Дело №2-1234(1)/2011 Именем Российской Федерации 26 августа 2011г. г. Вольск Вольский районный суд Саратовской области в составе Председательствующего судьи Ефимовой И.В. При секретаре Саддаровой Э.Ф., Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению администрации муниципального образования город Вольск Вольского муниципального района Саратовской области о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь, установил: Администрация муниципального образования город Вольск Вольского муниципального района Саратовской области обратилась в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности на сооружение - газопровод низкого давления, протяженностью * погонных метров от места врезки в существующий газопровод у жилого <адрес> до жилого <адрес>, расположенный по адресу: <адрес>. В обоснование своих требований заявитель указал, что 12.10.2006г. по заявлению администрации Вольского муниципального района управлением Федеральной регистрационной службы по Саратовской области был поставлен на учет бесхозяйный объект недвижимости, имеющий наименование: сооружение - газопровод низкого давления, протяженностью * погонных метров от места врезки в существующий газопровод у жилого <адрес> до жилого <адрес>, расположенный по адресу: <адрес>. В настоящее время установленный законодательством годичный срок нахождения на учете бесхозяйной вещи истек. Заявитель, выступая в защиту общественных интересов, желает признать за муниципалитетом право собственности на данный бесхозяйный объект как на объект инженерно-социальной инфраструктуры, обеспечивающий граждан природным газом. Признание права собственности на газопровод позволит органам местного самоуправления выделять средства на обслуживание и ремонт газопровода, как на объект муниципальной собственности. Заявитель также указал, что администрация муниципального образования город Вольск Вольского муниципального района Саратовской области была создана на основании решения Совета муниципального образования город Вольск Вольского муниципального района №1/8-34 от 28.12.2005 года, государственная регистрация администрации как юридического лица имела место 12.01.2006 года. До 2009 года бюджет муниципального образования город Вольск не формировался, финансирование органов местного самоуправления поселения осуществлялось по утвержденным сметным назначениям консолидированного бюджета Вольского муниципального района. Первый бюджет поселения был утвержден на 2009 год на основании решения Совета муниципального образования город Вольск Вольского муниципального района №5/2-19 от 25.12.2008 года. В 2010 году после внесения изменений в Закон Саратовской области №287-ЗСО от 28.11.2007 года «О разграничении муниципального имущества между Вольским муниципальным районом Саратовской области и вновь образованными поселениями, входящими в его состав» было осуществлено разграничение прав собственности на имущество и передача части имущества администрации муниципального образования город Вольск Вольского муниципального района Саратовской области. Для осуществления полномочий по содержанию, учету имущества в администрации поселения создано Управление муниципальным имуществом и природными ресурсами и заложены финансовые средства в бюджет, которое начало осуществление своих полномочий только с 11.01.2010 года. В этой связи (при отсутствии у поселения уполномоченного на распоряжение муниципальным имуществом органа и при отсутствии финансирования) выявление бесхозяйных объектов и постановка их на учет в 2006 году осуществлялась администрацией Вольского муниципального района. С 2010 года полномочия по организации в границах города Вольска газоснабжения населения исполняются муниципальным образованием город Вольск Вольского муниципального района Саратовской области. Поселение, будучи вновь образованным муниципальным образованием, в силу Федерального закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» является правопреемником Вольского муниципального района в части реализации полномочий по решению вопросов местного значения. В судебное заседание представитель заявителя, надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела, не явился, от главы администрации поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя заявителя. Представитель заинтересованного лица ОАО «Саратовоблгаз», надлежаще извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явился, об уважительных причинах неявки суду не сообщил, каких-либо возражений по заявленным требованиям в адрес суда не направил. Привлеченная в качестве заинтересованного лица , надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явилась, об уважительных причинах неявки суду не сообщила, каких-либо возражений по заявленным требованиям в суд не направила. Суд, принимая во внимание позицию лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, приходит к следующим выводам. Статья 218 ГК РФ предусматривает возможность приобретения права собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался. В соответствии со ст. 225 ГК РФ вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался, является бесхозяйной. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. В соответствии с Положением о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 17.09.2003г. №580, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества. К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник неизвестен, или от права собственности на него собственник отказался, а также документы, содержащие описание объекта недвижимого имущества, в том числе план объекта недвижимого имущества, удостоверенные соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества. Документами, подтверждающими, что объект недвижимого имущества не имеет собственника или его собственник неизвестен, в том числе являются: выданные органами учета государственного и муниципального имущества документы о том, что данный объект недвижимого имущества не учтен в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта Российской Федерации и муниципального имущества; выданные соответствующими государственными органами (организациями), осуществлявшими регистрацию прав на недвижимость до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и до начала деятельности учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, документы, подтверждающие, что права на данные объекты недвижимого имущества ими не были зарегистрированы. Как видно из представленных документов, сооружение - газопровод низкого давления, протяженностью 46 погонных метров от места врезки в существующий газопровод у жилого <адрес> до жилого <адрес>, зарегистрирован в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним как бесхозяйный объект недвижимого имущества за номером *. Объект поставлен на учет 19.10.2006г. на основании заявления от 12.10.2006г. (выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 19.10.2006г., выданная Вольским отделом управления Федеральной регистрационной службы по Саратовской области). Согласно выписке из Единого государственного реестра объектов капитального строительства от дата, выданной Вольским отделением ФГУП «Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости», сооружение - газопровод низкого давления, протяженностью * погонных метров от места врезки в существующий газопровод у жилого <адрес> до жилого <адрес>, зарегистрирован в реестре за номером *. Инвентаризационная стоимость объекта с учетом износа составляет * рублей. В разделе о принадлежности объекта в графе «субъект права» сведения отсутствуют. Согласно письму Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Саратовской области от 20.05.2011г. №04-3569, письму комитета по управлению имуществом Саратовской области от 28.04.2011г. №1806, письму комитета по управлению муниципальным имуществом и природными ресурсами администрации Вольского муниципального района от 21.04.2011г. №1528, данный объект недвижимости не значится в реестрах федеральной, государственной и муниципальной собственности. В соответствии с исполнительно-технической документацией, представленной ОАО «Саратовоблгаз», заказчиком прокладки газопровода выступала гражданка П., проживавшая по адресу: <адрес>. Привлеченный в качестве заинтересованного лица собственник домовладения <адрес> , не заявила о своих правопритязаниях на объект недвижимого имущества. В силу п. 10 ст. 85 Федерального закона РФ от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований являются правопреемниками органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, осуществлявших на территориях указанных муниципальных образований полномочия по решению вопросов местного значения на основании законодательных актов Российской Федерации, с даты, начиная с которой указанные органы местного самоуправления приступают к исполнению полномочий. Указанный закон (ст. 83) устанавливал переходный период, в течение которого законом субъекта Российской Федерации должен был определяться порядок решения вопросов местного значения вновь образованных в соответствии с настоящим Федеральным законом поселений. Законами субъектов Российской Федерации могло быть предусмотрено решение вопросов местного значения вновь образованных поселений органами местного самоуправления муниципальных районов. Положение об администрации муниципального образования город Вольск Вольского муниципального района Саратовской области, утвержденное решением Совета муниципального образования город Вольск Вольского муниципального района Саратовской области от 20.01.2006г. №1/10-38 предусматривает, что администрация является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования, одной из функций которого является управление муниципальной собственностью, осуществление прав собственника имущества Вольского муниципального образования. В пунктах 3.2 и 3.3 Положения указано, что в переходный период порядок и сроки реализации полномочий администрации города Вольска определяются в соответствии с законодательством Саратовской области. Таким образом, после создания муниципального образования город Вольск в январе 2006 года законом был предусмотрен переходный период, когда отдельные полномочия по решению вопросов местного значения (из-за отсутствия у вновь образованного муниципального образования самостоятельного бюджета) могли осуществляться органами Вольского муниципального района. В частности, администрацией Вольского муниципального района выявлялись и инвентаризировались бесхозяйные объекты, расположенные на территории города Вольска. В настоящее время (после окончания переходного периода) администрация муниципального образования город Вольск вправе самостоятельно осуществлять полномочия по управлению муниципальным имуществом в интересах муниципального образования город Вольск, в том числе и полномочия, связанные с приобретением права собственности на бесхозяйные недвижимые объекты. При этом действия по инвентаризации и учету бесхозяйных объектов, совершенные администрацией Вольского муниципального района в переходный период, являются обязательными для администрации муниципального образования город Вольск в силу правопреемства. Исследованные доказательства позволяет суду сделать вывод о том, что заявителем были соблюдены все требования закона, установленные для признания права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь в рамках особого производства: сооружение проинвентаризировано, поставлено на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества Вольским отделом управления Федеральной регистрационной службы по Саратовской области 19.10.2006г., с момента постановки бесхозяйной вещи на учет прошло более одного года, за истекший период времени кто-либо о правах на данных объект недвижимости не заявил. Учитывая изложенное, сооружение-газопровод низкого давления относится к числу бесхозяйных вещей, собственник которой неизвестен, в связи с чем требования заявителя обоснованны и подлежат удовлетворению. Руководствуясь ст.ст. 194-198, 293 ГПК РФ, суд решил: Признать за муниципальным образованием город Вольск Вольского муниципального района Саратовской области право муниципальной собственности на сооружение - газопровод низкого давления, протяженностью * погонных метров от места врезки в существующий газопровод у жилого <адрес> до жилого <адрес>, расположенный по адресу: <адрес>, и зарегистрированный в Едином государственном реестре объектов капитального строительства под инвентарным номером * Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Саратовского областного суда в течение десяти дней через Вольский районный суд. Судья И.В. Ефимова