Требования прокурора об обязании организации дополнительных учреждений дошкольного образования удовлетворены.



Дело № 2-665(1)/2012

РЕШЕНИЕ

                    Именем Российской Федерации

11 мая 2012г.        г. Вольск

Вольский районный суд Саратовской области, в составе:                   председательствующего судьи Майоровой Н.В.,

с участие прокурора Бесараб С.А., представителя ответчика Логинова С.А.,

при секретаре Саддаровой Э.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе <адрес> дело по исковому заявлению Вольского межрайонного прокурора, действующего в защиту прав и законных интересах несовершеннолетних, неопределенного круга лиц к Администрации Вольского муниципального района <адрес> о понуждении к совершению действий по организации дополнительных учреждений дошкольного образования,

               установил:        

Вольский межрайонный прокурор, действующий в защиту прав и законных интересах несовершеннолетних, неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации Вольского муниципального района <адрес> о понуждении к совершению действий по организации дополнительных учреждений дошкольного образования, мотивируя свои требования тем, что Вольской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства, гарантирующего право граждан на общедоступность и бесплатность дошкольного образования в муниципальных образовательных учреждениях. В ходе проведенной проверки установлено, что требования федерального законодательства об организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории Вольского муниципального района не соблюдаются, право граждан на общедоступность дошкольного образования нарушается. Органами местного самоуправления Вольского муниципального района достаточных мер по организации дополнительных дошкольных образовательных учреждений не принимается с 2007 года. С этого времени постоянно растет количество детей, состоящих в очереди на получение места в дошкольном образовательном учреждении (в 2008 году 217 детей, в 2009 году - 350 детей, в 2010 году - 630 детей, в 2011 году - 832 ребенка). Принимаемые ответчиком меры не соразмерны масштабам возникшей проблемы. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в очереди состоят 850 детей. Вся очередь образовалась в детские сады, расположенные на территории <адрес>. Всего на территории муниципального района действует 51 дошкольное образовательное учреждение, из них 46 муниципальных дошкольных учреждений (детских садов -36, школ со структурными подразделениями «детский сад» - 9, школа - детский сад - 1) и 5 ведомственных дошкольных учреждений. На территории муниципального района проживает 4891 ребенок в возрасте от 1 года до 6 лет. Из них посещает дошкольные учреждения 3696 детей. Таким образом, потенциально очередь в дошкольные учреждения Вольского муниципального района может увеличиться до 1195 детей. Учитывая, что количество ежегодно освобождаемых мест во всех детских садах пропорционально количеству детей, посещающих младшие (ясельные группы), вероятность предоставления места в детском саду в других группах (для более старших детей) близка к нулю. Ежегодно в младших (ясельных) группах во всех детских садах <адрес> освобождается около 350 мест. Таким образом, около 500 состоящих в очереди детей утрачивают возможность посещать детский сад, как в текущем, так и последующих годах. Вышеизложенные обстоятельства свидетельствуют о необходимости в открытии новых детских садов на территории <адрес> с достаточным количеством мест. Согласно пп.1 п.1 ст.35 Устава Вольского муниципального района обеспечение исполнения полномочий органов местного самоуправления муниципального района по решению вопросов местного значения отнесено к полномочиям администрации Вольского муниципального района. Однако, до настоящего времени ответчиком, вопреки установленных законом требований, достаточных мер по обеспечению граждан, проживающих на территории <адрес>, местами в дошкольных образовательных учреждениях не принято. В связи с изложенными обстоятельствами прокурор обратился в суд заявлением в защиту прав несовершеннолетних, неопределенного круга лиц и просил обязать администрацию Вольского муниципального района организовал (создать, открыть) на территории <адрес> дошкольные образовательные учреждения с общим количеством мест не менее чем на 500 детей.

В ходе рассмотрения дела прокурор уточнил заявленные требования и просил суд возложить на Администрацию Вольского муниципального района <адрес> обязанность по организации предоставления бесплатного дошкольного образования в муниципальных образовательных учреждениях, с созданием и открытием на территории <адрес> дошкольных образовательных учреждений с общим количеством мест не менее чем на 500 детей, в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Прокурор дал пояснения, аналогичные обстоятельствам, изложенным в иске.

Представитель ответчика Логинов С.А., действующий на основании доверенности в судебном заседании исковые требования не признал, указав, что администрацией Вольского муниципального района <адрес> выполняются все требования закона по исполнению обязанности по организации предоставления бесплатного дошкольного образования в муниципальных образовательных учреждениях. Однако отсутствие достаточных денежных средств не позволяет Администрации полностью обеспечить всех детей-очередников возможностью получать бесплатно дошкольное образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. Кроме того представитель ответчика указал на то, что считает иск прокурора не подлежащим удовлетворению по тем основаниям, что суд не вправе вмешиваться в хозяйственную, экономическую, финансовую деятельность органов местного самоуправления по организации дополнительных дошкольных образовательных учреждений. Органы местного самоуправления самостоятельны в осуществлении своих полномочий. Представитель ответчика просит в иске прокурору отказать полностью.

Выслушав объяснения прокурора, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Важнейшей функцией Российской Федерации как социального государства является обеспечение права каждого на образование, в том числе дошкольное, общедоступность и бесплатность которого в государственных или муниципальных образовательных учреждениях гарантируется (статья 43, части 1 и 2, Конституции Российской Федерации) на основе конституционного принципа юридического равенства.

