Исковые требования прокурора удовлетворены- признано незаконным бездействие администрации МО г. Вольск по непринятию мер по выявлению и постановки на учет бесхозяйного имущества.



                                                                                                  ДЕЛО №2- 1922(1)/2011

                                                          Р Е Ш Е Н И Е                                             Именем Российской Федерации

               1 декабря 2011 года                                                            г. Вольск

               Вольский районный суд Саратовской области, в составе:

               председательствующего судьи Щипуновой М.В.

               при секретаре Даулетжанове С.А.,

               с участием прокурора Ткаченко Н.В.,

               представителя Лабутина В.В.,

               рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Вольского межрайонного прокурора, выступающего в защиту интересов Афонина Валерия Рэмовича, Токаревой Натальи Александровны, Коржевиной Маргариты Константиновны, Поповой Натальи Петровны, Акулиной Татьяны Павловны, Печерица Людмилы Михайловны, Филимоновой Светланы Михайловны, Хуртина Олега Владимировича, Молчина Владимира Петровича, об оспаривании бездействия администрации муниципального образования город Вольск Вольского муниципального района Саратовской области по непринятию мер по выявлению и постановке на учет находящегося на территории города Вольска бесхозяйного имущества,

                                                                  установил:

              Вольский межрайонный прокурор, выступающий в интересах Афонина Валерия Рэмовича, Токаревой Натальи Александровны, Коржевиной Маргариты Константиновны, Поповой Натальи Петровны, Акулиной Татьяны Павловны, Печерица Людмилы Михайловны, Филимоновой Светланы Михайловны, Хуртина Олега Владимировича, Молчина Владимира Петровича, обратился в суд с заявлением об оспаривании бездействия администрации муниципального образования город Вольск Вольского муниципального района Саратовской области по непринятию мер по выявлению и постановке на учет находящегося на территории города Вольска бесхозяйного имущества.

В своем заявлении прокурор указал, что межрайонной прокуратурой по коллективному обращению жителей многоквартирных домов <адрес> была проведена проверка исполнения администрацией муниципального образования г. Вольск действующего законодательства, в части выявления и постановки на учет бесхозяйного имущества. По результатам проверки установлено, что на основании постановления администрации Вольского муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ принято решение о передачи из ГУП « Аткарская дистанция гражданских сооружений» сооружений» в МУП «ДЭЗ» домов <адрес> ДД.ММ.ГГГГ составлен акт приема-передачи жилого фонда.

           Постановлением администрации Вольского муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ ранее изданное постановление от ДД.ММ.ГГГГ было отменено. Законность принятого постановления проверена в судебном порядке и решением Арбитражного суд Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу № постановление администрации Вольского муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ признано недействительным в связи с тем, что оно противоречит положениям постановления Правительства РФ №2.35 от 07.03.1995 года.Администрацией Вольского муниципального образования в регистрационную палату Вольского района направлялись документы на оформление права муниципальной собственности на переданные объекты недвижимости, однако в государственной регистрации права собственности было отказано, в связи с тем, что согласно постановления Правительства РФ № 235 от 07.03.1995 года в муниципальную собственность предусматривалась передача объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения предприятий, приватизированных или находящихся в стадии приватизации. ГУП «Аткарская дистанция гражданских сооружений» таковым предприятием на момент передачи многоквартирных домов не являлась. Кроме того, в последующих письмах учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним за подписью руководителя учреждения указано, что проведение государственной регистрации права муниципальной собственности возможно при предоставлении решения собственника имущества об его отчуждении в муниципальную собственность.Таким образом, процедура оформления жилых помещений (на момент оформления жилых домов) в домах №<адрес> в собственность Вольского муниципального района до настоящего времени не осуществлена.Аналогичным образом не зарегистрировано право собственности на жилые помещения в многоквартирных домах <адрес> за администрацией муниципального образования город Вольск. Из обращения видно, что и лицами, проживающими в жилых помещениях указанных выше домов, право собственности на жилые помещения не оформлено. Следовательно, жилые помещения по адресам: <адрес> являются бесхозяйными.

