ДЕЛО №2-1733(1)/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 14 декабря 2011 года г.Вольск Вольский районный суд Саратовской области, в составе: председательствующего судьи Карпинской А.В. при секретаре Куляевой Е.С. рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Вольске дело по иску Бухбиндер А. В. к Государственному учреждению «Управление социальной поддержки населения Вольского района», Министерству социального развития Саратовской области, Министерству финансов Саратовской области, Правительству Российской федерации о компенсации морального вреда у с т а н о в и л: Бухбиндер А.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению «Управление социальной поддержки населения <адрес>» (далее по тексту - ГУ УСПН <адрес>, или Учреждение), Министерству социального развития <адрес>, Правительству Российской Федерации о компенсации морального вреда в размере по <данные изъяты> рублей с каждого ответчика, мотивируя свои требования тем, чтов соответствии с актом освидетельствования от ДД.ММ.ГГГГ, выданным филиалом № ФГУ «Главное бюро медико - социальной экспертизы по <адрес>», он является <данные изъяты> по заболеванию <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ ему была выдана индивидуальная программа реабилитации инвалида, в соответствии с которой он нуждается в получении технического средства реабилитации - <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ он обратился с заявлением в ГУ УСПН <адрес> о получении <данные изъяты>. В силу того, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ указанное техническое средство реабилитации ему выдано не было, он обратился в тот же день в адрес Вольского межрайонного прокурора с жалобой на нарушение социальных прав инвалида. По данной жалобе Вольской межрайонной прокуратурой было возбуждено надзорное производство, по результатам которого доводы, изложенные в жалобе истца, нашли свое подтверждение. Вследствие выявленных нарушений его социальных прав, Вольский межрайонный прокурор был вынужден обратиться в Вольский районный суд <адрес> о понуждении ГУ УСПН <адрес> и Министерства социального развития <адрес> к обеспечению <данные изъяты>. Только ДД.ММ.ГГГГ ему были предоставлены <данные изъяты>, запатентованные в соответствии с требованиями Всемирной организации здравоохранения. Следовательно, по вине ответчиков к течении 188-ми суток он был лишен необходимого ему технического сродства реабилитации, что не совместимо со статьей 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Первопричиной выше названных обстоятельств является бездействие Правительства Российской Федерации, связанное с невыполнением поручений Президента Российской Федерации от 17 апреля 2009 года №Пр-937 по ратификации Конвенции о правах инвалидов, что приводит к иллюзорности государственных гарантий по реабилитации инвалидов, что нарушило право истца на эффективное средство правовой защиты, гарантированное статьей 13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Неправомерным бездействием ответчиков ему был причинен существенный моральный вред, выражающийся следующим: переживаниями в течение 188-ми суток, связанными с невозможностью получения технического средства реабилитации, гарантированного государством; сильным эмоциональным стрессом; дискомфортом; потерей благоприятных условий жизни; угнетениями, связанными с социальной незащищенностью в течение 188-ми суток; разочарованиями в эффективности государственных органов и государственного учреждения; упадком настроения; невозможностью свободного передвижения в течении 188-ми суток. Определяя степень вины ответчиков и размер компенсации морального вреда, следует руководствоваться прецедентным постановлением Европейского Суда по правам человека от 16 февраля 2010 года по делу №7078\02 V.D. против Румынии, согласно которого национальные власти, имеющие в своем распоряжении документы социальной реабилитации человека, неправомерно бездействующие по предоставлению реабилитационных мер, ответственны за нарушение статьи 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод и обязаны выплачивать потерпевшим от данного нарушения компенсацию морального вреда в размере 10000 евро. В ходе рассмотрения дела в качестве ответчика было привлечено \Министерство финансов <адрес>. Представитель истца - Вологин А.Б., действующий на основании доверенности, заявленные требовании поддержал, суду пояснил, что моральный вред его доверителю был причинен также тем, что ГУ УСПН <адрес> не известило истца в пятнадцатидневный срок о постановке на учет для получения средств реабилитации. Прокурор в исковом заявлении указывал, что на ДД.ММ.ГГГГ не было выписано направление на получение истцом технических средств реабилитации. С ДД.ММ.ГГГГ года действия по обеспечению его доверителя костылями не были произведены в виду неправомерного бездействия государственных органов. Претензий по качеству выданных ему костылей истец не предъявляет. Правительство Российской Федерации причинило истцу моральный вред в связи с бездействием по ратификации Конвенции о правах инвалидов, из-за чего истец не мог защитить свое право на получение технических средств реабилитации. Представитель ГУ УСПН Вольского района - Клюев А.