Дело № 2-682/2010г.
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Волосово 24 декабря 2010г.
Волосовский районный суд Ленинградской области в составе
председательствующего судьи Вакуровой Л.В.
с участием прокурора Филиппова Г.А.
при секретаре Ильюшенковой С.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> к Комитету по дорожному хозяйству <адрес>, <данные изъяты> об обязании приведения в соответствие с техническими нормами автомобильной дороги <данные изъяты> <адрес>.
с участием представителя ответчика <данные изъяты> ФИО7
установил:
Прокурор Волосовского района Ленинградской области обратился в суд с иском к <данные изъяты> об обязании приведения в соответствие с техническими нормами автомобильной дороги <данные изъяты> <адрес>.
В обосновании иска указывает, прокуратурой Волосовского района в июне 2010 года была проведена проверка соответствия качества дорожного покрытия на территории <адрес> требованиям, установленным соответствующим ГОСТом. Установлено, что на момент проверки эксплуатационное состояние автомобильной дороги <данные изъяты> не отвечает требованиям нормативной документации, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения в Российской Федерации, в частности, требованиям п. З.1.1., п. 3.1.2., 3.1.3. ГОСТ Р 50597-93, утвержденного Постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 года № 221.
В соответствии с актом приемки готовности автомобильной дороги <данные изъяты> от 29.06.2010, составленным комиссией в составе главного специалиста отдела искусственных сооружений и весового контроля <данные изъяты> ФИО3, начальника отдела координации подведомственных организаций департамента дорожного хозяйства ФИО4, государственного инспектора дорожного надзора ОГИБДД по <адрес> ФИО5, специалиста <данные изъяты> данная автомобильная дорога на всем ее протяжении требует ремонта.
При этом в соответствии с актом проверки содержания дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения, составленным 30.06.2010 заместителем прокурора района Кореневым Р.В. совместно с госинспектором дорожного надзора ОГИБДД по <адрес> ФИО5 по результатам совместной проверки выявлены следующие недостатки в содержании дороги на всем е протяжении: имеет сверх нормативную ямочность, многочисленные разрушения дорожного покрытия превышающие предельные допустимые размеры.
До настоящего времени ремонт дорожного покрытия автомобильной дороги <данные изъяты> не произведен.
В соответствии с п.5 ст. 6 Федерального закона № 257-ФЗ от 08.11.2007 «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к собственности субъекта Российской Федерации относятся автомобильные дороги, которые включены в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения либо перечень автомобильных дорог не общего пользования регионального или межмуниципального значения, утверждаемые высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Ленинградской области от 27.11.2007 № 294 утвержден «Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального значения», в соответствии с п. 59 которого автомобильная дорога «<данные изъяты> общей протяженностью 8,470 км. утверждена как автомобильная дорога общего пользования регионального значения.
В соответствии с п.п. 1,2 ст. 18 Федерального закона № 257-ФЗ от 08.11.2007 «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» ремонт автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог в соответствии с правилами, установленными данной статьей.
При этом классификация работ по ремонту автомобильных дорог устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства.
Приказом Министерства транспорта РФ от 12.11.2007 № 160, утверждена (Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них» (далее - Классификация).
В соответствии с п. 3 Классификации перечень участков автомобильных дорог и дорожных сооружений, подлежащих капитальному ремонту или ремонту, определяют путем сопоставления фактических показателей их состояния, определенных по результатам обследований, диагностики и инженерных изысканий, с нормативными значениями.
При этом в соответствии с пп. «а» п. 2 ст. 10 Классификации усиление дорожной одежды при несоответствии ее прочности транспортным нагрузкам с исправлением продольных и поперечных неровностей, укладкой выравнивающих и дополнительных слоев основания и покрытия отнесено к комплексу работ капитального ремонта по доведению параметров ремонтируемых участков автомобильной дороги до значений, соответствующих ее фактической технической категории, без изменения границ полосы отвода по дорожным одеждам.
В соответствии с пп. «б,г» п. 2 ст. 11 Классификации устройство защитных слоев и слоев износа путем укладки выравнивающего (или фрезерования) и одного дополнительного слоя с обеспечением требуемой ровности и сцепных свойств или устройства поверхностной обработки, а также ликвидация колей глубиной до 45 мм и других неровностей методами поверхностного фрезерования, укладки нового слоя покрытия или поверхностной обработки отнесено к работам по ремонту дорог автомобильных дорог относится, по дорожным одеждам.