Несмотря на это, с 2006 года администрацией муниципального образования город Вольск меры для выявления находящегося на территории муниципального образования город Вольск бесхозного имущества и постановки его на учет не принято, что влечет нарушение жилищных прав граждан.

Бездействием администрации муниципального образования города Вольска нарушаются жилищные права граждан, так как собственник жилых помещений в многоквартирных домах <адрес> не определен, в связи с чем, не осуществляется полное управление общим имуществом жилых домов. Кроме того, в соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник имущества несет бремя его содержания. Отсутствие собственника не позволяет определить организацию, которая обязана нести расходы на содержание общего имущества многоквартирного дома и жилых помещений в многоквартирных домах в соответствии с требованиями санитарных норм и правил.

Вольский межрайонный прокурор просит признать бездействие администрации муниципального образования город Вольск по непринятию мер по выявлению и постановки на учет находящегося на территории города Вольск бесхозяйного имущества, незаконным. Обязать администрацию муниципального образования город Вольск в течение двух месяцев со дня вступления решения суда 15 законную силу принять меры по постановке на уют жилых помещений по адресам: <адрес> в качестве бесхозяйных в орган, осуществляющий регистрацию нрав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Прокурор в судебном заседании заявленные требования поддержал.

Токарева Н. А., Попова Н. П., Акулина Т. П., Печерица Л. М. Молчин В. П. в судебном заседании заявленные требования поддержали. Они пояснили, что оплачивают по квитанциям управляющей компании плату за наем жилого помещения, но у них имеются лишь старые договора с МУП «Дирекция единого заказчика». Они не могут заключить с кем-либо договора на приватизацию своих жилых помещений, так как их квартиры не были включены в реестры муниципальной собственности. Кроме того, так как в настоящее время не имеется наймодателя, нарушено их право на ремонт дома и капитальный ремонт жилых помещений за счет наймодателя. Капитальный ремонт домов не проводился. Просят заявленные требования удовлетворить.

Остальные заявители, извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.

Привлеченная в качестве заинтересованного лица администрация Вольского муниципального района Саратовской области, извещенная о времени и месте рассмотрения дела, не обеспечила явку своего представителя в судебное заседание. В письменном отзыве указано, что администрацией ВМР в регистрационную палату Вольского района направлялся пакет документов на оформление права муниципальной собственности на переданные объекты недвижимости, однако в государственной регистрации права собственности было отказано в связи с тем, что, согласно Постановления Правительства РФ № 235 от 07.03.1995 года в муниципальную собственность предусматривалась передача объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения предприятий, приватизированных или находящихся в стадии приватизации.

Администрация Вольского муниципального района просит вынести решение на усмотрение суда.

          Представитель администрации муниципального образования г. Вольск в судебном заседании пояснил, что, по его мнению, дело подлежит прекращению, так как жилищные права граждан не были нарушены. Поскольку собственник не определен менее чем в трети помещений указанных домов, право управления общим имуществом многоквартирного дома не нарушено. Управление общим имуществом многоквартирных домов осуществляется управляющей компанией «ЖилСтройСервис». Таким образом, никакие права граждан не нарушены. С учетом того, что процессуальные права прокурора определены статьей 45 Гражданского процессуального кодекса РФ, а жилищные права граждан не нарушены, производство по заявлению прокурора подлежит прекращению.