Д., действующий на основании доверенности, иск не признал и суду пояснил, чтосогласно пункту 1.1. Устава ГУ УСПН Вольского района создано в результате реорганизации УСЗН Вольского района Министерства социального развития Саратовской области путём выделения, в соответствии с распоряжением Правительства Саратовской области от 27 марта 2009 года №45-Пр «О реорганизации территориальных органов министерства социального развития Саратовской области» с изменениями, внесенными распоряжением Правительства Саратовской области от 08 мая 2009 года №98-Пр. Учредителем Учреждения является Министерство социального развития Саратовской области (далее Министерство). Приказом Министерства социального развития Саратовской области № 1025 от 22 октября 2011 года в целях реализации Соглашения между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Правительством Саратовской области о передаче Правительству Саратовской области осуществления части полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидов и отдельных категорий граждан из числа ветеранов, а также по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показании путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 года № 2104-р, до утверждения соответствующих административных регламентов предоставления Министерством социального развития Саратовской области государственных услуг, утвержден временный порядок взаимодействия Министерства социального развития Саратовской области, территориальных органов министерства и государственных учреждений социальной поддержки населения при предоставлении инвалидамтехнических средствам реабилитации (далее по тексту Порядок) (кроме протезов, протезно-ортопедических изделий). Согласно разделу 2 Порядка, для постановки на учет на получение технического средства инвалид, либо лицо, представляющее его интересы, подает в УСПН заявление о предоставлении технического средства с предоставлением паспорта инвалида и индивидуальной программы реабилитации, разрабатываемой федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. На каждое техническое средство инвалид ставится в отдельную очередь. Специалист УСПН ведущий прием, проверяет соответствие предъявленных документов, заверяет соответствие копий оригиналам документов своей подписью и штампом УСПН. Специалист УСПН регистрирует заявление в журнале учета заявлений граждан, нуждающихся в получении технических средств, и заносит информацию в базу данных. Журнал учета заявлений граждан, нуждающихся в получении технических средств, ведется на каждое техническое средство в соответствии с пунктом 2.2. Порядка. УСПН рассматривает заявление, указанное в пункте 2.1. Порядка, в 15-дневный срок с момента его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида о постановке на учет по обеспечению техническим средством либо об отказе в постановке на учет. В целях определения потребности УСПН формирует и направляет в Министерство информацию о потребности в технических средствах в соответствии с количеством инвалидов, вставших на учет. Информация формируется, подписывается руководителем УСПН и предоставляется в Министерство. Дополнительная информация направляется в Министерство по мере необходимости. На основании информации о потребности в технических средствах, представленной УСПН, и с учетом заключенных государственных контрактов (договоров) Министерство направляет в УСПН разнарядки. На основании разнарядки Министерства, одновременно с уведомлением, указанным в пункте 2.6. Временного порядка УСПН высылает (выдает) направление инвалиду на получение технических средств, в организациях, отобранных Министерством по итогам конкурса, проведенном в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказания услуг для государственных нужд (далее - отобранная организация). Техническое средство, в отобранных организациях, может быть получено инвалидом либо лицом, представляющим его интересы на основании выданного УСПН направления. ДД.ММ.ГГГГ Бухбиндер А.В. обратился с заявлением в ГУ УСПН <адрес> об обеспечении его <данные изъяты>. Все необходимые документы заявителем были представлены. В этот же день ДД.ММ.ГГГГ истец был уведомлен о постановке на учет по обеспечению техническим средством о чем в электронной базе технических средств реабилитации зарегистрировано уведомление. Незамедлительно в Министерство социального развития <адрес> по электронной почте была направлена заявка на технические средства реабилитации инвалидов от <данные изъяты>костыли». Кроме того, ежемесячно в Министерство социального развития Саратовской области предоставляется отчет о количестве выданных технических средств реабилитации. В соответствии с пунктом 3.3. Временного порядка, на основании информации о потребности в технических средствах, представленной УСПН, и с учетом заключенных государственных контрактов (договоров) Министерство направляет в УСПН разнарядки. На основании разнарядки Министерства, одновременно с уведомлением, указанным в пункте 2.6 временного порядка УСПН высылает (выдает) направление инвалиду на получение технических средств, в