Дело № ДД.ММ.ГГГГ
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Волосовский районный суд Ленинградской области в составе:
Председательствующего судьи Парфенова В.Л.
При секретаре ФИО3
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ступак <данные изъяты> к Администрации МО <данные изъяты> о предоставлении жилого помещения
УСТАНОВИЛ:
Ступак З.Ф. обратилась в суд с иском к Администрации МО <данные изъяты> и Администрации МО <данные изъяты> с требованиями о признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий, обязании Администрации МО <данные изъяты> принять ее на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма и обязании Муниципального образования <данные изъяты> предоставить жилое помещение по договору социального найма общей площадью согласно нормативу предоставления жилья, соответствующее санитарно-техническим требованиям в пределах <адрес>, мотивируя требования тем, что она является <данные изъяты>. Ей на праве собственности принадлежит 1/10 доля домовладения площадью 117,6 кв.м. согласно договору приватизации от ДД.ММ.ГГГГ и свидетельству о праве собственности <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ. Совместно с истицею в квартире проживает и имеет долю в собственности ее сын, ФИО2 Дом, в котором она проживает барачного типа, ветхий, имеет высокий процент износа несущих конструкций, стены не обеспечивают теплопроводность помещения. В доме отсутствует вентиляция, неисправные печные приборы и электропроводка, отсутствует канализация, водоснабжение, газоснабжение, т.е. фактически дом не пригоден для проживания, не соответствует техническим и санитарным требованиям. Обратившись в администрацию МО <данные изъяты> с просьбой предоставить ей как <данные изъяты> благоустроенное жилое помещение, она получила отказ в реализации данного права мотивированный тем, что она обеспечена нормой жилья и не является нуждающейся в жилом помещении. При этом ответчиком был полностью проигнорирован тот факт, что дом, в котором она проживает, не пригоден для проживания и уже в силу этого она может быть признанной нуждающейся в улучшении жилищных условий.
В судебном заседании истица иск поддержала и дала объяснения, аналогичные обстоятельствам, изложенным в иске.
Представитель ответчика Администрации муниципального образования <данные изъяты>, действующая по доверенности, иск не признала. Пояснила, что согласно разделу «Основания для признания жилого помещения непригодным для проживания» Постановления Правительства РФ № 47 от 28.01.2006 года, не может служить основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания отсутствие системы централизованной канализации и горячего водоснабжения в одно - и двухэтажных жилых домах. Считает, что жилое помещение, принадлежащее истице, отвечает установленным требованиям и является пригодным для проживания. Межведомственная комиссия, проводя обследование жилого помещения истицы, оценивала его в целом. Также комиссия учитывала и то, что и в техпаспорте, и в проекте данного дома не установлены, а значит и не предусмотрены системы централизованной канализации и горячего водоснабжения. Кроме этого истицу нельзя признать нуждающейся в жилом помещении по основаниям, изложенным в ст. 51 ЖК РФ. Просит в иске отказать.
Представитель ответчика Муниципального образования <данные изъяты> и привлеченного в качестве соответчика Администрации муниципального образования <данные изъяты>, действующий по доверенности, с исковыми требованиями не согласился. Пояснил, что существует Порядок предоставления гражданам жилых помещений по договору социального найма либо в собственность, утвержденный Постановлением Правительства Ленинградской области от 01.06.2010 № 131 «О мерах по реализации областного закона «Об обеспечении жильем некоторых категорий граждан, вставших на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях после 1 января 2005 года». Согласно данному Порядку с вопросом о предоставлении жилого помещения могут обратиться лица признанные нуждающимися в жилом помещении. Истица таковой не признана.
Третье лицо Кожняков В.В. в судебном заседании исковые требования Ступак З.Ф. поддержал, обосновав тем, что его мать Ступак З.Ф. нуждается в жилом помещении, т.к. она не может сама ходить за водой, за дровами, в зимний период не может сходить в туалет. Одну из деревянных стен дома невозможно утеплить, поскольку для этого ее надо сначала снести. Этого сделать не возможно из-за того, что за данной стеной проживают соседи. Кроме этого заявил, что в указании президента говорилось, что ветеранам войны будет предоставлена благоустроенная жилая площадь 36 кв.м. И хотя у них есть такая площадь, но она совсем не благоустроенная и не пригодна для проживания в ней матери.
Суд, заслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ЖК РФ) по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда малоимущим гражданам; иным определенным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанным по установленным настоящим кодексом и (или) федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
Письмом от 18 января 2010 г. №809-СК/07 Министерства Регионального развития Российской Федерации разъяснено, что исчерпывающий перечень оснований для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий установлен ст. 51 ЖК РФ. Быть признанными нуждающимися в улучшении жилищных условий могут указанные в ст. 49 ЖК РФ категории граждан. К ним относятся малоимущие; иные, определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории граждан; иностранные граждане, лица без гражданства в силу прямого указания международного договора. Таким образом, ветераны Великой Отечественной войны, члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны подлежат обеспечению жильем как иные категории граждан, определенные Федеральным законом от 12 января 1995 г. №5-ФЗ «О ветеранах». В данном случае необходимость признания указанных категорий граждан малоимущими, в целях обеспечения их жильем, отсутствует.
