РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 3 февраля 2012 года г.Вольск Вольский районный суд Саратовской области в составе председательствующего судьи Щипуновой М.В., при секретаре Даулетжанове С.А., с участием прокурора Бесараб С.А. рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Вольского межрайонного прокурора, действующего в интересах Кодиной Ксении Романовны, к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области о предоставлении жилого помещения, установил: Вольский межрайонный прокурор, действующий в интересах Кодиной Ксении Романовны, обратился в суд с иском к администрации муниципального образования город Вольск Вольского муниципального района Саратовской области о предоставлении жилого помещения. В исковом заявлении было указано, что в прокуратуру поступило обращение Кодиной К.Р. о нарушении жилищных прав. По данному обращению прокуратурой была проведена проверка. В результате проверки было установлено, что Кодина К.Р., будучи несовершеннолетней, проживала с матерью в квартире по адресу: <адрес> Данная квартира была предоставлена ее матери <данные изъяты> по договору социального найма в соответствии с Постановлением администрации Вольского муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ №. Мать Кодиной К. Р. <данные изъяты> умерла, а отец находился в местах лишения свободы. Кодина К.Р. осталась без попечения родителей, поэтому ей был назначен опекун М.П.А. Согласно пункта 4 постановления администрации ВМО от ДД.ММ.ГГГГ № жилое помещение по адресу: <адрес> было сохранено за несовершеннолетней Кодиной К.Р. до ее совершеннолетия. В исковом заявлении также указано, что постановлением администрации Вольского муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ № жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> был признан непригодным для проживания. В соответствии с пунктом 6 Постановления администрации Вольского муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ № данный жилой дом был снесен как аварийный. Тем же постановлением Кодина К.Р. была принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Общая площадь жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> составляла 29,5 кв.м. До настоящего времени жилое помещение Кодиной К.Р. не предоставлено. Прокурор просит обязать администрацию муниципального образования город Вольск Вольского муниципального района Саратовской области предоставить Кодиной К. Р. благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 29,5 кв.м., отвечающее установленным требованиям и находящееся в черте города Вольска. В ходе рассмотрения дела ненадлежащий ответчик администрация муниципального образования город Вольск Вольского муниципального района Саратовской области по ходатайству Кодиной К.Р. с согласия прокурора был заменен надлежащим ответчиком- Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области. Прокурор в ходе рассмотрения дела увеличил исковое требование и просил обязать Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области предоставить Кодиной К.Р. квартиру площадью не менее 30 кв.м. Прокурор в судебном заседании иск поддержал и пояснил, что в 2010 году Управление опеки и попечительства администрации Вольского муниципального района направляло в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области все необходимые документы для постановки Кодиной К.Р. на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения. Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области в декабре 2010 года было незаконно отказано в постановке на учет Кодиной К. Р. в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения. Истица Кодина К.Р. в судебном заседании иск поддержала. Она пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ ей была выдана справка сектора по учету и распределению жилой площади администрации Вольского муниципального образования о постановке ее на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Согласно данной справке она состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ. Также истица пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ сотрудники Управления опеки и попечительства администрации Вольского муниципального района настояли на том, чтобы ее опекун М.П.А. сняла ее с учета по прежнему адресу и зарегистрировала по своему адресу: <адрес> М.П.А. заверили, что так подопечной будет лучше, ей быстрее будет предоставлено жилье. М.П.А. доверилась должностным лицам управления опеки и попечительства администрации Вольского муниципального района и перерегистрировала ее в свою однокомнатную квартиру площадью 27,1 кв.м. После этого орган опеки и попечительства Вольского района направил документы о ее нуждаемости в жилье в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области. В феврале 2011 года работник управления опеки и попечительства сообщил М.П.А., что из Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области за подписью министра С.Е.В. на имя главы администрации Вольского муниципального района П.В.И. пришло письмо от ДД.ММ.ГГГГ №, в котором было указано, что она проживает в помещении, в котором обеспечена общей площадью на одного члена семьи более учетной нормы, поэтому она не может быть признана нуждающейся в предоставлении жилых помещений в рамках реализации закона Саратовской области № 150-ЗСО «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Саратовской области». Истица пояснила, что после смерти матери в период с 2001 по 2004 год она находилась в детском доме № города Вольска, так как отец всегда уклонялся от ее воспитания, ее жизнью не интересовался. Затем она проживала в квартире своего опекуна М.