Решение суда №2-1028/2010



Дело №

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Гор. Волосово 23 декабря 2010 года

Волосовский районный суд Ленинградской области в составе:

Председательствующего судьи Парфенова В.Л.

Прокурора ФИО3

При секретаре ФИО4

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Волосовского района в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц о признании недействующей с момента вступления судебного решения в законную силу статьи 4 Устава Клопицкого сельского поселения Волосовского муниципального района Ленинградской области.

установил:

Прокурор Волосовского района Ленинградской области обратился с заявлением в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц о признании недействующей с момента вступления судебного решения в законную силу статьи 4 Устава Клопицкого сельского поселения Волосовского муниципального района Ленинградской области. В заявлении указал, что 01 июня 2009 года решением Совета депутатов Клопицкого сельского поселения Волосовского муниципального района Ленинградской области № 132 был утвержден Устав Клопицкого сельского поселения Волосовского муниципального района Ленинградской области. Устав опубликован в издании «Сельская новь» № 50 от 24.06.2009 года. В настоящее время действует редакция с дополнениями и изменениями, внесенными Решением Совета депутатов Клопицкого сельского поселения Волосовского муниципального района Ленинградской области от 21.06.2009 года, опубликованная в издании « Сельская новь» № 31 от 14.08.2010 года.

Считает, что отдельные положения Устава Клопицкого сельского поселения Волосовского муниципального района Ленинградской области, не соответствуют федеральному законодательству и подлежат отмене по следующим основаниям. Так, соответствие со статьей 11 Федерального закона от 04.12.2006 года №201-ФЗ «О введении в действие лесного кодекса Российской Федерации» до 1 января 2008 года лесхозы подлежали преобразованию в соответствии с гражданским законодательством. Согласно статье 23 действующего Лесного кодекса основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов являются лесничества и лесопарки. Границы лесничества, лесопарков устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Указанные полномочия, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.06.2004 года №283 (ред. от 27.01.2009 года) отнесены к введению Федерального агентства лесного хозяйства. Количество и границы лесничеств на территории Ленинградской области установлены Приказом Рослесхоза от 17.10.2008 года № 319 «Об определении количества лесничеств на территории Ленинградской области и установлении их границ». Вместе с тем, статьей 4 «Устава Клопицкого сельского поселения Волосовского муниципального района Ленинградской области», устанавливаются границы, в том числе с привязкой к территории лесхозов. Более того, в соответствие со статьей 10 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 05.04.2010 года) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются субъектом Российской Федерации. Так, границы Клопицкого муниципального образования установлены областным законом Ленинградской области от 24.09.2004 № 64-оз «Об установлении границ и наделении соответствующим статусом муниципального образования Волосовский муниципальный район и муниципальные образования в его составе». Согласно статье 44 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установление границ также не относится к вопросам регулирования устава муниципального образования. Таким образом, по мнению прокурора, статья 4 Устава Клопицкого сельского поселения Волосовского муниципального района Ленинградской области, по не соответствует требованиям федерального законодательства.

В судебном заседании прокурор Волосовского района поддержал исковые требования и дал пояснения аналогичные указанным в заявлении. Добавил, что в соответствие со ст.45 ГПК РФ прокурор уполномочен обратиться с заявлением в защиту прав неопределенного круга лиц. Поскольку ст.4 Устава Клопицкого сельского поселения в части установления границ сельского поселения затрагивает права неопределенного круга лиц, проживающих на территории Клопицкого сельского поселения на изменение границ территорий поселения без учета их мнений, гарантированных ч.2 ст.131 Конституции РФ и влечет угрозу нарушения прав неопределенного круга лиц, при уплате налогов (на землю, на имущество) по установленным в данном или граничащим с ним поселениях ставках. Просит признать недействующей с момента вступления судебного решения в законную силу статью четыре Устава Клопицкого сельского поселения Волосовского муниципального района Ленинградской области.

Представитель администрации Клопицкого сельского поселения Волосовского муниципального района Ленинградской области в судебное заседание не явился. Уведомлен надлежаще. Каких-либо заявлений, ходатайств не представил. Причину неявки в суд не заявил.

Прокурор заявила о невозможности рассматривать дело в отсутствие представителя администрации Клопицкого сельского поселения Волосовского муниципального района.

Согласно ч.1.2 ст. 252 ГПК РФ орган местного самоуправления или должностное лицо, принявшие оспариваемые нормативные правовые акты, извещаются о времени и месте судебного заседания. Заявление об оспаривании нормативного правового акта рассматривается судом в течение месяца, с участием лиц, обратившихся в суд с заявлением, представителя органа местного самоуправления и прокурора. В зависимости от обстоятельств дела суд может рассмотреть заявление в отсутствие кого-либо из заинтересованных лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания.

Каких-либо причин о невозможности рассмотреть дело в отсутствии представителя органа местного самоуправления прокурор не назвал.