В соответствии с пп. «в,ж» п. 2 ст. 12 Классификации устранение деформаций и повреждений (заделка выбоин, просадок, шелушения, выкрашивания и других дефектов) покрытий, исправление кромок покрытий, устранение повреждений бордюров, заливка трещин на асфальтобетонных и цементобетонных покрытиях, восстановление и заполнение деформационных швов; восстановление изношенных верхних слоев асфальтобетонных покрытий на отдельных участках длиной до 50 м отнесено к работам по содержанию входят по дорожным одеждам.
В соответствии с п.п. 4,5,6 ст. 15 Классификации в прочие работы по содержанию входят: паспортизация автомобильных дорог и искусственных сооружений; диагностика, обследование и оценка состояния автомобильных дорог и искусственных сооружений; текущие и периодические осмотры, обследования и испытания искусственных сооружений; оценка качества содержания автомобильных дорог и дорожных сооружений; учет интенсивности дорожного движения; поддержание в чистоте и порядке пунктов автоматизированного учета интенсивности дорожного движения и других пунктов контроля за дорожным движением.
В ходе проверки установлено, что на основании государственного контракта на выполнение работ по содержанию региональных автомобильных дорог Ленинградской области ЛОТ № 3 № 0072, заключенного между <данные изъяты> от 12.04.2010 года, <данные изъяты> приняло на себя обязательства по выполнению полного комплекса работ по содержанию региональной автомобильной дороги <данные изъяты>», обеспечивающего безопасное и бесперебойное движение транспортных средств в соответствии с ГОСТ Р 50597-93 и ОДМ 218.0.000- 2003 (п.4.2. договора и п. 25 Приложения 1 к договору).
В соответствии с п. 10 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ автомобильная дорога, как сооружение относиться к объектам капитального строительства.
В соответствии с ч.1 ст. 79 Бюджетного кодекса РФ решения о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации принимаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
При этом в соответствии с п. 33 ст. 6 Бюджетного кодекса РФ, бюджетные инвестиции - это бюджетные средства, направляемые на создание или увеличение за счет средств бюджета стоимости государственного (муниципального) имущества.
В соответствии с п. 1 ст. 35 Закона Ленинградской области № 6-оз от 27.10.1994 «Устав Ленинградской области» Правительство Ленинградской области является высшим исполнительным органом государственной власти Ленинградской области.
Таким образом, полномочия по принятию решений о подготовке и реализации мероприятий по ремонту автомобильной дороги «Рогатино – Красная Горка», как объекта капитального строительства возложена на Правительство Ленинградской области.
В соответствии с п.п. 3-6, 8 п. 1 ст. 38 Закона Ленинградской области № 6-оз от 27.10.1994 «Устав Ленинградской области» Правительство Ленинградской области:
разрабатывает для представления Губернатором Ленинградской области в Законодательное собрание Ленинградской области проект областного бюджета, а также проекты концепции (стратегического плана) и программы социально-экономического развития Ленинградской области;
обеспечивает исполнение областного бюджета, готовит отчет о его исполнении и отчеты о выполнении программы социально-экономического развития Ленинградской области для представления их Губернатором Ленинградской области в Законодательное собрание Ленинградской области;
формирует отраслевые, территориальные и иные органы исполнительной власти Ленинградской области;
управляет и распоряжается собственностью Ленинградской области в соответствии с законами Ленинградской области;
осуществляет иные полномочия высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, определенные федеральными законами, указами Президента Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации;
В соответствии с п. 2 ст. 40 Закона Ленинградской области № 6-оз от 27.10.1994 «Устав Ленинградской области» отраслевые органы исполнительной власти Ленинградской области формируются Правительством Ленинградской области в целях осуществления закрепленных за ними полномочий и функций на всей территории Ленинградской области.
В соответствии со ст. 34 Закона Ленинградской области № 6-оз от 27.10.1994 «Устав Ленинградской области» администрация Ленинградской области представляет собой единую систему органов исполнительной власти Ленинградской области, включающую в себя: Правительство Ленинградской области; отраслевые, территориальные и иные органы исполнительной власти Ленинградской области.
В соответствии с п. 1.1. «Положения о комитете по дорожному хозяйству Ленинградской области», утвержденного Постановлением Правительства Ленинградской области от 23.09.2008 № 283 Комитет по дорожному хозяйству Ленинградской области является отраслевым органом исполнительной власти Ленинградской области и структурным элементом Администрации Ленинградской области, осуществляет координацию, регулирование и контроль деятельности в сфере дорожного хозяйства Ленинградской области.
