В удовлетворении исковых требований о возмещении морального вреда истцу отказано в полном объеме.



                                                                                        ДЕЛО № 2-93 (1)/2012

                                                           Р Е Ш Е Н И Е                                              Именем Российской Федерации

              31 января 2012 года                                                                г.Вольск

               Вольский районный суд Саратовской области, в составе:

               председательствующего судьи Щипуновой М.В.,

               при секретаре Даулетжанове С. А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Вольске дело по иску Пак Юрия Ивановича к федеральному государственному унитарному предприятию «Почта России» о возмещении морального вреда,

                                               установил:

Пак Ю. И. обратился в суд с иском к Федеральному государственному унитарному предприятию «Почта России» о взыскании компенсации морального вреда.

В исковом заявлении указано, что ДД.ММ.ГГГГ из отделения почтовой связи <адрес> истцом было отправлено заказное письмо с уведомлением о вручении. В письме находился формуляр жалобы с приложениями в адрес Европейского Суда по правам человека. Поскольку на ДД.ММ.ГГГГ он не получил уведомления о вручении адресату указанного письма, он обратился в отделение почтовой связи с заявлением о розыске письма. До ДД.ММ.ГГГГ он не получил результатов розыска. Данные обстоятельства свидетельствуют о недоставке его письма и о том, что ответчик самоустранился от розыска письма. В нарушение требований ст. 4 закона РФ «О защите прав потребителей» ответчик оказал ему некачественную услугу почтовой связи по доставке международной корреспонденции, не предоставил ему результатов розыска его корреспонденции. Предоставлением ему некачественной услуги почтовой связи ответчик нарушил его право на уважение почтовой корреспонденции, гарантированное пунктом 1 ст. 8 «Конвенции о защите прав человека и основных свобод». Не доставив по почте его обращение в Европейский Суд по правам человека, ответчик создал ему препятствие в реализации права на обращение с индивидуальной жалобой в международный судебный орган, гарантированного статьей 34 указанной конвенции. Его моральный вред выразился в переживаниях, эмоциональном стрессе, дискомфорте. Он утратил благоприятные условия жизни, потерял радость в жизни, испытал угнетение, связанное с невозможностью беспрепятственного обращения в Европейский Суд по правам человека. Просит взыскать с ответчика в его пользу компенсацию морального вреда в размере одного миллиона рублей.

Истец в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом. Телефонограммой истец просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель истца Вологин А.Б. в судебном заседании заявленные требования поддержал. Он пояснил, что истец направлял в Европейский Суд по правам человека заказное письмо с простым уведомлением. Истец оплатил услугу доставки письма с простым уведомлением. Ненадлежащее оказание услуги выражается в недоставке письма, в нарушении сроков доставки письма и в несвоевременном розыске письма. Представитель истца также пояснил, что ответчик не ответил своевременно на претензию истца, хотя должен был ответить на претензию в двухмесячный срок. Ненадлежащим оказанием услуг истцу причинен моральный вред, который он оценивает в один миллион рублей.

Представитель ответчика иск не признал и пояснил, что Российская Федерация является членом Всемирного почтового союза. Согласно ст. 1 Устава Всемирного почтового союза, принятого в Вене ДД.ММ.ГГГГ, Российская Федерация составляет наряду с другими странами (членами союза) единую территорию для взаимного обмена отправлениями письменной корреспонденции. В соответствии со статьей V восьмого дополнительного протокола к Уставу Всемирного почтового союза актами союза являются Устав Всемирного почтового союза, Общий регламент, Всемирная почтовая конвенция, Регламент письменной корреспонденции и Регламент посылок, которые обязательны для всех стран-членов Всемирного почтового союза. Технология почтовой пересылки подразумевает присвоение регистрируемым почтовым отправлениям уникального почтового идентификатора ( в данном случае № ). На каждом этапе пересылки на территории Российской Федерации информация почтового идентификатора заносится в единую систему учета и контроля, благодаря чему, возможно отслеживать прохождение почтового отправления на территории Российской Федерации через Интернет на официальном сайте Почты России. Почтовый идентификатор указывается в чеке (квитанции), выдаваемом при приеме почтового отправления и на конверте. Согласно распечатке с официального сайта Почты России почтовое отправление истца № ДД.ММ.ГГГГ поступило в место международного почтового обмена без нарушения контрольных сроков прохождения по Российской Федерации. ДД.ММ.ГГГГ отправление экспортировано из Москвы по Францию. Факт передачи ответчиком заказного письма во Францию установлен. В силу статьи РК 161 Регламента письменной корреспонденции ответственность лежит на том операторе, который не может установить фактическую передачу отправления другому назначенному оператору. Фактическая передача письма во Францию подтверждается депешей от ДД.ММ.ГГГГ. Почтовое отправление было выдано адресату во Франции ДД.ММ.ГГГГ, о чем Пак Ю.И. был извещен письмом от ДД.ММ.ГГГГ.

