Требования истца о включении периодов работы в льготный трудовой стаж удовлетворены



Дело (1)/2011

Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации

17 октября 2011 года                                                                          г. Вольск

Вольский районный суд Саратовской области в составе:

председательствующего судьи Козловой С.В.,

при секретаре Женалеевой Н.Н.,

с участием истца Лукьяновой Е.Д., ее представителя по ходатайству Нолетова И.В. и представителя ответчика Дмитриева Я.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Вольске дело по иску Лукьяновой Е. Д. к Государственному учреждению Управлению пенсионного фонда РФ в Вольском районе Саратовской области о включении периодов работы в льготный трудовой стаж, признании решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости незаконным и назначении пенсии,

установил:

Лукьянова Е.Д. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению Управлению пенсионного фонда РФ в Вольском районе Саратовской области о признании решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости незаконным и назначении пенсии, о включении периодов работы в льготный трудовой стаж в структурном подразделении «Дом ребенка» МУЗ «Вольская центральная районная больница» с 01.06.1996 года по 27.11.2011 года в должности воспитателя и период нахождения ее на курсах повышения квалификации с 10.05.2005 года по 26.05.2005 года. Заявленные требования истица обосновала тем, что 04 апреля 2011 года она обратилась в Государственное учреждение Управление пенсионного фонда РФ в Вольском районе с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей. Решением от 31.05.2011 года № 117 в назначении пенсии истиц было отказана и из специального стажа был исключен период работы в структурном подразделении «Дом ребенка» МУЗ «Вольская центральная районная больница» с 01.06.1996 года по 27.11.2011 года в должности воспитателя, а также период нахождения истицы на курсах повышения квалификации с 10.05.2005 года по 26.05.2005 года, в связи с тем, что учреждение «Дом ребенка» не является юридическим лицом и не поименован в разделе «Наименование учреждений» Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1067, а также Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного Постановлением СМ РСФСР от 06.09.1991 года № 463.

В судебном заседании истица Лукьянова Е.Д. заявленные требования поддержала и пояснила, что в период с 01.05.1987 года по настоящее время работает в должности воспитателя в Доме ребенка, который до 01 февраля 1998 года являлся структурным подразделением ММУ «Вольская ЦРБ», а с 01.02.1998 года Муниципальное медицинское учреждение «Вольская центральная районная больница» реорганизовано путем выделения и придания статуса юридического лица Дому ребенка г.Вольска. В связи с этим, истица 27.11.2001 г. была уволена в порядке перевода в МУЗ «Специализированный дом ребенка», затем принята в порядке перевода на должность воспитателя 28.11.2001 года. 01.01.2006 года МУЗ «Специализированный дом ребенка» на основании распоряжения Правительства Саратовской области переименован в ГУЗ «Вольский специализированный дом ребенка для детей с органическими повреждениями центральной нервной системы, в том числе детским церебральным параличом без нарушения психики г.Вольска и Вольского района Саратовской области». При этом за все время работы истицы, профиль и функции учреждения не менялись. Истица считает, что имеет право на льготную пенсию по возрасту, поскольку более 25 лет ее работа была связана с педагогической деятельностью.

Представитель истицы Нолетов И.В. заявленные доверителем требования поддержал и подтвердил вышеизложенные обстоятельства.

Представитель ГУ УПФ РФ в Вольском районе, действующий на основании доверенности Д. Я.В., против удовлетворения требований истицы возражал, суду пояснил, что решение ГУ Управлении ПФР в Вольском районе № 117 от 31.05.2011 года является законным, поскольку в период с 01.06.1996 года по 27.11.2001 года трудовая деятельность истицы протекала в структурном подразделении «Дом ребенка» МУЗ «Вольская ЦРБ» в должности воспитателя. Данная должность предусмотрена Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность. Указанным Списком в пункте 1.14 предусмотрены учреждения здравоохранения, в том числе, и дом ребенка. Поскольку работа истицы протекала в структурном подразделении вышеуказанный пункт Списка применить нельзя. Необходимо руководствоваться п.13 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность. По мнению представителя ответчика, в спорный период «Дом ребенка» не мог выступать в качестве работодателя, так как не имел статуса юридического лица, и работодателем выступало учреждение здравоохранения «Вольская центральная районная больница». Вместе с тем, работа в должности воспитателя в этом учреждении не включается в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии. Также представитель ответчика возражал против включения периода курсов повышения квалификации с 10.05.2005 года по 26.05.2005 года в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность. Поскольку, по мнению представителя ответчика, в льготный стаж включаются только периоды работы, в течение которого выполняется трудовая функция в определенной должности и в соответствующем учреждении.

Суд, выслушав объяснения участников процесса, изучив материалы пенсионного и настоящего гражданского дела, приходит к следующему.

