В удовлтворении требований истца о признании права на государственный жилищный сертификат отказано



    Дело № 2-942(1)/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

09 августа 2011 года                                                  г.Вольск

               Вольский районный суд Саратовской области, в составе:

               председательствующего судьи Козловой С.В.,

               при секретаре ,

               с участием истца Киселёва М.А., его представителя по ходатайству , представителей ответчиков и ,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Вольске дело по иску Киселёв М.А. к Министерству внутренних дел РФ, войсковой части 3509, войсковой части 7452, Управлению Приволжского регионального командования внутренних войск МВД РФ о признании права на получение государственного жилищного сертификата,

установил:

Киселёв М.А. обратился в суд с иском к Министерству внутренних дел РФ и войсковой части 3509 о признании права на получение государственного жилищного сертификата, мотивируя свои требования тем, что он с 14.03.1985 года по 15.11.2010 года проходил военную службу в войсковой части 3509 МВД России и был уволен приказом командира части № 242 в запас Вооруженных Сил РФ на основании п.п. «а» п. 1 ст. 51 Федерального закона РФ «О воинской обязанности и военной службе» по достижению предельного возраста пребывания на военной службе. В период прохождения военной службы решением жилищно - бытовой комиссии войсковой части 3509 от 04.02.1999 года истец был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и принят на жилищный учет в соответствии с п. 1 ст. 29 Жилищного кодекса РФ, а решением той же комиссии от 25.10.2010 года он был включен в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством». Вместе с тем, решением жилищно - бытовой комиссии войсковой части 3509 от 30.05.2011 года Киселёву М.А. было отказано в выдаче государственного жилищного сертификата, отказ был обоснован тем, что в нарушение требований п. 44 Постановления Правительства РФ от 21.03.2006 года № 153 в жилищном деле отсутствует справка квартирно - эксплуатационного органа о сдаче жилья. Данный отказ истец считает неправомерным, поскольку в соответствии с п. 14 ст. 15 Федерального закона РФ от 27.05.1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» у него имеется право на получение государственного жилищного сертификата, поскольку имеет общую продолжительность военной службы в календарном исчислении более 10 лет, уволен из рядов внутренних войск МВД РФ по достижению предельного возраста пребывания на военной службе, а также признан в установлено законом порядке нуждающимся в улучшении жилищных условий и включен в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством». Ссылку ответчика на отсутствие справки о сдаче жилья Киселёв М.А. считает несостоятельной в связи с тем, что имеется вступившее в законную силу решение Вольского районного суда от 10.08.2009 года, в соответствии с которым ему было отказано в удовлетворении исковых требований, предъявленных им к ФИО12., о признании за ним права пользования раннее предоставленной ему <адрес> в <адрес>.

В ходе рассмотрения дела по существу по ходатайству истца и его представителя в качестве соответчиков были привлечены войсковая часть 7452 и Управление Приволжского регионального командования внутренних войск МВД РФ.

В судебном заседании Киселёв М.А. заявленные исковые требования поддержал и пояснил, что с 14.03.1985 года по 15.11.2010 года проходил военную службу в войсковой части 3509 МВД России и был уволен с военной службы по достижению предельного возраста пребывания на военной службе. В 1994 году от войсковой части 3509 ему на состав семьи, состоящий из четырех человек: его, супруги ФИО12., дочери ФИО14 - ДД.ММ.ГГГГ года рождения и сына ФИО15 - ДД.ММ.ГГГГ года рождения, была предоставлена благоустроенная однокомнатная квартира, расположенная по адресу: <адрес>, общей площадью 18 кв.м. В данной квартире он проживал со своей семьей до 2005 года, после чего его семья с ФИО12. распалась и ДД.ММ.ГГГГ брак между ними был расторгнут. Поскольку совместное проживание в однокомнатной квартире с бывшей женой и двумя взрослыми детьми было невозможным, он выселился из указанного жилого помещения и снялся с регистрационного учета, так как не желал за себя платить квартплату и коммунальные услуги. ДД.ММ.ГГГГ он зарегистрировал брак с , от совместной жизни они имеют двоих детей: сына ФИО17 - ДД.ММ.ГГГГ года рождения и дочь ФИО18 - ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Все это время он со своей новой семье проживал в съемных квартирах и был зарегистрирован в общежитии войсковой части 3509. В августе 2009 года во время раздела совместно нажитого имущества он узнал, что его бывшая супруга ФИО12. приватизировала <адрес> в <адрес> на себя. Он обращался в суд к своей бывшей жене ФИО12. с иском о признании за ним права пользования вышеуказанной квартирой, но в удовлетворении его требований было отказано. Данное решение им не обжаловалось и вступило в законную силу. На приватизацию его согласие никто не спрашивал, но договор приватизации он в судебном порядке не оспаривал.