При этом в соответствии с п.п. З.1., 3.2., 3.3., 3.4., 3.6., З.Ю., 4.1. «Положения о комитете по дорожному хозяйству Ленинградской области», утвержденного Постановлением Правительства Ленинградской области от 23.09.2008 № 283 Комитет по дорожному хозяйству Ленинградской области:
Разрабатывает долгосрочные и текущие прогнозы социально-экономического развития дорожного хозяйства Ленинградской области.
Организует разработку долгосрочных целевых программ развития сети автомобильных дорог общего пользования регионального значения, а также проектов перспективных и текущих планов дорожной деятельности на автомобильных дорогах общего пользования регионального значения, обеспечения безопасности дорожного движения.
Осуществляет планирование объемов работ и финансирование дорожной деятельности и технического оснащения автомобильных дорог общего пользования регионального значения за счет средств федерального бюджета, областного бюджета, иных источников.
Осуществляет дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального значения.
В установленном порядке осуществляет полномочия главного распорядителя бюджетных средств, предусмотренных областным бюджетом Ленинградской области на цели обеспечения дорожной деятельности, средств субвенций, субсидий и дотаций федерального бюджета, заемных средств международных финансовых организаций, а также средств иных источников. Осуществляет контроль за сохранностью государственного имущества Ленинградской области, закрепленного за подведомственными организациями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. - Принимает решения о проведении мероприятий, направленных на улучшение условий и повышение безопасности дорожного движения.
В соответствии с п. 35 ст. 6 Бюджетного кодекса РФ, главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), имеющий право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено Бюджетным кодексом РФ.
В соответствии п. 4 4.1 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель бюджетных средств обладает бюджетными полномочиями по осуществлению планирования соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований.
Однако <данные изъяты> <адрес> своевременно не осуществлено планирование работ и финансирование дорожной деятельности в отношении указанной выше автомобильной дороги.
Автомобильная дорога «<данные изъяты> входит в перечень автомобильных дорог, обслуживаемых <данные изъяты>
В соответствии с ч.2 ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленными правилами, стандартами, техническими нормам и другими документами возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Однако, из-за недостаточного финансирования заказчиком работ по содержанию, которым по государственному контракту от 12.04.2010 года является <данные изъяты> не может обеспечить надлежащее содержание автомобильных дорог общего пользования регионального значении, проходящих по территории Волосовского района.
Кроме того, по вышеуказанному государственному контракту включенные согласно Классификации в перечень работ по содержанию: диагностика и оценка состояния автомобильной дороги <данные изъяты> не вменены в обязанности Подрядчика - <данные изъяты> и по данному контракту не профинансированы.
Распоряжением Правительства Ленинградской области от 05.11.2004 года № 497- э «О создании Государственного Учреждения Ленинградской области «Управления автомобильных дорог Ленинградской области» в связи с необходимостью управления хозяйственной деятельностью в области создано <данные изъяты> <адрес>» <данные изъяты> финансирование которого должно осуществляться за счет средств областного бюджета <адрес>.
В соответствии с указанным распоряжением на <данные изъяты> возложены обязанности по обеспечению надлежащего транспортно- эксплуатационного состояния автомобильных дорог общего пользования, находящихся в государственной собственности <адрес>, а также создание условий для бесперебойного движения транспортных средств на автомобильных дорогах <адрес>, повышения их пропускной способности и благоустройств, а также выполнение функций заказчика при размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд <адрес> в сфере дорожного хозяйства, решение имущественных вопросов по объектам строительства (реконструкции, капитального ремонта). Кроме того, указанным выше распоряжением, установлено, что <данные изъяты> <адрес> выступает от имени Правительства Ленинградской области, который является учредителем <данные изъяты>
Таким образом, считает прокурор, ответчики не исполняют возложенные на них обязанности: по обеспечению безопасности дорожного движения, ремонту и содержанию автомобильной дороги «<данные изъяты> <адрес> в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-93. В результате сложившейся ситуации ненадлежащее состояние дороги может привести к повышению аварийности, ограничению перемещения граждан из <адрес> и выезд на региональную автомобильную дорогу <адрес> а также повреждению имущества граждан.
Данное бездействие, полагает прокурор, является недопустимым, поскольку нарушает права граждан проживающих в <адрес> на безопасность дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения при перемещении по <адрес> и <адрес>.
Просит обязать <данные изъяты> <адрес>:
Утвердить распределение средств областного бюджета <адрес> на проведение работ по содержанию автомобильной дороги «<данные изъяты>», а именно на: диагностику и оценку технического состояния данной автомобильной дороги.
