В соответствии с действующим законодательством принятие первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относится в полномочиям органов местного самоуправления поселения.



Дело №2-583(1)/2011РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 мая 2011г.         г. Вольск

Вольский районный суд Саратовской области в составе

Председательствующего судьи Ефимовой И.В.

С участием прокурора Егорова Д.В.

При секретаре Волковой О.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Вольского межрайпрокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Верхнечернавского муниципального образования о понуждении к исполнению требований пожарной безопасности,

установил:

Вольский межрайпрокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Верхнечернавского муниципального образования о понуждении к исполнению требований пожарной безопасности, в котором просил (с учетом изменения требований):

обязать ответчика принять меры к оборудованию реки Чернавка подъездами с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года в соответствии с Федеральным законом №123-ФЗ, ППБ 01-03 п.94 в срок до 01 июня 2011 года;

обязать ответчика оборудовать территорию села Верхняя Чернавка средствами звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара в соответствии с Федеральным законом №123-ФЗ, ППБ 01-03 п. 114 в срок до 01 июня 2011 года;

обязать ответчика обеспечить село Верхняя Чернавка пожарной мотопомпой в соответствии с Федеральным законом №123-ФЗ, ППБ 01-03 п. 31 в срок до 01 июня 2011 года;

обязать ответчика обеспечить село Верхняя Чернавка наружным освещением в темное время суток для быстрого нахождения пожарных гидрантов, пирсов, пожарных водоемов, наружных пожарных лестниц и мест размещения пожарного инвентаря в соответствии с Федеральным законом №123-ФЗ, ППБ 01-03 п. 27 в срок до 01 июня 2011 года;

обязать ответчика разработать мероприятия по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые включить в программу развития территории.

Исковые требования прокурор обосновал тем, что в соответствии со ст. 10 Федерального закона от 21.12.1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности» финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования, в том числе добровольной пожарной охраны, является расходным обязательством муниципального образования.

В соответствии со ст. 19 указанного закона к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся:

создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;

создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях;

оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем;

организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре;

принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы;

включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;

оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;

установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.

28.12.2011 года ОНД по Вольскому МР УНД МЧС России по Саратовской области проведена проверка соблюдения норм противопожарного законодательства в Верхнечернавском муниципальном образовании. В ходе данной проверки установлено:

в муниципальном образовании естественные водоисточники не оборудованы подъездами с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года в соответствии с Федеральным законом №123-ФЗ, ППБ 01-03 п.94 в срок до 01 июня 2011 года;

в муниципальном образовании отсутствуют средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара в соответствии с Федеральным законом №123-ФЗ, ППБ 01-03 п. 114 в срок до 01 июня 2011 года;

село Верхняя Чернавка не оборудовано пожарной мотопомпой в соответствии с Федеральным законом №123-ФЗ, ППБ 01-03 п. 31 в срок до 01 июня 2011 года;

село Верхняя Чернавка не обеспечено наружным освещением в темное время суток для быстрого нахождения пожарных гидрантов, пирсов, пожарных водоемов, наружных пожарных лестниц и мест размещения пожарного инвентаря в соответствии с Федеральным законом №123-ФЗ, ППБ 01-03 п. 27 в срок до 01 июня 2011 года.

В последующем в сентябре 2010 года и 28.03.2011 года работниками прокуратуры совместно со специалистами ОНД по Вольскому МР УНД МЧС России по Саратовской области проведены проверки исполнения требований противопожарного законодательства, в ходе которых повторно выявлены указанные нарушения. В связи с чем прокурор полагает, что администрация Верхнечернавского муниципального образования длительное время бездействует в части устранения нарушений требований противопожарного законодательства. Прокурор полагает, что непринятие своевременных мер по устранению нарушений требований пожарной безопасности может привести к негативным последствиям, ставит под угрозу жизнь, здоровье и имущество граждан, проживающих и находящихся на территории муниципального образования.

В судебном заседании прокурор отказался от заявленных требований в части возложения на ответчика обязанности оборудовать территорию села Верхняя Чернавка средствами звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара и обязанности обеспечить село Верхняя Чернавка пожарной мотопомпой, поскольку указанные обязанности исполнены ответчиком в добровольном порядке.

