Дело №2- 508(1)/2012 Именем Российской Федерации 23 марта 2012 года г.Вольск Вольский районный суд Саратовской области, в составе: председательствующего судьи Маштаковой М.Н., с участием прокурора Гуровой Н.С., представителя Барановского муниципального образования Вольского муниципального района Саратовской области Честновой Н.В., при секретаре Засыпкине И.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Вольске дело по заявлению Вольского межрайпрокурора в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц об оспаривании бездействия Администрации Барановского муниципального образования Вольского муниципального района <адрес>, установил: Вольский межрайпрокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением об оспаривании бездействия Администрации Барановского муниципального образования Вольского муниципального района <адрес>, указав, что Вольской межрайонной прокуратурой была проведена проверка соблюдения требований действующего законодательства о противодействии коррупции в деятельности Барановского муниципального образования. В ходе проверки, установлено, что администрацией Барановского муниципального образования 10.05.2011 года издано постановление № 18 и 04.08.2011 года издано постановление №1, которыми утвержден порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов администрации и Совета. Согласно требованиям данных постановлений предметом антикоррупционной экспертизы являются постановления администрации Барановского муниципального образования, а также проекты постановлений администрации Барановского муниципального образования нормативно-правового характера, постановления главы Барановского муниципального образования, решения Совета Барановского муниципального образования, а также их проекты нормативно-правового характера. В нарушение требований антикоррупционного законодательства на нормативно-правовой акт - постановление № 38 от 29.09.2011 года «О мерах по санитарной очистке и благоустройству территории Барановского муниципального образования в осенний период 2011 года» должностными лицами администрации Барановского муниципального образования заключение не подготовлено, проект данного постановления не прошел антикоррупционную экспертизу. В нарушение п. 1.3 постановления № 18 от 10.05.201 1 года и п. 1.4 постановления № 1 от 04.08.2011 года заключения специалистом администрации Барановского муниципального образования готовятся лишь на проекты постановлений и решений, тогда как должны быть подготовлены также на принятые постановления и решения. Так, заключения не были подготовлены на следующие нормативно-правовые акты: на постановление № 36 от 29.08.201 1 года «Об утверждении муниципальной целевой долгосрочной программы «Обеспечение первичных мер пожарной безопасности в Барановском муниципальном образовании на 2011-2013 годы»; на постановление № 41 от 14.11.2011 года «Об обеспечении пожарной безопасности в осенне-зимний период 2011-2012 года на территории Барановского муниципального образования» и другие нормативно-правовые акты. Выявленные факты, являются существенным нарушением требований законодательства, направленного на выявление и устранение коррупционных проявлений. По результатам проведенной проверки, межрайпрокурором на имя главы Барановского муниципального образования, внесено представление с требованием устранить данные нарушения. Из ответа администрации Барановского муниципального образования № 68 на представление прокурора следует, что нарушения до настоящего времени не устранены, с нарушениями, выявленными межрайонным прокурором, администрация Барановского муниципального образования, не согласна. Полагает, что незаконным бездействием администрации Барановского муниципального образования, выразившемся в непринятии мер по проведению антикоррупционной экспертизы в установленном порядке нарушены права неопределенного круга лиц, так как в принятом нормативно-правовом акте могут содержаться коррупциогенные факторы. Просит признать незаконным бездействие администрации Барановского муниципального образования Вольского муниципального района Саратовской области в части непринятия мер по проведению антикоррупционной экспертизы в установленномзаконом порядке, обязать администрацию Барановского муниципального образования Вольского муниципального района Саратовской области принять меры по проведению в установленном порядке антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов, подготовить заключение на проект и постановление № 38 от 29.09.2011 года «О мерах по санитарной очистке и благоустройству территории Барановского муниципального образования в осенний период 2011 года» и подготовить заключения на нормативно-правовые акты, изданные в 2011 году. В судебном заседании представитель истца уточнила требования в части обязании ответчика подготовить заключения на нормативно-правовые акты и проекты, просила обязать ответчика подготовить заключение на проект и постановление № 38 от 29.09.2011 года «О мерах по санитарной очистке и благоустройству территории Барановского муниципального образования в осенний период 2011 года», на постановление № 36 от 29.08.2011г. «Об утверждении муниципальной целевой долгосрочной программы «Обеспечение первичных мер пожарной безопасности в Барановском муниципальном образовании на 2011-2013 годы», на постановление № 41 от 14.11.2011 года «Об обеспечении пожарной безопасности в осенне-зимний период 2011-2012 года на территории Барановского муниципального образования», в остальной части требования оставила прежними и поддержала, дала суду объяснения, аналогичные обстоятельствам, указанным выше, дополнив тем, что позицию ответчика о том, что постановление № 38 от 29.09.2011 года «О мерах по санитарной очистке и благоустройству территории Барановского муниципального образования в осенний период 2011 года» не является нормативно-правовым актом, считает необоснованной, поскольку не все признаки нормативно-правового акта могут быть в одном акте, в данном случае имеет место такой признак как то, что нормативно- правовой акт направлен на урегулирование общественных отношений, им устанавливаются правила благоустройства, которые будут распространяться на всю территорию Барановского муниципального образования. Представитель заинтересованного лица возражала против удовлетворения заявления, суду пояснила, что согласно п.3.3 приложения к постановлению администрации Барановского муниципального образования № 18 от 10.05.2011г. и п.2.3 приложения к постановлению Главы Барановского муниципального образования №1 от 04.08.2011г. экспертиза действующих муниципальных нормативных правовых актов на коррупциогенность проводится по инициативе лиц, имеющих право вносить проекты муниципальных правовых