Осуществить планирование расходов областного бюджета, составление обоснований бюджетных ассигнований средств областного бюджета финансирование дорожной деятельности по проведению работ, по ремонту автомобильной дороги <данные изъяты> в соответствии с результатами проведенных диагностики и оценки состояния автомобильных дорог.
Обязать <данные изъяты> организовать и провести работы по проведению работ, по содержанию автомобильной дороги «<данные изъяты>, а именно: диагностики и оценки технического состояния данной автомобильной дороги.
Обязать <данные изъяты> привести автомобильную дорогу <данные изъяты> в соответствие с требованиями, установленными Государственным стандартом РФ «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» ГОСТ Р 50597-93, утвержденным Постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 года № 221 путем проведения ремонта.
Представитель ответчика <данные изъяты> <адрес> представил возражение на исковое заявление, в котором указывает, что распределением средств областного бюджета <адрес> денежные средства на ремонт автомобильной дороги «<данные изъяты>в 2010 году не предусмотрены, в то же время предусмотрены денежные средства на ремонт других дорог, расположенных в Волосовском районе. Говорить о планировании расходов бюджета Ленинградской области на проведение работ по приведению дороги в нормативное состояние либо о проведении конкретных работ можно лишь после проведения оценки состояния автомобильной дороги. Кроме того, представитель ответчика считает некорректным указание в исковом заявлении на неисполнение им обязанности по обеспечению надлежащего транспортно-эксплуатационного состояния автомобильной дороги. Это – цель учреждения, но не его обязанность. Представитель указывает, также, что прокурором не представлены доказательства того, что работы, необходимые к проведению на указанной автомобильной дороге для приведения ее в соответствии с требованиями ГОСТ, относятся к работам по содержанию, либо по ремонту. Истцом, считает представитель ответчика, не представлены также доказательства того, что Подрядчик по Государственному контракту - <данные изъяты> - выполняло эти работы ненадлежащим образом, а Заказчик по Государственному контракту – <данные изъяты> - не выполнило свои обязательства по должному контролю за проводимыми работами. Кроме того, не представлены доказательства виновности <данные изъяты> в ненадлежащем состоянии дороги. Поэтому, в иске, полагает ответчик, следует отказать. (л.д.62-68)
В период рассмотрения дела в суде ответчиком <данные изъяты> выполнены работы по диагностике и транспортно-эксплуатационному состоянию автодороги <данные изъяты> (л.д.139-148)
В связи с этим в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ помощником прокурора Волосовского района было подано заявление об изменении исковых требований, в соответствии со ст. 39 ГПК РФ, в котором прокурор просит обязать <данные изъяты> включить автомобильную дорогу «<данные изъяты> в план 2011 года для дальнейшего ремонта, согласно диагностики данной автомобильной дороги.
Обязать <данные изъяты> <адрес> произвести ремонт автомобильной дороги <данные изъяты> на участке с 0 по 0+600 км и с 0+986 по 8+470 км согласно заключения диагностики данной автомобильной дороги от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 159).
Ответчиком- <данные изъяты> <адрес> представлены дополнительные возражения на измененные исковые требования, в которых указывается, что <данные изъяты> считает исковое заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:
Согласно ст. 12 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федерального закона) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расиста размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.
В силу ст. 14 Федерального закона планирование дорожной деятельности осуществляется уполномоченными органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления па основании документов территориального планирования, подготовка и утверждение которых осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог и оценки транспортно -эксплуатационного состояния автомобильных дорог, долгосрочных целевых программ.
Таким образом, Федеральным законом определен порядок планирования дорожной деятельности, вмешательство в этот процесс может повлечь нарушение порядка осуществления дорожной деятельности в отношении других автомобильных дорог регионального значения Ленинградской области, прав и законных интересов пользователей автомобильными дорогами и населения Ленинградской области.
В соответствии с ч.2 ст. 15 того же Федерального закона осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения обеспечивается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Статьей 21 указанного Федерального закона предусмотрено, что мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения его безопасности и пропускной способности дорог- федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, в ведении которых находятся автомобильные дороги.
