Решение суда по гражданскому делу №2-25/2011 (не вступило в законную силу)



Дело №

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

<адрес> ДД.ММ.ГГГГ

Волосовский районный суд Ленинградской области в составе:

председательствующего судьи Парфенова В.Л.

при секретаре ФИО2

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации муниципального образования <данные изъяты> об обязании предоставить благоустроенную квартиру

установил:

ФИО1 обратился в суд с иском к Администрации муниципального образования <данные изъяты> об обязании предоставить благоустроенную квартиру, отвечающую требованиям законодательства. В исковом заявлении указал, что в ДД.ММ.ГГГГ году он прибыл на территорию <адрес> с <данные изъяты>, как вынужденный переселенец вместе с семьей, которая состоит из жены ФИО3, дочери ФИО5, дочери - ФИО4, матери - ФИО1 Был принят на работу в органы внутренних дел по <адрес> в качестве помощника участкового уполномоченного милиции ОУУМ в ДД.ММ.ГГГГ года, в последствии с ДД.ММ.ГГГГ года продолжил работу в качестве участкового уполномоченного милиции, с ДД.ММ.ГГГГ года переведен на должность старшего участкового уполномоченного милиции ОУУМ МОБ ОВД по <адрес> и обслуживает участок № <адрес>. Вместе с членами своей семьи состоит на учете в Миграционной службе по <адрес> в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий <данные изъяты>. В установленные законодательством сроки АМО <данные изъяты> не предоставила ему жилья пригодного для постоянного проживания, в связи с чем он вынужден на протяжении 10 лет его снимать. Неоднократно обращался в АМО <данные изъяты>, в <данные изъяты>, однако ему отвечали отказом. В настоящее время проживать ему с семьей негде, поскольку в предоставлении квартиры отказывают. Также указал, что на основании ст. 30 ФЗ «О милиции» сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке, а участковым уполномоченным милиции - не позднее шести месяцев с момента вступления в должность. Считает, что не предоставление ему благоустроенной квартиры по нормам жилой площади с учетом лиц проживающих с ним, нарушают его права, как сотрудника милиции, которым законодательством гарантировано предоставление благоустроенного жилья.

В судебном заседании истец и его представитель, действующий по доверенности, иск поддержали, и дали объяснения аналогичные обстоятельствам, изложенным в иске.

Представитель ответчика АМО <данные изъяты> в судебном заседании с исковыми требованиями ФИО1 не согласился. Пояснил, что ни Федеральным законом, ни областными законами администрации <данные изъяты> полномочия по обеспечению жильем сотрудников милиции не передавались. Учет нуждающихся в жилых помещениях сотрудников милиции администрация <данные изъяты> также не ведет. Согласно ст.2 областного закона Ленинградской области от 26.10.2005г. №89-оз «О порядке ведения органами местного самоуправления Ленинградской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется определенными уставом муниципального образования органами местного самоуправления муниципального района в случаях определенных федеральным законом или областным законом. В остальных случаях – это полномочия поселений. Также заявил, что истец признан вынужденным переселенцем и является участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на ДД.ММ.ГГГГ годы, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат в ДД.ММ.ГГГГ году по <адрес> и числится в списке граждан, признанных в установленном порядке вынужденными переселенцами, согласно Приложения № к протоколу от ДД.ММ.ГГГГ № совещания рабочей группы при <данные изъяты>, под №. Согласно ст. 2 Областного закона Ленинградской области от 18.05.2006 № 24-оз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области отдельными государственными полномочиями Ленинградской области в сфере жилищных отношений» администрациям муниципальных районов передавались только государственные полномочия по хранению и выдаче сертификатов, а также по ведению реестров выданных сертификатов, но не по обеспечению жильем этой категории лиц. Областным законом Ленинградской области №19-оз от 07.05.2010 г., вступившим в силу 15.05.2010г. эти полномочия с администраций муниципальных районов сняты. В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального фонда, создание условий для жилищного строительства относится к вопросам местного значения поселений. Обязанность по обеспечению жилыми помещениями участковых уполномоченных возникает у поселений, на территории которых располагается административный участок обслуживания участкового уполномоченного.

