Дело №2-1605(1)/2010 Именем Российской Федерации 23 ноября 2010г. г. Вольск Вольский районный суд Саратовской области в составе Председательствующего судьи Ефимовой И.В. С участием адвоката Колоярцева Д.Ю. При секретаре Волковой О.М., Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Шкаева А.Г. к Государственному учреждению - Отдел Пенсионного фонда Российской Федерации в ЗАТО г. Шиханы Саратовской области о признании права на назначение досрочной пенсии по старости, установил: Шкаев А.Г. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Отдел Пенсионного фонда Российской Федерации в ЗАТО г. Шиханы Саратовской области о признании права на назначение досрочной пенсии по старости. В обоснование заявленных требований он указал, что с 13.10.1982г. по 02.11.1986г. работал в качестве ветеринарного фельдшера в лаборатории ветеринарно-клинических исследований войсковой части №, с 14.10.1987г. по 31.03.1989г. - в качестве виварщика той же войсковой части, с 01.04.1989г. по 31.12.2009 года - в качестве ветеринарного фельдшера в структурном подразделении виварий войсковой части №. В марте 2010 года истец обратился к ответчику с заявлением о назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона РФ от 17.12.2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». 07.07.2010 года комиссией по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан было вынесено решение об отказе в назначении истцу пенсии по старости, поскольку у истца отсутствует требуемая продолжительность стажа работы, дающего право на досрочное назначение пенсии по старости, истцом не были представлены документы, подтверждающие занятость истца в течение полного рабочего дня с токсичными химикатами. Истец полагает отказ ответчика незаконным, поскольку выполняемые им работы должны быть включены в специальный стаж по Списку №1 производств, работ, профессий, должностей и показателей, на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, утвержденному Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991г. №10, на основании архивной справки, представленной работодателем. Истец просил суд обязать ответчика включить спорные периоды работы в льготный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, обязать ответчика назначить ему досрочную пенсию по старости со дня обращения с заявлением - с 08.04.2010 года. В ходе рассмотрения дела истец увеличил исковые требования и просил суд также признать решение об отказе в назначении досрочной пенсии по старости от 07.07.2010 года №14 незаконным. Кроме того, он уточнил заявленные требования в части включения периодов в льготный стаж и просил суд обязать ответчика включить в льготный стаж периоды работы истца с 13.10.1982г. по 02.11.1986г. в качестве ветеринарного фельдшера в лаборатории ветеринарно-клинических исследований войсковой части №, с 14.10.1987г. по 31.03.1989г. - в качестве виварщика войсковой части №, с 01.04.1989г. по 31.12.2005 года - в качестве ветеринарного фельдшера в структурном подразделении виварий войсковой части №. В судебном заседании истец и его представить исковые требования поддержали в полном объеме. Представитель ответчика исковые требования не признал, в ходе рассмотрения дела он пояснял суду, что документальную проверку по заявлению истца проводило ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Вольском районе, по результатам данной проверки ответчиком было вынесено решение об отказе истцу в назначении пенсии. По мнению представителя ответчика, трудовая деятельность истца непосредственно не связана с работой с токсичными химикатами и их прекурсорами, поскольку основной задачей структурного подразделения «виварий» является содержание лабораторных животных после проведения с ними экспериментов с токсичными химикатами. Представитель третьего лица ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Вольском районе поддержал позицию ответчика, полагая исковые требования необоснованными. Третье лицо Федеральное государственное учреждение «33 Центральный научно-исследовательский испытательный институт Министерства обороны РФ», надлежаще извещенное о времени и месте рассмотрения дела, не обеспечил явку представителя учреждения в суд, об уважительных причинах неявки суду не сообщил. Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, принимая во внимание исследованные доказательства, суд приходит к следующим выводам. В соответствии с пп.1 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет. Пункт второй указанной статьи предусматривает, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей и специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия, предусмотренная пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы и назначения трудовых пенсий при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991г. №10 были утверждены Списки производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение. Списки введены в действие на территории РСФСР с 01.01.1992г., что было предусмотрено Постановлением Совета Министров РСФСР от 2 октября 1991 г. № 517 «О пенсиях на льготных условиях по старости (по возрасту) и за выслугу лет». Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2002 г. N 537 "О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в редакции Постановления Правительства РФ от 24.04.2003 года №239) было определено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, применяется Список N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10. В Списке N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, утвержденном Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 (с последующими дополнениями), в разделе VIII «Химическое производство» под кодом 1080А010 поименованы работники, занятые в специальных производствах (включая очистку цистерн, емкостей, мойку, ремонт и обработку тары по спецпроизводствам и из-под токсических веществ) и в лабораториях с химическими спецвеществами. В пп. «б» п. 1 Разъяснения Минтруда РФ от 23.10.1992г. №2 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденных Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10», утвержденного Постановлением Минтруда РФ от 23.10.1992г. №26, указано, что Списку N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, пенсии следует назначать рабочим, руководителям и специалистам, включая работников научно - исследовательских подразделений и полигонов, непосредственно занятым полный рабочий день с токсичными химикатами и их прекурсорами, в том числе на работах по уничтожению химического оружия и защите от него, вне зависимости от того, на каких предприятиях, в организациях и учреждениях производятся указанные работы. При этом в соответствии с проектом Конвенции по химическому оружию от 22 января 1992 г. N СД/1116 под термином "токсичный химикат" подразумевается любой химикат, который за счет своего химического воздействия на жизненные процессы может вызвать смертельный исход, временный инканаситирующий эффект или постоянный вред человеку и животным, а под термином "прекурсор токсичного химиката" - химический реагент, участвующий в производстве токсичного химиката на последней стадии. Как видно из трудовой книжки истца, он был принят на должность ветеринарного фельдшера лаборатории ветеринарно-клинических исследований войсковой части № 13.10.1982 года (приказ № от дата), с 03.11.1986г. переведен лаборантом 12-го отдела (приказ № от дата), с 14.10.1987 года переведен виварщиком 3 разряда вивария войсковой части (приказ № от дата), с 01.04.1989 года переведен ветеринарным фельдшером вивария (приказ № от дата). В последующем (с 01.01.2001 года) войсковая часть № ( государственное предприятие «33 Центральный научно-исследовательский испытательный институт Министерства обороны РФ») реорганизована путем преобразования в Федеральное государственное учреждение «33 Центральный научно-исследовательский испытательный институт Министерства обороны РФ», вновь образованное юридическое лицо является правопреемником войсковой части (что подтверждается справкой учреждения, выданной 08.10.2010 года и Уставом учреждения). В уставе учреждения указано, что общее руководство учреждением в Министерстве обороны России осуществляет начальник войск радиационной, химической и биологической защиты Вооруженных Сил РФ (п.1.3.). Согласно выписке из положения о подразделениях и функциональных обязанностях должностных лиц войсковой части №, представленной третьим лицом, виварий является научно-исследовательским подразделением части для содержания лабораторных животных, используемых в медико-биологических исследованиях с поражающими факторами токсичных химикатов. Задачами вивария является: обеспечение научно-исследовательских работ научных подразделений части лабораторными животными, обеспечение условий содержания лабораторных животных в соответствии с санитарными требованиями, организация нормированного кормления лабораторных животных, проведение ветеринарных мероприятий по лечению больных животных, дегазация и утилизация продуктов жизнедеятельности лабораторных животных после опытов в токсичными химикатами, вынужденный убой и утилизация лабораторных животных по окончании экспериментальных исследований с использованием токсичных химикатов, дегазация клеток, баков, тележек после опытов с токсичными химикатами. В ходе судебного разбирательства истец пояснял суду, что имеет специальное профессиональное образование, заканчивал Кузнецкий ветеринарный техникум по специальности «ветеринария». В октябре 1982 года он трудоустроился в войсковую часть № в качестве ветеринарного фельдшера, его место работы