протест прокурора на постановление ИФНС удовлетворен



ДЕЛО № 12-32(1)/2011Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации

22 марта 2011 г.                                                                       г. Вольск

Судья Вольского районного суда Саратовской области Черняева Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Вольске административное дело по протесту Вольского межрайонного прокурора на постановление должностного лица - заместителя начальника Межрайонной ИФНС России № 3 по Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ по ст. 14.25 ч. 3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, вынесенное в отношении Макарова С.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, гражданина Российской Федерации, проживающего по адресу: <адрес>, индивидуального предпринимателя,

установил:

Постановлением заместителя начальника Межрайонной ИФНС России № 3 по Саратовской области Соколов Д.В. от ДД.ММ.ГГГГ Макаров С.А. привлечен к административной ответственности по ст. 14.25 ч. 3 Кодекса РФ об административных правонарушениях и подвергнут административному наказанию в виде предупреждения.

На указанное постановление Вольским межрайонным прокурором принесен протест, в котором прокурор требует постановление отменить и направить дело об административном правонарушении на новое рассмотрение в связи со следующим. Согласно ст. 23.61 КоАП органы, осуществляющие государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 14.25 настоящего Кодекса. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» государственная регистрация осуществляется федеральным органом исполнительной власти (далее - регистрирующий орган), уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации". Согласно Постановлению Правительства РФ от 17 мая 2002 года № 319 Министерство Российской Федерации по налогам и сборам является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим начиная с 1 июля 2002 г. государственную регистрацию юридических лиц, с 1 января 2004 г. - государственную регистрацию физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, а также государственную регистрацию крестьянских (фермерских) хозяйств. В соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 года № 314 после вступления в силу соответствующего федерального закона Министерство РФ по налогам и сборам преобразуется в Федеральную налоговую службу, с передачей его функций по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности, по ведению разъяснительной работы по законодательству РФ о налогах и сборах Министерству финансов РФ. Таким образом, в настоящее время государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляет Федеральная налоговая служба. Согласно ч. 2 п. 2 ст. 23.61. КоАП РФ рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 3 по Саратовской области является территориальным органом федеральной налоговой службы, осуществляет государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, что вытекает из Положения о МИФНС № 3 по Саратовской области. Следовательно, дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 3 ст. 14.25 КоАП РФ вправе рассматривать только начальник МИФНС № 3 по Саратовской области, а не его заместитель. На основании изложенного прокурор просит постановление о назначении административного наказания в отношении Макарова С.А. отменить, а дело направить на новое рассмотрение в МИФНС № 3 России по Саратовской области.

В судебном заседании прокурор поддержал доводы представления.

Макаров С.А. в судебное заседание не явился, несмотря на надлежащее извещение. Его защитник в судебном заседании просил протест прокурора отклонить, так как заместитель руководителя МИФНС № 3 России по Саратовской области имел право рассмотреть протокол об административном правонарушении, что подтверждается приказом о распределении обязанностей между начальником МИФНС № 3 России по Саратовской области и заместителями начальника МИФНС № 3 России по Саратовской области от 14 мая 2010 года.     

Допрошенный в судебном заседании свидетель Соколов Д.В. д.В. показал, что им ДД.ММ.ГГГГ как заместителем МИФНС № 3 России по Саратовской области было вынесено постановление о назначении Макарову С.А. административного наказания в виде предупреждения за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.25 КоАП РФ, так как руководитель МИФНС № 3 России по Саратовской области Смирнов Р.А. был болен, а его первый зам Барышникова О.П. находилась в отпуске. Отложить рассмотрение протокола об административном правонарушении у него не имелось возможности, так как в противном случае были бы нарушены сроки рассмотрения протокола, предусмотренные КоАП РФ. Полномочиями исполняющего обязанности руководителя МИФНС № 3 России по Саратовской области он наделен не был, как зам руководителя полномочий на рассмотрение административного протокола не имел. Приказа о возложении на него обязанностей руководителя инспекции не было издано, так как Барышникова О.П. находилась в отпуске лишь до 23 февраля 2011 года, то есть в скором времени должна была приступить к работе.

Исследовав материалы дела, выслушав участников судебного разбирательства, судья находит постановление подлежащим отмене по следующим основаниям.

