Дело №2- 601(1)/2012 Именем Российской Федерации 13апреля 2012 года г.Вольск Вольский районный суд Саратовской области, в составе: председательствующего судьи Маштаковой М.Н., с участием прокурора Бесараб С.А., представителя Талалихинского муниципального образования Вольского муниципального района Саратовской области и Широкобуеракского муниципального образования Вольского муниципального района Саратовской области Честновой Н.В., при секретаре Засыпкине И.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Вольске дело по заявлению Вольского межрайпрокурора в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц об оспаривании бездействия органа местного самоуправления, установил: Вольский межрайпрокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением об оспаривании бездействия Администрации Талалихинского муниципального образования Вольского муниципального района <адрес> и Широкобуеракского муниципального образования Вольского муниципального района <адрес>, указав, что Вольской межрайонной прокуратурой была проведена проверка соблюдения требований действующего законодательства о противодействии коррупции в деятельности указанных муниципальных образований. В ходе проверки, установлено, что администрацией Талалихинского муниципального образования ДД.ММ.ГГГГ издано постановление № и ДД.ММ.ГГГГ издано постановление №, которыми утвержден порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов администрации и Совета. Согласно требованиям данных постановлений предметом антикоррупционной экспертизы являются постановления администрации Талалихинского муниципального образования, а также проекты постановлений администрации Талалихинского муниципального образования нормативно-правового характера, постановления главы Барановского муниципального образования, решения Совета Талалихинского муниципального образования, а также их проекты нормативно-правового характера. В нарушение требований антикоррупционного законодательства и п.п. 1.3,1.4 постановлений об утверждении порядка проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативно-правовых актов заключения специалистом администрации Талалихинского муниципального образования готовятся лишь на проекты постановлений и решений, тогда как должны быть подготовлены также на принятые постановления и решения. Так, заключения не были подготовлены на следующие нормативно-правовые акты: на постановление № 27 от 19.08.2011 года «Об утверждении муниципальной целевой долгосрочной программы «Обеспечение первичных мер пожарной безопасности в Талалихинском муниципальном образовании на 2011-2013 годы»; на постановление № 29 от 03.10.2011г. «О мерах по санитарной очистке и благоустройству на территории Талалихинского муниципального образования в осенний период 2011 года». Выявленные факты, являются существенным нарушением требований законодательства, направленного на выявление и устранение коррупционных проявлений. По результатам проведенной проверки, межрайпрокурором на имя главы Талалихинского муниципального образования, внесено представление с требованием устранить данные нарушения. Из ответа администрации Талалихинского муниципального образования на представление прокурора следует, что нарушения до настоящего времени не устранены, с нарушениями, выявленными межрайонным прокурором, администрация Талалихинского муниципального образования, не согласна. Полагает, что незаконным бездействием администрации Талалихинского муниципального образования, выразившемся в непринятии мер по проведению антикоррупционной экспертизы в установленном порядке, нарушены права неопределенного круга лиц, так как в принятом нормативно-правовом акте могут содержаться коррупциогенные факторы. Просит признать незаконным бездействие администрации Талалихинского муниципального образования Вольского муниципального района <адрес> в части непринятия мер по проведению антикоррупционной экспертизы в установленномзаконом порядке, обязать администрацию Талалихинского муниципального образования Вольского муниципального района <адрес> принять меры по проведению в установленном порядке антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов, подготовить заключение на нормативно-правовые акты, изданные в 2011 году. Так же прокурор указал, что в ходе проверки было выявлено, что в Широкобуеракском муниципальном образовании ДД.ММ.ГГГГ разработано постановление № и ДД.ММ.ГГГГ разработано постановление №, которыми утвержден порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов администрации и Совета. Согласно требованиям данных постановлений предметом антикоррупционной экспертизы являются постановления администрации Широкобуеракского муниципального образования, а также проекты постановлений администрации Широкобуеракского муниципального образования нормативно-правового характера, постановления главы Барановского муниципального образования, решения Совета Широкобуеракского муниципального образования, а также их проекты нормативно-правового характера. В нарушение требований антикоррупционного законодательства на проект нормативно-правового акта- постановление № от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по санитарной очистке и благоустройству территории Широкобуеракского муниципального образования в осенний перио<адрес>года» заключение не подготовлено. В нарушение требований антикоррупционного законодательства и п.