Дело №2- 555(1)/2011 01 июня 2011 года г.Вольск Вольский районный суд Саратовской области, в составе: председательствующего судьи Маштаковой М.Н., с участием прокурора Бесараб С.А., представителей ответчиков Савцова В.Ю., Никифоровой Д.С., при секретаре Самойленко О.С., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Вольске дело по исковому заявлению Вольского межрайонного прокурора в интересах неопределённого круга лиц к администрации Терсинского муниципального образования Вольского муниципального района, администрации Колоярского муниципального образования Вольского муниципального района о присуждении исполнения обязанности в натуре, установил: Вольский межрайонный прокурор обратился в суд с исками в интересах неопределённого круга лиц к администрации Терсинского муниципального образования, администрации Колоярского муниципального образования о присуждении исполнения обязанности в натуре, указав, что ими была проведена проверка исполнения органами местного самоуправления Вольского муниципального района требований о пожарной безопасности. В ходе проверки было установлено, что села Терсинского и Колоярского муниципальных образований не обеспечены мотопомпами, средствами звуковой сигнализации, водоёмы указанных муниципальных образований не оборудованы подъездами с площадками с твёрдым покрытием размерами не менее 12х12м. для установки пожарных автомобилей для забора воды в любое время года, водонапорная башня <адрес> не приспособлена для забора воды пожарной техникой в любое время года. Просит обязать администрацию Терсинского и Колоярского муниципальных образований до ДД.ММ.ГГГГ оборудовать естественные водоисточники Терсинского и Колоярского муниципальных образований подъездами с площадками с твёрдым покрытием размерами не менее 12х12м. для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, оборудовать населённые пункты муниципальных образований средствами звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара, обеспечить населённые пункты муниципальных образований мотопомпами, обязать администрацию Терсинского муниципального образования приспособить водонапорную башню <адрес> для забора воды пожарной техникой в любое время года. Дела по указанным искам прокурора были объединены в одно производство. В ходе рассмотрения дела прокурор увеличил и изменил исковые требования, просил обязать администрацию Терсинского муниципального образования принять меры к оборудованию <адрес> в районе <адрес> и <адрес> горки подъездами с площадками с твёрдым покрытием размерами не менее 12х12м. для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, оборудовать территории <адрес>, ст. Терса, <адрес> муниципального образования средствами звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара, обеспечить <адрес> двумя мотопомпами, обязать администрацию Колоярского муниципального образования принять меры к оборудованию <адрес> в районе <адрес> подъездами с площадками с твёрдым покрытием размерами не менее 12х12м. для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, оборудовать территории населённых пунктов <адрес>, д. Кашлейка, <адрес> муниципального образования средствами звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара, обеспечить населённые пункты: <адрес> пожарными мотопомпами; обязать администрации Терсинского и Колоярского муниципальных образований разработать мероприятия по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые включить в программу развития территории. В судебном заседании прокурор отказался от части исковых требований, а именно: об обязании администрации Терсинского муниципального образования оборудовать территории населённых пунктов средствами звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара, обязании оборудовать <адрес> в районе <адрес> и <адрес> горки подъездами с площадками с твёрдым покрытием размерами не менее 12х12м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года; об обязании администрации Колоярского муниципального образования обеспечить села Колояр и Ерыкла средствами звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара, обязании оборудовать <адрес> в районе <адрес> подъездами с площадками с твёрдым покрытием размерами не менее 12х12м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года в связи с добровольным исполнением данных требований. В связи с чем производство по делу в части указанных требований было прекращено. Остальные требования прокурор поддержал, дал объяснения, аналогичные обстоятельствам, изложенным в исках. Представитель ответчика Терсинского муниципального образования Вольского муниципального района исковые требования о необходимости приобретения мотопомп, включения мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в программу развития территории признал, суду пояснил, что ими начаты мероприятия по устранению нарушений требований пожарной безопасности и в установленный срок они обязуются их исполнить. Представитель ответчика Колоярского муниципального образования исковые требования признала, суду пояснила, что в ближайшее время они приобретут мотопомпы и в установленный срок произведут необходимые работы. Третьи лица явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, возражений или отзыва на иск суду не представили. Выслушав объяснения лиц, участвующих по делу, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» пожарная безопасность-состояние защищённости личности, имущества, общества и государства от пожаров. Обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства. В соответствии со ст. 3 указанного закона система обеспечения пожарной безопасности- совокупность сил и средств, а так же мер правильного, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами. Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Ст. 10 указанного закона предусмотрено, что финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования, в том числе добровольной пожарной охраны, в соответствии с настоящим Федеральным законом является расходным обязательством муниципального образования. Согласно ст. 19 названного выше закона к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населённых пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а так же для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населённых пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами пожаров и противопожарным инвентарём; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделения Государственной противопожарной службы о пожаре; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности. Вольской межрайонной прокуратурой была проведена проверка исполнения органами местного самоуправления требований Федерального закона № 69-ФЗ « О пожарной безопасности», в ходе которой было установлено: села Терсинского и Колоярского муниципальных образований не обеспечены мотопомпами, средствами звуковой сигнализации, водоёмы указанных муниципальных образований не оборудованы подъездами с площадками с твёрдым покрытием размерами не менее 12х12м. для установки пожарных автомобилей для забора воды в любое время года. В соответствии с п. 94 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03, утверждённых Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 N 313-при наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации (в населенных пунктах - на органы местного самоуправления). В соответствии с п. 31 Правил сельские населенные пункты с количеством усадеб (участков) не более 300 для целей пожаротушения должны иметь переносную пожарную мотопомпу, с количеством усадеб (участков) от 300 до 1000 - прицепную пожарную мотопомпу, а с количеством усадеб (участков) свыше 1000 - не менее двух прицепных пожарных мотопомп. Пунктом 114 Правил установлено, что на территории сельских населенных пунктов должны устанавливаться средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара и иметься запасы воды для целей пожаротушения, а также должен быть определен порядок вызова пожарной охраны. Таким образом, выявленное в ходе прокурорской проверки состояние муниципальных образований в области пожарной безопасности, не соответствует требованиям пожарной безопасности. В соответствии со ст. 63 Федерального закона от 22 июля 2008г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» первичные меры пожарной безопасности включают в себя: первичные меры пожарной безопасности включают в себя: 1) реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; 2) разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; 3) разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности; 4) разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением; 5) установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия; 6) обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара; 7) обеспечение связи и оповещения населения о пожаре; 8) организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний; 9) социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами. В соответствии с чем прокурором были увеличены требования, он просил обязать администрации Терсинского и Колоярского муниципальных образований разработать мероприятия по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые включить в программу развития территории. В настоящее время нарушения требований пожарной безопасности ответчиками частично устранены, однако, не выполнены в полном размере. В соответствии с ч.4 ст. 6 названного выше закона пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, если: 1) в полном объеме выполнены обязательные требования пожарной безопасности, установленные федеральными законами о технических регламентах; 2) пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом. Пожарная безопасность объектов защиты, для которых федеральными законами о технических регламентах не установлены требования пожарной безопасности, считается обеспеченной, если пожарный риск не превышает соответствующих допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом. В силу ст. 38 Закона «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в том числе, и руководители органов местного самоуправления. В соответствии со ст. 34 Федерального закона «О пожарной безопасности» граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара. Непринятие ответчиками мер по устранению нарушений требований пожарной безопасности может привести к негативным последствиям, ставит под угрозу жизнь и здоровье граждан, а так же их имущество. Учитывая изложенные обстоятельства, а так же признание иска ответчиками, которое принимается судом, суд полагает требования истца подлежащими удовлетворению. Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил: Исковые требования Вольского межрайонного прокурора удовлетворить полностью. Обязать администрацию Терсинского муниципального образования Вольского муниципального района обеспечить в течение 15 дней <адрес> двумя пожарными мотопомпами. Обязать администрацию Колоярского муниципального образования Вольского муниципального района в течение 15 дней принять меры к оборудованию <адрес> в районе <адрес> и <адрес> подъездами с площадками с твёрдым покрытием размерами не менее 12х12м. для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года; обеспечить населённые пункты: <адрес> муниципального образования мотопомпами, оборудовать территории <адрес>, д. Кашлейка средствами звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара. Обязать администрацию Колоярского муниципального образования Вольского муниципального района и администрацию Терсинского муниципального образования Вольского муниципального района разработать мероприятия по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые включить в программу развития территории. Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 дней через Вольский районный суд. Судья М.Н. Маштакова