ДЕЛО №(1)/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ г.Вольск Вольский районный суд Саратовской области, в составе: председательствующего судьи Карпинской А.В. с участием адвоката Артеменко А.И. при секретаре Куляевой Е.С., рассмотрев, в открытом судебном заседании в городе Вольске дело по иску Филюшиной Т. А. к Государственному учреждению «Управление пенсионного фонда РФ в Вольском районе Саратовской области» о признании решения об отказе в назначении пенсии незаконным, о включении в стаж педагогической работы необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии периодов работы и о назначении пенсии установил: Филюшина Т.А. ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Государственное учреждение (далее по тексту - УПФ РФ в Вольском районе) с заявлением о назначении пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью. Решением № от ДД.ММ.ГГГГ ей было в этом отказано, так как были исключены из специального стажа периоды в должности старшей пионервожатой в <данные изъяты> школе - интернате № с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в связи с тем, что такое учреждение, как «школа-интернат» в Положении о порядке исчисления стажа для назначений пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 (далее по тексту - Положение) не поименовано. Филюшина Т.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению «Управление пенсионного фонда РФ в Вольском районе Саратовской области» о включении в стаж педагогической работы необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии периодов работы и о назначении пенсии, мотивируя свои требования тем, что считает, что в указанном выше Положении под работой в качестве штатной пионервожатой в школах имеются в виду все виды школ, поименованные в Перечне учреждений, организаций и должностей, указанных в приложении к Постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397. В ходе рассмотрения дела истица увеличила свои требования, просит признать незаконным решение ответчика, вынесенного ДД.ММ.ГГГГ под номером №, об отказе в назначении ей пенсии. В судебном заседании истица свои требования поддержала и дала объяснения, аналогичные изложенным выше. Представитель истицы - адвокат Артеменко А.И., доводы своей доверительницы поддержал. Представитель ответчика - Дмитриев Я.В., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал и суду пояснил, что решение об отказе в назначении истице пенсии является законным, так как наименование учреждения «школа - интернат» не поименовано в Положении, утвержденном постановлением Совета Министров СССР 17 декабря 1959 года № 1397. Школа - интернат не является разновидностью школы. Суд, выслушав объяснения истицы, ее представителя, представителя ответчика, изучив материалы дела, приходит к следующему. Согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 27 Закона Российской Федерации от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста; Пунктом 2 этой же статьи предусмотрено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. До этого времени действовал закон от 20 ноября 1990 года «О государственных пенсиях в Российской Федерации», согласно статье80 которого, пенсия в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей устанавливается при выслуге не менее 25 лет. В силу статьи 83 этого же Закона Списки соответствующих работ (профессий и должностей), с учетом которых назначается пенсия за выслугу лет, а в необходимых случаях и правила исчисления выслуги и назначения пенсий, утверждаются Правительством Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации. Таким образом, обстоятельствами, имеющими значение для дела и которые должна доказать истица, являются: соответствие наименования должности и наименования учреждения, в которых работала истица, наименованию должности и учреждения, указанных в соответствующих Списках. Наименование должности истицы - старшая пионервожатая, предусмотренная штатным расписанием, сторонами не оспаривается и подтверждается материалами дела - справками уточняющего характера, записями в трудовой книжке. Истице ответчиком был исключен из стажа, дающего право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, период работы в школе-интернате в должности старшей пионервожатой, так как такое учреждение не поименовано в Положении о порядке исчисления стажа для назначений пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397. Суд считает указанное решение неправомерным по следующим основаниям. Из материалов дела следует, что периоды работы истицы в должности старшей пионервожатой в школе-интернате относится к периоду деятельности до 1 января 2002 года, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам. Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29 января 2004 года N 2-П в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц. В период работы истицы в должности старшей пионерской вожатой действовали утвержденные Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения и Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет. Пунктом 2 указанного Положения в стаж работы учителей и других работников просвещения, кроме работы, указанной в пункте 1 настоящего Положения, засчитывается работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых. Представитель ответчика полагает, что поскольку в названном выше пункте Положения поименовано только такое учреждение, как школа, а не школа - интернат, то поэтому работы в должности штатной пионервожатой в школах - интернатах в стаж педагогической деятельности включать нельзя. Однако суд считает, что в данном случае понятие «школа» является обобщающим, общим понятием, куда включены все учебные учреждения, поименованные в пункте 1 Перечня учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного этим же постановлением, в том числе начальные, семилетние, восьмилетние и средние школы независимо от их наименования, школы - интернаты и школьные интернаты всех наименований, школы всех типов для глухонемых, слепых, нервных и других больных детей, санаторные, санаторно-лесные и лесные школы, школы и учебные группы при детских санаториях и т.