Интересы истца в судебном заседании представлял по устному ходатайству , который заявленные доверителем доводы поддержал и пояснил, что поскольку Киселёв М.А. и члены его семьи были обеспечены в 1994 году жильем не отвечающим требованиям жилищного законодательства о норме жилого помещения на каждого проживающего, а также продолжал состоять в очереди на улучшение жилищных условий, он имеет право на получение государственного жилищного сертификата.

Представитель войсковой части 3509, действующий на основании доверенности , исковые требования Киселёва М.А. не признал и пояснил, что в период прохождения военной службы истец состоял на жилищном учете в воинской части 3509, как нуждающийся в улучшении жилищных условий. Решением жилищно-бытовой комиссии от 25.10.2010 года № 60 заявитель был включен в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством» и его жилищное дело 24.11.2010 года было направлено в вышестоящий орган военного управления - войсковую часть 7452, откуда оно 12.05.11 года было возвращено с ссылкой на п. 44 Постановления Правительства РФ от 21.03.2006 года № 153 в связи с тем, что Киселёв М.А. не представил обязательство о сдаче или о безвозмездном отчуждении раннее предоставленной ему квартиры по адресу: <адрес>, либо справку о ее сдаче. По мнению представителя ответчика, истец намеренно ухудшил свои жилищные условия, когда в 2005 году в добровольном порядке выехал из вышеуказанной квартиры и снялся с регистрационного учета по данному адресу. Вопрос об изменении договора найма, о принудительном обмене или размене этой квартиры истцом не ставился и только после приватизации квартиры ФИО12., он поставил в суде вопрос о вселении в указанное жилое помещение, что само по себе не свидетельствует о надлежаще принятых истцом мерах по выделению причитающейся ему части жилья. В устной беседе с заместителем командира войсковой части по тылу - начальником тыла подполковником истцу было предложено написать рапорт на получение жилого помещения в г. Саратове или г. Самаре, где введется жилищное строительство внутренними войсками МВД России, на что Киселёв М.А. ответил отказом, в связи с чем, на заседании жилищной комиссии воинской части 30.05.2011 года было принято решение № 65 об отказе истцу в выдаче государственного жилищного сертификата на основании п. 44 Постановления Правительства РФ от 21.03.2006 года № 153.      

Представитель ответчиков - Министерства внутренних дел РФ, войсковой части 7452 и Управления Приволжского регионального командования внутренних войск МВД РФ, действующий на основании доверенности , исковые требования Киселёва М.А. не признал по изложенным выше основаниям и пояснил, что решением приволжским региональном командовании ВВ МВД России от 15.04.2011 года № 5/22-717 жилищное дело истца было ему возвращено в связи с отсутствием в нем справки о сдаче жилья, поскольку действующее законодательство предусматривает бесплатное предоставление жилья военнослужащему только один раз.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения истца и его представителя, представителей ответчиков, суд приходит к следующему.

Как установлено в судебном заседании, Киселёв М.А. проходил военную службу с 14.03.1985 года по 15.11.2010 года в войсковой части 3509 МВД России, то есть имеет общую продолжительность военной службы более 10 лет, что подтверждается его послужным списком и справкой № 433 от 06.09.2010 года (л.д.22-23, 25). Приказом командира войсковой части 3509 № 242 от 15.11.2010 года он был уволен с военной службы на основании п. «а» п. 1 ст. 51 Федерального закона от 28.03.1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» по достижению предельного возраста пребывания на военной службе.