Согласно ст.43 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на образование, каждому гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

В соответствии с пп.11 п.1 ст. 15 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 230-ФЗ) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также организация отдыха детей в каникулярное время относится к вопросам местного значения муниципального района.

В силу пп.2 п.1 ст.31 Закона Российской Федерации «Об образовании» от ДД.ММ.ГГГГ N 3266-1 к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся, в том числе, и организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования.

В соответствии с п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 666 "Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении" дошкольное образовательное учреждение - тип образовательного учреждения, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Пунктом 7 вышеназванного Постановления определены виды дошкольных образовательных учреждений - детские сады.

Судом установлено, что в <адрес> наблюдается дефицит свободных мест в дошкольных общеобразовательных учреждениях. Очередность нуждающихся лиц в детских дошкольных общеобразовательных учреждениях на момент рассмотрения дела - 850 детей. Всего на территории муниципального района действует 51 дошкольное образовательное учреждение, из них 46 муниципальных дошкольных учреждений (детских садов -36, школ со структурными подразделениями «детский сад» - 9, школа - детский сад - 1) и 5 ведомственных дошкольных учреждений. На территории муниципального района проживает 4 891 ребенок в возрасте от 1 года до 6 лет, из них посещает дошкольные учреждения 3 696 детей. Таким образом, потенциально очередь в дошкольные учреждения Вольского муниципального района может увеличиться до 1195 детей.

Закрепляя право на образование и в качестве одного из его элементов - право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, Конституция Российской Федерации непосредственно определяет и систему гарантирования этого права, предполагающую, в том числе, то, что государство и муниципальные образования - исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства - обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть.

Вопрос об организации общедоступного, бесплатного дошкольного образования действующим законодательством отнесен к вопросам местного значения.

Исходя из того обстоятельства, что в настоящее время на территории <адрес> очередность нуждающихся лиц в детских дошкольных общеобразовательных учреждениях составляет 850 детей, суд считает, что Администрацией Вольского муниципального района <адрес> принято недостаточно мер в части соответствующей организации муниципальных дошкольных учреждений, что приводит к нарушению прав детей на получение бесплатного дошкольного образования в муниципальном учреждении.

При этом недостаточность собственных средств муниципального образования на организацию дошкольных учреждений не свидетельствует о правомерности бездействия муниципального органа, учитывая, что финансовая самостоятельность местного самоуправления предполагает наличие необходимых бюджетных прав у органов местного самоуправления. Конкретизируя положения Конституции Российской Федерации о самостоятельности местного самоуправления в пределах предоставленных его органам полномочий, в том числе финансовых, Бюджетный кодекс Российской Федерации предусматривает выделение местных бюджетов в самостоятельный уровень единой бюджетной системы Российской Федерации (статьи 10, 15, 14, 28 и 29) и устанавливает принцип самостоятельности бюджетов, который применительно к местным бюджетам означает право и обязанность органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность бюджета и эффективность использования бюджетных средств, право и обязанность самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, а также право определять формы и направления расходования бюджетных средств (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субсидий и субвенций из бюджетов других уровней).

Доводы ответчика о том, что принимаются все меры по организации дошкольных учреждений на территории муниципального района, а именно по проведению аукциона на разработку проектно- сметной документации на капитальный ремонт МДОУ «Детский са<адрес> «Малышок», проведению аукциона на разработку проектно- сметной документации на капитальный ремонт МДОУ «Детский са<адрес> «Колобок», по подготовке земельного участка под строительство детского сада «Островок», который планируется построить за счет вложения финансовых средств представителями бизнеса, не свидетельствуют о том, что обязанность по организации бесплатного дошкольного образования в соответствующем муниципальном или государственном учреждении (ч. 2 ст. 43 Конституции Российской Федерации) ответчиком исполняется полностью, поскольку до настоящего времени имеется очередь из 850 детей желающих получать бесплатное дошкольное образование в муниципальных образовательных учреждениях.

Поэтому суд приходит к выводу о том, что заявленные прокурором требования являются обоснованными, ответчиком допущено нарушение прав детей на получение бесплатного дошкольного образования в муниципальном учреждении. При разрешении заявленных требований суду необходимо установить, каким образом следует устранить допущенное нарушение. Прокурором заявлены требования о возложении на Администрацию Вольского муниципального района <адрес> обязанности по организации предоставления бесплатного дошкольного образования в муниципальных образовательных учреждениях, с созданием и открытием на территории <адрес> дошкольных образовательных учреждений с общим количеством мест не менее чем на 500 детей, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно информации предоставленной ДД.ММ.ГГГГ Отделом ЗАГС по <адрес> и <адрес> зарегистрировано рождений: в 2009 году - 1145; в 2010 году - 1068; в 2011 году - 1012; за четыре месяца январь-апрель 2012 года - 320 (л.д.15).

Исходя из того обстоятельства, что ежегодно изменяется количество детей, нуждающихся в получении бесплатного дошкольного образования в муниципальном учреждении, с целью недопущения нарушения прав детей, суд считает, что на ответчика следует возложить обязанность по организации предоставления бесплатного дошкольного образования в муниципальных образовательных учреждениях всем лицам, имеющим право на получение данного вида образования, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковое заявление Вольского межрайонного прокурора удовлетворить.

Возложить на Администрацию Вольского муниципального района <адрес> обязанность по организации предоставления бесплатного дошкольного образования в муниципальных образовательных учреждениях лицам, имеющим право на получение данного вида образования, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

         Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение одного месяца путем подачи апелляционной жалобы через Вольский районный суд <адрес>.

Судья        Н.В. Майорова