Дело №2-365(1)/2012 30 марта 2012 года г.Вольск Вольский районный суд Саратовской области, в составе: председательствующего судьи Майоровой Н.В., с участием прокурора Бесараб С.А., представителя ответчика Клюева А.Д., при секретаре Саддаровой Э.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Вольске дело по иску Вольского межрайонного прокурора, выступающего в защиту интересов Ахрамовича Н. В. к Государственному казенному учреждению Саратовской области «Управлению социальной поддержки населения Вольского района» о признании права на получение ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, установил: Вольский межрайонный прокурор обратился в суд с исковым заявлением в защиту интересов Ахрамовича Н. В. к Государственному казенному учреждению Саратовской области «Управлению социальной поддержки населения Вольского района» (далее по тексту ГКУ СО «УСПН Вольского района») о признании права на получение ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, мотивируя заявленные требования тем, что Вольской межрайонной прокуратурой проведена проверка по обращению Ахрамовича Н.В. по вопросу неправомерных действий ГКУ СО «УСПН Вольского района» при начислении единовременной денежной выплаты на оплату жилищно-коммунальных услуг. В ходе проведенной проверки было установлено, что Ахрамович Н.В. является ветераном военной службы и ветераном боевых действий. В настоящее время он получает меры социальной поддержки в соответствии со ст.16 Федерального закона "О ветеранах", в том числе по оплате жилого помещения, как ветеран боевых действий. В соответствии с ЗакономСаратовскойобластиот26 ноября 2009 г. № 174-ЗСО "О ежемесячной денежной выплате на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Саратовской области" с ДД.ММ.ГГГГ Ахрамовичу Н.В. производится ежемесячная денежная выплата на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 10 % от стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг на одного члена семьи для семей разной численности и одиноко проживающего гражданина за счет средств федерального бюджета. Ахрамович Н.В., считая,чтовсоответствиисЗакономСаратовскойобластиот26 ноября 2009 г. № 174-ЗСО "О ежемесячной денежной выплате на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Саратовской области" он, как ветеран военной службы имеет право на получение ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 50%, обращался - ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ в ГКУ СО «УСПН Вольского района» с заявлениями о выплате ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. На данные заявления были получены ответы, которыми в указанной выплате отказано. Прокурор считает отказ в предоставлении Ахрамовичу Н.В. ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, как ветерану военной службы незаконным, поскольку получение Ахрамовичем Н.В. ежемесячной выплаты в соответствии с Федерального закона "О ветеранах" в силу положений части 3 ст.13 данного закона, а также п.4 ст.6 Закона Саратовской области №372-ЗСО, не является препятствием для получения им ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг согласно п.5 ст.2 Закона Саратовской области №372-ЗСО, так как это разные формы социальной поддержки. Поэтому прокурор обратился в суд с иском в защиту интересов Ахрамовича Н.В. и просил признать за Ахрамовичем Н.В. право на получение ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 50% с ДД.ММ.ГГГГ, и возложить на ГКУ СО «УСПН Вольского района» обязанность произвести Ахрамовичу Н.В. перерасчет по оплате ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 50% с ДД.ММ.ГГГГ с учетом ранее выплаченных сумм. В судебном заседании прокурор заявленные требования поддержал полностью и дал пояснения, аналогичные обстоятельствам, изложенным в иске. Истец Ахрамович Н.В., надлежащим образом извещенный о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явился, обратился к суду с заявлением, в котором просит рассмотреть дело в его отсутствие, на иске настаивает. Представитель ответчика Клюев А.Д., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал, и заявил, что поскольку истец Ахрамович Н.В. является получателем меры социальной поддержки как ветеран боевых действий в соответствии со ст.16 Федерального закона "О ветеранах", а указанный закон не устанавливает льготы по оплате коммунальных услуг, заявленные требования не основаны на законе и удовлетворению не подлежат. Изучив материалы дела, выслушав прокурора, представителя ответчика, суд приходит к следующему. Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, истец Ахрамович Н.В. является ветераном боевых действий и ветераном военной службы на основании пп.1 п. 1 ст. 3 и ст. 5 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ "О ветеранах ". В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ "О ветеранах" социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей: пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации; получение ежемесячной денежной выплаты; получение и содержание жилых помещений; оплату коммунальных услуг; медицинское, протезно-ортопедическое обслуживание. Пунктом 3 данной статьи установлено, что при наличии у ветерана права на получение одной и той же формы социальной поддержки по нескольким основаниям, социальная поддержка предоставляется по одному основанию по выбору ветерана, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. Как видно из личного дела получателя пособия Ахрамович Н.В. на основании его заявления является получателем ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии со ст.16 Федерального закона "О ветеранах" как ветеран боевых действий (л.