ДЕЛО №2- 1401(1)/2011 18 октября 2011 года г.Вольск Вольский районный суд Саратовской области, в составе: председательствующего судьи Карпинской А.В. при секретаре Куляевой Е.С., рассмотрев, в открытом судебном заседании в городе Вольске дело по иску к Государственному учреждению «Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Вольском районе Саратовской области» о признании незаконным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии, включении в стаж педагогической работы необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии периодов работы и о назначении пенсии установил: ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Государственное учреждение «Управление пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес>» с заявлением о назначении пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью. Решением от ДД.ММ.ГГГГ № ей было в этом отказано, при этом были исключены из специального стажа периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя в структурном подразделении «Дом ребенка» Муниципального учреждения здравоохранения «Вольская <адрес> больница (далее по тексту МУЗ «Вольская ЦРБ»), в связи с тем, что «Дом ребенка» не являлся юридическим лицом и не поименован в перечне структурных подразделений, предусмотренных пунктом 5 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 1999 года № 1067, и пунктом 13 Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». обратилась в суд с иском к Государственному учреждению «Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Вольском районе Саратовской области» о признании незаконным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии, включении в стаж педагогической работы необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии периодов работы и о назначении пенсии, мотивируя свои требования тем, что постановлением Совета Министров РСФСР от 06 июня 1991 года № 463 «Об утверждении списка профессии и должностей, дающих право на пенсию за выслугу лет» предусмотрено, что стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам образования, засчитываются все виды педагогической деятельности в школах и других учреждениях всех типов, независимо от ведомственной подчиненности. В этой редакции данная норма действовала до 14 ноября 2002 года. Ни в правилах исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, ни в статье 31 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не придана обратная сила этим нормативным актам. Согласно списку, утвержденному данным постановлением, в графе наименование учреждений указан дом ребенка, а графа наименование должности - воспитатель. В пункте 1.14 Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173 «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации №781 от 29 октября 2002 года, работа в домах ребенка, в том числе специализированных, входит в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости. Согласно Уставу Муниципальное учреждение здравоохранения «Специализированный дом ребенка...» является лечебно-профилактическим учреждением, которое наряду с оказанием медицинской помощи осуществляет воспитательную деятельность, что подтверждает так же ее право на льготную пенсию в связи с осуществлением педагогической деятельности. Что касается отсутствия статуса юридического лица, то Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Российской Федерации от 31 июля 2001 года изложила свою позицию в отношении отсутствия у учреждения статуса юридического лица как незаконную, так как в законодательных актах, связанных с назначением пенсии нет ссылок на то, что учреждение должно иметь статус юридического лица. Об этом так же не сказано ни в Постановлении Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года №463, ни в постановлении Правительства Российской Федерации №781 от 29 октября 2002 года, ни в законе о трудовых пенсиях №173-ФЗ. Пенсия педагогическим работникам назначается в зависимости от вида деятельности, а не от правового статуса учреждения или организации, с которыми состояли в трудовых отношениях. В судебном заседании истица свои требования поддержала и пояснила, что она с 1996 по настоящее время работает воспитателем в Доме ребенка. Сначала Дом ребенка был структурным подразделением МУЗ «Вольская ЦРБ», а затем стал самостоятельным юридическим лицом, но что-либо в деятельности учреждения и в ее должностных обязанностей не изменилось. Представитель Государственного учреждения «Управление пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес>» , действующий на основании доверенности, иск не признал и суду пояснил, что решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан является законным, так как работа в должности воспитателя в учреждениях здравоохранения, в частности в МУЗ «Вольская ЦРБ», не включается в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии. Суд, выслушав объяснения истицы, представителя ответчика, изучив материалы дела и пенсионное дело, приходит к следующему. Согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 27 Закона Российской Федерации от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста; Пунктом 2 этой же статьи предусмотрено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. До этого времени действовал