Отказ от части требований был принят судом, и производство в данной части требований прекращено, о чем вынесено отдельное определение.

Представитель ответчика признал исковые требования в части возложения на администрацию Верхнечернавского муниципального образования:

обязанности принять меры к оборудованию реки Чернавка подъездами с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года;

обязанности обеспечить село Верхняя Чернавка наружным освещением в темное время суток для быстрого нахождения пожарных гидрантов, пирсов, пожарных водоемов, наружных пожарных лестниц и мест размещения пожарного инвентаря;

обязанности разработать мероприятия по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые включить в программу развития территории.

Представитель третьего лица Главного управления Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Саратовской области поддержал исковые требования, предъявленные прокурором, полагая их обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, изучив письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В силу ст. 39 ГПК РФ истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашением.

При признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований (ст. 173 ГПК РФ).

В случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом (ст. 198 ГПК РФ).

Статья 1 Федерального закона от 21.12.1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности» предусматривает, что пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров, а требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.

Действующее законодательство относит к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов осуществление ряда функций по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов (статьи 16, 19 Федерального закона от 21.12.1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности», статья 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ
«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Перечисленные прокурором в иске мероприятия относятся к первичным мерам пожарной безопасности.

Необходимость и характер самих противопожарных мероприятий установлены Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденными приказом МЧС от 18.06.2003 года №313 (далее Правила).

В частности, пункт 94 Правил предусматривает, что при наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года.

Поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации (в населенных пунктах - на органы местного самоуправления).

В пункте 27 Правил указано, что территории населенных пунктов и организаций должны иметь наружное освещение в темное время суток для быстрого нахождения пожарных гидрантов, наружных пожарных лестниц и мест размещения пожарного инвентаря, а также подъездов к пирсам пожарных водоемов, к входам в здания и сооружения. Места размещения (нахождения) средств пожарной безопасности и специально оборудованные места для курения должны быть обозначены знаками пожарной безопасности, в том числе знаком пожарной безопасности "Не загромождать". Сигнальные цвета и знаки пожарной безопасности должны соответствовать требованиям нормативных документов по пожарной безопасности.

Учитывая изложенное, суд полагает возможным принять признание иска в данной части ответчиком, поскольку признание иска не противоречит закону и не нарушает прав третьих лиц, в связи с чем требования прокурора подлежат удовлетворению.

В силу ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.

В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.

Прокурор просил суд в исковом заявлении обязать ответчика провести противопожарные мероприятия (принять меры по оборудованию реки Чернавки подъездами с площадками (пирсами) с твердым покрытием, по обеспечению села Верхняя Чернавка наружным освещением в темное время суток для быстрого нахождения пожарных гидрантов, пирсов, пожарных водоемов, наружных пожарных лестниц и мест размещения пожарного инвентаря) в срок до 01.06.2011 года, однако суд, с учетом даты вынесения решения, порядка вступления решения в законную силу, объема предстоящих работ по устранению нарушений правил пожарной безопасности полагает возможным установить для ответчика срок для исполнения решения суда в данной части, продолжительность 15 дней с момента вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Обязать администрацию Верхнечернавского муниципального образования:

принять меры к оборудованию реки Чернавка подъездами с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года;

обеспечить село Верхняя Чернавка наружным освещением в темное время суток для быстрого нахождения пожарных гидрантов, пирсов, пожарных водоемов, наружных пожарных лестниц и мест размещения пожарного инвентаря в соответствии;

разработать мероприятия по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые включить в программу развития территории.

Решение суда в части, касающейся возложения на администрацию Верхнечернавского муниципального образования обязанности принять меры по оборудованию реки Чернавки подъездами с площадками (пирсами) с твердым покрытием и по обеспечению села Верхняя Чернавка наружным освещением в темное время суток, подлежит исполнению в течение пятнадцати дней со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Саратовского областного суда в течение десяти дней через Вольский районный суд.

Судья          И.В. Ефимова