В соответствии со ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении суд может вынести решение об отмене постановления и прекращении производства по делу при отсутствии состава правонарушения



Дело № 12-48(1)/2011РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 мая 2011г.        г. Вольск

Судья Вольского районного суда Саратовской области Ефимова И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Никулина А.А. на постановление по делу об административном правонарушении государственного инспектора Вольского района по пожарному надзору от 28.03.2011 года о назначении административного наказания,

установил:

Никулин А.А. (глава Колоярского муниципального образования) обратился в суд с жалобой на постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное государственным инспектором Вольского района по пожарному надзору 28.03.2011 года о назначении административного наказания.

В жалобе Никулин А.А. указал, что в отношении него 25.03.2011 года государственным инспектором Вольского района по пожарному надзору составлен протокол об административном правонарушении, 28.03.2011 года вынесено постановление о привлечении Никулина А.А. к административной ответственности в связи с совершением правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ (нарушение требований пожарной безопасности), инспектором было назначено наказание в виде штрафа в размере 1000 рублей.

Заявитель полагает, что привлечение его к административной ответственности является незаконным, поскольку выполнение требований пожарной безопасности (по оборудованию естественных водоисточников пирсами, по установке указателей у гидрантов и водоемов, по оборудованию населенных пунктов Колоярского муниципального образования средствами звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара, по обеспечению населенных пунктов Колоярского образования мотопомпами) требует значительных денежных средств. Вместе с тем бюджет Колоярского муниципального образования является на 80% дотационным, при принятии бюджета денежные средства распределяются сначала на первоочередные расходы (на заработную плату работникам администрации, дома культуры, на оплату коммунальных услуг, на уличное освещение, зимнее содержание автомобильных дорог). В бюджете Колоярского муниципального образования на 2011 год на исполнение первичных мер пожарной безопасности сметных назначений не заложено. Направление бюджетных денежных средств на выполнение требований пожарной безопасности возможно только в случае перевыполнения доходной части бюджета.

По утверждению Никулина А.А., в течение 2010 года были приобретены мотопомпа (для села Ерыкла), 4 водяных насоса для бесперебойного забора воды на случай пожара. Кроме того, администрацией Колоярского муниципального образования проводились мероприятия, не требующие значительных финансовых затрат: разработан и утвержден план привлечения сил и средств служб и организаций для борьбы с природными пожарами в Колоярском муниципальном образовании, разработаны паспорта территорий на случай рисков возникновения чрезвычайных ситуаций, ежеквартально проводятся встречи с гражданами по вопросу обеспечения пожарной безопасности населения Колоярского муниципального образования. С 07.02.2011 года на территории образования действует надзорно-профилактическая операция «Жилище-2011», в рамках которой проводится инструктаж населения о соблюдении первичных мер пожарной безопасности, среди населения распространена инструкция о мерах пожарной безопасности в жилых домах, распространены памятки и листовки с номерами телефонов служб экстренного реагирования. На территории Колоярского муниципального образования средством звуковой сигнализации для оповещения людей служит звуковой спецсигнал с проблесковым маячком синего цвета на специальной автоцистерне Амур АЦ, которая находится в ОГУ «Отдельный пожарный пост села Колояр №27».

В судебном заседании Никулин А.А. доводы жалобы поддержал, пояснив, что в бюджете на 2011 год запланировано выделение денежных средств на осуществление полномочий по решению вопросов местного значения по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселений в размере 30500 рублей. Однако указанные денежные средства должны расходоваться не самим муниципальным образованием, а Вольским муниципальным районом в соответствии с соглашением о передаче части полномочий органов местного самоуправления поселения органам местного самоуправления Вольского муниципального района на 2011 год от 30.12.2010 года. Денежные средства по данной статье расходов по мере и поступления перечисляются администрацией Колоярского муниципального образования администрации Вольского муниципального района для осуществления полномочий по заключенному соглашению. Денежные средства расходуются в последующем Управлением по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Вольского муниципального района на оплату договоров выполнения работ.

В октябре и декабре 2010 года главой муниципального образования выносились постановления о выделении денежных средств из резервного фонда администрации Колоярского муниципального образования для приобретения средств пожаротушения, изготовления карт образования, на приобретение аккумуляторов и расходных материалов для транспортных средств, на выполнение работ по опашке населенных пунктов для недопущения огня, на приобретение запасных частей для ремонта автомобиля, задействованного в период ликвидации пожара, на приобретение мотопомпы, лопаты, набора инструментов.

