За муниципальным образованием признано право муниципальной собственности на бесхозяйный объект недвижимости - газопровод



Дело № 2-1830(1)/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 декабря 2011 года                                                                                         город Вольск

Вольский районный суд Саратовской области

в составе председательствующего судьи Крапивина А.А.

при секретаре Аббасовой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Администрации муниципального образования <адрес> муниципального района <адрес> о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь,

УСТАНОВИЛ:

Администрация муниципального образования <адрес> муниципального района <адрес> обратилась в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности муниципального образования <адрес> на сооружение - газопровод низкого давления от места врезки в существующий газопровод у жилого <адрес> до кранов у жилых домов по <адрес>, до кранов у жилых домов по <адрес>, до кранов у жилых домов по <адрес>, до кранов у жилых домов по <адрес>, протяженностью 389 м., как на бесхозяйную недвижимую вещь, указывая следующее. ДД.ММ.ГГГГ по заявлению администрации Вольского муниципального района <адрес> управлением Федеральной регистрационной службы по <адрес> был поставлен на учет бесхозяйный объект недвижимости, имеющий наименование: литера I, газопровод низкого давления от места врезки в существующий газопровод у жилого <адрес> до кранов у жилых домов по <адрес>, до кранов у жилых домов по <адрес>, до кранов у жилых домов по <адрес>, до кранов у жилых домов по <адрес>, протяженностью 389 м., как на бесхозяйную недвижимую вещь. В настоящее время установленный законодательством годичный срок нахождения на учете бесхозяйной вещи истек, досудебный порядок приобретения права собственности, предусмотренный ст. 225 ГК РФ, по мнению заявителя, соблюден.

Администрация муниципального образования <адрес> муниципального района <адрес>, как орган местного самоуправления была создана ДД.ММ.ГГГГ, но бюджет муниципального образования <адрес> до 2009 года не формировался. Финансирование Администрации <адрес> осуществлялось по утвержденным сметным назначениям консолидированного бюджета Вольского муниципального района <адрес>. До 2010 года Администрация муниципального образования <адрес> не имела полномочий по управлению муниципальным имуществом, расположенным на территории поселения. Управление муниципальным имуществом на территории <адрес>, в том числе выявление и постановка на учет в установленном законом порядке бесхозяйного имущества относилось к компетенции Администрации Вольского муниципального района <адрес>. Именно на основании имеющихся полномочий Администрацией Вольского муниципального района в 2008 году были выявлены и поставлены на учет бесхозяйные объекты недвижимого имущества, находящиеся на территории <адрес>. Имущество Вольского муниципального района <адрес> было передано в собственность муниципального образования <адрес> ДД.ММ.ГГГГ. Для осуществления полномочий по управлению муниципальным имущество был создан специальный орган - управление муниципальным имуществом и природными ресурсами администрации муниципального образования <адрес>, и в бюджет муниципального образования <адрес> на 2010 год были заложены финансовые средства для исполнения обязательств по содержанию муниципального имущества.

Заявитель считает, что муниципальное образование <адрес> муниципального района <адрес>, как вновь образованное муниципальное образование, является правопреемником Вольского муниципального района <адрес> по решению вопросов местного значения, в силу п. 10 ст. 85 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Являясь исполнительным органом местного самоуправления и, выступая в защиту общественных интересов, заявитель просит признать право собственности за муниципальным образованием <адрес>, как на объект инженерно-социальной инфраструктуры, обеспечивающий граждан природным газом. Признание права собственности на газопровод позволит органам местного самоуправления, по утверждению заявителя, выделять средства на его обслуживание и ремонт, как на объект муниципальной собственности.

В судебном заседании представитель заявителя по доверенности заявленные требования поддержал в полном объеме и дал пояснения аналогичные по содержанию заявлению.

Представитель заинтересованного лица ОАО «Саратовоблгаз», надлежаще извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв на заявленные требования, в котором указал, что ОАО «Саратовоблгаз» каких-либо притязаний на указанный газопровод не имеет.

Заинтересованные лица Филина Н.И., Филина Н.И., Ахметова Ш.М., Камишкерцев Н.В., Горшенина Л.И., в судебном заседании против удовлетворения требований заявителя не возражали.

Привлеченные к участию в деле в качестве заинтересованных лиц собственники жилых домов Морева О.А., Леонова О.М., Мирабян А.М., Мирабян В.А., Мирабян М.А., Вачугова Е.Д. Колесова Е.В., Мирзоян А.Г. извещенные о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явились, возражений по заявленному требованию не представили.

Суд, исследовав представленные письменные доказательства, приходит к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Статья 218 ГК РФ предусматривает возможность приобретения права собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался.

В соответствии со ст. 225 ГК РФ вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался, является бесхозяйной. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

В соответствии с Положением о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2003 года № 580, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.

К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник неизвестен, или от права собственности на него собственник отказался, а также документы, содержащие описание объекта недвижимого имущества.

Как видно из представленных документов, сооружение - газопровод низкого давления от места врезки в существующий газопровод у жилого <адрес> до кранов у жилых домов по <адрес>, до кранов у жилых домов по <адрес>, до кранов у жилых домов по <адрес>, до кранов у жилых домов по <адрес>, протяженностью 389 м., зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним как бесхозяйный объект недвижимого имущества за номером . Объект поставлен на учет ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления администрации Вольского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним , выданной Вольским отделом Управления Федеральной регистрационной службы по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно выписке из Единого государственного реестра объектов капитального строительства от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Вольским филиалом ГУП «Сартехинвентаризация», сооружение - газопровод низкого давления от места врезки в существующий газопровод у жилого <адрес> до кранов у жилых домов по <адрес>, до кранов у жилых домов по <адрес>, до кранов у жилых домов по <адрес>, до кранов у жилых домов по <адрес> зарегистрирован в реестре за номером . Протяженность газопровода составляет протяженностью 389 м., инвентаризационная стоимость объекта с учетом износа - 30084 рублей. В сведениях о принадлежности объекта сведения о субъекте права отсутствуют.

