходным обязательством муниципального образования.

Согласно ст. 19 названного выше закона к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населённых пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а так же для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населённых пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами пожаров и противопожарным инвентарём; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделения Государственной противопожарной службы о пожаре; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.

В сентябре 2010г. Вольской межрайонной прокуратурой была проведена проверка исполнения органами местного самоуправления требований Федерального закона № 69-ФЗ « О пожарной безопасности», в ходе которой было установлено: села Камышовка, Александровка, Спасское, Кизатовка, Лопуховка, Огарёвка Черкасского муниципального образования не обеспечены мотопомпами, в них отсутствуют средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара; у гидрантов и водоёмов Черкасского муниципального образования, а так же по направлению к ним не установлены соответствующие указатели; в Куриловском муниципальном образовании не оборудованы естественные водоисточники Куриловского муниципального образования: <адрес>, ручей Белый Ключ- подъездами с площадками с твёрдым покрытием для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года; в селах: Куриловке, Шировке, Елховке, ст. Куриловке, <адрес>, пос. Белый Ключ отсутствуют мотопомпы, мероприятия по обеспечению пожарной безопасности Куриловского и Черкасского муниципальных образований не включены в программу развития территорий.

В соответствии с п. 90 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03, утверждённых Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 N 313, у гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника; согласно п. 94. Правил -при наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года.

Поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации (в населенных пунктах - на органы местного самоуправления).

В соответствии с п. 31 Правил сельские населенные пункты с количеством усадеб (участков) не более 300 для целей пожаротушения должны иметь переносную пожарную мотопомпу, с количеством усадеб (участков) от 300 до 1000 - прицепную пожарную мотопомпу, а с количеством усадеб (участков) свыше 1000 - не менее двух прицепных пожарных мотопомп.

Пунктом 114 Правил установлено, что на территории сельских населенных пунктов должны устанавливаться средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара и иметься запасы воды для целей пожаротушения, а также должен быть определен порядок вызова пожарной охраны.

Таким образом, выявленное в ходе прокурорской проверки состояние муниципальных образований в области пожарной безопасности, не соответствует требованиям пожарной безопасности.

В соответствии со ст. 63 Федерального закона от 22 июля 2008г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» первичные меры пожарной безопасности включают в себя: первичные меры пожарной безопасности включают в себя:

1) реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования;

2) разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности;

3) разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности;

4) разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением;

5) установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия;

6) обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара;

7) обеспечение связи и оповещения населения о пожаре;

8) организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний;

9) социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.

В соответствии с ч.4 ст. 6 названного выше закона пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, если:

1) в полном объеме выполнены обязательные требования пожарной безопасности, установленные федеральными законами о технических регламентах;

2) пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом.

Пожарная безопасность объектов защиты, для которых федеральными законами о технических регламентах не установлены требования пожарной безопасности, считается обеспеченной, если пожарный риск не превышает соответствующих допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом.

В силу ст. 38 Закона «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в том числе, и руководители органов местного самоуправления.

        В соответствии со ст. 34 Федерального закона «О пожарной безопасности» граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.

        Непринятие ответчиками мер по устранению нарушений требований пожарной безопасности может привести к негативным последствиям, ставит под угрозу жизнь и здоровье граждан, а так же их имущество.

        Учитывая изложенные обстоятельства, а так же признание иска ответчиками, которое принимается судом, суд полагает требования истца подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

                                   решил:

         

          Исковые требования Вольского межрайонного прокурора удовлетворить полностью.

          Обязать администрацию Черкасского муниципального образования Вольского муниципального района в течение 15 дней установить у гидрантов и водоёмов (водоисточников) Черкасского муниципального образования соответствующие указатели; обеспечить села Александровку и Лопуховку мотопомпами, разработать мероприятия по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые включить в программу развития территории.

           Обязать администрацию Куриловского муниципального образования Вольского муниципального района в течение 15 дней принять меры к оборудованию естественных водоисточников Куриловского муниципального образования :р. Казанла и ручья Белый Ключ, подъездами с площадками с твёрдым покрытием размерами не менее 12х12м. для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года; обеспечить населённые пункты : <адрес>, ст. Куриловка, <адрес>, пос. Белый К.К. муниципального образования мотопомпами, разработать мероприятия по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые включить в программу развития территории.

        Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 дней через Вольский районный суд.

Судья                                                                            М.Н. Маштакова