находилось в лаборатории ветеринарно-клинических исследований. В должностные обязанности ветеринарного фельдшера входит: подготовка животных к опытам с токсичными химикатами, отбор у животных анализов до и после проведения опыта, присутствие при проведении опытов, фиксация животного, наблюдение за состоянием животного, лечение животного, вскрытие трупов животных, утилизация трупов животных, обработка боксов в виварии, дегазация тары, которая использовалась для погрузки трупов животных. Истец сообщил, что хотя непосредственно и не вводит в животное токсичные химикаты, он находится в постоянном контакте с зараженными животными, так как в выделениях животного также содержатся токсичные химикаты. В период работы ветеринарным фельдшером и виварщиком истец обеспечивался специальной одеждой (сапогами, фартуком, перчатками), защитными средствами (противогазом), кроме того, ему производилась доплата за работу во вредных условиях, он обеспечивался работодателем специальным питанием. Должностные обязанности, перечисленные истцом, соответствуют должностным обязанностям ветеринарного фельдшера вивария, представленным ФГУ «33 Центральный научно-исследовательский испытательный институт Министерства обороны РФ». В должностные обязанности ветеринарного фельдшера вивария входит: проведение ветеринарно-санитарных мероприятий по предупреждению заболеваний и падежа животных, проведение диагностики заболеваний и осуществление квалифицированного лечения. Ветеринарный фельдшер является руководителем работ с повышенной опасностью, выполняемых в виварии, участвует в проведении исследований с применением токсичных химикатов, производит паталогоанатомическое вскрытие трупов животных, организует и принимает участие в дегазации и утилизации трупов животных, дегазации клеток, баков, тележек и площадок для хранения и транспортировки трупов, проводит мероприятия по периодической дезинфекции помещений, оборудования, инструмента и прилегающей территории (л.д.47). В отличие от ветеринарного фельдшера виварщик вивария выполняет, главным образом, функции по уходу за лабораторными животными, по чистке и уборке клеток, по кормлению животных. Он также принимает участие в проведении исследований с применением токсичных химикатов, производит фиксацию и удержание животного, проводит подготовку инструментов и оборудования к опытам, выполняет мероприятия по дезинфекции, дезинсекции, дератизации клеток, оборудования, инвентаря, помещений и территорий вивария (должностные обязанности виварщика (л.д.48). К перечню работ с повышенной опасностью, выполняемых в виварии и утвержденному приказом начальника института № от дата, относятся: дегазация растворов, лабораторной посуды, инструмента, оборудования и аппаратуры, вытяжных шкафов, средств полевого технического контроля, клеток для содержания лабораторных животных, рабочих площадок и площадки для временного хранения производственных отходов, баков и тележек для хранения и транспортировки трупов животных, павших в ходе опытов с токсическими химикатами, средств индивидуальной защиты и твердых отходов после работы с токсичными химикатами, проведение токсикологического опыта с лабораторными животными с использованием токсичных химикатов, обследование, наблюдение за животными после проведения опытов, уход и кормление животных, забой и утилизация трупов животных после проведения работ с использование токсических химикатов, проведение санитарно-гигиенической обработки лабораторий после работ с токсичными химикатами, организация и контроль за производством работ с использованием токсичных химикатов (пункты А3, А4, А5, А9 Перечня). По данным ФГУ «33 Центральный научно-исследовательский испытательный институт Министерства обороны РФ» истец в период с 1982 по 2005 годы обеспечивался средствами индивидуальной защиты органов дыхания и кожи: противогазом, фартуком, сапогами резиновыми, перчатками, специальным питанием (молоком и натуральным соком), ему производилась доплата за работу во вредных условиях труда в размере 24 %, истцу предоставлялся дополнительный отпуск продолжительностью 12 рабочих дней. Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля Б.А.