Также представитель ответчика пояснила, что международные регистрируемые почтовые отправления принимаются только с простыми уведомлениями о получении, пересылаемыми наземным или воздушным транспортом (п. 491 Почтовых правил, принятых Советом глав администраций связи Регионального содружества в области связи ДД.ММ.ГГГГ). Подтвердить или опровергнуть факт неполучения истцом простого уведомления о получении заказного письма не представляется возможным, так как простое уведомление является не регистрируемым почтовым отправлением и в соответствии с п. 33 Правил оказания услуг почтовой связи уведомление опускается почтальоном в почтовый ящик.

Согласно ст. 34 ФЗ РФ «О почтовой связи» ответственность операторов почтовой связи наступает за утрату, порчу (повреждение), недостачу вложений, недоставку или нарушение контрольных сроков пересылки почтовых отправлений, осуществления почтовых переводов денежных средств, иные нарушения установленных требований по оказанию услуг почтовой связи. Действующим законодательством не предусмотрена имущественная ответственность организаций почтовой связи за недоставку простого почтового уведомления.

Также представитель ответчика пояснила, что услуги истцу были оказаны надлежащим образом. Требование о возмещении морального вреда является необоснованным и не подлежит удовлетворению.

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, не обеспечило явку своего представителя в судебное заседание.

           Суд, выслушав объяснения представителей сторон, изучив материалы дела, приходит к выводу, что в удовлетворении иска Пак Ю.И. следует отказать.

В соответствии со ст. 15 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 года № 2300-1, моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.(в ред. Федеральных законов от 17.12.1990 № 212-ФЗ от 21.12.2004 № 171- ФЗ)

Согласно ч. 1 ст. 4 того же закона исполнитель обязан оказать потребителю услугу, качество которой соответствует договору.

В соответствии с п.1 ст. 27 вышеуказанного закона, исполнитель обязан осуществить оказание услуги в срок, установленный правилами оказания отдельных видов услуг. В договоре об оказании услуг может предусматриваться срок оказания услуги, если указанными правилами он не предусмотрен, а также срок меньшей продолжительности, чем срок, установленный указанными правилами.

В силу ст. 4 Федерального закона «О почтовой связи» от 17.07.1999 года № 176-ФЗ, порядок оказания услуг почтовой связи регулируется правилами оказания услуг почтовой связи, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Согласно ст. 16 указанного закона, услуги почтовой связи оказываются операторами почтовой связи на договорной основе. По договору оказания услуг почтовой связи оператор почтовой связи обязуется по заданию отправителя переслать вверенное ему почтовое отправление или осуществить почтовый перевод денежных средств по указанному отправителем адресу и доставить (вручить) их адресату. Пользователь услуг почтовой связи обязан оплатить оказанные ему услуги. Операторы почтовой связи обязаны обеспечить пересылку письменной корреспонденции пользователям услуг почтовой связи в контрольные сроки. Нормативы частоты сбора письменной корреспонденции из почтовых ящиков, нормативы ее обмена, перевозки и доставки, а также контрольные сроки ее пересылки разрабатываются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим управление деятельностью в области почтовой связи, и утверждаются Правительством Российской Федерации. Сроки оказания иных услуг почтовой связи устанавливаются операторами почтовой связи самостоятельно. Качество услуг почтовой связи должно соответствовать установленным стандартам, а также предоставляемой операторами почтовой связи информации об условиях оказания данных услуг.

