ПОСТАНОВЛЕНИЕ о прекращении производства по делу 10 февраля 2011г. г. Вольск Судья Вольского районного суда Саратовской области Ефимова И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, возбужденное в отношении главы Нижнечернавского муниципального образования Вольского муниципального района Саратовской области Гунина С.В., привлекающегося к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, установил: В период с 16 марта по 23 марта 2010 года государственным инспектором Вольского района по пожарному надзору К.А.С. на основании распоряжения № от дата проводилась внеплановая проверка противопожарного состояния Нижнечернавского муниципального образования Вольского муниципального района Саратовской области, в ходе которой выявлены следующие нарушения норм и правил пожарной безопасности: - входящие в состав Нижнечерновского муниципального образования сельские населенные пункты (село Нижняя Чернавка, станция Чернавка) не обеспечены пожарными мотопомпами для целей пожаротушения (ст. 151 Федерального закона РФ от 22.07.2008г. №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 31 ППБ) ; - не созданы условия для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах на территории Нижнечернавского муниципального образования (ст. 151 Федерального закона РФ от 22.07.2008г. №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности»); - не проводится работа по созданию в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах муниципального образования, и на прилегающих к ним территориях (ст. 151 Федерального закона РФ от 22.07.2008г. №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности»); - естественные водоисточники Нижнечернавского муниципального образования (река Гусиха) не оборудованы подъездами с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года (ст. 151 Федерального закона РФ от 22.07.2008г. №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 94 ППБ 01-03); - у водоемов, а также по направлению движения к ним не установлены соответствующие указатели (ст. 151 Федерального закона РФ от 22.07.2008г. №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 94 и п. 114 ППБ 01-03); - на территории сельских населенных пунктов муниципального образования отсутствуют средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара (ст. 151 Федерального закона РФ от 22.07.2008г. №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 114 ППБ 01-03); - не проводится работа по включению мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территории администрацией Нижнечернавского муниципального образования (ст. 151 Федерального закона РФ от 22.07.2008г. №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности»); - ответственное за пожарную безопасность объекта лицо не прошло обучение по программе пожарно-технического минимума в организации, имеющей лицензию на проведения данного вида работ (ст. 151 Федерального закона РФ от 22.07.2008г. №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 32 Норма пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций» от 12.12.2007г.); - противопожарный инструктаж со всеми работниками проведен формально (ст. 151 Федерального закона РФ от 22.07.2008г. №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 7 ППБ 01-03). По результатам проверки 23.03.2010 года государственным инспектором Вольского района по пожарному надзору был составлен акт проверки соблюдения требований пожарной безопасности №, вынесено предписание № от дата об устранении нарушений норм и правил пожарной безопасности со сроком устранения нарушения до 01.12.2010 года. В период с 09.12.2010 года по 15.12.2010 года государственным инспектором Вольского района по пожарному надзору была проведена внеплановая проверка противопожарного состояния Нижнечернавского муниципального образования Вольского муниципального района Саратовской области, в ходе которой установлено, что ранее выявленные нарушения норм и правил, указанные в предписании от 23.03.2010 года, не устранены должностным лицом в полном объеме. В судебном заседании лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Гунин С.В. вину в совершенном правонарушении не признал, пояснив, что неисполнение предписания должного лица имело место из-за отсутствия денежных средств, необходимых для проведения противопожарных мероприятий. В бюджете муниципального образования на 2010 год отсутствует строка об отчислениях денежных средств на организацию и проведение противопожарных мероприятий, в бюджете запланировано выделение денежных средств на осуществление полномочий по решению вопросов местного значения по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселений в размере 18800 рублей. Однако указанные денежные средства должны были расходоваться не самим муниципальным образованием, а Вольским муниципальным районом в соответствии с соглашением о передаче части полномочий органов местного самоуправления поселения органам местного самоуправления Вольского муниципального района на 2010 год от 29.12.2009 года. Денежные средства по данной статье расходов были перечислены Нижнечернавским муниципальным образованием для осуществления администрацией Вольского муниципального района полномочий по заключенному соглашению. Денежные средства израсходованы Управлением по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Вольского муниципального района на заработную плату работникам, на оплату услуг связи и ГСМ. Кроме того, по утверждению Гунина С.В., бюджет муниципального образования является дотационным, в 2010 году бюджет был исполнен на 87%, дотационные поступления были сокращены на 400 000 рублей, в силу чего в настоящее время (по итогам 2010 года) у муниципального образования имеются долги по отоплению и по ремонту дорог в размере, превышающем 400 000 рублей. По вопросу приобретения противопожарного оборудования (средств пожарной сигнализации, мотопомпы) Гунин С.В. пояснил, что в соответствии с действующим законодательством администрацией Нижнечернавского муниципального образования в октябре 2010 года на официальном сайте в сети Интернет был размещен муниципальный заказ на приобретение данного оборудования, однако котировочные заявки по состоянию на 25.12.2010 года не поступили, в связи с чем закупку противопожарного оборудования произвести не удалось. В отношении включения мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территории Нижнечернавского муниципального образования Гунин С.В. пояснил, что в настоящее время отсутствует генеральный план развития территории, полномочия по разработке планов переданы муниципальным образованием администрации Вольского муниципального района (отделу архитектуры). По вопросу обучения работника администрации, ответственного за пожарную безопасность, Гунин С.В. сообщил, что в администрации имеется ведущий специалист М.Г.