д.22-30). Меры социальной поддержки ветеранов боевых действий определены в п.1 ст. 16 вышеуказанного Закона, которой предусмотрено, в частности, что данной категории ветеранов предоставляется льгота по оплате в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади), в том числе членам семей ветеранов боевых действий, совместно с ними проживающими. Меры социальной поддержки по оплате жилья предоставляются лицам, проживающим в домах независимо от вида жилищного фонда. То есть указанный закон не устанавливает льготы по оплате коммунальных услуг. Пунктом 3 ст. 13 Федерального закона "О ветеранах" закреплено право ветерана выбрать основание для предоставления ему мер социальной поддержки в том случае, если он как ветеран имеет право на получение одной и той же формы поддержки по разным основаниям. Указанная норма не дает возможности получения одним и тем же лицом мер социальной поддержки, установленных для различных категорий граждан (в данном случае как ветерану боевых действий и как ветерану военной службы). В соответствии с п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Согласно ст. 22 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ "О ветеранах" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ), меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными правовыми нормативными актами Российской Федерации. Меры социальной поддержки, устанавливаемые законами и иными правовыми актами субъектов Российской Федерации в соответствии со статьями 20 и 22 данного Федерального закона, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации (п.2 ст. 10). Статья 23 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ "О ветеранах" - Меры социальной защиты ветеранов военной службы, ветеранов государственной службы утратила силу - Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ. Федеральным законом от 29.12.2004 г. № 199-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований" Федеральный закон "О ветеранах" дополнен статьей 23.1, в которую ветераны труда и ветераны военной службы не включены, а также статьей 23.2, согласно которой меры социальной поддержки этих категорий граждан с 1 января 2005 года определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Согласно п.1 ст. 23.2 Федерального закона "О ветеранах" полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных, в том числе, ст. 16 настоящего Федерального закона для ветеранов боевых действий, а также ветеранов военной службы, переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в связи с чем был принят Закон Саратовской области №174-ЗСО "О ежемесячной денежной выплате на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Саратовской области". В соответствии с п.п. 2 и 3 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах" средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, в виде субвенций. Объем средств, предусмотренных в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации определяется: по оплате жилищно-коммунальных услуг исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; утвержденных Правительством РФ стандарта предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 кв.метр общей площади жилья в месяц и федерального стандарта социальной нормы площади жилья, применяемых для расчета межбюджетных трансфертов. В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона Саратовской области №174-ЗСО "О ежемесячной денежной выплате на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Саратовской области", ежемесячная денежная выплата на оплату жилого помещения и коммунальных услуг устанавливается в процентном соотношении от стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг на одного члена семьи для семей разной численности и одиноко проживающего гражданина, установленных органом исполнительной власти области в сфере государственного регулирования тарифов, в частности: - для граждан, имеющих право на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения, и совместно проживающих с ними членов их семей, имеющих право на аналогичные меры социальной поддержки, - 10 процентов. Довод истца о том, что он имеет право на выбор основания предоставления льгот, основан на неправильном толковании закона. Федеральный закон "О ветеранах" от 12 января 1995 года № 5-ФЗ и Закон Саратовской области №174-ЗСО "О ежемесячной денежной выплате на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Саратовской области" не предоставляют гражданам выбор между аналогичными формами социальной поддержки с учетом их выгодности для льготников. Размер начисляемых ветерану боевых действий и ветерану военной службы льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг в силу Федерального закона "О ветеранах" не может быть равным, так как ветеранам военной службы в силу закона Саратовской области предоставляется мера социальной поддержки в виде 50% оплаты жилого помещения и коммунальных услуг, а ветеранам боевых действий - в размере 50% и только по оплате жилого помещения. С 1 января 2010 г. все меры социальной поддержки как федеральным льготополучателям (в данном случае имеется в виду ветеран боевых действий), так и льготополучателям субъекта Федерации Саратовской области (ветеран военной службы) заменены с натуральных льгот (50 % оплата) на денежные выплаты. Ежемесячная денежная выплата назначается в процентном соотношении от стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг на одного члена семьи для семей разной численности и одиноко проживающего гражданина. Согласно личному делу получателя пособия Ахрамовичу Н.В. ежемесячная денежная выплата по оплате жилого помещения назначена в размере 10 процентов на льготника и 10% на каждого члена семьи, что соответствует ч. 1 ст. 2 Закона Саратовской области №174-ЗСО "О ежемесячной денежной выплате на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Саратовской области". Исходя из изложенного, суд приходит к выводу об отказе Ахрамовичу Н.В. в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд решил: В удовлетворении исковых требований Вольского межрайонного прокурора, выступающего в защиту интересов Ахрамовича Н. В. к Государственному казенному учреждению Саратовской области «Управлению социальной поддержки населения Вольского района» о признании права на получение ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отказать полностью. Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение одного месяца путем подачи апелляционной жалобы через Вольский районный суд. Судья Н.В. Майорова