Кроме того, он не согласен с тем, что перечисленные жилые помещения являются бесхозяйными. Данные помещения являются собственностью Вольского муниципального района, хотя данное право и не было зарегистрировано в установленном порядке. До настоящего времени жилые помещения в домах <адрес> из собственности Вольского муниципального района в собственность муниципального образования город Вольск не переданы Для передачи указанного имущества необходимо провести его инвентаризацию, а также провести работы по приведению в надлежащее состояние передаваемого имущества, которые должен выполнить собственник. Для оформления права собственности Вольского муниципального района на указанные объекты недвижимого имущества органам местного самоуправления Вольского муниципального района следует обратиться в суд за защитой своих прав с требованием о государственной регистрации права собственности. Лишь впоследствии указанное имущество подлежит передаче муниципальному образованию город Вольск в порядке, установленном для разграничения имущества. Таким образом, в данном деле возникает спор о праве собственности на данные объекты недвижимости, который подлежит рассмотрению в порядке искового производства. Просит производство по делу прекратить.

Суд, выслушав объяснения прокурора, заявителей, представителя администрации муниципального образования г. Вольск, изучив материалы дела, приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению.

Спора о праве собственности на перечисленные объекты недвижимости между администрацией муниципального образования город Вольск и администрацией Вольского муниципального района суд не усматривает, поскольку администрация Вольского муниципального района не возражала против удовлетворения требований прокурора.

          Суд установил, что на Постановлением администрации Вольского муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ принято решение о принятии в муниципальную собственность от ГУП « Аткарская дистанция гражданских сооружений» домов <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ составлен акт приема-передачи жилого фонда. Дома должны были поставить на баланс муниципального унитарного предприятия «Дирекция единого заказчика».Администрацией Вольского муниципального образования в регистрационную палату Вольского района направлялись документы на оформление права муниципальной собственности на переданные объекты недвижимости, однако в государственной регистрации права собственности было отказано в связи с тем, что, согласно постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ в муниципальную собственность предусматривалась передача объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения предприятий, приватизированных или находящихся в стадии приватизации. ГУП «Аткарская дистанция гражданских сооружений» таковым предприятием на момент передачи многоквартирных домов не являлась. В письмах учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним за подписью руководителя учреждения указано, что проведение государственной регистрации права муниципальной собственности возможно при предоставлении решения собственника имущества об его отчуждении в муниципальную собственность.Таким образом, процедура оформления жилых помещений (на момент оформления жилых домов) в домах <адрес> в собственность Вольского муниципального района до настоящего времени не осуществлена.Не зарегистрировано право собственности на жилые помещения в многоквартирных домах <адрес> за администрацией муниципального образования город Вольск. Лицами, проживающими в жилых помещениях указанных выше домов, право собственности на жилые помещения не оформлено. Следовательно, жилые помещения по адресам: <адрес> являются бесхозяйными.

Согласно пункта 1 ст. 225 Гражданского кодекса РФ, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. (п. 1 в ред. Федерального закона от 22.07.2008 N 141-ФЗ)

    Согласно ст. 223 ГК РФ, в случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.

    Так как не была проведена государственная регистрация права Вольского муниципального образования, а затем Вольского муниципального района на данное имущество, жилые помещения по адресам: <адрес> следует считать бесхозяйными.

               Согласно части 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.(в ред. Федерального закона от 05.04.2009 N 43-ФЗ)

       Согласно части 1 ст. 60 ЖК РФ, по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.

     В соответствии с ч. 1 ст. 63 ЖК РФ, договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования.

              Согласно части 2 ст. 65 Жилищного кодекса РФ, наймодатель жилого помещения по договору социального найма обязан принимать участие в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное внаем жилое помещение, осуществлять капитальный ремонт жилого помещения;

. Согласно части 1 ст. 67 ЖК РФ, наниматель жилого помещения по договору социального найма имеет право в установленном порядке: требовать от наймодателя своевременного проведения капитального ремонта жилого помещения, надлежащего участия в содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставления коммунальных услуг.