п. 1.3,1.4 постановлений об утверждении порядка проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативно-правовых актов заключения специалистом администрации Широкобуеракского муниципального образования готовятся лишь на проекты постановлений и решений, тогда как должны быть подготовлены также на принятые постановления и решения. Так, заключения не были подготовлены на следующие нормативно-правовые акты: на постановление № 28 от 29.08.2011 года «Об утверждении муниципальной целевой долгосрочной программы «Обеспечение первичных мер пожарной безопасности в Широкобуеракского муниципальном образовании на 2011-2013 годы». По результатам проведенной проверки, межрайпрокурором на имя главы Широкобуеракского муниципального образования, внесено представление с требованием устранить данные нарушения. Из ответа администрации Широкобуеракского муниципального образования на представление прокурора следует, что нарушения до настоящего времени не устранены, с нарушениями, выявленными межрайонным прокурором, администрация Широкобуеракского муниципального образования, не согласна. Полагает, что незаконным бездействием администрации Широкобуеракского муниципального образования, выразившемся в непринятии мер по проведению антикоррупционной экспертизы в установленном порядке нарушены права неопределенного круга лиц, так как в принятом нормативно-правовом акте могут содержаться коррупциогенные факторы. Просит признать незаконным бездействие администрации Широкобуеракского муниципального образования Вольского муниципального района <адрес> в части непринятия мер по проведению антикоррупционной экспертизы в установленномзаконом порядке, обязать администрацию Широкобуеракского муниципального образования Вольского муниципального района <адрес> принять меры по проведению в установленном порядке антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов, подготовить заключение на нормативно-правовые акты, изданные в 2011 году. В судебном заседании представитель заявителя уточнила требования, просила обязать администрацию Широкобуеракского муниципального образования Вольского муниципального района <адрес> подготовить заключение на постановление № от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по санитарной очистке и благоустройству территории Широкобуеракского муниципального образования в осенний перио<адрес>года» и на постановление № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении муниципальной целевой долгосрочной программы «Обеспечение первичных мер пожарной безопасности в Широкобуеракского муниципальном образовании на 2011-2013 годы»; обязать администрацию Талалихинского муниципального образования Вольского муниципального района <адрес> подготовить заключение на постановление №.№ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении муниципальной целевой долгосрочной программы «Обеспечение первичных мер пожарной безопасности в Талалихинском муниципальном образовании на 2011-2013 годы» и на постановление № от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по санитарной очистке и благоустройству на территории Талалихинского муниципального образования в осенний перио<адрес> года», дала суду объяснения, аналогичные обстоятельствам, указанным выше. Представитель заинтересованного лица заявления прокурора полагала подлежащими удовлетворению, признала требования. Выслушав представителя заявителя, представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно ст. 5 Федерального закона от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий. В соответствии с требованиями ст. 6 Федерального закона от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» одной из основных мер по профилактике коррупции является проведение антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов. Согласно требований п. 3 ст. 3 Федерального закона от 17 июля 2009 г. N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" органами, организациями, их должностными лицами в Администрацией Широкобуеракского муниципального образования 04.05.2011г. разработано постановление №17 и 04.07.2011г. разработано постановление №1, которыми утвержден порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов администрации и Совета. Согласно данных постановлений предметом антикоррупционной экспертизы являются постановления администрации Широкобуеракского муниципального образования, а также проекты постановлений администрации Широкобуеракского муниципального образования нормативно-правового характера, постановления главы Широкобуеракского муниципального образования, решения Совета Широкобуеракского муниципального образования, а также их проекты нормативно-правового характера. Администрацией Талалихинского муниципального образования 11.05.2011 года издано постановление № 14 и 30.06.2011 года - постановление №, аналогичные по характеру указанным выше постановлениям. Из материалов дела следует, что Вольским межрайонным прокурором была проведена проверка соблюдения требований действующего законодательства о противодействии коррупции в деятельности Широкобуеракского и Талалихинского муниципальных образований. В ходе проверки, установлено, что в нарушение требований антикоррупционного законодательства на нормативно-правовой акт постановление №30 от 06.10.2011г. «О мерах по санитарной очистке и благоустройству территории Широкобуеракского муниципального образования в осенний период 2011года» заключение на проект не подготовлено, в нарушение требований антикоррупционного законодательства и п.