д., при условии, что в штатных расписаниях данных учреждений имеется должность пионервожатой. Иначе, поскольку такое учреждение как «школа» в Перечне учебных заведений отсутствует, а имеются школы восьмилетние, средние, школы - интернаты и т.д., то тогда применение пункта 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения было бы невозможно. В связи с этим суд считает, что работа в штатной должности пионервожатой в школе-интернате включается в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой деятельности по старости в связи с педагогической деятельностью. В соответствии с пунктом 4 указанного выше Положения время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 настоящего Положения, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию. Как видно из материалов дела истица на момент обращения в УПФ за назначением досрочной пенсии (ДД.ММ.ГГГГ) имела, по расчету ответчика, 19 лет 12 дней стажа работы, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии. С учетом включения в специальный стаж периода ее работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (5 лет 11 месяцев 22 дня) в должности старшей пионервожатой в школе-интернате такой стаж составит 25 лет 0 месяцев 04 дня. Уже имеющийся у истицы стаж в 19 лет 12 дней превышает 2/3 стажа, требуемого для назначения досрочной пенсии, так как 2/3 от 25 лет составляет 16 лет 8 месяцев (25:3х2). Таким образом, период работы истицы в должности старшей пионервожатой в указанный выше период подлежит включению в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью. Из акта № от ДД.ММ.ГГГГ проверки факта работы истицы следует, что она находилась в спорный период в отпусках по беременности и родам и по уходу за ребенком. Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 года "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 1 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности. Законом СССР от 22 мая 1990 года N 1501-1 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства" были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде; статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. В соответствии с данным Законом законодательство союзных республик подлежало приведению в соответствие с настоящим Законом. Согласно статье 167 Кодекса законов о труде РСФСР, в редакции, действовавшей в 1989-1990 годах, дополнительный отпуск без сохранения заработной платы засчитывается в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности. Таким образом, до введения в действие Закона РФ от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение указанного периода в специальный стаж работы, дающего право на досрочное назначение пенсии по старости. Поскольку истица находилась в отпуске по уходу за ребенком в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год, то есть до введения в действие Закона РФ N 3543-1 от 25 сентября 1992 года, указанный период подлежит включению в трудовой стаж, дающий право на досрочную пенсию как педагогическому работнику (специальный стаж). Таким образом, истица на момент обращения к ответчику с заявлением о назначении пенсии имела более 25 лет (при подсчете судом - 25 лет 0 месяцев 04 дня стажа педагогической деятельности. Следовательно, у нее возникло право на назначение ей трудовой пенсии по старости досрочно в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей, поэтому ее требования должны быть удовлетворены. Согласно материалам дела, истица обратилась к ответчику за назначением пенсии ДД.ММ.ГГГГ, именно с этого времени - с момента обращения, ей и должна быть назначена пенсия в соответствии с требованиями пункта 1 статьи 19 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Кроме того, суд считает, что решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан об отказе истицы в назначении пенсии является незаконным и подлежит отмене, так как, как уже было указано выше, ответчиком неправомерно были исключены из стажа работы, дающего право на назначение досрочной пенсии по старости периоды работы в должности пионерской вожатой в школе-интернате. Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил: Исковые требования Филюшиной Т. А. к Государственному учреждению «Управление пенсионного фонда РФ в Вольском районе Саратовской области» о признании решения об отказе в назначении пенсии незаконным, о включении в стаж педагогической работы необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии периодов работы и о назначении пенсии удовлетворить полностью. Признать незаконным решение Государственного учреждения «Управление пенсионного фонда РФ в Вольском районе Саратовской области» № от ДД.ММ.ГГГГ. Включить Филюшиной Т. А. в трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по возрасту в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности старшей пионервожатой в <данные изъяты> школе - интернате №.. Обязать Государственное учреждение «Управление пенсионного фонда РФ в Вольском районе Саратовской области» назначить Филюшиной Т. А. досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ. Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 дней через Вольский районный суд со дня изготовления мотивированного решения. Судья Карпинская А.В.