В силу статьи 18 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ ремонт автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог; порядок ремонта автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
В соответствии с п.3 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Согласно ст.85 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 33 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации...» формирование расходов бюджета субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения осуществляется в соответствии с правилами расчета размера ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации на указанные цели на основании нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения с учетом необходимости приведения транспортно -эксплуатационных характеристик автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения в соответствие с требованиями технических регламентов. Нормативы финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения и правила расчета размера ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации на указанные цели утверждаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст.6 Областного закона Ленинградской области от 18.12.2009 №106-оз «Об областном бюджете Ленинградской области на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» бюджетные ассигнования областного бюджета Ленинградской области на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов утверждены в пределах общего объема расходов. Расходы областного бюджета Ленинградской области по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию автомобильных дорог Ленинградской области в 2010 году производятся в соответствии с Долгосрочной целевой программой «Совершенствование и развитие автомобильных дорог Ленинградской области на 2009-2012 годы», утвержденной постановлением Правительства Ленинградской области от 02.03.2009 № 45 (с изменениями, внесенными постановлением Правительства Ленинградской области от 11.03.2010 № 48).
Указанной целевой программой предусмотрено, что распределение средств по объектам капитального ремонта и ремонта, содержания автомобильных дорог осуществляется в соответствии с распоряжениями комитета по дорожному хозяйству Ленинградской области.
Согласно пункту 1.1 Положения о комитете по дорожному хозяйству Ленинградской области, утвержденному постановлением Правительства Ленинградской области от 23.09.2008 № 283, комитет является отраслевым органом исполнительной власти Ленинградской области и структурным элементом Администрации Ленинградской области, осуществляет координацию, регулирование и контроль деятельности в сфере дорожного хозяйства Ленинградской области.
В соответствии с пунктом 3.3 Положения Комитет по дорожному хозяйству Ленинградской области уполномочен осуществлять планирование объемов работ и финансирование дорожной деятельности и технического оснащения автомобильных дорог общего пользования регионального значения за счет средств федерального бюджета, областного бюджета, иных источников.
Согласно пункту 3.6 этого же Положения в установленном порядке Комитет осуществляет полномочия главного распорядителя бюджетных средств, предусмотренных областным бюджетом Ленинградской области на цели обеспечения дорожной деятельности.
В силу ст.4.2 Положения комитет утверждает адресные программы дорожной деятельности на автомобильных дорогах общего пользования регионального значения, укрепления и развития производственных баз дорожных организаций, их технического перевооружения.
В настоящее время комитетом подготовлен проект адресной программы ремонта региональных автомобильных дорог <адрес> на 2011-2013 годы. В данной адресной программе значатся ремонт 13 участков автомобильных дорог <адрес> протяженностью 43,84 км и одного моста. Ремонт автомобильной дороги <данные изъяты> проектом адресной программы не предусмотрен из-за отсутствия надлежащего финансирования из бюджета <адрес>.
Просит в удовлетворении требований <адрес> прокурора к <данные изъяты> об обязании включить автомобильную дорогу <данные изъяты> в план 2011 года для дальнейшего ремонта отказать. Рассмотреть дело в отсутствии представителя Комитета.
В связи с представленными возражениями, в судебном заседании от ДД.ММ.ГГГГ помощником прокурора Волосовского района Филипповым Г.А. в соответствии со ст. 39 ГПК РФ было подано заявление об изменении исковых требований, в котором прокурор просит обязать <данные изъяты> выполнить работы по содержанию автомобильной дороги <данные изъяты> с 0 км. по 8+470 км, согласно технических условий, предусмотренных контрактом с <данные изъяты>. От исковых требований к <данные изъяты> <адрес> и <данные изъяты>» об обязании произвести ремонт дороги отказывается.
Представитель <данные изъяты> ФИО7 с измененными исковыми требованиями прокурора согласился. Но пояснил, что данная дорога – не является приоритетной. Данная дорога будет содержаться в пределах допустимого уровня, согласно технических условий, предусмотренных контрактом заключенным с <данные изъяты>
Представители ответчиков: <данные изъяты> <данные изъяты> <адрес> в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о месте и времени слушания дела. В представленных возражениях <данные изъяты> просят рассмотреть дело в отсутствии представителя. Суд с учетом мнения сторон, счел возможным рассмотреть дела в отсутствии представителей ответчика.
Выслушав объяснения представителя истца –помощника прокурора по <адрес> Филиппова Г.А., представителя ответчика – директора <данные изъяты> ФИО7, исследовав материалы дела, суд находит исковое заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Актом проверки участка автомобильной дороги «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что данная дорога не отвечает требованиям нормативной документации, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения (л.д.13)
В представленных сведениях об участках автомобильных дорог общего пользования, требующих ремонта по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ : в п. 12 указана дорога «<данные изъяты>», протяженностью 8.47. адрес участка 0+000+8+470 (л.д.17-18).