В судебном заседании установлено и сторонами не оспаривалось то обстоятельство, что 03.05.2011 года Пак Юрий Иванович воспользовался услугами почтовой связи, предоставленными федеральным государственным унитарным предприятием «Почта России», а именно, отправил одно заказное письмо с простым уведомлением в адрес Европейского Суда по правам человека, находящегося в г. Страсбурге Франции.

В соответствии с п.6 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении нормативов частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции», контрольные сроки пересылки письменной корреспонденции (без учета дня приема) составляют на внутригородской территории города федерального значения - два дня, между административным центом субъекта Российской Федерации и административными центрами муниципальных районов на территории субъекта Российской Федерации - два дня.

Таким образом, срок доставки письма от г.Вольска до г.Саратова составляет два дня.

Согласно приложению к «Нормативам частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции», утвержденному вышеназванным постановлением Правительства Российской Федерации срок доставки корреспонденции от <адрес> до <адрес> составляет 4 дня.

            Отправленное истцом ДД.ММ.ГГГГ из <адрес> письмо было доставлено в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, в <адрес> - ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ отправлено на экспорт. Указанные обстоятельства подтверждаются распечаткой с Интернет - сайта Почты России.

Заказное письмо было направлено из места международного почтового обмена «Москва» во Францию ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается копией депеши .

Учитывая изложенное, суд считает, что ответчиком контрольные сроки пересылки по территории Российской Федерации заказной корреспонденции истца не нарушены.

Из п.п. «г» п. 33 Правил оказания услуг почтовой связи следует, что простые уведомления о вручении почтовых отправлений доставляются через почтовые абонентские ящики без приписки к сопроводительным документам.

              Таким образом, отследить прохождение почтового уведомления о вручении заказного письма Пак Ю.И. из Франции до <адрес> и установить время доставки его истцу не представляется возможным, в связи с чем, суд считает, что истец не доказал в этой части свое нарушенное право.

Федеральным законом Российской Федерации "О почтовой связи" (статья 34) предусмотрено, что организации почтовой связи несут имущественную ответственность перед пользователями услуг почтовой связи за утрату, порчу, недостачу вложений, недоставку или нарушение контрольных сроков пересылки почтовых отправлений, осуществления почтовых переводов денежных средств, иные нарушения установленных требований по оказанию услуг почтовой связи.

              Вышеназванным законом и Правилами оказания услуг почтовой связи не предусмотрена ответственность организаций почтовой связи за недоставку простого уведомления о вручении почтовых отправлений.

Из материалов дела видно, что ДД.ММ.ГГГГ Пак Ю.И. обратился в отделение почтовой связи с заявлением о розыске международного почтового отправления, отправленного им ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>.

В соответствии с п. 52 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.04.2005 года № 221, при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оказанию услуг почтовой связи пользователь услуг почтовой связи вправе предъявить оператору почтовой связи претензию, в том числе с требованием о возмещении вреда. Согласно п. 55 указанных Правил оператор почтовой связи обязан рассмотреть претензию и дать заявителю ответ в течение пяти дней на претензии в отношении почтовых отправлений и переводов, пересылаемых в пределах одного населенного пункта, либо в течение двух месяцев на претензии в отношении всех других внутренних почтовых отправлений и почтовых переводов.

Пунктом 52 Правил также предусмотрено, что претензии по розыску международных почтовых отправлений принимаются и рассматриваются в порядке и сроки, предусмотренные законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.

Аналогичные положения предусмотрены ст. 37 Федерального закона «О почтовой связи».

Законодательством Российской Федерации сроки для рассмотрения претензий пользователя по международным почтовым отправлением не установлены.