П.А. по адресу: <адрес> В данной квартире она проживала как подопечная, но не как член семьи М.П.А. Она знала о том, что по окончании опеки ей должны предоставить жилое помещение. С 2009 года она проживает в общежитии, так как учится в высшем учебном заведении. Став совершеннолетней, она не снялась с регистрационного учета из квартиры М.П.А., так как ей не было предоставлено жилье, а в общежитии была возможность зарегистрироваться лишь временно. В селе Терса у своей прабабушки по отцовской линии они никогда не проживала, так как отец и его родственники не принимали участия в ее воспитании. Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области, извещенное о времени и месте рассмотрения дела, не обеспечило явку своего представителя в судебное заседание. Из письменного отзыва ответчика следует, что Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области надлежащим ответчиком по делу не является, так как законом на Министерство не возложена обязанность по отселению граждан из жилого дома № <адрес>. Кодина К.Р. на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий на предоставление жилого помещения из государственного жилищного фонда области не состоит. Суд, выслушав прокурора, истицу, свидетелей, изучив материалы дела, приходит к выводу, что исковое требование прокурора подлежит удовлетворению. Статья 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 159-ФЗ от 21.12.1996 года устанавливает, что к детям-сиротам относятся лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба родителя или единственный родитель. К детям, оставшимся без попечения родителей, относятся лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке. К лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, следует относить лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. В той же статье указано, что опека и попечительство- это формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов. Опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет. Попечительство устанавливается над детьми в возрасте от 14 до 18 лет. Суд установил, что истица Кодина К.Р. относится к лицам из числа детей оставшихся без попечения родителей. ДД.ММ.ГГГГ умерла ее мать КС.В., что подтверждается свидетельством о смерти. Приговором Вольского городского суда Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, <данные изъяты> был признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ст. <данные изъяты>. Ему было назначено наказание в виде <данные изъяты> Решением Вольского городского суда Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, <данные изъяты> Из решения суда следует, что <данные изъяты> воспитанием дочери не занимался, не интересовался ее жизнью, уклонялся от выполнения родительских обязанностей. Суд также установил, что ДД.ММ.ГГГГ опекуном Кодиной К. Р. была назначена М.П.А., что подтверждается копией постановления администрации Вольского муниципального образования № от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ М.П.А. была освобождена от обязанностей опекуна. ДД.ММ.ГГГГ М.П.А. вновь была назначена опекуном над малолетней Кодиной В. Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. В период с 2001 года по 2004 год Кодина К.Р. воспитывалась в детском доме. Данные обстоятельства подтверждаются объяснениями истицы и показаниями свидетеля Г.Е.Н. Суд установил, что до августа 2001 года истица проживала вдвоем с матерью КС.В. в квартире № <адрес> на основании договора социального найма. Данные обстоятельства подтверждаются копией договора найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ и копией контрольного талона к ордеру от ДД.ММ.ГГГГ. После смерти КС.В. постановлением администрации Вольского муниципального образования <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ за Кодиной К.Р. было сохранено указанное жилое помещение. Ранее пунктом 3 постановления администрации Вольского муниципального образования № от ДД.ММ.ГГГГ за Кодиной К.Р. ошибочно сохранялось жилое помещение по адресу: <адрес>. Постановлением администрации Вольского муниципального образования № от ДД.ММ.ГГГГ пункт 3 постановления № от ДД.ММ.ГГГГ был отменен. В сентябре 2002 года дом № <адрес> был признан непригодным для проживания. Всем жильцам данного дома, кроме Кодиной К.Р., были срочно предоставлены иные жилые помещения. Указанный жилой дом был снесен. Эти обстоятельства подтверждаются актом межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, реестром ветхих и аварийных домов муниципального жилого фонда по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, списком жильцов на отселение из аварийных домов признанных не пригодными для проживания., постановлением администрации Вольского муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, постановлением администрации Вольского муниципального образовании № от ДД.ММ.ГГГГ. В пункте 7. постановления администрации Вольского муниципального образовании № от ДД.ММ.ГГГГ указано: «Обязать заведующую сектором по учету и распределению жилой площади М.Н.Г, внести в список на предоставление жилой площади несовершеннолетнюю Кодину К. Р., 1992 года рождения, проживающую в <адрес> до ее совершеннолетия, вне очереди.» ДД.