ПОСТАНОВЛЕНИЕ о прекращении производства по делу 19 июля 2011г. г. Вольск Судья Вольского районного суда Саратовской области Ефимова И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, возбужденное в отношении Государственного образовательного учреждения начального профессионального образования «Профессиональное училище №5», привлекающегося к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, установил: В период с 27 по 29 июня 2011 года государственным инспектором Вольского района по пожарному надзору на основании распоряжения №138 от 23.05.2011 года проводилась внеплановая проверка противопожарного состояния Государственного образовательного учреждения начального профессионального образования «Профессиональное училище №5», в ходе которой выявлены следующие нарушения норм и правил пожарной безопасности в здании общежития, расположенного по адресу: <адрес> - на путях эвакуации общего коридора семейного этажа стены и пол отделаны горючим материалом (масляной краской, линолеумом) (ст. 151 Федерального закона РФ от 22.07.2008г. №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 53 ППБ 01-03); - на первом и втором семейных этажах отсутствует автоматическая пожарная сигнализация (ст. 151 Федерального закона РФ от 22.07.2008г. №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.4 ст. НПБ 110-03); - под лестничной клеткой левого крыла допущена установка помещения кладовой (ст. 151 Федерального закона РФ от 22.07.2008г. №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 40 ППБ 01-03); - в помещении столовой для приготовления пищи на окнах установлены глухие решетки (ст. 151 Федерального закона РФ от 22.07.2008г. №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 40 ППБ 01-03); - на путях эвакуации общего коридора семейного этажа осветительные лампы эксплуатируются со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника (ст. 151 Федерального закона РФ от 22.07.2008г. №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 60 ППБ 01-03); - части здания и помещений различных классов функциональной пожарной опасности должны быть разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами (выход на чердак с центральной лестницы и с лестницы левого крыла) (ст. 151 Федерального закона РФ от 22.07.2008г. №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», СНиП 21-01-97* пункты 7.4 и 5.14). По результатам проверки государственным инспектором Вольского района по пожарному надзору был составлен протокол об административном правонарушении от 29.06.2011 года о совершении учреждением правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.4 КоАП РФ. В тот же день было вынесено определение о передаче материалов административного дела по подведомственности в суд, поскольку санкция статьи предусматривает возможность применения административного наказания в виде административного приостановления деятельности. В судебном заседании законный представитель лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, пояснила, что невыполнение норм пожарной безопасности имело место из-за отсутствия у учреждения денежных средств, необходимых для проведения противопожарных мероприятий. В смете расходов на 2011 год (на первый квартал) по статье расходов на содержание помещений было выделено 24200 рублей, из указанной суммы на противопожарные мероприятия 6000 рублей потрачено на оплату технического обслуживания установленной в учебном корпусе учреждения пожарной сигнализации, 13742, 62 рубля потрачены на техническое и аварийное обслуживание оборудования котельной, 4442, 76 рублей - на вывоз мусора, 14,62 - на техническое и аварийное обслуживание системы газораспределения. Во втором квартале 2011 года денежные средства по данной статье расходов не поступали. Учреждение обращалось к учредителю по вопросу увеличения лимитов бюджетных обязательств по бюджетной деятельности на второй квартал 2011 года по указанной статье за счет уменьшения расходов по другой статье, однако изменения в смету расходов не были внесены. В подтверждение позиции законным представителем учреждения были представлены суду выписки из лицевого счета учреждения по состоянию на 31.01.2011 года, на 01.04.2011 года, на 01.07.2011 года, платежные поручения на сумму 6000 рублей от 15.02.2011 года об оплате по договорам на техническое обслуживание сигнализации и систем оповещения, заключенные 17.01.2011 года договора на техническое обслуживание пожарной сигнализации, письмо об изменении лимитов бюджетных обязательств от 06.05.2011 года, адресованное министру образования, и заявка на изменение в смету расходов по бюджетной деятельности на второй квартал. Выслушав объяснения , изучив письменные доказательства, судья приходит к следующим выводам. Часть 5 статьи 20.4 КоАП РФ предусматривает, что повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 или 4 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. Таким образом, юридически значимым является установление факта привлечения юридического лица по части 3 либо 4 ст. 20.4 КоАП РФ в пределах срока давности привлечения к административной ответственности. Следует отметить, что редакция статьи 20.4 (в том числе частей 3 и 4) была введена Федеральным законом РФ от 03.06.2011 года №120-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях по вопросам пожарной безопасности» с 17.06.2011 года. По данным, предоставленным Управлением государственного пожарного надзора по Саратовской области (отдел государственного пожарного надзора по Вольскому району), учреждение ранее (постановлением от 21.02.2011 года) привлекалось к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ, в связи с чем признак повторности в совершении правонарушений, предусмотренных частями 3 либо 4 ст. 20.4 КоАП РФ, отсутствует, и действия учреждения не могут быть квалифицированы по части 5 ст. 20.4 КоАП РФ. Судья также принимает во внимание, что в силу части 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Как видно из представленных документов, учреждение является бюджетным учреждением, финансируется из бюджета Саратовской области в соответствии со сметными назначениями. Устранение нарушений пожарной безопасности, указанные в протоколе об административном правонарушении, требует значительных денежных затрат, денежные средства на проведение противопожарных мероприятий учреждению не выделялись, изменения в сметные назначения учредителем по заявке юридического лица не вносились. Учитывая изложенное, судья считает, что вина юридического лица в приведенных в протоколе нарушениях правил пожарной безопасности отсутствует, поскольку допущенные нарушения не могли быть устранены учреждением из-за отсутствия финансирования на противопожарные мероприятия из областного бюджета. Статья 24.5 КоАП РФ (пункт 2) предусматривает в качестве обстоятельств, исключающих производство по делу, отсутствие состава административного правонарушения. Данное обстоятельство является основанием для вынесения постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении. Исходя из изложенных обстоятельств, руководствуясь статьями 2.1, 2.4, 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья постановил: Прекратить производство по делу об административном правонарушении, возбужденное в отношении Государственного образовательного учреждения начального профессионального образования «Профессиональное училище №5», привлекающегося к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, за отсутствием в действиях лица состава административного правонарушения. Постановление может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение десяти дней через Вольский районный суд. Судья И.В. Ефимова