П. (непосредственный руководитель истца - заведующий виварием) показал, что в институте проводятся опыты с веществами различных классов опасности - от чрезвычайно опасных до умеренно опасных, степень токсичности веществ такова, что он сохраняют свою опасность для человека даже в продуктах распада жизнедеятельности животных. Более 50 процентов экспериментов с животными проводится на территории либо в помещениях вивария, истец в течение рабочего дня постоянно находится в рабочей зоне вивария. ФГУ «33 Центральный научно-исследовательский испытательный институт Министерства обороны РФ» была выдана на имя истца справка, уточняющая особый характер работ или условия труда, необходимые для назначения льготной пенсии №/у, где указано, что истец работал в войсковой части № в лабораториях с химическими спецвеществами полный рабочий день с 13.10.1982г. по 02.11.1986г. в качестве ветеринарного фельдшера в лаборатории ветеринарно-клинических исследований войсковой части №, с 14.10.1987г. по 31.03.1989г. - в качестве виварщика войсковой части №, с 01.04.1989г. по 31.12.2005 года - в качестве ветеринарного фельдшера в структурном подразделении виварий войсковой части №. В справке указано, что в данный период времени истец не находился в отпусках без сохранения заработной платы, в учебных отпусках, в отпуске по уходу за ребенком, не работал в условиях сокращенного рабочего дня либо сокращенной рабочей недели, не совмещал работу. В ходе судебного заседания исследовались протоколы заседаний комиссии по подсчету специального стажа и выписки из приказов командира войсковой части № об объявлении списков рабочих и служащих с установлением стажа работ, дающего право для назначения пенсии на льготных условиях и в льготных размерах, за спорный период, табели учета рабочего времени за период с января 2000 года по декабрь 2005 года. Анализ исследованных доказательств показал, что истец относится к работникам, поименованным в Списке N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, утвержденном Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 (с последующими дополнениями), в разделе VIII «Химическое производство» под кодом 1080А010, как лицо, занятое в специальных производствах (включая очистку цистерн, емкостей, мойку, ремонт и обработку тары по спецпроизводствам и из-под токсических веществ) и в лабораториях с химическими спецвеществами. Суд также принимает во внимание материалы наблюдательного дела, ведущегося в ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Вольском районе в отношении ФГУ «33 Центральный научно-исследовательский испытательный институт Министерства обороны РФ», где имеются акты документальных проверок, проведенных работниками Пенсионного фонда РФ в 1999, 2002, 2004, 2006 годах. По результатам проведенных документальных проверок, в ходе которых изучались документы о трудовой деятельности работников войсковой части №, ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Вольском районе утверждался представленный войсковой частью перечень рабочих мест, наименований профессий и должностей, занятость в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по возрасту. При этом во все перечни, составленные в период с 1999по 2004 годы, были включены должности работников вивария, в том числе ветеринарный фельдшер и виварщик. Указанные должности не вошли только в перечень, утвержденный в 2006 году, несмотря на то, что, как пояснял истец, условия и характер выполняемой им работы не претерпели после преобразования юридического лица каких-либо изменений. Исходя из изложенного, в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, подлежит включению период работы истца в качестве ветеринарного фельдшера лаборатории ветеринарно-клинических исследований войсковой части № с 16.11.1982 года по 31.12.1982 года (1 месяц 15 дней специального стажа), с 01.01.1985 года по 31.12.1985 года (1 год специального стажа), период работы в качестве ветеринарного фельдшера вивария войсковой части № с 01.01.1991 года по 31.12.1991 года (1 год специального стажа), 01.01.1992 года по 31.12.1992 года (1 год специального стажа), 01.01.1993 года по 31.12.1993 года (1 год специального стажа), 01.01.1994 года по 31.12.1994 года (1 год специального стажа), 01.01.1995 года по 31.12.1995 года (1 год специального стажа), 01.01.1996 года по 31.12.1996 года (1 год специального стажа), 01.01.1998 года по 31.12.1998 года (1 год специального стажа), 01.01.1999 года по 31.12.1999 года (1 год специального стажа), 01.01.2000 года по 31.12.2000 года (1 год специального стажа), 01.01.2001 года по 31.12.2001 года (1 год специального стажа), 01.01.2002 года по 31.12.2002 года (1 год специального стажа), 01.01.2003 года по 31.12.2003 года (1 год специального стажа), 01.01.2004 года по 31.12.2004 года (1 год специального стажа), 01.01.2005 года по 31.12.2005 года (1 год специального стажа). Остальные периоды работы суд полагает не подлежащими включению в специальный трудовой стаж на основании представленных документов, поскольку имеются расхождения между содержанием справки №/у, выданной работодателем, и содержанием протоколов установления стажа, приказов командира войсковой части № об объявлении списков рабочих и служащих с установлением стажа работ, дающего право для назначения пенсии на льготных условиях и в льготных размерах. В частности, в справке указано, что в трудовой деятельности истца не имелось периодов, не подлежащих включению в льготный трудовой стаж, однако в протоколах и приказах командира части за 1983г., 1984г., 1986г., 1987г., 1988г., 1989г., 1990г., 1997г. период работы во вредных условиях значительно меньше календарного периода. Кроме того, в протоколах и приказах командира части не указано, какие именно периоды были включены комиссией в льготный стаж, а какие не были включены и по каким причинам. Общая продолжительность работы истца во вредных условиях составляет 15 лет 1 месяц и 15 дней, следовательно, на момент обращения истца к ответчику 08.04.2010 года с заявлением по вопросу назначения пенсии он имел право на назначение трудовой пенсии по старости досрочно, т.