ММ.ГГГГ Кодиной К. Р. была выдана справка за подписью заведующей сектором по учету и распределению жилой площади администрации Вольского муниципального образования, которая подтверждала, что Кодина К.Р. состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в секторе по учету и распределению жилой площади администрации с ДД.ММ.ГГГГ на основании пункта 4 статьи 37 Закона Саратовской области «О предоставлении жилья в Саратовской области». Согласно абзаца второго пункта 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 159-ФЗ от 21.12.1996 года дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. (в ред. Федеральных законов от 08.02.1998 № 17-ФЗ от 22.08.2004 № 122-ФЗ) Определением Конституционного суда РФ от 05.02.2009 года № 250-О-П установлено, чт о абзац 2 пункта 1 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в системе действующего правового регулирования предполагает, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных нормативов является государственным полномочием субъекта Российской Федерации, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями. Согласно пункта 1 статьи 3 Закона Саратовской области № 150-ЗСО от 2 августа 2007 года «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Саратовской области», право на предоставление жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда области в соответствии с настоящим Законом имеют нуждающиеся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма по основаниям, установленным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, при прекращении опеки (попечительства); дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющие закрепленное жилое помещение, при условии, что возвращение в него невозможно при наличии хотя бы одного из обстоятельств, определенных статьей 4 настоящего Закона. Согласно пункта 2 указанной статьи, предоставление жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда области в соответствии с настоящим Законом осуществляется детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если местом регистрации их рождения является Саратовская область, если местом их выявления и первичного устройства в семью или на воспитание в соответствующее учреждение является Саратовская область, если лица, у которых они находились на воспитании под опекой (попечительством), в приемных семьях на основании решения органов опеки и попечительства, проживали на территории Саратовской области. Пунктом 3 указанной статьи установлено, что предоставление жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда области детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, гражданам, ранее имевшим статус детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, установленным настоящей статьей, осуществляется вне очереди. Статья 4 указанного закона устанавливает, что обстоятельствами, препятствующими возвращению лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в закрепленные жилые помещения, для целей предоставления жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда области является признание закрепленного жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания. Согласно п.3 ст. 5 того же закона, уполномоченный орган в сфере опеки и попечительства, представляет в уполномоченный государственный орган области в сфере жилищных отношений для постановки на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма из государственного жилищного фонда области пакет документов, перечисленных в данной норме. В соответствии с пунктами 5,6 той же статьи по результатам проверки представленных документов уполномоченный государственный орган области в сфере жилищных отношений принимает решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма из государственного жилищного фонда области. В случае если не представлены или представлены не в полном объеме документы, уполномоченный государственный орган области в сфере жилищных отношений в течение пяти дней со дня поступления ходатайства или заявления обязан уведомить лиц, указанных в части 3 настоящей статьи, о необходимости представления недостающих документов. Согласно п.7 той же статьи решение об отказе в принятии на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма из государственного жилищного фонда области принимается в случае, когда у гражданина отсутствует право на предоставление ему жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда области. Как следует из объяснений прокурора, истицы и свидетеля Г.Е.Н. в 2010 году Управление опеки и попечительства администрации Вольского муниципального района Саратовской области направляло в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области все документы, необходимые для принятия Кодиной К.Р. на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения. Министерство приняло решение об отказе в принятии на учет Кодиной в качестве нуждающейся, ссылаясь на то, что Кодина К.Р., проживая в квартире М.П.А., обеспечена общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более учетной нормы. Свидетель Г.Е.Н., работающая начальником Управления опеки и попечительства администрации Вольского муниципального района, пояснила, что Кодина К. Р. относится к лицам из числа детей оставшихся без попечения родителей. Закрепленное за ней жилое помещение было признано непригодным для проживания. Она имеет право на получение жилого помещения из государственного жилищного фонда Саратовской области по закону Саратовской области № 150-ЗСО. Все необходимые документы на Кодину К.