Дело № 2-394(1)/2012 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 12 марта 2012 года г.Вольск Вольский районный суд Саратовской области в составе: председательствующего судьи Маштаковой М.Н., при секретаре Засыпкине И.Ю., с участием старшего помощника Саратовского природоохранного прокурора Урядкова А.Н., представителя ответчика Моренова А.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Саратовского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав неопределенного круга лиц к Администрации Черкасского муниципального образования Вольского муниципального района <адрес> об обязанности организовать на своей территории сбор отработанных ртутьсодержащих ламп и информировании юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществлении сбора в соответствии с законодательством, установил : Саратовский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в защиту прав неопределенного круга лиц с настоящим иском к Администрации Черкасского муниципального образования Вольского муниципального района <адрес> об обязании организовать на своей территории сбор отработанных ртутьсодержащих ламп и информировании юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществлении сбора в соответствии с законодательством, указывая, что в результате проведенной проверкой по данному вопросу, установлено, что согласно Федеральному закону от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора в населенных пунктах возложена на муниципальные образования. Однако, на территории Черкасского муниципального образования Вольского муниципального района не организован надлежащим образом процесс сбора отработанных ртутьсодержащих ламп, места по сбору отработанных ртутьсодержащих ламп отсутствуют; вывоз ртутьсодержащих ламп специализированной организацией, имеющей соответствующую лицензию, не осуществляется, договоры с лицензированной организацией на сбор ртутьсодержащих ламп с территории поселения в 2012г. не заключались, юридические и физические лица о порядке осуществления сбора таких отходов не информируются. Данные обстоятельства создают угрозу благополучию населения в данном муниципальном образовании и нарушают права данных лиц на благоприятную окружающую среду. Просит обязать Администрацию Черкасского муниципального образования Вольского муниципального района <адрес> организовать на своей территории сбор отработанных ртутьсодержащих ламп и информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора в соответствии с требованиями законодательства. В судебном заседании представитель истца старший помощник прокурора Саратовской межрайонной природоохранной прокуратуры Урядков А.Н. поддержал исковые требования, уточнил, что мероприятия по организации сбора отработанных ртутьсодержащих ламп и информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора ответчику необходимо выполнить, просит обязать ответчика выполнить данные оставшиеся мероприятия в трёхмесячный срок. Представитель ответчика - глава Администрации Черкасского муниципального образования Вольского муниципального района <адрес> Моренов А.Е. исковые требования признал, пояснив, что для выполнения всех указанных прокурором мероприятий необходимо некоторое время, т.к. помещение для накопления данных ламп должно соответствовать предъявляемым в нему требованиям, для заключения договора нужно время. Суд, выслушав представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям. Согласно ст.42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью. В соответствии со ст. 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к вопросам местного значения поселения относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Нормами ст.ст. 4, 22 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Согласно ст. 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии с п. 8 Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 681, органы местного самоуправления организуют сбор отработанных ртутьсодержащих ламп и информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора. Из материалов дела усматривается, что администрацией Черкасского муниципального образования Вольского муниципального района <адрес> требования Конституции Российской Федерации и вышеназванных законов в полном объеме не выполнены. При таких обстоятельствах суд полагает, что неисполнение ответчиком требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан, находящихся на территории поселения, и создает опасность причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде. Делая такой вывод, суд исходит из того, что органы местного самоуправления несут особую ответственность перед населением при обращении с бытовыми отходами на территориях муниципальных образований и обязаны исполнять требования действующего законодательства для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. В связи с чем, исковые требования подлежат удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд решил : Исковые требования Саратовского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить. Обязать Администрацию Черкасского муниципального образования Вольского муниципального района <адрес>, в срок не позднее трёх месяцев со дня вступления данного решения в законную силу, организовать на территории Черкасского муниципального образования Вольского муниципального района <адрес> сбор отработанных ртутьсодержащих ламп и информировании юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществлении сбора в соответствии с законодательством, а именно: -заключить со специализированной организацией договор на вывоз ртутьсодержащих ламп с территории муниципального образования, - определить место (помещение) для накопления (хранения) отработанных ртутьсодержащих ламп до их сдачи в специализированную организацию; - проинформировать в установленном законом порядке юридических и физических лиц о наличии такого помещения и порядка передачи туда отработанных ртутьсодержащих ламп. Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 1 месяца через Вольский районный суд путём подачи апелляционной жалобы. Судья М.Н. Маштакова