суд удовлетворил требования истицы о включении в стаж, дающий право на назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью период работы в Доме ребенка



                                                                                              ДЕЛО №2- 1401(1)/2011

Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации

18 октября 2011 года                                                         г.Вольск

          Вольский районный суд Саратовской области, в составе:

председательствующего судьи Карпинской А.В.

при секретаре Куляевой Е.С., рассмотрев, в открытом судебном заседании в городе Вольске дело по иску к Государственному учреждению «Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Вольском районе Саратовской области» о признании незаконным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии, включении в стаж педагогической работы необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии периодов работы и о назначении пенсии

установил:

ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Государственное учреждение «Управление пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес>» с заявлением о назначении пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью. Решением от ДД.ММ.ГГГГ ей было в этом отказано, при этом были исключены из специального стажа периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя в структурном подразделении «Дом ребенка» Муниципального учреждения здравоохранения «Вольская <адрес> больница (далее по тексту МУЗ «Вольская ЦРБ»), в связи с тем, что «Дом ребенка» не являлся юридическим лицом и не поименован в перечне структурных подразделений, предусмотренных пунктом 5 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 1999 года № 1067, и пунктом 13 Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

обратилась в суд с иском к Государственному учреждению «Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Вольском районе Саратовской области» о признании незаконным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии, включении в стаж педагогической работы необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии периодов работы и о назначении пенсии, мотивируя свои требования тем, что постановлением Совета Министров РСФСР от 06 июня 1991 года № 463 «Об утверждении списка профессии и должностей, дающих право на пенсию за выслугу лет» предусмотрено, что стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам образования, засчитываются все виды педагогической деятельности в школах и других учреждениях всех типов, независимо от ведомственной подчиненности. В этой редакции данная норма действовала до 14 ноября 2002 года. Ни в правилах исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, ни в статье 31 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не придана обратная сила этим нормативным актам. Согласно списку, утвержденному данным постановлением, в графе наименование учреждений указан дом ребенка, а графа наименование должности - воспитатель. В пункте 1.14 Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173 «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации №781 от 29 октября 2002 года, работа в домах ребенка, в том числе специализированных, входит в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости.

Согласно Уставу Муниципальное учреждение здравоохранения «Специализированный дом ребенка...» является лечебно-профилактическим учреждением, которое наряду с оказанием медицинской помощи осуществляет воспитательную деятельность, что подтверждает так же ее право на льготную пенсию в связи с осуществлением педагогической деятельности. Что касается отсутствия статуса юридического лица, то Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Российской Федерации от 31 июля 2001 года изложила свою позицию в отношении отсутствия у учреждения статуса юридического лица как незаконную, так как в законодательных актах, связанных с назначением пенсии нет ссылок на то, что учреждение должно иметь статус юридического лица. Об этом так же не сказано ни в Постановлении Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года №463, ни в постановлении Правительства Российской Федерации №781 от 29 октября 2002 года, ни в законе о трудовых пенсиях №173-ФЗ. Пенсия педагогическим работникам назначается в зависимости от вида деятельности, а не от правового статуса учреждения или организации, с которыми состояли в трудовых отношениях.

В судебном заседании истица свои требования поддержала и пояснила, что она с 1996 по настоящее время работает воспитателем в Доме ребенка. Сначала Дом ребенка был структурным подразделением МУЗ «Вольская ЦРБ», а затем стал самостоятельным юридическим лицом, но что-либо в деятельности учреждения и в ее должностных обязанностей не изменилось.

Представитель Государственного учреждения «Управление пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес>» , действующий на основании доверенности, иск не признал и суду пояснил, что решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан является законным, так как работа в должности воспитателя в учреждениях здравоохранения, в частности в МУЗ «Вольская ЦРБ», не включается в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии.

Суд, выслушав объяснения истицы, представителя ответчика, изучив материалы дела и пенсионное дело, приходит к следующему.

Согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 27 Закона Российской Федерации от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста;

Пунктом 2 этой же статьи предусмотрено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

До этого времени действовал закон от 20 ноября 1990 года «О государственных пенсиях в Российской Федерации», согласно статье80 которого, пенсия в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей устанавливается при выслуге не менее 25 лет.