закон от 20 ноября 1990 года «О государственных пенсиях в Российской Федерации», согласно статье80 которого, пенсия в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей устанавливается при выслуге не менее 25 лет. В силу статьи 83 этого же Закона Списки соответствующих работ (профессий и должностей), с учетом которых назначается пенсия за выслугу лет, а в необходимых случаях и правила исчисления выслуги и назначения пенсий, утверждаются Правительством Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации. Таким образом, обстоятельствами, имеющими значение для дела и которые должна доказать истица, являются: соответствие наименования должности и наименования учреждения, в которых работала истица, наименованию должности и учреждения, указанных в соответствующих Списках. Наименование должностей истицы - воспитатель сторонами не оспаривается и подтверждается материалами дела - справками уточняющего характера, записями в трудовой книжке. Истице ответчиком был исключен из стажа, дающего право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, период работы в Детском доме, являвшемся структурным подразделением МУЗ «Вольская ЦРБ», так как такое учреждение и структурное подразделение не поименовано в соответствующих Списках и Правилах. Суд считает указанное решение неправомерным по следующим основаниям. В соответствии со статьей 80 и 83 Закона «О государственных пенсиях в Российской Федерации», 22 сентября 1999 года Правительством Российской Федерации было принято постановление № 1076 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей». В соответствии с пунктом 3 вышеуказанного Постановления, в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 года в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 463, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными пунктом 1 настоящего постановления. В соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 463, имеет право на пенсию за выслугу лет воспитатель детских домов всех типов и наименований, дома ребенка, семейные детские дома. При этом в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам образования, засчитываются все виды педагогической деятельности в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций). Согласно разделам 1 и 14 Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 1067 от 22 сентября 1999 года, в выслугу лет засчитывается работа в должности воспитателя в Домах ребенка (в том числе специализированных). На основании пунктов 1, 1.14 Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей в соответствии со статьей 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденного Постановлением Правительства РФ 29 октября 2002 года № 781, в льготный стаж засчитывается работа в должности воспитателя в учреждениях здравоохранения, а именно Доме ребенка (в том числе специализированного). Таким образом, в трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью входит работа воспитателя в Доме ребенка (в том числе специализированного), который относится к системе здравоохранения. В спорный период истица работала в Доме ребенка МУЗ «Вольской ЦРБ», что подтверждается записями в ее трудовой книжке. Как видно из материалов дела и материалов пенсионного дела, до 1996 года Дом ребенка являлся самостоятельным учреждением, подчинявшийся сначала горздравотделу, а затем ЦРБ (архивная справка № от ДД.ММ.ГГГГ, постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ №). Постановлением администрации Вольского муниципального образования № от ДД.ММ.ГГГГ Дом ребенка был присоединен к <адрес>ной больнице и стал ее структурным подразделением (справка № от ДД.ММ.ГГГГ, справка № от ДД.ММ.ГГГГ) вплоть до ДД.ММ.ГГГГ года, когда постановлением администрации Вольского муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ № была проведена реорганизация ММУ «Вольская центральная районная больница» путем выделения из его состава структурного подразделения «Дом ребенка» (справка № от ДД.ММ.ГГГГ, акт от ДД.ММ.ГГГГ - л.д.22, 23-24 пенсионного дела). Согласно свидетельству о регистрации юридического лица (л.д. 35 пенсионного дела) ДД.ММ.ГГГГ Дом ребенка был зарегистрирован как Муниципальное учреждение здравоохранения «Специализированный дом ребенка для детей с органическими поражениями центральной нервной системы, в том числе детским церебральным параличом, без нарушения психики». В ДД.ММ.ГГГГ году данное Муниципальное учреждение здравоохранения» преобразовано в Государственное учреждение здравоохранения «Вольский специализированный дом ребенка для детей с органическими поражениями центральной нервной системы, в том числе детским церебральным параличом, без нарушения психики» (справка от ДД.ММ.ГГГГ - л.