Дело №2- 55(1)/2012 18 января 2012 года г.Вольск Вольский районный суд Саратовской области, в составе: председательствующего судьи Маштаковой М.Н., с участием представителей ответчика Ахлестиной А.С., Кудрявцевой С.А., при секретаре Засыпкине И.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Вольске дело по исковому заявлению Шерстобитова В. В.ича к Государственному учреждению «Управление социальной поддержки населения <адрес>» <адрес> о перерасчёте ежемесячной выплаты, взыскании недоплаченной выплаты, установил: Шерстобитов В.В. обратился в суд с выше названными требованиями, указав, что он является инвали<адрес>-й группы вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, проживает с женой, являющейся инвалидом детства, в двухкомнатной приватизированной квартире, общей площадью 50,7 кв. метров; ст. 14 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» ему гарантирована оплата 50 процентов занимаемой общей площади в домах государственного и муниципального фондов и в приватизированных жилых помещениях, в том числе и членам его семьи. Российская Федерация передала полномочия по предоставлению этой меры социальной поддержки органам власти субъектов Российской Федерации, потому полагает, что указанная льгота должна ему предоставляться в соответствии с Законом Саратовской области от 26 ноября 2009г. № 174-ЗСО «О ежемесячной денежной выплате на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Саратовской области». Согласно ст.2 этого закона ежемесячная выплата на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан устанавливается в процентном соотношении от стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг на одного члена семьи для семей разной численности и одиноко проживающего гражданина, установленных Правительством области. Постановлением Правительства Саратовской области от 30.12.2009г. № 675-П «Об утверждении Положения о порядке предоставления ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан» установлено, что инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы ежемесячная выплата на оплату жилого помещения и коммунальных услуг устанавливается в процентном соотношении от стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг на одного члена семьи для семей разной численности и одиноко проживающего гражданина, установленных Правительством области. В соответствии с Постановлением Правительства Саратовской области от 15 августа 2006г. № 248 «О стандартах стоимости жилищно-коммунальных услуг» стандарт жилой площади на одного члена семьи, состоящей из 2 человек, установлен в размере 21 кв. метра. Стандарт нормативной площади жилого помещения, используемой для расчёта субсидий на одного члена семьи, состоящей из двух человек, равен 21 кв. метрам. В соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» для граждан, получающих трудовую пенсию по старости, и граждан, признанных в установленном порядке инвалидами, имеющими 3 и 2 степень ограничения способности к трудовой деятельности, стандарт нормативной площади жилого помещения, используемой для расчёта субсидий, увеличивается на 15 квадратных метров общей площади по отношению к стандартам нормативной площади жилого помещения, используемой для расчёта субсидий. Для граждан, имеющих право на дополнительную площадь по состоянию здоровья и (или) по иным установленным федеральным законодательством основаниям, стандарт нормативной площади жилого помещения, используемой для расчёта субсидий, увеличивается на размер дополнительной площади жилого помещения по отношению к стандартам нормативной площади жилого помещения, используемой для расчёта субсидий. Он имеет право на увеличение общей площади на 15 квадратных метров по отношению к стандартам нормативной площади жилого помещения. Кроме того, он имеет право на дополнительную жилую площадь в виде отдельной комнаты как инвалид вследствие чернобыльской катастрофы. Полагает, что он имеет право на оплату в размере 50% занимаемой общей площади в пределах 57 кв. метров общей площади:36 кв. метров за себя (21 кв. метр- жилая площадь и 15 кв. метров- дополнительная жилая площадь) и 21 кв. метр- за жену ( как за члена семьи лица, имеющего льготы в соответствии со ст. 14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»). Ответчик расчёт ежемесячной денежной компенсации на оплату жилого помещения производит только на него, исходя из 18 кв. метров. Полагает, что за период с декабря 2010г. по октябрь 2011г. ответчик не доплатил ему ежемесячную компенсацию в размере 2056 рублей. Просит взыскать недоплаченную компенсацию за указанный период в названном размере, произвести перерасчёт за указанный период. В судебном заседании истец поддержал исковые требования, дал суду объяснения аналогичные обстоятельствам, изложенным в иске. Третье лицо Шерстобитова Л.В., будучи надлежащим образом извещена о дне и часе рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, отзыв на исковое заявление суду не представила. Представители ответчика Ахлестина А.С. и Кудрявцева С.И. исковые требования не признали. Представитель ответчика Ахлестина А.