Представитель Администрации муниципального образования <данные изъяты>, привлеченного в качестве соответчика, с исковыми требованиями истца не согласился. Пояснил, что в соответствии с ч. 2 ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда предоставляются малоимущим гражданам, признанным таковыми в установленном порядке. ФИО1 состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма с ДД.ММ.ГГГГ, однако малоимущим в установленном порядке не признан, кроме того, в соответствии со ст. 57 ЖК РФ предоставление жилого помещения гражданам, состоящим на учете осуществляется в порядке очередности, исходя из времени постановки на учет. ФИО1 состоит в очереди под №, т.е. еще <данные изъяты> семей, состоящих на учете до истца, должны быть обеспечены жилым помещением. В соответствии с ч. 3 ст. 49 ЖК РФ иным категориям граждан, предусмотренных иными федеральными законами или законами субъекта Федерации, по договору социального найма предоставляются жилые помещения из жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта Федерации. Предоставлять жилые помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма категориям граждан, не указанных в ч. 2 ст. 49 ЖК РФ, органы местного самоуправления вправе только в случае наделения их соответствующими государственными полномочиями на обеспечение указанных граждан жилыми помещениями. Администрация <данные изъяты> такими полномочиями не наделена. Просят в иске ФИО1 отказать.

Представитель третьего лица <данные изъяты>, будучи надлежащим образом извещенным о слушании дела, в судебное заседание не явился. Представил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя. Суд, с учетом мнения сторон, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.

Выслушав объяснения сторон, исследовав и оценив представленные документы и обстоятельства дела, суд пришел к следующему.

С 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации (п. 1 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»).

Пунктом 3 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) определено, что принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. Принятие граждан на жилищный учет по месту их работы настоящим Кодексом не предусмотрено.

За гражданами, принятыми на жилищный учет до 1 марта 2005 года, сохраняется право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма (ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»).

В соответствии со ст. 57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» впредь до приведения в соответствие с Жилищным кодексом Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу Российской Федерации и названному Закону.

По общему правилу, согласно ст.ст. 49, 51 ЖК РФ, жилые помещения предоставляются только малоимущим гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий.

В то же время ЖК РФ сохранил порядок обеспечения жилым помещением отдельных категорий граждан.

В соответствии с ч. 3, 4 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. Аналогичный порядок предусмотрен для предоставления жилых помещений муниципального жилого фонда отдельным категориям граждан (кроме малоимущих) в случае наделения органов местного самоуправления государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями.

В соответствии со ст. 30 Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 года № 1026-1 «О милиции» (далее – Закон о милиции) сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке, а участковым уполномоченным милиции – не позднее шести месяцев с момента вступления в должность.

Как следует из вышеприведенной нормы Закона о милиции, разрешение требования о предоставлении жилой площади не ставится в зависимость от наличия или отсутствия других сотрудников милиции, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и времени постановки их на указанный учет, в ней нет положения о предоставлении жилой площади в порядке очередности. Более того, упомянутая норма устанавливает срок, в течение которого сотруднику милиции, вступившему в должность, должна быть предоставлена жилая площадь.

Кроме того, ст. 30 Закона о милиции является специальной нормой, определяющей основания и порядок предоставления жилой площади участковым инспекторам милиции, является нормой прямого действия на всей территории Российской Федерации.

Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 15 февраля 2005 г. №58-О положение части первой статьи 30 настоящего Закона органы местного самоуправления обязаны обеспечивать сотрудников милиции жилой площадью.

Конституционный Суд Российской Федерации в своем в Определении №485-О от 17.10.2006 г. также подтвердил однозначность содержащегося в ст. 30 Закона о милиции предписания об обеспечении сотрудников милиции жильем в первоочередном порядке.

Приведенная правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации сохраняет свою силу. Носит общий характер и в силу ст. 6 Федерального Конституционного закона «О Конституционном суде Российской Федерации» является обязательной для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и должностных лиц. Она в полной мере распространяется на ст. 30 Закона о милиции, обязывающую органы местного самоуправления обеспечивать сотрудников милиции жилой площадью, которая, следовательно, не может рассматриваться как нарушающая самостоятельность и права местного самоуправления и, следовательно, как противоречащая Конституции Российской Федерации, поскольку предполагает компенсацию соответствующих расходов.

Судом установлено, что ФИО1 работает в ОВД по <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ: с ДД.ММ.ГГГГ в должности помощника участкового уполномоченного милиции отдела участковых уполномоченных милиции; с ДД.ММ.ГГГГ – в должности помощника участкового уполномоченного милиции отдела участковых уполномоченных милиции; с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время – в должности старшего участкового уполномоченного милиции отдела участковых уполномоченных милиции, что подтверждается справкой служебной характеристикой ОВД по <адрес>, и по существу соответчиками не оспаривается.