Из материалов дела следует, что Киселёву М.А. по ходатайству войсковой части 3509 на основании постановления администрации п. Шиханы г. Вольска № 140 от 30.12.1993 года была предоставлена для проживания однокомнатная <адрес> в <адрес> <адрес>), общей площадью 19,1 кв.м. на состав семьи четыре человека: жены ФИО12, дочери ФИО23 и сына ФИО24. Для вселения в вышеуказанное жилое помещение истцу администрацией п. Шиханы был выдан ордер № 4770 от 04.05.1994 года (л.д.78).

Согласно свидетельству о расторжении брака (л.д.18), брак между Киселёв М.А. и ФИО12 ДД.ММ.ГГГГ был прекращен на основании решения мирового судьи судебного участка № 1 ЗАТО Шиханы от 17.10.2005 года.

Как пояснил в судебном заседании истец Киселёв М.А., в 2005 году он в добровольном порядке снялся с регистрационного учета и выехал из <адрес>, поскольку фактически создал семью с .

Из свидетельства о заключении брака (л.д.33) видно, что брак между Киселёвым М.А. и был зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ. От совместной жизни они имеют дочь ФИО27 - ДД.ММ.ГГГГ года рождения и сына ФИО28 - ДД.ММ.ГГГГ года (л.д. 29-32).

Согласно адресной справке № 392 от 22.07.2011 года (л.д.99), выданной Отделом УФМС России по Саратовской области в г. Вольске, Киселёв М.А. с 30.03.2006 года и по настоящее время зарегистрирован по адресу: <адрес> (общежитие войсковой части 3509).

18.04.2006 года договор социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, был заключен с ФИО12 (л.д.73-74), а 20.01.2009 года на основании договора № 2595 указанная квартира была ей передана безвозмездно в собственность (л.д.70).

В соответствии с положениями ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция РФ вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами, предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.

По смыслу ст. 59 и п. «т» ст. 71 Конституции Российской Федерации военная служба представляет собой особый вид федеральной государственной службы, что обуславливает и правовой статус военнослужащих, выражающийся в частности, в особом порядке реализации их конституционного права на жилище, которое осуществляется на основе, как общего, так и специального законодательства и по специальным правилам.

Реализуя вышеуказанные правомочия в рамках специального правового регулирования, законодатель в Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" установил основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих и членов их семей, предусмотрев механизм реализации ими права на жилище и определив источники и формы обеспечения их жильем, в том числе при обеспечении жилой площадью в домах государственного и муниципального жилищного фонда на условиях договора социального найма.

О специальном характере положений Федерального закона "О статусе военнослужащих", регламентирующих жилищные права военнослужащих, говорится и в ст. 49 ЖК РФ, согласно которой жилые помещения по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом категориям граждан, признанных по установленным ЖК РФ и (или) федеральным законом основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные помещения предоставляются в установленном ЖК РФ порядке только в том случае, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом.

Пунктом 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" определено, что государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральным законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Порядок реализации права на жилище определен в ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", а порядок обеспечения жилыми помещениями во Внутренних войсках МВД России соответствующей Инструкцией, утвержденной приказом Министра внутренних дел РФ от 12 февраля 2010 года N 75^1, а раннее Директивой заместителя министра внутренних дел - командующего внутренними войсками МВД России от 09.06.1994 года № Д-18.

Приведенные нормативные акты подлежат применению в системном единстве и предусматривают при предоставлении военнослужащим жилых помещений как дополнительные права (на дополнительную площадь и т.д.), так и дополнительные обязанности по сдаче ранее полученного жилья.

Согласно п. 14 ст. 15 Федерального закона РФ от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.