Согласно п.п.19 п.1 ст. 27 Закона РФ от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (в редакции Федеральных законов РФ от 27.12.2009 N 378-ФЗ), вступившего в силу с 1 января 2002 г., трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

В соответствии с п. 2 ст. 27 вышеуказанного закона Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

В случае изменения организационно-правовой формы учреждений (организаций), предусмотренных подпунктами 19 - 21 пункта 1 настоящей статьи, при сохранении в них прежнего характера профессиональной деятельности тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы соответствующего учреждения (организации), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

До этого времени действовал закон от 20.11.1990 года «О государственных пенсиях в Российской Федерации», согласно статье80 которого, пенсия в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей устанавливается при выслуге не менее 25 лет.

В силу ст. 83 этого же Закона Списки соответствующих работ (профессий и должностей), с учетом которых назначается пенсия за выслугу лет, а в необходимых случаях и правила исчисления выслуги и назначения пенсий, утверждаются Правительством Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.

Таким образом, обстоятельствами, имеющими значение для дела и которые должна доказать истица, являются: соответствие наименования должности и наименования учреждения, в которых она работал, наименованию должности и учреждения, указанных в соответствующих Списках.

Наименование должности истицы «воспитатель» сторонами не оспаривается и подтверждается материалами дела - справками уточняющего характера, записями в трудовой книжке.

Истице ответчиком был исключен из стажа, дающего право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, период работы в должности воспитателя в Доме ребенка, являвшемся структурным подразделением Муниципального учреждения здравоохранения «Вольская центральная районная больница», с 01.06.1996 года по 27.11.2001 года, так как такое учреждением не поименовано в соответствующих Списках и Правилах, дающих право на пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью. Суд считает указанное решение неправомерным по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 80 и 83 Закона «О государственных пенсиях в РФ», 22.09.1999 года Правительством РФ было принято постановление №1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей».

В соответствии с п. 3 вышеуказанного постановления, в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 года в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6.09.1991 года № 463, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными пунктом 1 настоящего постановления.

В соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6.09.1991 года № 463, имеют право на пенсию за выслугу лет воспитатели в домах ребенка.

При этом в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам образования, засчитываются все виды педагогической деятельности в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).

Согласно разделам 1 и 14 Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 1067 от 22 сентября 1999 года, в выслугу лет засчитывается работа в должности воспитателя в Домах ребенка (в том числе специализированных).

На основании пунктов 1 и 1.14 Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей в соответствии со статьей 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденного Постановлением Правительства РФ 29 октября 2002 года № 781, в льготный стаж засчитывается работа в должности воспитателя в учреждениях здравоохранения, а именно в Доме ребенка (в том числе специализированного).

Таким образом, в трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью входит работа воспитателя в Доме ребенка (в том числе специализированного), который относится к системе здравоохранения.

Как видно из копии трудовой книжки Лукьяновой Е.Д., в период с 01.05.1987 года по 27.11.2001 года она работала в должности воспитателя в Доме ребенка Муниципального медицинского учреждения «Вольская центральная районная больница».

Из справки № 163, выданной 27.03.2011 года МУЗ «Вольская центральная районная больница», следует, что постановлением Администрации г.Вольска № 41 от 13.05.1992 года «О предоставлении прав юридического лица лечебным учреждениям» право юридического лица было предоставлено «Дому ребенка», который являлся структурным подразделением Вольской центральной районной больницы. Постановлением Администрации Вольского муниципального образования № 501 от 22.07.1996 года «О регистрации Устава медицинских учреждений «Центральная районная больница», «Дом ребенка» был присоединен к Центральной районной больнице и стал ее структурным подразделением. Постановлением Администрации Вольского муниципального образования № 1709 от 15.10.1997 года о внесении изменений в постановление главы Администрации г.Вольска № 797 от 20.09.1997 года «О регистрации медицинского муниципального учреждения» Центральная районная больница зарегистрирована как Муниципальное медицинское учреждение «Центральная районная больница». На основании постановления Администрации Вольского муниципального образования Саратовской области от 24.04.1998 года №586 «О регистрации новой редакции Устава медицинских учреждений» Муниципальное медицинское учреждение «Центральная районная больница» зарегистрировано как Муниципальное медицинское учреждение «Вольская центральная районная больница» и имела в своем составе структурное подразделение «Дом ребенка». Постановлением Администрации Вольского муниципального образования № 2376 от 20.09.2001 года «О внесении изменений в постановление Администрации Вольского муниципального образования от 25.01.2001 года № 193» проведена реорганизация ММУ «Вольская ЦРБ» путем выделения из его состава структурного подразделения - Дома ребенка.