Согласно ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах» от 12 января 1995 г. №5, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14-19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17-19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Областным законом Ленинградской области от 02.03.2010 № 5-оз «Об обеспечении жильем некоторых категорий граждан, вставших на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях после 1 января 2005 года» (далее по тексту – Закон №5-оз), определен порядок реализации переданных Российской Федерацией органам государственной власти Ленинградской области полномочий по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17, 18, 19 и 21 Федерального закона от 12 января 1995 г. №5 ФЗ «О ветеранах» отдельных категорий граждан, вставших на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях после 1 января 2005 года.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 1 Закона № 5-оз право на получение жилых помещений в соответствии с настоящим областным законом, имеют вставшие на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях на территории Ленинградской области, после 1 января 2005 года, участники Великой Отечественной войны.
В соответствии со ст. 2 Закона №5-оз граждане, указанные в статье 1 настоящего областного закона, обеспечиваются жилыми помещениями по договорам социального найма либо в собственность. По письменным заявлениям указанных в статье 1 настоящего областного закона граждан обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения.
Согласно ч. 1, 2 ст. 3 Закона №5-оз, по письменным заявлениям указанных в статье 1 настоящего областного закона граждан, жилые помещения предоставляются по договорам социального найма либо в собственность в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи. Вне очереди жилые помещения предоставляются: гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат; гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечне.
Положения ст. 51 ЖК РФ предусматривают обстоятельства признания гражданина нуждающимся в жилом помещении.
Согласно ч.1 ст.51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с частью 4 статьи 52 ЖК РФ вместе с заявлением о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждане должны представить документы, подтверждающие их право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно пунктам 1 и 2 части 1 статьи 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если ими не представлены документы, подтверждающие право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, либо, если ими представлены документы, которые не подтверждают право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Материалами дела подтверждено, что Ступак <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, постоянно с ДД.ММ.ГГГГ проживает по адресу: <адрес>. Совместно с ней с ДД.ММ.ГГГГ проживает сын - Кожняков <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ рождения (л.д. 5).
Материалами дела, а именно договором передачи домовладения (части домовладения) с хозяйственными постройками в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельствами о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, подтверждено право собственности Ступак <данные изъяты> и Кожнякова <данные изъяты> по 1/10 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом с надворными постройками по адресу: <адрес> (л.д. 13-14, 15, 16).
Ступак <данные изъяты>, согласно удостоверению <данные изъяты> и справки <данные изъяты> №, является участником <данные изъяты> (л.д. 11, 12).
В судебном заседании установлено, и подтверждено материалами дела, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в Администрацию МО <данные изъяты> с заявлением о постановке ее на учет на получение жилья как участника <данные изъяты> (л.д. 10).
Согласно акту от ДД.ММ.ГГГГ, комиссией в составе специалистов Администрации МО <данные изъяты> была проведено обследование жилого помещения, находящегося по адресу: <адрес> (2). При осмотре было установлено, что жилое помещение находится в удовлетворительном состоянии, а именно: стены и кровля не имеют видимых повреждений, состояние удовлетворительное; внутри жилого помещения следов протечек кровли не имеется; печь, отапливаемая дровами, находится в исправном состоянии; водоснабжение – водоразборная колонка; канализация при строительстве дома не запланирована. Жилое помещение пригодно для проживания (л.д. 26).
Постановлением главы администрации <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе Ступак З.Ф. в принятии на учет в качестве малоимущей и нуждающейся в жилом помещении, представляемом по договору социального найма» Ступак З.Ф. было отказано в принятии на учет в качестве малоимущей и нуждающейся в жилом помещении, представляемом по договору социального найма по основанию, предусмотренному пп.1, 2 ч.1 ст.54 Жилищного кодекса РФ (л.д. 8).
В своем письме от ДД.ММ.ГГГГ за исх. №, адресованном Ступак З.Ф., Администрация <данные изъяты> указывает, что комиссией принято решение отказать в принятии ее на учет в связи с тем, что на основании ст. 50 Жилищного кодекса РФ и Решения Советов депутатов <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ №, минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения, в целях принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма – 9 кв.м на одного члена семьи. В ее случае на 1-го члена семьи приходится по 12,85 кв.м. Так же Администрация в своем письме указывает на то, что Ступак З.Ф. представлены не все документы, подтверждающие право состоять на учете в качестве нуждающейся в жилых помещениях (л.д. 9).
Из Решения Совета депутатов <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ №, на основании ст. 50 Жилищного кодекса РЫФ совет депутатов <данные изъяты> решил утвердить нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в муниципальном образовании <данные изъяты>: минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях – 9 квадратных метров (л.д. 25).
Порядок предоставления жилых помещений по договору социального найма устанавливается Федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. При этом, законодательством установлено, что жилые помещения по договору социального найма предоставляются нуждающимся в жилых помещениях. Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях установлены ст. 51 ЖК РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Областного закона Ленинградской области от 26.10.2005 № 89-оз «О порядке ведения органами местного самоуправления Ленинградской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» (далее по тексту – Закон №89-оз), принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если иное не установлено настоящей статьей, осуществляется определенными уставом муниципального образования органами местного самоуправления поселения или городского округа, в котором граждане постоянно проживают.
