Дело № 12-87(1)/2011 29 августа 2011 года г.Вольск Судья Вольского районного суда Саратовской области Маштакова М.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Вольске дело по жалобе Борисова Александра Михайловича на постановление государственного инспектора по охране природы Саратовской области № 16/24 от 28 июля 2011г. об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 8.21 Кодекса РФ об административном правонарушении, установил: ДД.ММ.ГГГГ постановлением государственного инспектора по охране природы <адрес> Черноголовой Н.Е. № директор общества с ограниченной ответственностью «Вольскагропромэнерго» Борисов А.М. был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.21 Кодекса РФ об административных правонарушения, ему было назначено наказание в виде штрафа в размере 4000 рублей. Не согласившись с данным постановлением, Борисов А.М. обжаловал его, указав, на момент проведения проверки событие правонарушения не имело места, поскольку аппарат отопительный газовый бытовой с водяным контуром был отключен и опломбирован, кроме того, данный котёл предназначен для местного отопления бытовых помещений. Просит отменить постановление, производство по делу прекратить. В судебном заседании заявитель поддержал доводы жалобы, дал объяснения аналогичные обстоятельствам, изложенным выше, дополнив их тем, что котёл бытовой не является стационарным источником, осуществляющим выбросы вредных веществ в воздух; выброс вредных веществ в воздух не был зафиксирован и не имел места на момент проверки, осмотр отопительного котла не был произведён и акт осмотра не составлен. Изучив материалы административного дела, выслушав заявителя, судья приходит к следующему. Согласно ч.1 8.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. Из данной нормы права следует, что основанием для привлечения к административной ответственности применительно к настоящему делу является установление факта выброса обществом с ограниченной ответственностью «Вольскагропромэнерго» вредных веществ в атмосферный воздух при отсутствии специального разрешения. Согласно ст. 1 Федерального закона от 04 мая 1999г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» «вредное (загрязняющее) вещество»-химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и которые в определённых концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду. Согласно пункту 1 статьи 14 указанного Федерального закона выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха. Порядок выдачи разрешений на выброс загрязняющих веществ установлен "Административным регламентом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по выдаче разрешений на выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду", утвержденным приказом Минприроды РФ от 31.10.2008 г. N 288. Из данного нормативного правового акта следует, что в разрешении должен быть указан перечень и количество вредных (загрязняющих) веществ, разрешенных к выбросу в атмосферный воздух стационарными источниками. В приложении к разрешению на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух кроме наименования должен быть указан класс опасности вредного (загрязняющего) вещества, количественные показатели разрешенных выбросов по каждому вредному (загрязняющему) веществу. Постановлением Правительства РФ от 02 марта 2000 года N 183 "О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него" установлено, что предельно допустимые выбросы для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и юридического лица в целом или его отдельных производственных территорий с учетом всех источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух данного юридического лица или его отдельных производственных территорий, фонового загрязнения атмосферного воздуха и технических нормативов выбросов устанавливаются территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии этих предельно допустимых выбросов санитарным правилам (пункт 6 Положения). Разработка предельно допустимых и временно согласованных выбросов обеспечивается юридическим лицом, имеющим стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, на основе проектной документации (в отношении вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности) и данных инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (в отношении действующих объектов хозяйственной и иной деятельности) (пункт 8). Из положений пункта 7 статьи 12 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" следует, что виды источников, для которых устанавливаются нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух, временно согласованные выбросы, устанавливаются, разрабатываются и утверждаются в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Согласно статье 13 указанного Федерального закона федеральный орган исполнительной власти в области охраны окружающей среды совместно с другими федеральными органами исполнительной власти осуществляет, в том числе, государственную регистрацию вредных (загрязняющих) веществ и потенциально опасных веществ, которые оказывают или могут оказывать вредное воздействие на человека и окружающую среду, в соответствии с положением, утвержденным Правительством Российской Федерации. Исходя из диспозиции части 1 статьи 8.21 КоАП РФ и приведенных выше положений Закона и нормативных правовых актов суд делает вывод о том, что по данной категории дел обстоятельствами, подлежащими доказыванию, являются: отнесение объектов к источникам (видам источников) выбросов вредных (загрязняющих) веществ, определенных Правительством РФ, для которых необходимо устанавливать нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух, временно согласованные выбросы (п. 7 ст. 12 Федерального закона); отнесение выбросов от таких источников к вредным (загрязняющим) веществам, зарегистрированным в порядке, установленном статьей 13 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха"; фактическое наличие выбросов вредных веществ в атмосферный воздух. В постановлении государственного инспектора по охране природы Саратовской области Черноголовой Н.Е. № 16/24 о привлечении директора ООО «Вольскгропромэнерго» Борисова А.М. к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ указано, что для отопления помещений, принадлежащих ООО «Вольскгропромэнерго», установлен отопительный котёл типа АОГВ-11,6. Балансодержателем данного котла является ООО «Вольскгропромэнерго», котёл работает на природном газе, при сжигании топлива в котлоагрегатах осуществляется выброс загрязняющих веществ в атмосферу. Каких-либо сведений о том, относится ли указанный объект (котёл) к источникам выбросов вредных веществ, загрязняющих атмосферный и отнесенных к перечню таких источников, определяемому Правительством РФ, в протоколе об административном правонарушении, постановлении должностного лица не имеется, доказательств данного обстоятельства в материалах дела не содержится. Также в материалах дела не содержится каких-либо доказательств того, что указанным выше объектом в атмосферный воздух производится выброс вредных веществ, обладающих свойствами, указанными в статье 1 Федерального закона от 04 мая 1999 года N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", и зарегистрированных в порядке статьи 13 приведенного выше Федерального закона. Не имеется в деле доказательств, подтверждающих наличие факта выброса вредных веществ в атмосферный воздух указанным объектом. Главой 27 КоАП РФ предусмотрены меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Одной из мер по обеспечению производства по делу является осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов (п.3 ч.1 ст. 27.1 КоАП РФ). Статьёй 27.8 КоАП РФ предусмотрен порядок проведения осмотра, который вправе осуществлять лица, полномочные составлять протокол об административном правонарушении. При этом, осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий, находящихся там вещей и документов должен осуществляться в присутствии представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя или его представителя и двух понятых (часть 2) с составлением в порядке, предусмотренном частями 4, 5 и 6 данной статьи, протокола осмотра; копия протокола об осмотре должна вручаться законному представителю юридического лица (ч. 2 ст. 24.4 КоАП РФ), индивидуальному предпринимателю или его представителю (часть 6). Материалы дела не содержат протокола осмотра помещений и находящихся там вещей, документов, составленного в порядке статьи 27.8 КоАП РФ, из чего следует, что осмотр принадлежащих ООО «Вольскагромпромэнерго» помещений и вещей ( котёл), либо документов на них (технический паспорт на указанный объект и т.д.) в предусмотренном КоАП РФ порядке не производился. В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Таким образом, вина директора общества с ограниченной ответственностью «Вольскагропромэнерго» Борисова А.М. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ, не доказана, факт административного правонарушения материалами дела не подтвержден. Согласно п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление. При таких обстоятельствах и с учетом приведенных выше норм права постановление государственного инспектора по охране природы по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении директора «Вольскагропромэнерго» Борисова А.М. к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ подлежат отмене. Руководствуясь ст.ст.30.7, 30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья решил : Отменить постановление по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении директора «Вольскагропромэнерго» Борисова А.М. к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ в связи с отсутствием состава правонарушения. Производство по делу прекратить. Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 дней путём подачи жалобы через Вольский районный суд. Судья М.Н Маштакова.