     Суд установил, что в настоящее время заявители проживают в перечисленных квартирах, не имея договоров социального найма, заключенных с наймодателем, то есть с собственником жилых помещений, так как жилые помещения являются бесхозяйными. Так как отсутствует наймодатель жилых помещений никто не осуществляет обязанности наймодателя, предусмотренные частью 2 ст. 65 ЖК РФ ( не принимает участие в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме, не осуществляет капитальный ремонт жилых помещений).

     Тем не менее, граждане производят оплату за наем жилых помещений в управляющую компанию, что подтверждается объяснениями заявителей, платежными квитанциями. Согласно справки, предоставленной обществом с ограниченной ответственностью «ЖилСтройСервис», средства собранные за наем жилых помещений в 2010,2011 годах будут перечислены администрации муниципального образования г. Вольск после подписания акта сверки с Управлением муниципального хозяйства администрации муниципального образования г. Вольск.

     Кроме того, граждане не имеют возможности реализовать свое право на приватизацию жилых помещений путем заключения договоров о приватизации, так как их жилые помещения не числятся в реестре муниципальной собственности.

     Таким образом, суд приходит к выводу, что в данном случае нарушены права граждан на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.

                Согласно. п.6 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относится обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства.

      В 2008 и в 2009 годах данные полномочия передавались администрацией муниципального образования г. Вольск администрации Вольского муниципального района Саратовской области, что подтверждается копиями соглашений от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ.

     Соглашение о передаче полномочий от ДД.ММ.ГГГГ было расторгнуто соглашением от ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, указанные полномочия со второго марта 2010 года относятся к компетенции администрации муниципального образования г. Вольск.

       Согласно п.10 ст. 85 указанного закона 10, органы местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований являются правопреемниками органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, осуществлявших на территориях указанных муниципальных образований полномочия по решению вопросов местного значения на основании законодательных актов Российской Федерации.

                Соглашением от ДД.ММ.ГГГГ было дано подробное толкование указанных полномочий. К ним относятся, в том числе, предоставление малоимущим гражданам жилых помещений по договорам социального найма, участие в разработке и реализации инвестиционных проектов и программ в сфере капитального строительства и реконструкции, участие в организации строительства муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства на территории поселения, осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, за соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства, подготовка документации для передачи жилых помещений в собственность граждан, подготовка договора социального найма жилого помещения, определение порядка получения документа, подтверждающего принятие решения о передаче жилых помещений в собственность граждан, участие от имени муниципального образования в регистрационных действиях, необходимых для передачи жилых помещений в собственность граждан.

     Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что выявить и поставить на учет бесхозяйные жилые помещения должна администрация муниципального образования г. Вольск.

        Согласно п.3 ст. 225 ГК РФ, бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

                То, что перечисленные бесхозяйные объекты находятся на территории муниципального образования г. Вольск сторонами в ходе судебного разбирательства не оспаривалось.

               То обстоятельство, что администрацией муниципального образования г. Вольск не было предпринято никаких мер для постановки на учет указанного бесхозяйного имущества, в судебном заседании не оспаривалось. Таким образом, со стороны администрации муниципального образования город Вольск было допущено бездействие по непринятию мер по выявлению и постановки на учет находящегося на территории города Вольска бесхозяйного имущества. Данное бездействие является незаконным, так как не имеется каких-либо норм, указывающих на то, что администрация вправе не осуществлять данные полномочия.

             Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что бездействием администрации муниципального образования г. Вольск нарушаются права перечисленных граждан, поэтому требования, заявленные Вольским межрайонным прокурором подлежат удовлетворению.

              Руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд                           

                                                             решил:

             Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования город Вольск Вольского муниципального района Саратовской области, по непринятию мер по выявлению и постановки на учет находящегося на территории города Вольска бесхозяйного имущества.

              Обязать администрацию муниципального образования город Вольск Вольского муниципального района Саратовской области в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по постановке на учет жилых помещений по адресам: <адрес> в качестве бесхозяйных в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

             Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 дней через Вольский районный суд путем подачи кассационной жалобы.

     Судья                                                    М.В. Щипунова