Дело № 2-1365(1)/2012 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 27 сентября 2012 года г. Вольск Вольский районный суд Саратовской области в составе: председательствующего судьи Карпинской А.В., с участием адвоката Колоярцева Д.Ю., при секретаре Куляевой Е.С., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Вольске дело по иску Жуковой Н. Н. к Государственному учреждению Отдел Пенсионного фонда Российской Федерации в ЗАТО Шиханы Саратовской области о признании решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости незаконным, о включении периодов работы в льготный трудовой стаж, о назначении досрочной трудовой пенсии по старости установил: ДД.ММ.ГГГГ Ж. Н.Н. обратилась в Государственное учреждение Отдел Пенсионного фонда Российской Федерации в ЗАТО Шиханы Саратовской области (далее по тексту ГУ ОПФ РФ в ЗАТО Шиханы) с заявлением о назначении пенсии по старости в связи с особыми условиями труда. Решением № от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа работы, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии, так как Ж. Н.Н. при общем трудовом стаже <данные изъяты> дней имеет стаж на соответствующих видах работ <данные изъяты> дней. Комиссией по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ ОПФ РФ в ЗАТО Шиханы были исключены из специального стажа периоды ее работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно в должности контролера аналитического контроля 4 разряда подразделения <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности контролера качества продукции в технологическом процессе подразделение <данные изъяты>), в связи с тем, что истица не подтвердила факт своей работы и полную занятость в должности контролера качества продукции в технологическом процессе в спорный период. Не согласившись с данным решением ГУ ОПФ РФ в ЗАТО Шиханы Жукова Н.Н. обратилась в суд с иском к ГУ ОПФ РФ в ЗАТО Шиханы о признании вышеуказанного решения ответчика незаконным, включении спорного периода ее работы в льготный трудовой стаж и о назначении пенсии, мотивируя свои требования тем, что в указанные выше периоды она работала во вредных условиях труда и выработала стаж по Списку № 1, утвержденному Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173 «Об утверждении Списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости. В судебном заседании истица и ее представитель - адвокат Колоярцев Д.Ю., заявленные исковые требования поддержали в полном объеме, подтвердили вышеизложенные обстоятельства, уточнив периоды, которые истица просит включить в льготный стаж - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (так как период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ответчик включил сам в льготный трудовой стаж) и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Истица также дополнила, что она приехала в Ш. в ДД.ММ.ГГГГ года, документов у нее не было, поэтому ее сразу на работу на должность контролера качества продукции в технологическом процессе не оформили. Обязанности, которые она выполняла, работая контролером аналитического контроля 4 разряда от обязанностей контролера качества продукции в технологическом процессе третьего разряда ничем не отличались. Ее обязанности заключались в осуществлении контроля всего процесса от начала - с момента поступления сырья и до конца, она отбирала пробы на установках, в лаборатории делала соответствующие анализы. Подразделение № - это отдел технического контроля, лаборатория, где она работала. Представители ГУ ОПФ РФ в ЗАТО Шиханы - руководитель Учреждения Крючкова Е.Ф. и Яким В.Н., действующая на основании доверенности, требования истца не признали и суду пояснили, что решение комиссии по пенсионным вопросам при ГУ ОПФ РФ в ЗАТО Шиханы Саратовской области является законным, так как истица не представила документов, подтверждающих ее постоянную в течение полного рабочего дня занятость в цехах, производствах и отдельных установках, перечисленных в Списке № 1, утвержденном Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173. Из имеющихся документов невозможно определить полную занятость истицы во вредных условиях труда (имеется начисление доплаты за совмещение, а также истице не всегда начислялась доплата за вредные условия труда), количество рабочих дней в неделю (шести или пятидневная рабочая неделя). Изучив материалы дела, выслушав объяснения истицы, представителей сторон, показания свидетеля, суд приходит к следующему. В соответствии со статьей 7 Закона Российской Федерации от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», вступившего в силу с 1 января 2002 года, право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет при наличии не менее 5 лет страхового стажа. Согласно подпункту 1 пункта 1 и пункту 2 статьи 27 указанного выше Закона, трудовая пенсия по старости назначается раннее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам. Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия, предусмотренная пунктом 1 статьи 27 вышеуказанного закона, правила исчисления периодов работы и назначения трудовых пенсий при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года «По делу о проверке конституционности отдельных положений ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» признано конституционным производить оценку приобретенных прав по исчислению трудового стажа и размера пенсии, приобретенных гражданином до 01 января 2002 года, по нормам раннее действующего законодательства. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2004 года № 239 время выполнявшихся до 01 января 1992 года работ, предусмотренных Списком № 1 производств, цехов, профессий, должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173, засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наравне с работами, предусмотренными Списком № 1, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10. В Списке № 1 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденном Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173 (далее по тексту - Список № 1 1956 года), в разделе 8 «Химическое производство» подразделе 1 пункте 9 (второй абзац) поименованы: рабочие и инженерно-технические работники, занятые полный рабочий день в цехах, производствах (на правах цехов) и отдельных установках по производству синтетических жирных кислот и спиртов, синтетических витаминов; работники, занятые в спецпроизводствах (включая очистку цистерн, емкостей, мойку, ремонт и обработку тары по спецпроизводствам и из-под токсических веществ) и в лабораториях с химическими спецвеществами. В Списке № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденном Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10 (далее по тексту Список № 1 1991 года), в разделе 8 «Химическое производство», под кодом 1080А010 поименованы: работники, занятые в спецпроизводствах (включая очистку цистерн, емкостей, мойку, ремонт и обработку тары по спецпроизводствам и из-под токсических веществ) и в лабораториях с химическими спецвеществами. Из трудовой книжки истицы следует, что она в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно работала в должности контролера аналитического контроля 4 разряда подразделения № <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности контролера качества продукции в технологическом процессе подразделение № <данные изъяты>. В дальнейшем истица продолжала работать в том же подразделении №, в должности лаборанта, во вновь созданном на базе <данные изъяты> новом предприятии. Представители ответчика не отрицают и подтверждают тот факт, что подразделение № относится к производствам (цехам) со вредными условиями труда, работа в которых дает право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости. Вместе с тем, представители ответчика считают, что работа в должности контролера аналитического контроля не относится работам, включаемым в льготный Стаж по Спискам №1 1956 года, поскольку не указана в Дополнениях к извлечениям из списков № 1 и № 2 цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах по <данные изъяты>. Суд не согласен с данным мнением представителей ответчика, так как в указанных выше Списках не указаны наименования профессий и должностей, которые должны занимать работники, чтобы иметь право на получение досрочной трудовой пенсии по старости. Списками предусмотрены все работники, занятые в спецпроизводствах и в лабораториях с химическими спецвеществами, без наименования должности. Следовательно, независимо от того, на какой должности работал работник, его работа включается в льготный трудовой стаж, если он был занят в спецпроизводствах или в лабораториях с химическими спецвеществами. Этот вывод суда подтвержден также Постановлением Госкомтруда СССР от 28 февраля 1991 года N 52 "Об утверждении разъяснения "О порядке применения Списков N 1 и 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, которые дают право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденных Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10", в пунктах 11 и 12 которого предусмотрено, что если в Списках N 1 и 2 указаны производства без перечисления профессий и должностей, правом на пенсию на льготных условиях пользуются все работники этих производств независимо от