п. 1.3,1.4 постановлений об утверждении порядка проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативно-правовых актов заключения специалистом администрации Широкобуеракского муниципального образования готовятся лишь на проекты постановлений и решений, тогда как должны быть подготовлены также на принятые постановления и решения. Так, заключение не было подготовлено на постановление № 28 от 29.08.2011 года «Об утверждении муниципальной целевой долгосрочной программы «Обеспечение первичных мер пожарной безопасности в Широкобуеракского муниципальном образовании на 2011-2013 годы»; заключения не были подготовлены на следующие нормативно-правовые акты: на постановление № 27 от 19.08.2011 года «Об утверждении муниципальной целевой долгосрочной программы «Обеспечение первичных мер пожарной безопасности в Талалихинском муниципальном образовании на 2011-2013 годы»; на постановление № 29 от 03.10.2011г. «О мерах по санитарной очистке и благоустройству на территории Талалихинского муниципального образования в осенний период 2011 года». В соответствии с требованиями ст. 3 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на нескольких принципах, одним из которых является признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 17 июля 2009 г. N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции. Согласно Постановления Правительства РФ от 26 февраля 2010 г. N 96 «О проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» применяется определенная правительством методика, для обеспечения проведения органами, организациями и их должностными липами антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения. Противодействие коррупции в Российской Федерации в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 25.12.2008г.№ 273-ФЗ « О противодействии коррупции» основывается на нескольких принципах, одним из которых является признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина. Непроведение антикоррупционной экспертизы проектов нормативно-правовых актов и правовых актов нарушает права неопределенного круга лиц граждан и может повлечь негативные последствия, потому бездействие администраций Талалихинского и Широкобуеракского муниципальных образований по данному вопросу незаконно. Учитывая изложенное выше и позицию представителя заинтересованных лиц о признании заявления прокурора, суд полагает требования прокурора подлежащими удовлетворению полностью. Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил: заявление Вольского межрайонного прокурора удовлетворить полностью. Признать незаконным бездействия администрации Талалихинского муниципального образования Вольского муниципального района <адрес> и администрации Широкобуеракского муниципального образования Вольского муниципального района <адрес> в части непринятия мер по проведению антикоррупционной экспертизы в установленном порядке. Обязать администрацию Талалихинского муниципального образования Вольского муниципального района <адрес> принять меры по проведению в установленном порядке антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов, подготовить заключение на проект и постановление № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении муниципальной целевой долгосрочной программы «Обеспечение первичных мер пожарной безопасности в Талалихинском муниципальном образовании на 2011-2013 годы»; на постановление № от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по санитарной очистке и благоустройству на территории Талалихинского муниципального образования в осенний перио<адрес> года». Обязать администрацию Широкобуеракского муниципального образования Вольского муниципального района <адрес> принять меры по проведению в установленном порядке антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов, подготовить заключение на проект и постановление № № от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по санитарной очистке и благоустройству территории Широкобуеракского муниципального образования в осенний перио<адрес>года» и и постановление № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении муниципальной целевой долгосрочной программы «Обеспечение первичных мер пожарной безопасности в Широкобуеракского муниципальном образовании на 2011-2013 годы». Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 1 месяца через Вольский районный суд. Судья М.Н. Маштакова
соответствии с настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном
нормативными правовыми актами соответствующих органовместного самоуправления и иных органов власти, и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации, проводится антикоррупционная экспертиза нормативно-правовых актов.