В соответствии с требованиями ч. 4 ст. 52 ЖК РФ при принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилье должны быть предоставлены документы, предоставляющие право состоять на учете. Для военнослужащих, согласно п. 19 вышеуказанной Инструкции, при постановке на учет необходимо подать рапорт с приложением к нему копии справки о сдаче жилого помещения. Аналогичные требования также заложены в Директиве заместителя министра внутренних дел - командующего внутренними войсками МВД России от 09.06.1994 года № Д-18.

Так же п. 1.3 Директивы устанавливает запрет на выделение без разрешения ГУК ВВ МВД России жилья из жилищного фонда внутренних войск для отселения членов семей военнослужащих, не имеющих трудовой связи с внутренними войсками.

Из анализа положений ст. 15 и 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" следует, что реализация права на жилье военнослужащих, заключивших контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, осуществляется путем предоставление жилья за счет органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, для постоянного проживания в период военной службы (после пяти лет военной службы) с передачей этого жилья при увольнении в запас им в собственность или с условием его сдачи для последующего обеспечения жильем по избранному месту жительства.

Предоставляя определенной в этих нормах Закона категории военнослужащих гарантии обеспечения жильем для постоянного проживания (в собственность бесплатно или по договору социального найма), названный закон возлагает на органы исполнительной власти обязанность по предоставлению им такого жилья только один раз за все время военной службы, что, в свою очередь, предполагает обязанность военнослужащего сдать выделенное ему по месту прохождения военной службы жилое помещение. Исключений из этого правила для военнослужащих, обеспеченных жильем для постоянного проживания в период прохождения военной службы, законом не предусмотрено.

Из анализа вышеприведенных правовых норм следует, что если военнослужащий распорядился полученным ранее от МВД РФ жилым помещением и не может его сдать в установленном порядке, то он не имеет права требовать повторного обеспечения его жильем.

Согласно п.п. «ж, з» п. 44 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 года № 153, для получения государственного жилищного сертификата Киселёв М.А. обязан был представить обязательство о сдаче или о безвозмездном отчуждении жилого помещения по форме согласно приложению № 6 либо справку квартирно-эксплуатационного органа о сдаче жилья по последнему месту военной службы.

Как следует из жилищного дела № 35 (л.д.7-44), приватизационного дела (л.д.70-77) и объяснений истца, Киселёв М.А. <адрес> в <адрес> в добровольном порядке оставил своей бывшей жене Киселёвой М.В., которая в последующем ее приватизировала на себя.

Суд критически оценивает доводы истца и его представителя о том, что Киселёв М.А. предпринимал все меры по сохранению за собой права пользования вышеуказанным жилым помещением, поскольку как видно из решения Вольского районного суда от 10.08.2009 года (л.д.15-17) вопрос о признании за ним права пользования жилым помещением был поставлен им в суде после заключения ответчицей договора приватизации спорной квартиры, сам договор истцом в суде не оспаривался, а решение суда в вышестоящую инстанцию не обжаловалось.

Из п. 44 Правил также видно, что в случае непредставления или неполного представления документов, указанных в настоящем пункте, сертификат не выдается.

Таким образом, оснований для признания за Киселёвым М.А. права на получение государственного жилищного сертификата не имеется, поскольку истец не сдал жилье по последнему месту службы, а, следовательно, не представил необходимых документов для постановки на учет в качестве получателя ГЖС.

При этом, по мнению суда, не имеет правового значения, отвечало ли вышеуказанное жилое помещение требованиям жилищного законодательства по норме жилой площади на одного проживающего, поскольку наличие меньшей площади в квартире не освобождает военнослужащего об обязанности по его сдаче.

Руководствуясь ст. 195-199 ГПК РФ, суд,

решил:

В удовлетворении исковых требований Киселёв М.А. к Министерству внутренних дел РФ, войсковой части 3509, войсковой части 7452, Управлению Приволжского регионального командования внутренних войск МВД РФ о признании права на получение государственного жилищного сертификата отказать.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 дней через Вольский районный суд.

Судья                                                              С.В.Козлова