В Департамент претензионной работы по международному почтовому обмену поступило обращение Пак Ю.И., что подтверждается письменным ответом Департамента на запрос суда.

             ДД.ММ.ГГГГ Департаментом претензионной работы по международному почтовому обмену на основании обращения Пака Ю.И. с целью установления факта вручения почтового отправления адресату, в адрес назначенного почтового оператора Франции был направлен запрос (рекламация).

Согласно п. 2.6 Регламента письменной корреспонденции всемирной почтовой конвенции (Женева 2008), назначенный оператор Франции должен был предоставить окончательный ответ на рекламацию в течение двухмесячного срока. В то же время в случае решения вопроса относительно материальной ответственности срок проведения проверки может быть продлен до трех месяцев.

             Об указанных сроках проведения розыска международного почтового отправления истец был информирован ФГУП «Почта России» 19.10.2011 года.

ДД.ММ.ГГГГ из Франции поступил ответ о вручении почтового отправления адресату, что подтверждается сообщением Департамента претензионной работы по международному почтовому обмену.

Согласно части 1 ст. 46 «Всемирной почтовой конвенции», принятой в Сеуле 14.09.1994 года XXI Конгрессом Всемирного почтового союза, пока не будет доказано обратное, ответственность лежит на той Почтовой администрации, которая приняв отправление без оговорки и располагая всеми установленными средствами для расследования, не может установить ни вручения его адресату, ни, если это имело место, правильной передачи другой Администрации.

Факт правильной передачи отправления другой Администрации подтверждается копией депеши от ДД.ММ.ГГГГ . Данный факт не опровергнут какими-либо другими доказательствами.

            Таким образом, ФГУП «Почта России» доказало факт правильной передачи отправления почтовой администрации Франции.

             По результатам розыска международного почтового отправления было установлено, что международное почтовое отправление № было выдано адресату ДД.ММ.ГГГГ. Данное обстоятельство подтверждается копией письма ФГУП «Почта России» Пак Ю. И. от ДД.ММ.ГГГГ .

Таким образом, не доказан факт ненадлежащего оказания услуг ответчиком Пак Ю. И., так как его письмо было доставлено адресату достаточно быстро, контрольные сроки прохождения корреспонденции по Российской Федерации не нарушены, законодательством и международными договорами сроки для рассмотрения претензий пользователя по международным почтовым отправлением не установлены.

Кроме того, по мнению суда, несвоевременный ответ на претензию пользователя, не свидетельствует о некачественном оказании самой услуги.

             Результаты розыска международного почтового отправления ответчиком получены и доведены до сведения истца путем направления письма от ДД.ММ.ГГГГ. О результатах розыска международного почтового отправления также был извещен представитель истца в судебном заседании.

              Часть 1 ст. 8 «Конвенции о защите прав человека и основных свобод», заключенной в Риме ДД.ММ.ГГГГ (с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ) предусматривает право каждого на уважение его корреспонденции. Согласно ст. 34 указанной Конвенции суд может принимать жалобы от любого физического лица, любой неправительственной организации или любой группы частных лиц, которые утверждают, что явились жертвами нарушения одной из Высоких Договаривающихся Сторон их прав, признанных в настоящей Конвенции или в Протоколах к ней. Высокие договаривающиеся Стороны обязуются никоим образом не препятствовать эффективному осуществлению этого права.

                Суд не усматривает в действиях ответчика нарушений прав истца, предусмотренных указанными нормами Конвенции.

                При таких обстоятельствах, суд считает исковые требования Пак Ю. И. не подлежащими удовлетворению, так как его права потребителя, а также права, предусмотренные «Конвенцией о защите прав человека и основных свобод» не были нарушены ответчиком.

Руководствуясь ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

                                                    решил:

              В удовлетворении иска Пак Ю. И. к федеральному государственному унитарному предприятию «Почта России» о возмещении морального вреда отказать.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение одного месяца через Вольский районный суд путем подачи апелляционной жалобы.

Судья                                                                                           М.В. Щипунова