организациях, отобранных Министерством по итогам конкурса, проведенном в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказания услуг для государственных нужд. Таким образом, Министерство социального развития Саратовской области в рамках Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" производит электронные торги, посредством которых отбирает организации, в которых инвалид либо лицо, представляющее его интересы, на основании выданного УСПН направления может получить техническое средство. Бланк направления на получение либо изготовление технических средств реабилитации, протезов, протезно-ортопедических изделий содержит такие сведения, как адрес инвалида, его фамилия, имя, отчество, наименование учреждения, в котором можно получить костыли. Специалисты ГУ УСПН Вольского района не могли выдать истцу направление без указания наименования организации, в которую направляется инвалид.ГУ УСПН Вольского района получило <данные изъяты> в конце ДД.ММ.ГГГГ. Технические средства реабилитации отпускаются инвалиду или его представителю по предъявлению направления в <адрес> или доставка осуществляется до места жительства инвалида. Согласно расписке от ДД.ММ.ГГГГ социальный работник получила технические средства реабилитации - <данные изъяты> для Бухбиндера А.В. Представитель Правительства Российской Федерации - Родионов О.Д., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал и суду пояснил, что Правительство Российской Федерации является высшим исполнительным органом исполнительной власти, является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в Российской Федерации, осуществляет свою деятельность на основании Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и нормативных указов Президента Российской Федерации. В пределах своих полномочий Правительство Российской Федерации организует реализацию внутренней и внешней политики Российской Федерации; осуществляет регулирование в социально-экономической сфере; обеспечивает единство системы исполнительной власти в Российской Федерации; направляет и контролирует деятельность ее органов; формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию; реализует предоставленное ему право законодательной инициативы. Таким образом, Правительство Российской Федерации не обладает полномочиями по обеспечению инвалидов средствами реабилитации. Так же истцом не представлено никаких доказательств о незаконных действиях Правительства Российской Федерации в отношении именно него, в том числе и о невыполнении поручений Президента Российской Федерации от 17 апреля 2009 года № Пр-937 по ратификации Конвенции о правах инвалидов. Кроме того, на основании статьи 28 Федерального Конституционного закона № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» исключительно на заседаниях Правительства Российской Федерации рассматриваются вопросы заключения подлежащих ратификации международных договоров Российской Федерации. Согласно статье 14 Федерального закона от 15 июня 1995 года № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» в соответствии с Конституцией Российской Федерации ратификация международных договоров Российской Федерации осуществляется в формате Федерального закона, на основании статьи 105 Конституции Российской Федерации. Федеральные законы принимаются Государственной Думой Российской Федерации. Следовательно, Правительство Российской Федерации не обладает полномочиями по ратификации международных договоров Российской Федерации, в том числе и Конвенции о правах инвалидов. В своем исковом заявлении истец просит взыскать компенсацию морального вреда в размере 1 200 000 рублей. При решении вопроса о компенсации морального вреда и ее размере необходимо учитывать следующее. В соответствии со статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации при определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред. Согласно пункту 2 статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации, Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10 от 20 декабря 1994 года «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий и с учетом требований разумности и справедливости. Суд оценивает степень физических и нравственных страданий истца с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, его индивидуальных особенностей и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных страданий. В свою очередь, в Постановлении Пленума указано, что в целях обеспечения правильного разрешения возникшего спора суду необходимо по каждому делу выяснить, чемподтверждается факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий, при каких обстоятельствах они нанесены, какие нравственные или физические страдания перенесены потерпевшим и другие обстоятельства, имеющие значение для разрешения конкретного спора. Однако размер заявленной истцом суммы компенсации перенесенных физических и нравственных страданий не подтверждается какими-либо доказательствами. Истец, представители Министерства финансов Саратовской области, Министерства социального развития Саратовской области в судебное заседание не явились, были надлежаще извещены о времени и месте слушания дела, просят