С. суду пояснила, что полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации. В соответствии со ст. 2 Закона Саратовской области от 26.11.2009г. № 174-ЗСО истцу назначена ежемесячная денежная компенсация по льготному статусу «участник ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС» в размере 50 % от стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, супруге истца назначена ежемесячная денежная компенсация по льготному статусу «Инвалид» в размере 40 % от стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, но только по оплате коммунальных услуг. Пунктами 2,3 названной статьи Закона устанавлено право на перерасчёт назначенной суммы по фактическим затратам на коммунальные услуги, в этом случае производится расчёт денежного эквивалента. Денежный эквивалент рассчитывается в соответствии с федеральным законодательством. Шертобитов В.В. обладает льготой на основании федерального закона, потому к нему применяются федеральные стандарты социальной нормы площади жилого помещения. Постановлением Правительства РФ от 29.08.2005г. № 541 «О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг» установлен федеральный стандарт социальной нормы площади жилого помещения в размере 18 кв. метров общей площади жилья на одного гражданина. Супруге истца, Шерстобитовой Л.В., денежный эквивалент социальной поддержки рассчитывается в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Статья 17 названного закона предусматривает, что инвалидам предоставляется скидка не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения в домах государственного или муниципального жилищного фонда и оплату коммунальных услуг независимо от принадлежности жилищного фонда. В связи с тем, что жилое помещение, в котором проживает истец и его супруга, приватизировано, компенсация на оплату жилья супруге истца не предусмотрена. Денежный эквивалент меры социальной поддержки при расчёте по квитанциям составляет: «суммы оплаты за коммунальные услуги за календарный месяц: 2 х 50%». Представитель ответчика Кудрявцева С.И. суду пояснила, что гражданам, имеющим несколько льготных категорий, меры социальной поддержки предоставляются по выбору гражданина по правовому акту, предусматривающему повышенный уровень социальной защиты. Меры социальной поддержки Шерстобитовой Л.В. по Федеральному закону от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О социальной поддержке инвалидов в Российской Федерации» имеют повышенный уровень социальной защиты по сравнению с Федеральным законом от 15.05.1991г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». При отказе от собственной льготы Шерстобитова Л.В. может участвовать как член семьи истца для расчёта по его льготе, но в этом случае её права будут менее защищены, так как оплата будет производиться семье истца в меньшем размере. Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. Шерстобитов В.В. является инвалидом второй группы вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, Шерстобитова Л.В. является инвалидом второй группы с детства (л.д.33-справка МСЭ). Шерстобитовы проживают в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, указанное жилое помещение согласно договору № от ДД.ММ.ГГГГ передано в собственность Шерстобитову В.В. и Шерстобитовой Л.В. в равных долях (л.д.116- договор на передачу квартиры в собственность граждан). В соответствии с п.3 ч.1 ст. 14 Закона РФ от 15.05.1991г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, гарантируется оплата в размере 50 процентов занимаемой общей площади в домах государственного и муниципального фондов и в приватизированных жилых помещениях (в пределах норм, предусмотренных законодательством Российской Федерации), в том числе и членам их семей, проживающим с ними; оплата в размере 50 процентов за пользование отоплением, водопроводом, газом и электроэнергией, а проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - предоставление скидки в размере 50 процентов со стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, включая транспортные расходы. В силу указанной нормы закона и ст. 28.2 Федерального закона от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации. В соответствии с п.6 ч.1 ст. 14 Федерального закона «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» от 21.07.2007г., № 185-ФЗ, в редакции от 30.11.2011г., с 01.10.2010г. меры социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются в денежной форме. Из объяснений представителей ответчика и материалов дела следует, что истцу и его супруге назначается и выплачивается ежемесячная денежная выплата на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Шерстобитову В.В. назначена ежемесячная денежная выплата по льготному статусу «Участник ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС» в размере 50% от стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг (по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги), Шерстобитовой Л.