д. 34). Статьи 12, 13, 14 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (утв. ВС РФ 22.07.1993 N 5487-1) (ред. от 18.07.2011) указывают, что к государственной муниципальной и частной системам здравоохранения относятся медицинские организации, в том числе лечебно-профилактические учреждения; фармацевтические предприятия и организации; аптечные учреждения; находящиеся в муниципальной собственности медицинские, фармацевтические и аптечные организации, которые являются юридическими лицами. Следовательно, учреждение здравоохранения должно являться юридическим лицом. Однако отсутствие регистрации учреждения в качестве юридического лица, и существование в спорный период Дома ребенка как структурного подразделения другого учреждения (Вольской центральной районной больницы, не может повлиять на его статус как учреждения для детей, так как отнесение учреждения к разряду детского зависит от осуществления им воспитательного процесса, то есть реализации одной или нескольких образовательных программ и (или) обеспечивание содержания и воспитания обучающихся, воспитанников. Более того, пенсионное законодательство не содержит такого условия, как наличие статуса юридического лица у детских учреждений, перечисленных в вышеназванных Списках, для назначения досрочной трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность. Иначе бы это означало дифференциацию условий назначения трудовых пенсий по старости лицам, работающим в соответствующих учреждениях в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям, что противоречит основным принципам Конституции Российской Федерации. При этом суд не учитывает доводы представителя ответчика, что Дом ребенка в спорный период не являлся образовательным учреждениям, а относился к учреждениям здравоохранения и поэтому работа в нем не дает право на льготную пенсию. До 1996 года и после 2001 года Дом ребенка являлся самостоятельным учреждением и также относился к учреждениям здравоохранения, но, тем не менее, ответчик включил эти периоды в стаж, дающий истице право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью. Поэтому причиной исключения этих периодов работы из льготного стажа, как считает суд, является не отнесение учреждения к учреждению здравоохранения, а именно отсутствие у него статуса юридического лица. Более того, во всех перечисленных судом выше Списках указан Дом ребенка именно как учреждение здравоохранения. А согласно статье 1 Федерального закона № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года (в редакции от 17 декабря 2009 года) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - это образовательные учреждения, в которых содержатся (обучаются и (или) воспитываются) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; учреждения социальной помощи населению (детские дома-интернаты для детей-инвалидов с умственной отсталостью и физическими недостатками, социально-реабилитационные центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, социальные приюты); учреждения системы здравоохранения (дома ребенка) и другие учреждения, создаваемые в установленном законом порядке. Таким образом, Дом ребенка при МУЗ «Вольская ЦРБ» являлся учреждением для детей, работа в котором дает истице право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью. В связи с этим, период работы истицы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит включению в стаж для назначения досрочной пенсии. Истица на момент обращения к ответчику с заявлением о назначении пенсии имела 28 лет 08 месяцев 21 день стажа педагогической деятельности. Таким образом, у истицы возникло право на назначение ей трудовой пенсии по старости досрочно в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей. Следовательно, ее требования должны быть удовлетворены. Согласно материалам дела, истица обратилась к ответчику за назначением пенсии ДД.ММ.ГГГГ, с того времени - с момента обращения, ей и должна быть назначена пенсия в соответствии с требованиями пункта 1 статьи 19 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Кроме того, суд считает, что решение ответчика об отказе в назначении пенсии является незаконным, так как, как уже было указано выше, ответчиком неправомерно были исключены из стажа работы, дающего право на назначение досрочной пенсии по старости периоды работы в Доме ребенка. Согласно статье 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы пропорционально размеру удовлетворенных требований. Следовательно, так как требования истицы удовлетворены полностью, с ответчика в ее пользу должна быть взыскана государственная пошлина в размере 200 рублей. Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил: Исковые требования к Государственному учреждению «Управление пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес>» о признании незаконным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии, включении в стаж педагогической работы необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии периодов работы и о назначении пенсии удовлетворить полностью. Признать незаконным решение Государственного учреждения «Управление пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ. Включить в трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по возрасту в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Обязать Государственное учреждение «Управление пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес>» назначить досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ. Взыскать с Государственного учреждения «Управление пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес>» в пользу государственную пошлину в размере 200 рублей. Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 дней через Вольский районный суд со дня изготовления мотивированного решения. Судья Карпинская А.В.