рассмотреть дело в их отсутствие. Представители Министерства финансов Саратовской области, Министерства социального развития Саратовской области в своих письменных отзывах изложили позицию, аналогичную позиции представителя Правительства Российской Федерации. Изучив материалы дела, гражданского дела №, надзорного производства №, выслушав объяснения представителей сторон, показания свидетеля, суд приходит к следующему. В судебном заседании установлено, и не оспаривается сторонами, что истец является <данные изъяты> и в соответствии с разработанной для него программой реабилитации нуждается в технических средствах реабилитации - <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в ГУ УСПН <адрес> с заявлением о предоставлении ему <данные изъяты>, данное заявление было принято, истец был поставлен в очередь для получения средств реабилитации, о чем уведомлен в пятнадцатидневный срок не был, и в этот же срок ему не было выдано направление на получение технического средства реабилитации в организации, обеспечивающие техническими средствами. <данные изъяты> были получены истцом только ДД.ММ.ГГГГ. Истец указывает, что не предоставлением ему технических средств реабилитации ему был причинен моральный вред. В силу статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающие на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. Согласно пункту 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства, право на имя, право авторства, иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом. В случаях и в порядке, предусмотренных законом, личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежавшие умершему, могут осуществляться и защищаться другими лицами, в том числе наследниками правообладателя. Пунктом 2 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренным законом. Таким образом, моральный вред истцу может компенсироваться только в случае, если вред причинен действиями, нарушающими личные неимущественные права истца, в данном случае - вред здоровью, либо нарушающие имущественные права истца и возможность такой компенсации прямо предусмотрена законом. Между тем, в деле отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что действия ответчиков были направлены на причинение вреда здоровью, а также доказательства, свидетельствующие, что такой вред действительно был причинен ответчиками истцу. Не заявляет об этом и истец. В силу статьи 128 Гражданского кодекса Российской Федерации к объектам гражданских прав относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права; работы и услуги; охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность); нематериальные блага. Технические средства реабилитации являются вещью, а право истца на их получение - имущественным правом, поэтому все действия ответчиков, связанных с не предоставлением истцу <данные изъяты> является нарушением его имущественного права, предоставленного ему Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Однако, Федеральным законом "О защите прав инвалидов в Российской Федерации" и иными нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы обеспечения мер социальной поддержки инвалидам, не предусмотрена возможность компенсации морального вреда в связи с нарушением имущественных прав гражданина. Перечисленные истцом в обоснование компенсации морального вреда обстоятельства указывают на нарушение его имущественных прав, в связи с чем статья 151 Гражданского кодекса Российской Федерации не может быть применена. Также суд не находит и оснований для взыскания компенсации морального вреда с Правительства Российской Федерации в связи с его бездействием по ратификации Конвенции о правах инвалидов, поскольку считает, что отсутствует какая - либо прямая причинная связь между действиями Правительства Российской Федерации и нравственными и иными страданиями истца. Не ратификация данной Конвенции не лишает истца права на получение предусмотренных законом льгот и компенсаций, а, кроме того, ратификация международных договоров Российской Федерации осуществляется в форме федерального закона, о чем прямо указано в статье 14 Федерального закона от 15 июня 1995 года № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации». А в соответствии с пунктом 1 статьи 105 Конституции Российской Федерации федеральные законы принимаются Государственной Думой. Следовательно, Правительство Российской Федерации не обладает полномочиями по ратификации международных договоров. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требований истца являются необоснованными и в их удовлетворении необходимо отказать. Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд, р е ш и л: В удовлетворении исковых требований Бухбиндер А. В. к Государственному учреждению «Управление социальной поддержки населения Вольского района», Министерству социального развития Саратовской области, Министерству финансов Саратовской области, Правительству Российской федерации о компенсации морального вреда отказать полностью. Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 дней через Вольский районный суд со дня изготовления мотивированного решения. Судья Карпинская А.В.