Задачи и полномочия <данные изъяты> в «Положении о комитете по дорожному хозяйству <адрес>», утвержденному Постановлением Правительства Ленинградской области от 23.09.2008 года за № 283 (л.д.19-25).
Согласно Постановления Правительства Ленинградской области от 27.11.2007 года за № 294 автомобильная дорога <данные изъяты> является автомобильной дорогой общего пользования регионального значения (л.д.26-28).
Как следует из Государственного Контракта на выполнение работ по содержанию региональных автомобильных дорог <адрес> ЛОТ № 3 от 12.04.2010 года – <данные изъяты>» приняло на себя обязательства по выполнению полного комплекса работ по содержанию региональных автомобильных дорог и искусственных сооружений на них, обеспечивающего безопасное и бесперебойное движение транспортных средств в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, строительными норами и правилами, ГОСТам (л.д.29-35).
Согласно приложения №1 к Государственному Контракту автодорога « <данные изъяты>» входит в перечень автомобильных дорог, обслуживаемых <данные изъяты>» (л.д.36-38).
В соответствии со ст. 12 Федерального закона РФ от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц, и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения установлены Государственным стандартом РФ «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» ГОСТ Р 50597-93, утвержденным Постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 года № 221 (далее ГОСТ Р 50597-93).
Согласно ГОСТ Р 50597-93 все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранения жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды. Установленные стандартом требования должны обеспечиваться организациями, в ведении которых находятся автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов.
Обследованная дорога не отвечает требованиям к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения в Российской Федерации, установленном в ГОСТ Р 50597-93.
В соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» установлено, что к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов по дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения.
В соответствии с п. 8 ст. 5 Федерального закона № 257-ФЗ от 08.11.2007 «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения утверждаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п.6 ст. 12 Федерального закона № 257-ФЗ от 08.11.2007 «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится: осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения.
В соответствии п.п. 1, 4 ст. 17 Федерального закона № 257-ФЗ от 08.11.2007 «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог.
В соответствии с п.п. 1,2 ст. 33 Федерального закона № 257-ФЗ от 08.11.2007 «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог регионального значения осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств юридических лиц и физических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.
При этом, формирование расходов бюджета субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог регионального значения осуществляется в соответствии с правилами расчета размера ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации на указанные цели на основании нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения с учетом необходимости приведения транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения в соответствие с требованиями технических регламентов
В соответствии с п. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Данный иск предъявлен прокурором в интересах неопределенного круга лиц в рамках ст. 45 ГПК РФ, поскольку определить круг лиц - пользователей автомобильной дороги не представляется возможным, тем не менее, их права нарушаются в части безопасности дорожного движения, так как обследованная дорога, не соответствует указанным выше требованиям федерального законодательства об автомобильных дорогах и о безопасности дорожного движения, представляет реальную угрозу для жизни и здоровья участников дорожного движения.
Оценивая представленные доказательства, суд считает обоснованной позицию ответчика - <данные изъяты> <адрес>, о том, что вмешательство в процесс планирования дорожной деятельности может повлечь нарушение порядка осуществления дорожной деятельности в отношении других автомобильных дорог регионального значения <адрес>, прав и законных интересов пользователей автомобильными дорогами и населения <адрес>. Прокурор, участвующий в деле, согласился с доводами ответчика и изменил исковые требования согласно проекту адресной программы ремонта региональных автомобильных дорог <адрес> на 2011-2013 годы. В данной адресной программе значатся ремонт 13 участков автомобильных дорог <адрес> протяженностью 43,84 км и одного моста. Ремонт автомобильной дороги <данные изъяты>» проектом адресной программы не предусмотрен из-за отсутствия надлежащего финансирования из бюджета <адрес>. При таких обстоятельствах, прокурор, участвующий в деле, счел возможным привести указанную дорогу в соответствие с требованиями ГОСТ за счет выполнения работ по содержанию дороги, отказавшись от иска в части проведения ремонта.
Таким образом, суд находит иск прокурора подлежащим удовлетворению.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст.194-198ГПК РФ, суд
решил:
Иск прокурора Волосовского района удовлетворить:
Обязать <данные изъяты> выполнить работы по содержанию автомобильной дороги <данные изъяты> 0 км -8+470км, с допустимым уровнем, согласно технических условий, предусмотренных контрактом с <данные изъяты>
Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме
Судья