е. при достижении им 50-ти лет. Из пенсионного дела на имя Шкаева А.Г. (копии материалов имеются в деле) видно, что истец обратился в Государственное учреждение - Отдел Пенсионного фонда Российской Федерации в ЗАТО г. Шиханы Саратовской области с заявлением о назначении пенсии 08.04.2010 года, т.е. по достижении им 50-ти лет. В решении ГУ - Отдел Пенсионного фонда Российской Федерации в ЗАТО г. Шиханы Саратовской области №14 от 07.07.2010 года указано, что истец в возрасте пятидесяти лет имеет страхового стажа 30 лет 06 месяцев 18 дней, стажа на соответствующих видах работ, по мнению ответчика, не имеет. Согласно ст. 18 Федерального закона РФ от 17.12.2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» назначение, перерасчет размеров и выплата трудовых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", по месту жительства лица, обратившегося за трудовой пенсией. В силу ч. 1 и 2 ст. 19 Федерального закона от 17.12.2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. Решения об установлении или отказе в установлении трудовой пенсии, о выплате указанной пенсии, об удержаниях из этой пенсии и о взыскании излишне выплаченных сумм такой пенсии могут быть обжалованы в вышестоящий пенсионный орган (по отношению к органу, вынесшему соответствующее решение) и (или) в суд (ст. 18 указанного закона). Исходя из изложенного, суд полагает, что требования истца о признании незаконным решения Государственного учреждения - Отдел Пенсионного фонда Российской Федерации в ЗАТО г. Шиханы Саратовской области об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости №14 от 07 июля 2010 года и требования о возложении на ответчика обязанности назначить истцу досрочную трудовую пенсию по старости с 08 апреля 2010 года (со дня обращения истца с заявлением о назначении пенсии) также являются обоснованными и подлежащими удовлетворению. Согласно ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований. Истцом при подаче иска была уплачена государственная пошлина в размере 200 рублей (чек-ордер от 07.10.2010г.), поскольку исковые требования истца удовлетворены судом, - указанную сумму надлежит взыскать с ответчика. Руководствуясь ст. ст.194-198 ГПК РФ, суд решил: Признать решение Государственного учреждения - Отдел Пенсионного фонда Российской Федерации в ЗАТО г. Шиханы Саратовской области об отказе Шкаеву А.Г. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости №14 от 07 июля 2010 года незаконным. Обязать Государственное учреждение - Отдел Пенсионного фонда Российской Федерации в ЗАТО г. Шиханы Саратовской области включить в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период работы Шкаева А.Г. в качестве ветеринарного фельдшера лаборатории ветеринарно-клинических исследований войсковой части № с 16.11.1982 года по 31.12.1982 года, с 01.01.1985 года по 31.12.1985 года, период работы в качестве ветеринарного фельдшера вивария войсковой части № с 01.01.1991 года по 31.12.1991 года, 01.01.1992 года по 31.12.1992 года, 01.01.1993 года по 31.12.1993 года, 01.01.1994 года по 31.12.1994 года, 01.01.1995 года по 31.12.1995 года, 01.01.1996 года по 31.12.1996 года, 01.01.1998 года по 31.12.1998 года, 01.01.1999 года по 31.12.1999 года, 01.01.2000 года по 31.12.2000 года, 01.01.2001 года по 31.12.2001 года, 01.01.2002 года по 31.12.2002 года, 01.01.2003 года по 31.12.2003 года, 01.01.2004 года по 31.12.2004 года, 01.01.2005 года по 31.12.2005 года. Обязать Государственное учреждение - Отдел Пенсионного фонда Российской Федерации в ЗАТО г. Шиханы Саратовской области назначить Шкаеву А.Г. досрочную трудовую пенсию по старости с 08 апреля 2010 года. В удовлетворении остальной части требований отказать. Взыскать с Государственного учреждения - Отдел Пенсионного фонда Российской Федерации в ЗАТО г. Шиханы Саратовской области в пользу Шкаева А.Г. уплаченную при подаче иска государственную пошлину в размере 200 (двухсот) рублей. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Саратовского областного суда в течение 10 дней через Вольский районный суд. Судья И.В. Ефимова