Справкой от ДД.ММ.ГГГГ №, выданной АМО <данные изъяты> подтверждается, что истец ФИО1 состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях по месту жительства в АМО <данные изъяты> с составом семьи: жена – ФИО3, мать – ФИО1, дочь – ФИО4, дочь – ФИО5 с ДД.ММ.ГГГГ под №.

Из пояснения истца следует, что в соответствии с законом РФ «О милиции» он имеет право на получение жилого помещения в течение 6 месяцев со дня назначения его на должность участкового уполномоченного. До настоящего времени он жилым помещением в соответствии со ст. 30 Закона РФ «О милиции» не обеспечен, следовательно, не реализовано его право на получение жилья.

Согласно паспорту ФИО1 и справки Ф.9 истец с членами своей семьи зарегистрирован по адресу: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ. Собственниками данного жилого помещения истец и члены его семьи не являются. Данная квартира принадлежит на основании договора приватизации от ДД.ММ.ГГГГ ФИО6, ФИО8.

Оценивая собранные доказательства в совокупности, суд полагает, что истец в установленном законом порядке признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, работает участковым уполномоченным отдела участковых уполномоченных милиции ОВД по <адрес> более шести месяцев, соответственно в силу ст. 30 Закона РФ «О милиции» имеет право на получение жилья.

В соответствии со пп. 6 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения относится обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством.

К вопросам местного значения АМО <данные изъяты>, согласно пп.3 ч. 1 ст. 7 Устава АМО <данные изъяты>, принятого решением Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ №, относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения. Тем самым, АМО <данные изъяты>, выступая собственником, в полной мере осуществляет права владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, в том числе и жилым фондом на территории <адрес>.

При таких обстоятельствах, суд считает, что обязанность по обеспечению истца жильем должна быть возложена на АМО <данные изъяты>. В связи с этим, в исковых требованиях к АМО <данные изъяты>, суд полагает отказать.

Доводы представителя АМО <данные изъяты> о том, что АМО <данные изъяты> не наделено государственными полномочиями на обеспечения жилыми помещениями льготной категории граждан, субвенции из федерального бюджета для этих целей им не выделяются, поэтому у них отсутствуют основания для предоставления истцу жилья, суд находит несостоятельными, поскольку Законом РФ «О милиции» обязанность предоставлять жилье возложена на органы местного самоуправления, при этом в законе не указано, что жилье должно быть предоставлено только при наличии средств.

Доводы представителя АМО <данные изъяты> о том, что ч. 3 ст. 49 ЖК РФ указывает на то, что жилые помещения по договору социального найма отдельным категориям граждан, предусмотренных иными федеральными законами или законами субъекта Федерации, предоставляются из жилого фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ, суд также находит несостоятельными, поскольку в силу ст. 30 Закона РФ «О милиции», ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 7 Устава АМО <данные изъяты>, обязанность по предоставлению жилья возложена на органы местного самоуправления, т.е. АМО <данные изъяты>.

Истец в установленном законом порядке признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, АМО <данные изъяты> признала право истца на получение жилья, поставив его с членами семьи ДД.ММ.ГГГГ на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, соответственно орган местного самоуправления обязан обеспечить истца жильем.

Обеспечение истца жильем не может быть постановлено в зависимость от наличия или отсутствия денежных средств, свободного жилого фонда, служебного жилого фонда у милиции и других обстоятельств, поскольку ст. 30 Закона о милиции является нормой прямого действия на всей территории РФ, определяющей основания и порядок предоставления жилой площади участковыми уполномоченными.

При таком положении, суд полагает необходимым обязать АМО <данные изъяты> обеспечить истца жилой площадью в <адрес> на состав семьи пять человек по установленным нормам, действующим на момент предоставления жилья.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Обязать Администрацию муниципального образования <данные изъяты> предоставить по договору социального найма ФИО1 благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры в <адрес> на состав семьи пять человек по установленной органом местного самоуправления норме предоставления площади жилого помещения, действующей на момент предоставления жилья.

В исковых требованиях к Администрации муниципального образования <данные изъяты> отказать.

Решение может быть обжаловано в Ленинградском областном суде в течение 10 дней.

Судья: