ресурсоснабжающая организация не вправе ввести полное ограничение поставки электроэнергии по причине отсутствия договора между ней и управляющей компанией многоквартирного жилого дома.



ДЕЛО №2- 592(1)/2011

Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации

07 июля 2011 года                                                                      г.Вольск

Вольский районный суд Саратовской области, в составе:

председательствующего судьи Карпинской А.В.

при секретаре Куляевой Е.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Вольске дело по иску Вольского межрайпрокурора в интересах неопределенного круга лиц к Открытому акционерному обществу коммунальных электрических сетей <адрес> «Облкоммунэнерго», Открытому акционерному обществу «Саратовэнерго» о признании незаконными действий по прекращению подачи электрической энергии в жилые дома

установил:

Вольский межрайпрокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Открытому акционерному обществу коммунальных электрических сетей <адрес> «Облкоммунэнерго» (далее по тексту - ОАО «Облкоммунэнерго»), Вольскому филиалу Горэлектросети ОАО «Облкоммунэнерго», Открытому акционерному обществу «Саратовэнерго» (далее по тексту ОАО «Саратовэнерго»), Вольскому отделению ОАО «Саратовэнерго» о признании незаконными действий по прекращению подачи электрической энергии в жилые дома, мотивируя свои требования тем, что Вольской межрайпрокуроратурой проведена проверка по факту отключения от энергоснабжения жильцов многоквартирных домов по адресам в <адрес>; <адрес>, и намерений отключить от энергоснабжения многоквартирных домов в <адрес> по адресам: <адрес>.

В ходе проверки установлено, что директором Общества с ограниченной ответственностью «Эксплуатационно <данные изъяты>» (далее по тексту - ООО «<данные изъяты>») ДД.ММ.ГГГГ направлено в адрес директора ОАО «Облкоммунэнерго» письмо, в котором указано, что с ДД.ММ.ГГГГ данная организация прекращает свою деятельность по управлению многоквартирными домами в связи с выбором жителями многоквартирных домов другой управляющей компании - Закрытого акционерного общества «Компания «Новые технологии» (далее по тексту - ЗАО «Компания «Новые технологии».

Аналогичное письмо в адрес ОАО «Облкоммунэнерго» направлен начальником Вольского отделения ОАО «Саратовэнерго» ДД.ММ.ГГГГ за , в котором также указано, что ООО «<данные изъяты>» расторгло договор энергоснабжения с ДД.ММ.ГГГГ, пpи этом указан перечень многоквартирных домов, на энергоснабжение которых был заключен договор. Директором Вольского филиала ОАО «Облкоммунэнерго» принято решение о прекращении подачи электроэнергии на жилые многоквартирные дома, согласно перечню, с ДД.ММ.ГГГГ. О данном решении также были уведомлены жители многоквартирных домов путем размещения соответствующего объявления на подъездах многоквартирных домов.

ДД.ММ.ГГГГ энергоснабжение многоквартирных домов прекращено, о чем были составлены соответствующие акты-заявки.

Также, в ходе проверки установлено, что жители многоквартирных домов, в которых произошло отключение электричества, после соответствующего уведомления о предстоящем отключении, размещенном на подъездах многоквартирного дома, обращались в ОАО «Саратовэнерго» для заключения договора энергоснабжения принадлежащего им жилого помещения в письменном виде, однако со стороны ОАО «Саратовэнерго» они получили отказ в заключении договора энергоснабжения.

Отключение энергоснабжения жилых многоквартирных домов повлекло за собой нарушение прав более 1450 человек, проживающих в указанных многоквартирных домах, в числе которых имеются несовершеннолетние дети.

Кроме того, в многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес> отсутствует газоснабжение, в связи с чем приготовлена пищи жителями дома осуществляется на электроплитах. Прекращение подачи электроэнергии лишило возможности жителей дома проживать в благоприятны условиях и полноценно питаться.

В ходе проверки установлено, что действия ОАО «Облкоммунэнерго» по прекращению электроснабжения жилых многоквартирных домов по адресам: <адрес> будут являться незаконными и повлекут нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц, а именно более 1450 жителей <адрес>, проживающих в жилых домах и квартирах, обслуживаемых управляющей компанией ЗАО «Компания «Новые технологии», в т. ч. граждан, которые своевременно производят оплату за потребленную тепловую энергию и задолженности по оплате не имеют.

ДД.ММ.ГГГГ директору Вольского филиала Горэлектросети ОАО «Облкоммунэнерго» за подписью и.о. генерального директора ОАО «Облкоммунэнерго» направлено распоряжение м, согласно которому с ДД.ММ.ГГГГ вводится полное ограничение поставки электроэнергии в многоквартирные жилые дома по адресам: <адрес>; <адрес>; <адрес> <адрес> <адрес>.

Таким образом, прекращение поставок электроэнергии приведет к отключению от электричества абонентов, которые добросовестно оплачивают коммунальные услуги.

Действия ОАО «Облкоммунэнерго» по прекращению подачи электричества в жилые многоквартирные дома по указанным выше адресам противоречат положениям действующего законодательства, а также нарушают права неопределенного круг лиц на электроснабжение, создают угрозу повреждения материальных ценности угрозу жизни и здоровью граждан Российской Федерации, проживающих на территории города Вольска.

Отказ ОАО «Саратовэнерго» в заключении публичного договора энергоснабжения с гражданином-потребителем является незаконным а также нарушает права неопределенного круга лиц на электроснабжение, создает угрозу повреждения материальных ценностей, угрозу жизни и здоровью граждан Российской Федерации, проживающих на территории города Вольска.

В связи с указанными выше обстоятельствами прокурор просит признать действия ОАО «Облкоммунэнерго» по прекращению подачи электричества в жилые многоквартирные дома по указанным выше адресам противоправными. Запретить ОАО «Облкоммунэнерго» производить прекращение подачи электричества в эти дома; признать незаконным отказ ОАО «Саратовэнерго» заключать публичные договоры энергоснабжения с гражданами - потребителями, проживающими в вышеназванных многоквартирных жилых домах.

В ходе рассмотрения дела по ходатайству истца от участия в деле в качестве ответчиков были освобождены Вольский филиал Горэлектросети ОАО «Облкоммунэнерго» и Вольское отделение ОАО «Саратовэнерго», в качестве третьего лица на стороне ответчиков, не заявляющего самостоятельные требования были привлечены ЗАО «Компания «Новые технологии», Общество с ограниченной ответственностью «Коммунальщик» (далее по тексту - ООО «Коммунальщик»), Федеральное государственное квартирно-эксплуатационное учреждение «Вольская квартирно-эксплуатационная часть района» (далее по тексту - ФГКЭУ «Вольская КЭЧ района».

Кроме того, прокурор уточнил заявленные требования относительно признания незаконности действий ОАО «Облкоммунэнерго» по прекращению подачи электричества в многоквартирные жилые дома, исключив из списка указанных домов дома, расположенные в городе Вольске, по <адрес>, так как прекращение подачи энергии в этих домах не осуществлялась, а бало только намерение произвести отключение.

В судебном заседании прокурор заявленные требования поддержал, дал объяснения, аналогичные объяснениям, имеющимся в заявлении.

Представители ответчика ОАО «Облкоммунэнерго» - , , действующие на основании доверенностей, исковые требования не признали и суду пояснили, что в соответствии с п. 151 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утв. постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006 г. № 530, при выявлении фактов потребления электрической энергии, осуществляемого юридическими или физическими лицами в отсутствие заключенного в установленном порядке договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии), сетевая организация вводит полное ограничение режима потребления электрической энергии в отношении лиц, осуществляющих бездоговорное потребление электрической энергии.

Данная норма является императивной и определяет действия сетевой организации при выявлении факта бездоговорного потребления электрической энергии.

ДД.ММ.ГГГГ ОАО «Облкоммунэнерго» было получено письмо ООО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ о том, что с ДД.ММ.ГГГГ ООО «<данные изъяты>» прекратила деятельность по управлению многоквартирными домами. Также в письме содержались сведения о том, что жители обслуживаемых домов выбрали управляющую компанию ЗАО «Компания «Новые технологии».

ДД.ММ.ГГГГ ОАО «Облкоммунэнерго» было получено письмо ОАО «Саратовэнерго» от ДД.ММ.ГГГГ. Данным письмом ОАО «Саратовэнерго» уведомляло о расторжении ООО «<данные изъяты>» договора энергоснабжения по точкам поставки, перечисленным в приложении к письму, в число которых входили вышеперечисленные многоквартирные дома.

В соответствии с действующим порядком ОАО «Облкоммунэнерго» уведомило о выявлении факта бездоговорного потребления в домах, расположенных по вышеуказанным адресам, а также о предстоящем прекращении энергоснабжения главу администрации муниципального образования г. Вольск, главу администрации Вольского муниципального района (письмо от ДД.ММ.ГГГГ).

Однако никаких мер по заключению договоров энергоснабжения и предотвращению отключения перечисленных домов принято не было.

В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утв. Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 307 (пункт 49) исполнитель обязан: предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах; заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры или самостоятельно производить коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг потребителям.

Следовательно, управляющая организация обязана заключать договоры с ресурсоснабжающими организациями на предоставление коммунальных услуг. Однако, прежняя управляющая организация - ООО «<данные изъяты>» - договор энергоснабжения расторгла, а новая управляющая организация - ЗАО «Компания «Новые технологии» - новый договор не заключила, несмотря на прямо возложенную на нее обязанность заключить такой договор.

Таким образом, ЗАО «Компания «Новые технологии» не исполнило свои обязательства по заключению с энергоснабжающей организацией договора энергоснабжения, возложенные на его законом, что привело к ситуации бездоговорного потребления электрической энергии. А при выявлении факта бездоговорного потребления электрической энергии, ОАО «Облкоммунэнерго» обязано осуществить полное ограничение режима потребления электрической энергии в силу пункта 151 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2006 года № 530.

Также ОАО «Облкоммунэнерго» считает незаконным требование о запрете производить прекращение подачи электричества в жилые многоквартирные дома, расположенные по адресам <адрес>, так как обязанность вводить полное ограничение режима потребления электрической энергии при выявлении фактов бездоговорного потребления является императивной обязанностью сетевой организации, закрепленной нормативным правовым актом (п. 151 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии). Таким образом, ОАО «Облкоммунэнерго» действовало добросовестно, строго в соответствии требованиями нормативных правовых актов, в его действиях не содержится элемента противоправности.

Представители ОАО «Саратовэнерго» - , , действующие на основании доверенностей, исковые требования не признали, дали объяснения, аналогичные объяснениям представителей ОАО «Облкоммунэнерго», дополнив, что согласно пункту 7 «Правил предоставления коммунальных услуг гражданам» договор с ресурсоснабжающей организацией собственниками помещений в многоквартирном доме заключается только в одном случае: если на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме выбрано непосредственное управление многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме, а в исковом заявлении указывается, что управление многоквартирными домами «...в связи с выбором жителями многоквартирных домов» осуществляется управляющей компанией ЗАО «Компания «Новые технологии». Следовательно, основываясь на правилах, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации и иных правовых актах, договор энергоснабжения ОАО «Саратовэнерго» должен быть заключен с управляющей организацией в лице ЗАО «Компания «Новые технологии», а не с каждым собственником или нанимателем жилых помещений в многоквартирных домах, указанных в исковом заявлении.

При выявлении фактов потребления электрической энергии, осуществляемого юридическими или физическими лицами в отсутствие заключенного в установленном порядке договора энергоснабжения, сетевая организация вводит в установленном порядке полное ограничение режима потребления электрической энергии в отношении лиц, осуществляющих бездоговорное потребление электрической энергии.

Таким образом, ОАО «Облкоммунэнерго» при обстоятельствах, изложенных в исковом заявлении, имело право вводить полное ограничение режима потребления электроэнергии в отношении многоквартирных домов, расположенных по указанным выше адресам.

Представитель третьего лица - ЗАО «Компания «Новые технологии» - требования прокурора поддержала и суду пояснила, что по договорам управления многоквартирных домов по указанным адресам, Компания не является исполнителем коммунальных услуг, так как собственники квартир ей это не поручали. В связи с этим, такие договоры ответчики обязаны были заключпть непосредственно с самими гражданами. ЗАО «Компания «Новые технологии» не заключала договоры на поставку коммунальных услуг (газа, холодной и горячей воды, отопления) ни с одной ресурсоснабжающей организацией. Все жители домов производят оплату за потребленные коммунальные услуги напрямую в ресурсоснабжающие организации.

Представители ООО «Коммунальщик» и ФГКЭУ «Вольская КЭЧ района» в судебное заседание не явились,0 были надлежаще извещены о времени и месте слушания дела.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения прокурора, представителей ответчиков, третьего лица, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что до ДД.ММ.ГГГГ управляющей компанией, обслуживающей многоквартирные дома по указанным выше адресам являлась ООО «<данные изъяты>». До ДД.ММ.ГГГГ поставка электрической энергии собственникам и нанимателям квартир в данных жилых домах осуществлялась на основании договора, заключенного ООО «<данные изъяты>» с ресурсоснабжающей организацией. В связи с прекращением ООО «ЭРГ» с ДД.ММ.ГГГГ своей деятельности, действие указанного договора также прекратилось, о чем ООО «<данные изъяты>» уведомило ОАО «Облкоммунэнерго». Новые договоры на поставку электрической энергии новыми управляющими компаниями - ООО «Коммунальщик» (по жилому дому <адрес>) и ЗАО «Компания «Новые технологии» (относительно других жилых домов) с ресурсоснабжающей организацией заключены не были. В связи с этим ДД.ММ.ГГГГ энергоснабжение многоквартирных домов было прекращено, о чем были составлены соответствующие акты-заявки

Представители ответчиков утверждают, что поставка электрической энергии может осуществляться только на основании договоров, заключенных с управляющими компаниями, являющимися исполнителями коммунальных услуг для потребителей.

Между тем, суд считает, что ограничение в подаче электроэнергии гражданам - потребителям, проживающим в многоквартирных домах, при отказе управляющей компании (исполнителя коммунальных услуг) в заключении договора с гарантирующим поставщиком является незаконным.

Федеральный закон от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ (как в редакции от 04 июня 2011 года, так и в предыдущей редакции) "Об электроэнергетике" устанавливает основные принципы обеспечения электроснабжения потребителей на территории РФ.

В силу пункта 2 статьи 38 Закона основой системы надежного обеспечения потребителей электрической энергией являются надежная схема энергоснабжения и выполнение всех требований правил технической эксплуатации электростанций и сетей, а также наличие на розничных рынках специализированных организаций - гарантирующих поставщиков.

Статус гарантирующего поставщика предполагает наличие у организации, получившей такой статус, особых обязательств, преследующих, в том числе, цель не только беспрепятственного доступа потребителей к услугам, оказываемым такой организацией, но в первую очередь для обеспечения электроснабжения всех потребителей, находящихся в зоне деятельности гарантирующего поставщика.

Согласно статье 3 Федерального закона "Об электроэнергетике" лица, приобретающие электрическую и тепловую энергию для собственных бытовых и (или производственных) нужд, являются потребителями.

В соответствии со статьей 38 названного Закона запрещается ограничение режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, в отношении потребителей электрической энергии, не имеющих задолженности по оплате электрической энергии и исполняющих иные предусмотренные законодательством Российской Федерации и соглашением сторон обязательства.

В пункте 169 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии указано, что прекращение исполнения обязательств сторон по договору является основанием для введения полного ограничения режима потребления, если не вступил в силу новый договор энергоснабжения, договор купли-продажи (поставки) электрической энергии или договор оказания услуг по ее передаче, заключенный с потребителем.

На основании пункта 171 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии ограничение режима потребления в случае прекращения обязательств сторон по договору вводится по инициативе лиц, перед которыми не исполнены обязательства по договору (далее - инициаторы введения ограничения), при условии согласования в письменной форме такого ограничения режима потребления с сетевой организацией, к электрическим сетям которой присоединены энергопринимающие устройства указанного потребителя, и которая, в свою очередь, обязана согласовать вводимое ограничение режима потребления со смежной сетевой организацией, если это предусмотрено соглашением между ними.

Пунктом 173 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии предусмотрено, что в случае, если ограничение режима потребления, инициированного в соответствии с пунктом 171 настоящих Основных положений применяется по отношению к лицам, владеющим объектами электросетевого хозяйства, к которым присоединены энергопринимающие устройства потребителей, надлежащим образом исполняющих свои обязательства по оплате электрической энергии и услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения электрической энергией потребителей, указанные лица обязаны предпринять все необходимые действия для поставки электрической энергии таким потребителям в установленном договором энергоснабжения (договором купли-продажи (поставки) электрической энергии) объеме.

В условиях функциональной и технологической связанности процессов выработки, передачи, сбыта и потребления электроэнергии, высокой степени монополии рынка электроэнергии в России, в случае отсутствия у участников спорных отношений реальных возможностей (механизмов), обеспечивающих ограничение режима потребления исполнителя коммунальных услуг (управляющих компаний) при незаключении ими (перезаключении) нового договора, реализация сбытовыми и сетевыми организациями предоставленного им права на прекращение (ограничение) подачи электроэнергии таким организациям не должна приводить к ущемлению прав и законных интересов иных лиц и влечь социально опасные последствия. В противном случае применение указанного способа защиты имущественных интересов может привести к причинению вреда, несоизмеримого с потерями сбытовой организации. Тем более, что граждане - потребители готовы и желают производить оплату полученной электроэнергии, но ответчики плату у них не принимают и индивидуальные договоры не заключают.

Суд считает, что ответчики применили такой способ самозащиты своих прав, который привел к нарушению прав граждан-потребителей, своевременно и добросовестно вносящих необходимые платежи. Такие действия ответчика следует расценивать как злоупотребление правом, что не допускается законом, поскольку конечные потребители энергетических ресурсов - граждане не должны нести ответственность за неисполнение обязательств по заключению договора третьими лицами (в рассматриваемом случае - исполнителем коммунальных услуг) в силу пункта 170 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии. Указанным пунктом предусмотрено, что ограничение режима потребления в случае прекращения обязательств сторон по договору должно применяться индивидуально в отношении каждого потребителя при условии соблюдения прав и законных интересов иных потребителей, энергопринимающие устройства которых технологически присоединены к одним и тем же распределительным устройствам соответствующей сетевой организации.

При таких обстоятельствах суд считает, что действия ОАО «Облкоммунэнерго» по ограничению подачи электрической энергии гражданам - потребителям в многоквартирные дома, указанные выше, в связи с прекращением действия договора между ОАО «Саратовэнерго» и ООО «<данные изъяты>» и незаключением нового договора ЗАО «Компания «Новые технологии» являются незаконными и поэтому эти требования прокурора, а также требования о запрете ограничения подачи электрической энергии обоснованны, и подлежат удовлетворению.

Кроме того, прокурор просит признать незаконным отказ ОАО «Саратовэнерго» заключать публичные договоры энергоснабжения с гражданами - потребителями, проживающими в указанных жилых домах.

Представители ответчиков утверждают, что заключать договоры с самими потребителями-гражданами ресурсоснабжающие организации могут только в том случае, если собственниками квартир избрана непосредственная форма управления многоквартирным домом. В данном случае управляющая компания ЗАО «Компания «Новые технологии» отказываетсязаключать с ними такой договор. Не заключен такой договор и с ООО «Коммунальщик».

Действительно, в соответствии со статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

Управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 настоящего Кодекса, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

Обязанность по предоставлению коммунальных услуг была возложена на управляющую организацию и в соответствии со статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, в редакции, действовавшей в марте, апреле 2011 года.

Об этом также указано в пунктах 88, 89 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2006 года N 530 (далее по тексту возможно - Основные положения), пункте 7 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307.

В частности, пунктами 88, 89 Основных положений предусмотрено, что собственники жилых помещений в многоквартирном доме, собственники жилых домов, а также наниматели жилых помещений по договорам социального или коммерческого найма жилых помещений потребляют услугу электроснабжения на основании договоров, заключенных в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Собственники жилых помещений в многоквартирном доме, осуществляющие непосредственное управление многоквартирным домом, а также собственники жилых домов вправе приобретать электрическую энергию непосредственно у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) в соответствии с настоящим документом и жилищным законодательством Российской Федерации.

Исполнитель коммунальных услуг на основании договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии) и в соответствии с настоящим документом приобретает электрическую энергию у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме и собственникам жилых домов коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме), а также для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях.

В пункте 7 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам указано, что при отсутствии у собственников помещений в многоквартирном доме (в случае непосредственного управления таким домом) или собственников жилых домов договора, заключенного с исполнителем, указанные собственники заключают договор о приобретении холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также о водоотведении непосредственно с соответствующей ресурсоснабжающей организацией.

Таким образом, действительно, в указанных нормах говорится о том, что договор о приобретении электрической энергии с гарантирующим поставщиком (ресурсоснабжающей организацией) заключается собственниками и нанимателями квартир в многоквартирном доме, если избрана непосредственная форма управления многоквартирным домом. Также говорится о том, что исполнители коммунальных услуг (в данном случае - управляющая компания) заключают такой договор с ресурсоснабжающей организацией в целях предоставления коммунальных услуг гражданам - потребителям.

Однако, ни в приведенных нормах, ни в других нормативных актах не содержится запрета на заключение таких договоров непосредственно с гражданами - потребителями, проживающими в многоквартирных домах, если выбран способ управления управляющей организацией.

В силу статьи 3 Федерального закона "Об электроэнергетике" гарантирующий поставщик электрической энергии - коммерческая организация, обязанная в соответствии с Законом или добровольно принятыми обязательствами заключить договор купли-продажи электрической энергии с любым обратившимся к ней потребителем электрической энергии либо с лицом, действующим от имени и в интересах потребителя электрической энергии и желающим приобрести электрическую энергию.

Положения о публичности заключаемых гарантирующим поставщиком договоров содержатся также в пункте 5 статьи 38 указанного Закона, пунктах 5 и 61 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии.

При этом исходя из пункта 3 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается.

В соответствии с пунктом 61 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии гарантирующий поставщик обязан заключить договор энергоснабжения (договор купли-продажи (поставки) электрической энергии) с любым обратившимся к нему лицом (далее - заявитель) в отношении точек поставки лиц, чьи энергопринимающие устройства находятся в границах зоны его деятельности, а также принять на обслуживание граждан при отсутствии их обращения в случаях, установленных разделом VI настоящего документа.

Гарантирующий поставщик вправе отказаться от заключения договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии) с заявителем в случае: отсутствия технологического присоединения в установленном порядке соответствующих энергопринимающих устройств к электрическим сетям; нахождения точек поставки на розничном рынке, в отношении которых заявитель намеревается заключить договор, вне зоны деятельности гарантирующего поставщика.

Данный перечень оснований к отказу в заключении договора является исчерпывающим и расширительно толковаться не может. Такого основания, как невозможность заключить договор с отдельным гражданином при наличии управляющей компании пункт 61 Основных положений не содержит. Нет прямого запрета и в других нормативных актах. Таким образом, отказ ответчика в заключении договоров энергоснабжения с гражданами - потребителями в случае, когда ими выбран способ управления многоквартирным домом управляющей компанией при отсутствии заключенного договора с такой управляющей компанией является неправомерным. В противном случае граждане, проживающие в таких домах, были бы поставлены в неравное положение (имея при этом абсолютно одинаковые права) с иными гражданами, выбравшими непосредственную форму управления и поэтому получающими электрическую энергию. В любом случае, спор с управляющей компанией, не пожелавшей заключать договор на поставку электрической энергии, не должен нарушать права граждан, тем более, готовых самостоятельно заключить такой договор и нести по нему обязательства.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что данные требования прокурора также законны и подлежат удовлетворению.

Согласно статье 103 Гражданского процессуального кодекса РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Так как прокурор была освобожден от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 9 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, то с ответчиков подлежит взысканию государственная пошлина в федеральный бюджет в размере по 200 рублей с каждого (столько, сколько заплатил бы истец, если бы не имел льгот).

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,

решил:

Исковые требования Вольского межрайпрокурора в интересах неопределенного круга лиц к Открытому акционерному обществу коммунальных электрических сетей Саратовской области «Облкоммунэнерго», Открытому акционерному обществу «Саратовэнерго» о признании незаконными действий по прекращению подачи электрической энергии в жилые дома удовлетворить.

Признать незаконными действия Открытого акционерного общества коммунальных электрических сетей <адрес> «Облкоммунэнерго» по прекращению подачи электричества в жилые многоквартирные дома, расположенные в городе <адрес>.

Запретить Открытому акционерному обществу коммунальных электрических сетей «Облкоммунэнерго» производить прекращение подачи электричества в дома, расположенные в городе <адрес>, по следующим адресам: <адрес>

Признать незаконным отказ Открытого акционерного общества «Саратовэнерго» заключать публичные договоры энергоснабжения с гражданами - потребителями, проживающими в многоквартирных жилых домах, расположенных в городе <адрес>, по следующим адресам: <адрес>

Взыскать с Открытого акционерного общества коммунальных электрических сетей «Облкоммунэнерго» государственную пошлину в размере 200 рублей.

Взыскать с Открытого акционерного общества «Саратовэнерго» государственную пошлину в размере 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 дней через Вольский районный суд со дня изготовления мотивированного решения.

        Судья                                                                           Карпинская А.В.