Глава администрации Клопицкого сельского поселения на подготовке к рассмотрению дела присутствовал, и все вопросы по заявлению прокурора ими были оговорены.

Прокурор не представил суду обстоятельств, при которых суду было бы невозможно рассмотреть дело в отсутствии представителя заинтересованного лица. В связи с этим суд полагает рассмотреть дело в отсутствии заинтересованного лица.

Суд, заслушав заявителя, изучив материалы дела, пришел к следующему.

Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно ст. 245 ГПК РФ суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений: по заявлениям граждан, организаций, прокурора об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части, если рассмотрение этих заявлений не отнесено федеральным законом к компетенции иных судов.

Устав Клопицкого сельского поселения Волосовского муниципального района Ленинградской области учредительный по своей природе акт, определяющий конституционно-правовой статус сельского поселения и относится к нормативному правовому акту, так как затрагивает интересы физических и юридических лиц, проживающих и находящихся на территории Волосовского района Ленинградской области.

Согласно Уставу Клопицкого сельского поселения, Устав был утвержден решением Совета депутатов Клопицкого сельского поселения Волосовского муниципального района Ленинградской области 01 июня 2009 года за номером 132. Устав опубликован в издании «Сельская новь» № 50 от 24.06.2009 года. Устав зарегистрирован Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.

Областным законом Ленинградской области от 24.09.2004 № 64-оз «Об установлении границ и наделении соответствующим статусом муниципального образования Волосовский муниципальный район и муниципальные образования в его составе» установлены границы и наделено статусом городское поселение муниципального образования Волосовское городское поселение

Статьей 2 вышеназванного закона Ленинградской области установлены границы и наделено статусом муниципального образования Клопицкое сельское поселение.

В Приложении №11 к областному закону от 24.09.2004 N 64-оз имеется картографическое описание границ Клопицкого сельского поселения в Волосовском районе.

При исследовании статьи четвертой Устава Клопицкого сельского поселения и картографического описания границ Клопицкого сельского поселения в Приложении №11 к областному закону от 24.09.2004 N 64-оз, суд приходит к выводу, что в Уставе поселения содержится дословное содержание картографического описания границ приведенных в Законе Ленинградской области.

Сорок четвертой статьей Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации» за № 131ФЗ от 6октября2003года установлен перечень того, что должно определяться Уставом муниципального образования.

Прокурор указывает в своем заявлении, что данной нормой закона установление границ не относится к вопросам регулирования Устава муниципального образования. То есть, по мнению заявителя в перечне вопросов определяемых Уставом, определение границ поселения быть не должно, так как об этом ничего не указано в Законе.

Действительно, в ст. 44 Закона об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации нет прямой ссылки на то, что в Уставе поселения должна быть статья об определении границ поселения.

Однако, по мнению суда, данная статья Устава не выбивается из общего понимания смысла Устава поселения, как нормативного документа в ряду наименований разделов Устава, таких как «Наименование поселения», «Символика поселения», «Территория и границы поселения», «Описание границ», «Изменение границ», «Преобразование поселения»,- и так далее.

Анализируя Устав Клопицкого сельского поселения, суд полагает, что четвертая статья Устава - «Описание границ», не противоречит нормам Конституции РФ, федеральным законам, Уставу Ленинградской области и законам Ленинградской области, и несет в себе определенное изложение сведений, основанных на Законе, о местонахождении поселения опосредованно к другим территориям Ленинградской области, и тем самым устанавливает порядок организации местного самоуправления на территории данного поселения.

Что касается замечания прокурора о том, что ст.4 Устава Клопицкого сельского поселения в части установления границ сельского поселения затрагивает права неопределенного круга лиц, проживающих на территории Клопицкого сельского поселения на изменение границ территорий поселения без учета их мнений, гарантированных ч.2 ст.131 Конституции РФ и влечет угрозу нарушения прав неопределенного круга лиц, при уплате налогов (на землю, на имущество) по установленным в данном или граничащим с ним поселениях ставках, не нашло подтверждения в судебном заседании.

Так в ст. 4.1 Устава поселения, установлен механизм изменения границ поселения с ссылками на закон Ленинградской области и другие нормы с учетом мнения населения, выраженного путем голосования, либо на сходах граждан с учетом мнения депутатов соответствующих поселений и в связи с этим, суд не может согласиться с прокурором об ущемлении прав проживающих на территории Клопицкого сельского поселения на изменение границ территорий поселения без учета их мнений.

Что касается заявления прокурора о возможной угрозе нарушения прав неопределенного круга лиц, при уплате налогов (на землю, на имущество) по установленным в данном или граничащим с ним поселениях, как следствие, в связи с имеющейся в Уставе поселения статьей об описании границ поселения, по мнению суда, оно является беспочвенным по следующим основаниям.

Данная угроза могла бы существовать, если бы Устав не содержал бы в себе Конституционной нормы, указанной в ч.2 ст.131 Конституции РФ, где указано, что «Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий».