В. назначена ежемесячная денежная выплата на коммунальные услуги по льготному статусу «Инвалид» в размере 40% от стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, в настоящее время ей предоставляется скидка не ниже 50% на оплату коммунальных услуг. Согласно ст. 2 Закона Саратовской области от 26.11.2009г. № 174-ЗСО, в редакции от 25.03.2011г., «О ежемесячной денежной выплате на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Саратовской области» ежемесячная денежная выплата на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан устанавливается в процентном соотношении от стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг на одного члена семьи для семей разной численности и одиноко проживающего гражданина, установленных органом исполнительной власти области в сфере государственного регулирования тарифов: для граждан, имеющих право на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, и совместно проживающих с ними членов их семей, имеющих право на аналогичные меры социальной поддержки, - 50 процентов; для граждан, имеющих право на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения, и совместно проживающих с ними членов их семей, имеющих право на аналогичные меры социальной поддержки, - 10 процентов; для граждан, имеющих право на меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг, - 40 процентов. Размер ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг для граждан, указанных в статье 1 настоящего Закона, исчисленный в порядке, установленном настоящей статьей, не может быть ниже денежного эквивалента предоставляемой меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг, установленного законодательством Российской Федерации для соответствующей категории граждан. Граждане, указанные в статье 1 настоящего Закона, вправе обратиться в орган социальной защиты населения по месту жительства или пребывания (по их выбору) для проведения перерасчета, если ежемесячная денежная выплата на оплату жилого помещения и коммунальных услуг ниже денежного эквивалента мер социальной поддержки граждан, установленного законодательством Российской Федерации. В связи с тем, что льгота истцу установлена федеральным законом, денежный эквивалент по оплате за жилое помещение рассчитывается в соответствии с федеральным законодательством. Постановлением Правительства РФ от 29.08.2005г. № 541, в редакции 16.12.2006г., «О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг» (пп. В п.1) установлен федеральный стандарт социальной нормы площади жилого помещения в размере 18 кв. метров общей площади жилья на 1 гражданина. Из материалов дела и объяснений представителей ответчика следует, что денежный эквивалент меры социальной поддержки, оказываемой истцу, при расчёте по квитанциям составляет: 18 кв. метров х тарифах 50%- при оплате за жилое помещение; и при оплате за коммунальные услуги: сумма оплаты за коммунальные услуги за календарный месяц : 2 х 50%. В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения (в домах государственного или муниципального жилищного фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - на стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению. В связи с тем, что жилое помещение, в котором проживает истец и его супруга, является приватизированным, выплата денежной суммы на оплату жилого помещения Шерстобитовой Л.В. не предусмотрена, ей производится оплата за коммунальные услуги по расчёту: сумма оплаты за коммунальные услуги за календарный месяц : 2 х 50%. Компенсация за пользование коммунальными услугами Шерстобитовыми составляет 100% от фактической затраты. Согласно ст. 31 Федерального закона от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в случаях, если другими правовыми актами для инвалидов предусмотрены нормы, повышающие по сравнению с настоящим Федеральным законом уровень социальной защиты инвалидов, применяются положения этих правовых актов. Если инвалид имеет право на одну и ту же меру социальной защиты по настоящему Федеральному закону и одновременно по другому правовому акту, мера социальной защиты предоставляется либо по настоящему Федеральному закону, либо по другому правовому акту (независимо от основания установления меры социальной защиты). Мера социальной поддержки по Федеральному закону от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» имеет повышенный уровень социальной защиты по сравнению с Федеральным законом от 15.05.1991г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», потому меры социальной поддержки Шерстобитовой Л.В. предоставляются по этому закону. В виду изложенного суд полагает, что права истца ответчиком не нарушены, оказание мер социальной поддержки ему производится в соответствии с действующим законодательством и задолженности по оплате за ответчиком не имеется, доводы истца основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства, потому в удовлетворении требований истца следует отказать. Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил: В удовлетворении исковых требований Шерстобитову В. В.ичу отказать. Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 1 месяца через Вольский районный суд. Судья М.Н. Маштакова