Согласно п. 1. ст. 3 Закон №89-оз принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления, указанным в пунктах 1 или 2 статьи 2 настоящего областного закона (далее - орган, осуществляющий принятие на учет), на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в орган, осуществляющий принятие на учет.
В соответствии с п. 3 ст. 3 Закона №89-оз с заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В п. 10 Перечня документов, подтверждающих право граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, утвержденных Постановлением Правительства Ленинградской области от 25.01.2006 № 4 указано, что в случае, если гражданин
имеет право на получение жилого помещения вне очереди в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации представляется Акт межведомственной комиссии о непригодности имеющегося у гражданина жилья для проживания.
В ходе судебного разбирательства, а именно ДД.ММ.ГГГГ, по заявлению истицы межведомственной комиссией, утвержденной Постановление главы администрации <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ, было проведено обследование жилого помещения, принадлежащего истице на праве собственности.
Согласно акту обследования помещения от ДД.ММ.ГГГГ, жилой дом,1-о этажный, 4-х квартирный, с чердаком без подвального помещения, фундамент бутовый ленточный, стены бревенчатые обшиты вагонкой, перекрытие деревянное утепленное, кровля шиферная, полы дощатые, оконные проемы - створные, двери филенчатые. Централизованное отопление, газоснабжение, ГВС, канализация - отсутствуют. Отопление печное. ХВС от водоразборных колонок. Сведения о несоответствиях установленным требованиям с указанием фактических значений показателя или описанием конкретного несоответствия: при осмотре установлено, что стены, фундамент и кровля жилого помещения № жилого <адрес> не имеют видимых повреждений. Внутри жилого помещения требуется: покраска полов, оклейка стен. Печь в рабочем состоянии, но необходимо прочистить дымоход. Для комфортного проживания в зимний период, возможно, утеплить стены утеплителем (л.д. 55).
Из заключения о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания от ДД.ММ.ГГГГ, составленного межведомственной комиссией следует, что комиссия по результатам рассмотренных документов: заявления гр. Ступак З.Ф. о создании комиссии по обследованию жилого дома; технического паспорта жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ, инв. №; договора передачи домовладение с хоз. постройками в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ; свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серия <данные изъяты> № и серия <данные изъяты> №; справки ТОГПН <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ исх. № и на основании акта межведомственной комиссии, составленного по результатам обследования жилого помещения приняла заключение о пригодности для проживания жилого помещения № <адрес> (л.д. 56).
В п. 12. Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» указано, что жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях без централизованных инженерных сетей в одно - и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных.
Судом установлено, что жилое помещение, в котором проживает истица, не является полностью благоустроенным, однако такой критерий, как степень благоустроенности не установлен жилищным законодательством в качестве основания для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий.
В соответствии с тем же Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47, в разделе «Основания для признания жилого помещения непригодным для проживания», п.41 указано, что не может служить основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания отсутствие системы централизованной канализации и горячего водоснабжения в одно - и двухэтажных жилых домах.
Судом установлено, что истице отказано в принятии её на учет в связи с тем, что фактически занимаемый размер площади жилого помещения на одного члена её семьи больше определенного Решением Совета депутатов <данные изъяты>, а также в связи с тем, что ею занимаемое жилое помещение пригодно для проживания.
В связи с этим суд не может признать Ступак <данные изъяты> нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Что касается двух других исковых требований, а именно обязать администрацию МО <данные изъяты> принять её на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма и обязать администрацию МО Волосовский муниципальный район предоставить ей жилое помещение по договору социального найма в пределах <адрес>, требований, которые неразрывно взаимосвязаны между собой и не могут быть рассмотрены в отдельности друг от друга, также не могут быть удовлетворены в связи с тем, что суд не может признать Ступак <данные изъяты> нуждающейся в улучшении жилищных условий.
В соответствии со ст.ст. 56, 57 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
Суд полагает, что заявление Ступак З.Ф. о том, что в соответствии с Указом Президента №714 от 07.05.2008 года и ФЗ от 15 января 1995 года №5 «О ветеранах», она имеет право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем независимо от её имущественного положения не вызывает сомнения, и в ходе судебного заседания её имущественное положение не рассматривалось, как препятствие для признания истицы нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Однако доводы истицы о том, что дом в котором она проживает не пригоден для проживания и уже в силу этого она может быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, не нашло подтверждения в судебном заседании.
Суд также считает, что ссылки истицы на Указ Президента Российской Федерации «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.», как на основание в удовлетворении её исковых требований, не состоятельны, так как в соответствии с Указом, жильем обеспечиваются ветераны и инвалиды, состоящие на учете как нуждающиеся в жилых помещениях независимо от времени постановки на учет.
Исходя из изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В исковых требованиях Ступак <данные изъяты> к Администрации МО <данные изъяты> и Администрации МО <данные изъяты> о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, постановке на учет и предоставлении жилого помещения - отказать.
Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение 10 дней.
Судья