С. были направлены в 2010 году в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области. Никаких сообщений о необходимости предоставления каких-либо других документов из Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства не поступало. Кодиной К.Р. и другим лицам было отказано в постановке на учет одним единственным письмом. Она лично спрашивала у сотрудников Министерства, по каким основаниям было отказано Кодиной К.Р. в постановке на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения. Сотрудники Министерства по телефону объяснили ей, что Кодина К.Р. до сих пор зарегистрирована по месту жительства своего бывшего попечителя М.П.А.. <адрес> квартиры М.П.А. составляет 27 кв.м. Таким образом, Кодину К.Р. посчитали обеспеченной жильем не ниже социальной нормы. Суд считает, что Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> было незаконно отказано Кодиной К.Р. в постановке на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения, так как судом установлено, что истица относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей. За ней было закреплено жилое помещение- <адрес>, но возвращение в данное жилое помещение невозможно в связи с тем, что дом был признан непригодным для проживания, а затем снесен. В соответствии с ч.2 ст. 36 Гражданского кодекса РФ опекуны и попечители несовершеннолетних граждан обязаны проживать совместно со своими подопечными. Согласно п. 2 ст. 2 Закона Саратовской области № 150-ЗСО от 2 августа 2007 года «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Саратовской области», закрепление жилых помещений за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, осуществляется на весь период пребывания в образовательных и иных учреждения, в приемных семьях, детских домах семейного типа, семьях опекунов. С 2009 года Кодина К.Р. была зарегистрирована в квартире попечителя М.П.А. Таким образом, факт проживания и регистрации подопечного в семье попечителя по месту жительства попечителя нельзя рассматривать, как обеспечение подопечного жилым помещением. То, что после наступления совершеннолетия летом 2010 года Кодина К.Р. по прежнему была зарегистрирована по месту жительства бывшего попечителя, по мнению суда, не свидетельствует о том, что Кодина К.Р. стала членом семьи М.П.А. и была обеспечена жильем по месту ее жительства, поскольку Кодина К.Р. просто не имела возможности переехать в закрепленное за ней жилое помещение, ввиду его сноса. Данное обстоятельство подтверждается объяснениями истицы, свидетелей Г.Е.Н. и М.П.А. Свидетели пояснили, что Кодина К.Р. проживала в жилом помещении попечителя в связи с тем, что попечитель обязан проживать вместе с подопечным. Кодина К.Р. не вселялась в квартиру попечителя в качестве члена его семьи, не вела с попечителем общего хозяйства. Она всегда знала о том, что в квартире попечителя она проживает временно до достижения совершеннолетия. Все считали, что после достижения совершеннолетия Кодиной К.Р. будет предоставлено жилое помещение. Так как жилое помещение Кодиной К.Р. не было предоставлено, она по прежнему была зарегистрирована в квартире бывшего попечителя. Данные показания свидетелей суд учитывает при вынесении решения, так как они не противоречат объяснениям истицы и не опровергнуты какими-либо иными доказательствами. Эти доказательства суд считает относимыми, допустимыми и достоверными. По мнению суда, вывод сотрудников Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> о том, что Кодина К.Р. обеспечена жилой площадью, противоречит закону и материалам дела. Согласно части 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; Судом установлено, что Кодина К.Р. не является нанимателем жилого помещения, не имеет в собственности жилья и не является членом семьи нанимателя либо собственника жилого помещения, так как подопечный при совместном проживании с попечителем не становится членом его семьи. Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что у Кодиной К.Р. имеется право на предоставление ей вне очереди жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда Саратовской области. Данное право было нарушено ответчиком в 2010 году. Согласно пп. «г» пункта 1 части 1 ст. 2 закона Саратовской области от 28.04.2005 года № 39-ЗСО «О предоставлении жилых помещений в Саратовской области», на одиноко проживающего гражданина устанавливается нома предоставления жилого помещения из государственного жилищного фонда- 30 квадратных метров общей площади Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что требование прокурора подлежит удовлетворению. Руководствуясь ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд решил: Удовлетворить требования Вольского межрайонного прокурора, действующего в интересах Кодиной К. Р., к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области о предоставлении жилого помещения. Обязать Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области предоставить вне очереди Кодиной К. Р. благоустроенное жилое помещение в черте города Вольска площадью не менее 30 квадратных метров. Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение одного месяца путем подачи апелляционной жалобы. Судья Щипунова М.В.