Данная норма прописана в ст.4.1 Устава Клопицкого сельского поселения.

Согласно ч.1 ст.3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

В настоящее время каких-либо заявлений от граждан, юридических лиц, проживающих и расположенных на территории Клопицкого сельского поселения Волосовского района, и районов Ленинградской области, граничащих с территорией Клопицкого сельского поселения, в суд не поступало. В Волосовском районном суде Ленинградской области в настоящее время не рассматриваются споры о земле связанные с границей Клопицкого сельского поселения Волосовского района Ленинградской области.

Таким образом, по мнению суда, Устав Клопицкого сельского поселения, согласно его преамбуле, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом Ленинградской области и законами Ленинградской области установил порядок организации местного самоуправления на территории муниципального образования Клопицкое сельское поселение.

Из этого следует, что Устав поселения содержит в своих положениях нормы, приведенные в Конституции Российской Федерации, федеральных законах, законах Ленинградской области и не противоречит им.

Как установлено судом норма статьи четыре Устава поселения полностью совпадает с Законом Ленинградской области от 24.09.2004 N 64-оз, что не противоречит цели, указанной в преамбуле Устава, и служит для установления порядка организации местного самоуправления.

Прокурор в заявлении привел нормы, касающиеся статьи двадцать третьей Лесного Кодекса введенного в действие Федеральным Законом от 04.12.2006 года № 201-ФЗ, где говориться об установлении границ лесничеств и лесопарков уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Тем самым подчеркнул, что Устав поселения противоречит данной норме закона и считается недействующим в части спорной статьи.

Суд полагает, что какого-либо противоречия между Лесным Кодексом РФ и ст.4 Устава поселения, нет по следующим основаниям.

Согласно Постановлению Законодательного Собрания Ленинградской области от 22 сентября 2010 г. N 720 «О протесте прокурора Ленинградской области от 21 июля 2010 года N 07-51-2010 на приложения 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, утвержденные областным законом от 1 сентября 2004 года N 52-оз "Об установлении границ и наделении соответствующим статусом муниципального образования Тихвинский муниципальный район и муниципальных образований в его составе", границы соответствующих муниципальных образований были установлены и обозначены на местности при помощи имевшегося правового инструментария - путем привязки к определенным, существовавшим в тот момент, топографическим объектам - лесхозам и их структурным единицам (лесничествам, кварталам), границы которых, в свою очередь, также были определены в процессе осуществления лесоустройства в соответствии с действовавшим в тот период лесным законодательством.

Анализ положений приказа Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоза) от 17 октября 2008 года N 319 "Об определении количества лесничеств на территории Ленинградской области и установлении их границ", указано в Постановлении, позволяет сделать вывод о том, что новые границы лесничеств данным приказом фактически не устанавливались, а определение указанных границ было выражено в виде таблицы соответствия территорий ранее существовавших лесхозов и лесничеств в их составе и вновь образованных лесничеств и участковых лесничеств.

В данном случае необходимо отметить, что с момента вступления в силу областного закона N 64-оз границы муниципальных образований на территории Волосовского района установлены, то есть данные границы как условные линии на местности в настоящее время являются самодостаточными юридическими фактами, топографическими и географическими объектами, установленными в соответствии с требованиями федерального законодательства. Таким образом, установление подзаконными нормативными актами границ земельных участков и объектов, в том числе лесхозов, должно соответствовать областному закону N 64-оз, а не наоборот.

Таким образом, границы муниципального образования Клопицкое сельское поселение Волосовского района представляют собой фактически установленную областным законом условную линию, определенную в соответствии с нормами действовавшего в тот период времени законодательства, которая не меняется в зависимости от изменения наименований территориальных единиц, географических объектов.

Согласно ч.1 ст.253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении заявления прокурора Волосовского района Ленинградской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц признать недействующей с момента вступления судебного решения в законную силу статью 4 Устава Клопицкого сельского поселения Волосовского муниципального района Ленинградской области, отказать.

Решение может быть обжаловано в Ленинградском областном суде в течение 10 дней.

Судья

Дело №

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(резолютивная часть)

Гор. Волосово 23 декабря 2010 года

Волосовский районный суд Ленинградской области в составе:

Председательствующего судьи Парфенова В.Л.

Прокурора ФИО3

При секретаре ФИО4

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Волосовского района в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц о признании недействующей с момента вступления судебного решения в законную силу статьи 4 Устава Клопицкого сельского поселения Волосовского района Ленинградской области

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении заявления прокурора Волосовского района Ленинградской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц признать недействующей с момента вступления судебного решения в законную силу статью 4 Устава Клопицкого сельского поселения Волосовского муниципального района Ленинградской области, отказать.

Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение 10 дней

С готовым решением стороны могут ознакомиться 29 декабря 2010 года.

Судья