Согласно ст. 23.61 КоАП органы, осуществляющие государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 14.25 настоящего Кодекса.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» государственная регистрация осуществляется федеральным органом исполнительной власти (далее - регистрирующий орган), уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации".

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ Министерство Российской Федерации по налогам и сборам является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим начиная с ДД.ММ.ГГГГ государственную регистрацию юридических лиц, с ДД.ММ.ГГГГ - государственную регистрацию физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, а также государственную регистрацию крестьянских (фермерских) хозяйств. В соответствии с Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ после вступления в силу соответствующего федерального закона Министерство РФ по налогам и сборам преобразуется в Федеральную налоговую службу, с передачей его функций по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности, по ведению разъяснительной работы по законодательству РФ о налогах и сборах Министерству финансов РФ. Таким образом, в настоящее время государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляет Федеральная налоговая служба.

Согласно ч. 2 п. 2 ст. 23.61. КоАП РФ рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 3 по Саратовской области является территориальным органом федеральной налоговой службы, осуществляет государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, что вытекает из Положения о МИФНС № 3 по Саратовской области. Таким образом, дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 3 ст. 14.25 КоАП РФ, вправе рассматривать только начальник МИФНС № 3 по Саратовской области, заместитель начальника такими полномочиями не обладает.

Согласно приказу о распределении обязанностей между начальником МИФНС № 3 России по Саратовской области и заместителями начальника МИФНС № 3 России по Саратовской области от 14 мая 2010 года № 0061 с 14 мая 2010 года установлено следующее распределение обязанностей:

начальник Инспекции Смирнов Р.А. осуществляет общее руководство Инспекцией. Координирует работу отдела финансового и общего обеспечения, юридического отдела, отдела налогового аудита, отдела информационных технологий;

заместитель начальника Инспекции Барышникова О.П. исполняет обязанности начальника МИФНС № 3 России по Саратовской области Смирнова Р.А. во время его отсутствия. Координирует работу: отдела работы с налогоплательщиками, отдела регистрации и учета налогоплательщиков, отдела анализа, учетности и урегулирования задолженности, отдела ввода и обработки данных;

заместитель начальника Инспекции Соколов Д.В. исполняет обязанности заместителя начальника МИФНС № 3 России по Саратовской области Барышниковой О.П. во время её отсутствия. Координирует работу отдела камеральных проверок, отдела выездных проверок.

Из Положения о Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Саратовской области следует, что инспекцию возглавляет начальник, назначаемый на должность и освобождаемый от должности руководителем ФНС России. Начальник Инспекции несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Инспекцию задач и функций (пункт 8 Положения). Начальник Инспекции распределяет обязанности между своими заместителями (пункт 9.2 Положения), издает приказы, распоряжения и дает указания по вопросам деятельности инспекции.

Учитывая изложенное, оснований полагать, что заместитель руководителя МИФНС № 3 России по Саратовской области Соколов Д.В. был уполномочен и исполнял обязанности руководителя МИФНС № 3 России по Саратовской области Смирнова Р.А. на время его отсутствия, не имеется. В приказе о распределении обязанностей от 14 мая 2010 года № 0061 не говорится о том, что Соколов Д.В. исполняет обязанности как Барышниковой О.П., так и Смирнова Р.А. в случае отсутствия последнего. Данные обстоятельства подтверждены в судебном заседании самим Соколовым Д.В., который указал, что исполняющим обязанности руководителя МИФНС № 3 России по Саратовской области он по состоянию на 22 февраля 2010 года не являлся, полномочиями по рассмотрению административного протокола не обладал.          

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 30.7. Кодекса РФ об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

В связи с вышеизложенным судья полагает, что вынесенное в отношении Макарова С.А. постановление о назначении административного наказания в виде предупреждения за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.25. КоАП РФ, подлежит отмене с возвращением дела на новое рассмотрение должностному лицу, правомочному рассмотреть дело, ввиду существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, так как это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 30.7. Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

решил:

Постановление должностного лица - заместителя начальника Межрайонной ИФНС России № 3 по Саратовской области Соколова Д.В. от 22.02.2011 года по ст. 14.25 ч. 3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, вынесенное в отношении индивидуального предпринимателя Макарова С.А., отменить, возвратить дело на новое рассмотрение начальнику Межрайонной ИФНС России № 3 по Саратовской области, правомочному рассмотреть дело.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья               Черняева Л.В.