наименования профессий или занимаемых должностей. Например, в Список N 1, раздел X, включены рабочие, руководители и специалисты, занятые полный рабочий день в производстве технического углерода. Следовательно, правом на пенсию на льготных условиях пользуются все работники, занятые в этом производстве, независимо от наименования профессии и занимаемой должности. В случаях, когда в Списках N 1 и 2 предусмотрены рабочие, выполняющие определенные работы, правом на пенсию на льготных условиях пользуются все рабочие независимо от наименования их профессий, выполняющие эти работы. Например, в Список N 1, раздел II, включены рабочие, занятые на дроблении, измельчении и помоле нерудных ископаемых, содержащих в пыли 2 и более процентов кристаллической (свободной) двуокиси кремния. В этом случае право на пенсию на льготных условиях имеют все рабочие, занятые на таких работах, независимо от наименований их профессий. Таким образом, работа истицы в подразделении № должна включаться в стаж, дающий ей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, независимо от наименования ее должности, следовательно, период работы истицы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве контролера аналитического контроля подлежит учету при назначении досрочной пенсии. Дополнения к извлечениям из списков № 1 и № 2 цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах по <данные изъяты>, утвержденных МСО РСФСР ДД.ММ.ГГГГ, на которые ссылаются представители ответчика суд не может принимать во внимание при рассмотрении данного дела, так как этими Дополнениями сужен по сравнению со Списками круг лиц, имеющих право на льготную пенсию, так как в отличие от Списков, в Дополнениях перечислены конкретные должности, а не все работники, занятые в перечисленных выше производствах. В связи с этим, данный локальный акт лишает работников гарантированных им законом прав на льготное пенсионное обеспечение, и поэтому не может учитываться. Кроме того, истице был частично исключен из специального стажа период работы с ДД.ММ.ГГГГ год в должности контролера качества продукции в технологическом процессе подразделения №, поскольку из имеющихся документов невозможно определить полную занятость истицы во вредных условиях труда (имеется начисление доплаты за совмещение, а также истице не всегда начислялась доплата за вредные условия труда), количество рабочих дней в неделю (шести или пятидневная рабочая неделя). Сам факт выполнения истицей в спорный период работы в производстве, поименованных Списками № 1 1956 и 1991 года сторона ответчика не оспаривает. Согласно пункту 6 Постановления Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516 «Об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости» в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась в режиме неполной рабочей недели, но полного рабочего дня, в связи с сокращением объемов производства (за исключением работ, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 13 и 19 - 21 пункта 1 статьи 27 Федерального закона), а также периоды работ, определяемых Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации или предусмотренных списками, которые по условиям организации труда не могут выполняться постоянно, исчисляются по фактически отработанному времени. Из расчетных листов-табуляграмм на выдачу заработной платы истице за ДД.ММ.ГГГГ года следует, что истица за указанный период времени отработала: в ДД.ММ.ГГГГ году 138 дней при 5-ти дневной рабочей неделе, 49 дней при 6-ти дневной рабочей неделе; в ДД.ММ.ГГГГ году - 149 дней при 5-ти дневной и 36 дней при 6-ти дневной рабочей неделе; в ДД.ММ.ГГГГ года - 97 дней при 5-ти дневной и 92 дня при 6-ти дневной рабочей неделе; в ДД.ММ.ГГГГ году - 176 дней при 5-ти дневной рабочей неделе; в ДД.ММ.ГГГГ году - 148 дней при 5-ти дневной рабочей неделе и 23 дня при 6-ти дневной рабочей неделе; в ДД.ММ.ГГГГ году - 131 день при 5-ти дневной рабочей неделе; в ДД.ММ.ГГГГ году - 162 дня при 5-ти дневной рабочей неделе или 1001 день при 5-ти дневной рабочей неделе и 200 дней при 6-ти дневной рабочей неделе. При этом суд согласен с мнением представителя истца, что шестидневная рабочая неделя считается при указании в расчетных листах начислений истца за работу в ночное и вечернее время, праздничные дни, что говорит о работе истца по сменам (то есть шестидневная рабочая неделя), в остальных случаях, при отсутствии таких начислений считается работа истца по пятидневной рабочей неделе. Для применения порядка исчисления стажа по фактически отработанному времени необходимо произвести перерасчет рабочих смен в рабочие дни установленной продолжительности. Для определения количества календарных дней месяцев указанной работы число полных рабочих дней на соответствующих работ делится на число рабочих дней в месяц, исчисленное в среднем за год, т.