           Согласно Уставу Муниципального учреждения здравоохранения «Специализированный дом ребенка для детей с ограниченными поражениями центральной нервной системы, в том числе детским церебральным параличом, без нарушения психики» в редакции от 13.11.2001 года, дом ребенка является лечебно-профилактическим учреждением, осуществляющим свою деятельность в области оказания медицинской, воспитательной, лечебно-оздоровительной помощи детям.

Из должностной инструкции воспитателя Вольского специализированного дома ребенка усматривается, что на должность воспитателя назначается лицо с высшим или средним педагогическим образованием, прошедший специальную подготовку для работы с детьми раннего возраста, является работником, непосредственно осуществляющим воспитание детей и уход за ними.

Как видно из справки уточняющей льготный характер работы или условия труда, необходимые для назначения льготной пенсии № 162, выданной Муниципальным учреждением «Вольская центральная районная больница» от 27.03.2011 года, Лукьянова Е.Д. работала в Доме ребенка в должности воспитателя на полную ставку с полным рабочим днем с 01.01.1995 года по 31.05.1996 года.

Справкой уточняющей льготный характер работы или условия труда, необходимые для назначения льготной пенсии № 163, выданной Муниципальным учреждением «Вольская центральная районная больница» от 27.03.2011 года, подтверждается стаж работы Лукьяновой Е.Д. в структурном подразделении «Дом ребенка» в должности воспитателя на полную ставку с полным рабочим днем с 01.06.1996 года по 27.11.2001 года.

Изложенные истицей сведения в судебном заседании подтвердили, допрошенные в качестве свидетелей <данные изъяты> и <данные изъяты> которые суду пояснили, что работают воспитателя в Доме ребенка длительное время, за все время работы в данном учреждении, независимо от того, явилось ли учреждение структурным подразделением Вольской центральной районной больницы или имело статус юридического лица, их должностные обязанности и функциональное назначение самого учреждения не менялись.

Кроме того, по мнению суда, отсутствие у Дома ребенка в спорный период времени статуса юридического лица не может повлиять на право истицы на пенсионное обеспечение, поскольку в противном случае это означало бы дифференциацию условий назначения трудовых пенсий по старости лицам, работающим в соответствующих учреждениях в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям, что противоречит основным принципам Конституции Российской Федерации.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что период работы истицы в структурном подразделении «Дом ребенка» с 01.06.1996 года по 27.11.2001 года в должности воспитателя должен быть включен в стаж педагогической деятельности, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии.

Согласно статье 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.

Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Кроме того, для отдельных категорий работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации - обязательное условие выполнения работы. Таким образом, период нахождения истицы на курсах повышения квалификации с 10.05.2005 года по 26.05.2005 года подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.

При условии включения истице в льготный трудовой стаж спорных периодов ее работы Лукьянова Е.Д. будет иметь необходимую продолжительность стажа для назначения льготной трудовой пенсии по возрасту, а именно, 25 лет 6 месяцев и 11 дней.

В силу ст. 19 ч. 1 и 2 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией.

Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.

Как видно из материалов пенсионного дела, исследованного в ходе судебного заседания, истица обратилась в ГУ УПФ РФ в Вольском районе с заявлением о назначении ей льготной пенсии по возрасту 04.04.2011 года, поэтому пенсию за выслугу лет ей следует назначить с указанной даты.

Учитывая вышеизложенное, суд считает, что решение ГУ УПФ РФ в Вольском районе Саратовской области №117 от 31.05.2011 года об отказе Лукьяновой Е.Д. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей является незаконным, поскольку судом установлено, что ответчиком неправомерно был исключен из стажа работы, дающего право на назначение досрочной пенсии по старости, вышеуказанные периоды ее работы.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд,

решил:

Обязать Государственное учреждение Управление пенсионного фонда РФ в Вольском районе Саратовской области включить в льготный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей, периоды работы Лукьяновой Е. Д. в структурном подразделении «Дом ребенка» Муниципального учреждения здравоохранения «Вольская центральная районная больница» в должности воспитателя с 01.06.1996 года по 27.11.2001 года, а также период нахождения на курсах повышения квалификации в период с 10.05.2005 года по 26.05.2005 года.

Признать решение ГУ УПФ РФ в Вольском районе Саратовской области № 117 от 31.05.2011 года об отказе Лукьяновой Е. Д. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей незаконным.

Обязать Государственное учреждение Управление пенсионного фонда РФ в Вольском районе Саратовской области назначить Лукьяновой Е. Д. досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей с 04.04.2011 года.

Взыскать с Государственного учреждения Управление пенсионного фонда РФ в Вольском районе Саратовской области в пользу Лукьяновой Е. Д. расходы по оплате государственной пошлины в сумме 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Вольский районный суд в течение 10 дней.

Судья                                      С.В.Козлова