актов. В связи с тем, что инициативы от этих лиц не поступало, антикоррупционная экспертиза на действующие нормативные правовые акты не проводилась. На проект постановления «О мерах по санитарной очистке и благоустройству территории Барановского муниципального образования в осенний период 2011 года» заключения по антикоррупционномой экспертизе не было подготовлено в связи с тем, что в данном правовом акте отсутствуют признаки нормативности, и он не является нормативно-правовым актом. Выслушав истца, представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно ст. 5 Федерального закона от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий. В соответствии с требованиями ст. 6 Федерального закона от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» одной из основных мер по профилактике коррупции является проведение антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов. Согласно требований п. 3 ст. 3 Федерального закона от 17 июля 2009 г. N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" органами, организациями, их должностными лицами в Администрацией Барановского муниципального образования 10.05.2011 года издано постановление № 18 и 04.08.2011 года издано постановление №1, которыми утвержден порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов администрации и Совета. Согласно данных постановлений предметом антикоррупционной экспертизы являются постановления администрации Барановского муниципального образования, а также проекты постановлений администрации Барановского муниципального образования нормативно-правового характера, постановления главы Барановского муниципального образования, решения Совета Барановского муниципального образования, а также их проекты нормативно-правового характера. Из материалов дела следует, что Вольским межрайонным прокурором была проведена проверка соблюдения требований действующего законодательства о противодействии коррупции в деятельности Барановского муниципального образования. В ходе проверки, установлено, что в нарушение требований антикоррупционного законодательства на нормативно-правовой акт - постановление № 38 от 29.09.2011 года «О мерах по санитарной очистке и благоустройству территории Барановского муниципального образования в осенний период 2011 года» должностными лицами администрации Барановского муниципального образования заключение не подготовлено, также проект данного постановления не прошел антикоррупционную экспертизу; специалистом администрации Барановского муниципального образования заключения готовятся лишь на проекты постановлений и решений; не были подготовлены заключения на следующие нормативно-правовые акты: на постановление № 36 от 29.08.201 1 года «Об утверждении муниципальной целевой долгосрочной программы «Обеспечение первичных мер пожарной безопасности в Барановском муниципальном образовании на 2011-2013 годы»; на постановление № 41 от 14.11.2011 года «Об обеспечении пожарной безопасности в осенне-зимний период 2011-2012 года на территории Барановского муниципального образования». В соответствии с требованиями ст. 3 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на нескольких принципах, одним из которых является признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 17 июля 2009 г. N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции. Согласно Постановления Правительства РФ от 26 февраля 2010 г. N 96 «О проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» применяется определенная правительством методика, для обеспечения проведения органами, организациями и их должностными липами антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения. Позицию Барановского муниципального образования о том, что постановление «О мерах по санитарной очистке и благоустройству территории Барановского муниципального образования в осенний период 2011 года» не является нормативно-правовым актом и потому заключение по нему не было сделано, суд считает необоснованной. Так, в соответствии с требованиями действующего законодательства существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений. Не все признаки нормативно-правового акта могут быть в одном акте, в данном случае названный документ направлен на урегулирование общественных отношений в области благоустройства Барановского муниципального образования, потому является нормативно-правовым актом, и заключение на него необходимо. Согласно п.3.3 приложения к постановлению администрации Барановского муниципального образования № 18 от 10.05.2011г. и п.2.3 приложения к постановлению Главы Барановского муниципального образования №1 от 04.08.2011г. экспертиза действующих муниципальных нормативных правовых актов на коррупциогенность проводится по инициативе лиц, имеющих право вносить проекты муниципальных правовых актов. По мнению суда, отсутствие такой инициативы не является препятствием к проведению экспертизыдействующих муниципальных нормативных правовых актов на коррупциогенность, учитывая серьезность вопроса. Потому бездействие администрации Барановского муниципального образования, выразившееся в непринятии мер по проведению антикоррупционной экспертизы указанных нормативно-правовых актов, их проектов, является незаконным. Имеющиеся нарушения следует устранить. Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению полностью. Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил: исковые требования Вольского межрайонного прокурора удовлетворить полностью. Обязать администрацию Барановского муниципального образования Вольского муниципального района Саратовской области принять меры по проведению в установленном порядке антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов, подготовить заключение на проект и постановление № 38 от 29.09.2011 года «О мерах по санитарной очистке и благоустройству территории Барановского муниципального образования в осенний период 2011 года», подготовить заключение на постановление № 36 от 29.08.2011г. «Об утверждении муниципальной целевой долгосрочной программы «Обеспечение первичных мер пожарной безопасности в Барановском муниципальном образовании на 2011-2013 годы»; подготовить заключение на постановление № 41 от 14.11.2011 года «Об обеспечении пожарной безопасности в осенне-зимний период 2011-2012 года на территории Барановского муниципального образования». Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 1 месяца через Вольский районный суд. Судья М.Н. Маштакова
соответствии с настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном
нормативными правовыми актами соответствующих органовместного самоуправления и иных органов власти, и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации, проводится антикоррупционная экспертиза нормативно-правовых актов.