В силу статьи 83 этого же Закона Списки соответствующих работ (профессий и должностей), с учетом которых назначается пенсия за выслугу лет, а в необходимых случаях и правила исчисления выслуги и назначения пенсий, утверждаются Правительством Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.

Таким образом, обстоятельствами, имеющими значение для дела и которые должна доказать истица, являются: соответствие наименования должности и наименования учреждения, в которых работала истица, наименованию должности и учреждения, указанных в соответствующих Списках.

Наименование должностей истицы - воспитатель сторонами не оспаривается и подтверждается материалами дела - справками уточняющего характера, записями в трудовой книжке.

Истице ответчиком был исключен из стажа, дающего право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, период работы в Детском доме, являвшемся структурным подразделением МУЗ «Вольская ЦРБ», так как такое учреждение и структурное подразделение не поименовано в соответствующих Списках и Правилах. Суд считает указанное решение неправомерным по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 80 и 83 Закона «О государственных пенсиях в Российской Федерации», 22 сентября 1999 года Правительством Российской Федерации было принято постановление № 1076 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей».

В соответствии с пунктом 3 вышеуказанного Постановления, в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 года в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 463, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными пунктом 1 настоящего постановления.

В соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 463, имеет право на пенсию за выслугу лет воспитатель детских домов всех типов и наименований, дома ребенка, семейные детские дома.

При этом в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам образования, засчитываются все виды педагогической деятельности в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).

Согласно разделам 1 и 14 Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 1067 от 22 сентября 1999 года, в выслугу лет засчитывается работа в должности воспитателя      в Домах ребенка (в том числе специализированных).

На основании пунктов 1, 1.14 Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей в соответствии со статьей 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденного Постановлением Правительства РФ 29 октября 2002 года № 781, в льготный стаж засчитывается работа в должности воспитателя в учреждениях здравоохранения, а именно Доме ребенка (в том числе специализированного).

Таким образом, в трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью входит работа воспитателя в Доме ребенка (в том числе специализированного), который относится к системе здравоохранения.

В спорный период истица работала в Доме ребенка МУЗ «Вольской ЦРБ», что подтверждается записями в ее трудовой книжке.

Как видно из материалов дела и материалов пенсионного дела, до 1996 года Дом ребенка являлся самостоятельным учреждением, подчинявшийся сначала горздравотделу, а затем ЦРБ (архивная справка от ДД.ММ.ГГГГ, постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ ).

Постановлением администрации Вольского муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ Дом ребенка был присоединен к <адрес>ной больнице и стал ее структурным подразделением (справка от ДД.ММ.ГГГГ, справка от ДД.ММ.ГГГГ) вплоть до ДД.ММ.ГГГГ года, когда постановлением администрации Вольского муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ была проведена реорганизация ММУ «Вольская центральная районная больница» путем выделения из его состава структурного подразделения «Дом ребенка» (справка от ДД.ММ.ГГГГ, акт от ДД.ММ.ГГГГ - л.д.22, 23-24 пенсионного дела).

Согласно свидетельству о регистрации юридического лица (л.д. 35 пенсионного дела) ДД.ММ.ГГГГ Дом ребенка был зарегистрирован как Муниципальное учреждение здравоохранения «Специализированный дом ребенка для детей с органическими поражениями центральной нервной системы, в том числе детским церебральным параличом, без нарушения психики».

В ДД.ММ.ГГГГ году данное Муниципальное учреждение здравоохранения» преобразовано в Государственное учреждение здравоохранения «Вольский специализированный дом ребенка для детей с органическими поражениями центральной нервной системы, в том числе детским церебральным параличом, без нарушения психики» (справка от ДД.ММ.ГГГГ - л.д. 34).

Статьи 12, 13, 14 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (утв. ВС РФ 22.07.1993 N 5487-1) (ред. от 18.07.2011) указывают, что к государственной муниципальной и частной системам здравоохранения относятся медицинские организации, в том числе лечебно-профилактические учреждения; фармацевтические предприятия и организации; аптечные учреждения; находящиеся в муниципальной собственности медицинские, фармацевтические и аптечные организации, которые являются юридическими лицами.