Непосредственное расположение газопровода низкого давления на земельном участке в городе Вольске представлено на ситуационном плане земельного участка, составленном Вольским филиалом ГУП «Сартехинвентаризация» ДД.ММ.ГГГГ.

Как следует из ответов Комитета по управлению муниципальным имуществом и природными ресурсами Администрации Вольского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ указанный газопровод не значится в реестрах муниципальной собственности Вольского муниципального района.

Представитель заинтересованного лица ОАО «Саратовоблгаз» каких либо притязаний на газопровод не заявил.

Привлеченные к участию в деле в качестве заинтересованных лиц собственники жилых домов, возражений относительно заявленных требований не представили.

Оценивая исследованные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о том, что сооружение - газопровод низкого давления от места врезки в существующий газопровод у жилого <адрес> до кранов у жилых домов по <адрес>, до кранов у жилых домов по <адрес>, до кранов у жилых домов по <адрес>, до кранов у жилых домов по <адрес>, протяженностью 389 м. относится к числу бесхозяйных вещей, собственник которой неизвестен, а также позволяет суду сделать вывод о том, что заявителем были соблюдены все требования закона, касающиеся постановки бесхозяйного имущества на учет в органе по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Заявитель считает, что право собственности на бесхозяйный объект должно быть признано за муниципальным образованием <адрес>, в силу правопреемства.

Суд, исследовав имеющиеся материалы дела, считает, что заявитель обладает полномочиями по управлению муниципальной собственностью в муниципальном образовании <адрес> и вправе выступать в интересах муниципального образования <адрес> по вопросам, связанным с приобретением прав собственности на бесхозяйные недвижимые объекты по следующим основаниям.

С 01 января 2005 года вступил в силу закон Саратовской области от 15 декабря 2004 года «О муниципальных образованиях, входящих в состав Вольского муниципального района», который определил границы муниципального образования <адрес> и наделил его статусом городского поселения.

Статья 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения в частности относит: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, а также организацию в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения, водоотведения, снабжения население топливом.

До создания муниципального образования <адрес>, вышеперечисленные вопросы местного значения на территории <адрес> относились к компетенции Вольского муниципального района.

Статья 83 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установила переходный период, в течение которого субъект Российской Федерации должен был определить порядок решения вопросов местного значения для вновь образованных поселений.

Такой закон в Саратовской области был принят 01 октября 2007 года № 196-ЗСО «О порядке решения вопросов местного значения поселений на территории Саратовской области в 2008 году», где в статье 1 были определены вопросы местного значения поселений, решаемые органами местного самоуправления вновь образованных поселений.

Законом Саратовской области от 28 ноября 2007 года № 287-СЗО (в редакции Закона Саратовской области от 03 февраля 2010 года № 13-ЗСО) «О разграничении муниципального имущества между Вольским муниципальным районом Саратовской области и вновь образованными поселениями, входящими в его состав» был утвержден перечень имущества, передаваемого из собственности Вольского муниципального района в собственность вновь образованного поселения.

Право собственности на имущество, принимаемое в ходе разграничения имущества между муниципальными образованиями области, в соответствии с Законом Саратовской области от 18 марта 2009 года № 22-ЗСО (в ред. От 30.10.2009г. и 29.03.2010г.), возникает с момента подписания акта приема-передачи указанного имущества.

01 марта 2010 года имущество из муниципальной собственности Вольского муниципального района <адрес> было передано в муниципальную собственность муниципального образования <адрес> на основании акта приема-передачи.

Администрация муниципального образования <адрес>, являясь исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, в соответствии с Положением об администрации муниципального образования <адрес> муниципального района <адрес>, утвержденным решением Совета муниципального образования <адрес> муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , осуществляет права собственника имущества Вольского муниципального образования и в соответствии с установленным порядком, утверждаемым Советом, владеет, пользуется и распоряжается имуществом, находящимся в муниципальной собственности <адрес>.

В соответствии с частью 10 статьи 85 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований являются правопреемниками органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, осуществлявших на территории указанных муниципальных образований полномочия по решению вопросов местного значения на основании законодательных актов Российской Федерации, с даты, начиная с которой указанные органы местного самоуправления приступают к исполнению полномочий.

Таким образом, после создания муниципального образования <адрес> и передачи ему в собственность имущества, вновь образованное городское поселение вправе самостоятельно осуществлять полномочия по управлению муниципальным имуществом, в том числе и полномочия, связанные с приобретением права собственности на бесхозяйные объекты недвижимости.

На основании изложенного суд считает, что требования заявителя обоснованны и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 218, 225 ГК РФ, ст. 85 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.ст. 194-198, 293 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать за муниципальным образованием <адрес> муниципального района <адрес> право муниципальной собственности на сооружение - газопровод низкого давления от места врезки в существующий газопровод у жилого <адрес> до кранов у жилых домов по <адрес>, до кранов у жилых домов по <адрес>, до кранов у жилых домов по <адрес>, до кранов у жилых домов по <адрес>, протяженностью 389 м., и зарегистрированным в Едином государственном реестре объектов капитального строительствапод инвентарнымномером .

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Саратовского областного суда в течение десяти дней через Вольский районный суд в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья                                                                                  А.А. Крапивин