Выслушав доводы Никулина А.А., исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, судья приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до двух тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В силу ст. 2.1. КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

При этом под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации (примечание к ст. 2.4 КоАП РФ).

Согласно постановлению, вынесенному в отношении Никулина А.А. 28.03.2011 года, в результате проведенной внеплановой проверки противопожарного состояния Колоярского муниципального образования выявлено, что:

естественные водоисточники Колоярского муниципального образования не оборудованы подъездами с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 на 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года;

у гидрантов и водоемов, а также по направлению к ним не установлены соответствующие указатели с указанием на них четкими цифрами расстояния до водоисточников;

в населенных пунктах образования отсутствуют средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара;

села Марьевка, Миневка, Ст. Лопастейка не обеспечены пожарными мотопомпами.

Как видно из представленных материалов, в бюджете Колоярского муниципального образования на 2011 год расходы образования на осуществление полномочий по решению вопросов местного значения по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселений были определены в размере 30500 рублей, иных статей расходов, где бы предусматривалось выделение денежных средств на проведение противопожарных мероприятий, в бюджете не предусмотрено.

Полномочия по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселений в соответствии с условиями соглашения о передаче части полномочий органов местного самоуправления поселения органам местного самоуправления Вольского муниципального района на 2011 год от 30.12.2010 года переданы поселением Вольскому муниципальному району.

Согласно платежным поручениям за 2010 и 2011 год, администрация Колоярского муниципального образования перечислила в 2010 и 2011 году денежные средства муниципальному району на осуществление полномочий по решению вопросов местного значения по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселений. Указанные денежные средства были израсходованы Управлением по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Вольского муниципального района на оплату договоров выполнения работ в том числе по тушению пожаров, спасению людей, ликвидации последствий аварий и стихийных бедствий, эвакуации материальных ценностей, вскрытию и разборке конструкций с использованием специальных агрегатов, механизмов (что подтверждается ответом на запрос от 12.05.2011 года).

Никулиным А.А. суду были представлены протоколы встречи граждан Колоярского муниципального образования, ведомость инструктажей населения, схема эвакуации при случае возгораний на территории Колоярского муниципального образования, паспорт пожарной безопасности муниципального образования, план привлечения сил и средств служб и организаций для борьбы с природными пожарами в Колоярском муниципальном образовании, копии постановлений администрации Колоярского муниципального образования о выделении денежных средств из резервного фонда администрации для финансирования противопожарных мероприятий, датированные октябрем и декабрем 2010 года, и счета на оплату по реализации выделенных денежных средств.

Учитывая изложенное, судья считает, что вина должностного лица в нарушении требований пожарной безопасности отсутствует, поскольку должностное лицо в рамках предоставленных ему полномочий и выделенных в бюджете муниципального образования средств не имело возможности исполнить требования закона. Кроме того, полномочия по решению вопросов местного значения по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселений по условиям заключенного соглашения были переданы Вольскому муниципальному району, куда также и перечислялись бюджетные денежные средства по данной статье расходов.

Со стороны должностного лица были предприняты все зависящие от него меры по выполнению требований пожарной безопасности- изыскивались денежные средства из резервного фонда (по результатам исполнения бюджета на 2010 год) на осуществление противопожарных мероприятий, проводились встречи с гражданами Колоярского муниципального образования, инструктаж населения, были составлены схема эвакуации при случае возгораний на территории Колоярского муниципального образования, паспорт пожарной безопасности муниципального образования, план привлечения сил и средств служб и организаций для борьбы с природными пожарами в Колоярском муниципальном образовании.

Статья 24.5 КоАП РФ (пункт 2) предусматривает в качестве обстоятельств, исключающих производство по делу, отсутствие состава административного правонарушения.

Исходя из изложенного, судья полагает постановление государственного инспектора Вольского района по пожарному надзору №71 от 28.03.2011 года о назначении административного наказания Никулину А.А. подлежащим отмене, а производство по делу подлежащим прекращению.

Согласно ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Руководствуясь ст.ст. 24.5, 30.7 КоАП РФ, судья

решил:

Постановление государственного инспектора Вольского района по пожарному надзору №71 от 28 марта 2011 года о назначении административного наказания, вынесенное в отношении главы муниципального Колоярского муниципального образования Никулина А.А., отменить.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение десяти дней через Вольский районный суд.

Судья         И.В. Ефимова