Следовательно, учреждение здравоохранения должно являться юридическим лицом. Однако отсутствие регистрации учреждения в качестве юридического лица, и существование в спорный период Дома ребенка как структурного подразделения другого учреждения (Вольской центральной районной больницы, не может повлиять на его статус как учреждения для детей, так как отнесение учреждения к разряду детского зависит от осуществления им воспитательного процесса, то есть реализации одной или нескольких образовательных программ и (или) обеспечивание содержания и воспитания обучающихся, воспитанников. Более того, пенсионное законодательство не содержит такого условия, как наличие статуса юридического лица у детских учреждений, перечисленных в вышеназванных Списках, для назначения досрочной трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность. Иначе бы это означало дифференциацию условий назначения трудовых пенсий по старости лицам, работающим в соответствующих учреждениях в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям, что противоречит основным принципам Конституции Российской Федерации.

При этом суд не учитывает доводы представителя ответчика, что Дом ребенка в спорный период не являлся образовательным учреждениям, а относился к учреждениям здравоохранения и поэтому работа в нем не дает право на льготную пенсию. До 1996 года и после 2001 года Дом ребенка являлся самостоятельным учреждением и также относился к учреждениям здравоохранения, но, тем не менее, ответчик включил эти периоды в стаж, дающий истице право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью. Поэтому причиной исключения этих периодов работы из льготного стажа, как считает суд, является не отнесение учреждения к учреждению здравоохранения, а именно отсутствие у него статуса юридического лица. Более того, во всех перечисленных судом выше Списках указан Дом ребенка именно как учреждение здравоохранения. А согласно статье 1 Федерального закона № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года (в редакции от 17 декабря 2009 года) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - это образовательные учреждения, в которых содержатся (обучаются и (или) воспитываются) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; учреждения социальной помощи населению (детские дома-интернаты для детей-инвалидов с умственной отсталостью и физическими недостатками, социально-реабилитационные центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, социальные приюты); учреждения системы здравоохранения (дома ребенка) и другие учреждения, создаваемые в установленном законом порядке.

Таким образом, Дом ребенка при МУЗ «Вольская ЦРБ» являлся учреждением для детей, работа в котором дает истице право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью. В связи с этим, период работы истицы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит включению в стаж для назначения досрочной пенсии.

Истица на момент обращения к ответчику с заявлением о назначении пенсии имела 28 лет 08 месяцев 21 день стажа педагогической деятельности. Таким образом, у истицы возникло право на назначение ей трудовой пенсии по старости досрочно в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей. Следовательно, ее требования должны быть удовлетворены. Согласно материалам дела, истица обратилась к ответчику за назначением пенсии ДД.ММ.ГГГГ, с того времени - с момента обращения, ей и должна быть назначена пенсия в соответствии с требованиями пункта 1 статьи 19 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Кроме того, суд считает, что решение ответчика об отказе в назначении пенсии является незаконным, так как, как уже было указано выше, ответчиком неправомерно были исключены из стажа работы, дающего право на назначение досрочной пенсии по старости периоды работы в Доме ребенка.

Согласно статье 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы пропорционально размеру удовлетворенных требований.

Следовательно, так как требования истицы удовлетворены полностью, с ответчика в ее пользу должна быть взыскана государственная пошлина в размере 200 рублей.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд                                                            

решил:

Исковые требования к Государственному учреждению «Управление пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес>» о признании незаконным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии, включении в стаж педагогической работы необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии периодов работы и о назначении пенсии удовлетворить полностью.

Признать незаконным решение Государственного учреждения «Управление пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ.

Включить в трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по возрасту в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Государственное учреждение «Управление пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес>» назначить досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с Государственного учреждения «Управление пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес>» в пользу государственную пошлину в размере 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 дней через Вольский районный суд со дня изготовления мотивированного решения.

         Судья                                                        Карпинская А.В.