Н., которая является должностным лицом, ответственным за пожарную безопасность, ее должностные обязанности в области пожарной безопасности закреплены приказом. Ее обучение нормам пожарной безопасности запланировано в 2011 году. Инструктаж с работниками администрации проведен, о чем имеется отметка в журнале инструктажа, в здании администрации размещен стенд, где расположены материалы наглядной агитации по вопросу пожарной безопасности. Выслушав объяснения Гунина С.В., показания свидетеля Курылёва А.С., изучив письменные доказательства, судья приходит к следующим выводам. Часть 1 статьи 19.5 КоАП РФ предусматривает, что невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей. В силу ст. 2.1. КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. При этом под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации (примечание к ст. 2.4 КоАП РФ). Как видно из представленных материалов, в бюджете Нижнечернавского муниципального образования на 2010 год расходы образования на осуществление полномочий по решению вопросов местного значения по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселений были определены в размере 18800 рублей, иных статей расходов, где бы предусматривалось выделение денежных средств на проведение противопожарных мероприятий, в бюджете не предусмотрено. Полномочия по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселений в соответствии с условиями соглашения о передаче части полномочий органов местного самоуправления поселения органам местного самоуправления Вольского муниципального района на 2010 год от 29.12.2009 года переданы поселением Вольскому муниципальному району. Согласно сведениям, предоставленным МУ «Централизованная бухгалтерия» и Управлением по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Вольского муниципального района, администрация Нижнечернавского муниципального образования перечислила в 2010 году денежные средства в размере 18800 рублей муниципальному району на осуществление полномочий по решению вопросов местного значения по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселений. Указанные денежные средства были потрачены Управлением по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Вольского муниципального района на заработную плату работникам, на оплату услуг связи и ГСМ. В октябре 2010 года администрацией Нижнечернавского муниципального образования была размещена заявка на поставку первичных средств пожаротушения, где предлагалось поставить сирену звуковую, ствол пожарный, рукав всасывающий, мотопомпу (извещение о размещении заказа имеется в материалах дела), максимальная цена заказа была определена в размере 32717 рублей. Заявки по размещенному заказу в срок до 27.10.2010 года поданы не были, о чем составлен протокол рассмотрения и оценки котировочных заявок. Гуниным С.В. были также представлены: постановления администрации Нижнечернавского муниципального образования № от дата и № от дата, регламентирующие принятие мер по обеспечению пожарной безопасности на территории Нижнечернавского муниципального образования в осенне-зимний и весенне-летний период 2010 года; памятка населения о соблюдении мер пожарной безопасности, разработанная для жителей Нижнечернавского муниципального образования. Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля государственный инспектор Вольского района по пожарному надзору Курылёв А.С. не смог пояснить, какие именно мероприятия должно было осуществить должностное лицо для создания условий для организации добровольной пожарной охраны, для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах на территории Нижнечернавского муниципального образования, а также не смог пояснить, какая работа должна была проводиться должностным лицом по созданию в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах муниципального образования, и на прилегающих к ним территориях. Свидетель сообщил, что указанные в предписании пункты были приведены им в соответствии с формулировкой, содержащейся в ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности», каких-либо нормативных актов, регламентирующих перечень данных мероприятий, не имеется. Статья 19 Федерального закона от 21.12.1994г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности» предусматривает, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности. При этом вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления. Учитывая изложенное, судья считает, что вина должностного лица в невыполнении в установленный срок законного предписания органа государственного пожарного надзора отсутствует, поскольку должностное лицо в рамках предоставленных ему полномочий и выделенных в бюджете муниципального образования средств не имело возможности исполнить содержащиеся в предписании требования. Кроме того, полномочия по решению вопросов местного значения по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселений по условиям заключенного соглашения были переданы Вольскому муниципальному району, куда также и перечислялись бюджетные денежные средства по данной статье расходов. Со стороны должностного лица были предприняты все зависящие от него меры по исполнению предписания - размещена заявка на приобретение первичных средств пожаротушения, изданы постановления администрации Нижнечернавского муниципального образования № от дата и № от дата, регламентирующие принятие мер по обеспечению пожарной безопасности на территории Нижнечернавского муниципального образования в осенне-зимний и весенне-летний период 2010 года. Решение вопросов по созданию условий для организации добровольной пожарной охраны, для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах на территории Нижнечернавского муниципального образования, по созданию условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах муниципального образования, и на прилегающих к ним территориях, по включению мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений должно быть регламентировано нормативными актами органов местного самоуправления, которые в настоящее время в Нижнечернавском муниципальном образовании не приняты. Статья 24.5 КоАП РФ (пункт 2) предусматривает в качестве обстоятельств, исключающих производство по делу, отсутствие состава административного правонарушения. Данное обстоятельство является основанием для вынесения постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении. Исходя из изложенных обстоятельств, руководствуясь статьями 2.1, 2.4, 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья постановил: Прекратить производство по делу об административном правонарушении, возбужденное в отношении главы Нижнечернавского муниципального образования Вольского муниципального района Саратовской области Гунина С.В., привлекающегося к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, за отсутствием в действиях лица состава административного правонарушения. Постановление может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение десяти дней через Вольский районный суд. Судья И.В. Ефимова