е. 25,4 - при шестидневной рабочей неделе и на 21,2 - при пятидневной рабочей неделе (коэффициенты среднего числа рабочих дней в месяце в течение одного года, а не 30 дней, как считает ответчик). Таким образом, истец в спорный период времени отработал при 5-ти дневной рабочей неделе 1001 : 21, 2 = 47,21 месяца, то есть 3 года 11 месяцев 06 дней; при 6-ти дневной рабочей неделе 200 : 25, 4 = 7,87 месяцев, то есть 7 месяцев 24 дня, а всего 4 года 7 месяцев (3 года 11 месяцев 6 дней + 7 месяцев 24 дня), который и подлежит зачету в льготный трудовой стаж истице. При этом суд не принимает во внимание доводы представителя ответчика, что у истицы в спорный период времени имелось совмещение, поэтому полная занятость во вредных условиях у нее отсутствует. Действительно, в некоторых расчетных листах-табуляграммах указана доплата за совмещение профессий. Однако из этих табуляграмм видно, что количество отработанных часов, количество отработанных часов по совмещению и количество часов, за которые начислена надбавка за вредные условия труда совпадают. Например, в мае ДД.ММ.ГГГГ года начислена повременная оплата за отработанные 100,8 часов, начислена доплата за совмещение профессии за 100,8 часа и начислена доплата за вредные условия труда также за 100,8 часа. Это обстоятельство подтверждает факт полной занятости в течение всего отработанного времени (за конкретный месяц, в котором было начисление за совмещение профессий) во вредных условиях труда. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования истицы о включении в трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, подлежит удовлетворению, следует обязать ответчика включить в льготный трудовой период работы Ж. Н.Н. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности контролера качества продукции в технологическом процессе подразделения <данные изъяты>) по фактически отработанному времени, а именно - 4 года 07 месяцев. Кроме того, истица просит признать незаконным решение № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии. Суд считает данные требования правомерными и подлежащими удовлетворению, так как что на день обращения истицы в ГУ ОПФ РФ в ЗАТО Шиханы с заявлением о назначении пенсии она достигла <данные изъяты> летнего возраста, имела необходимый страховой стаж <данные изъяты> и стаж на работах с вредными условиями труда <данные изъяты> Как указано выше, согласно подпункту 1 пункта 1 и пункту 2 статьи 27 указанного выше Закона, трудовая пенсия по старости назначается раннее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет. В связи с этим, при наличии стажа работы во вредных условиях труда 9 лет 09 месяцев и 21 день истица имеет право на назначение ей пенсии по этим основаниям при достижении ею 45 лет, то есть с момента обращения к ответчику с заявлением о назначении пенсии. Руководствуясь ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд, решил: Исковые требованияЖуковой Н. Н. к Государственному учреждению Отдел Пенсионного фонда Российской Федерации в ЗАТО Шиханы Саратовской области о признании решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости незаконным, о включении периодов работы в льготный трудовой стаж, о назначении досрочной трудовой пенсии по старости удовлетворить полностью. Признать незаконным решение Государственного учреждения Отдел Пенсионного фонда Российской Федерации в ЗАТО Шиханы № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Жуковой Н. Н. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости. Обязать Государственное учреждение Отдел Пенсионного фонда Российской Федерации в ЗАТО Шиханы включить в льготный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период работы Жуковой Н. Н. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно (3 месяца 06 дней) в должности контролера аналитического контроля 4 разряда подразделения <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности контролера качества продукции в технологическом процессе подразделение <данные изъяты> по фактически отработанному времени, а именно - 4 года 07 месяцев. Обязать Государственное учреждение Отдел Пенсионного фонда Российской Федерации в ЗАТО Шиханы назначить Жуковой Н. Н. досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ. Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Вольский районный суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы. Судья Карпинская А.В.